И опять настало утро, и Шехерезада закончила дозволенные речи, а я свои только начинаю. Сегодня у нас полный день в Мюнхене. Не надо с утра мчаться на вокзал, можно спокойно и с удовольствием позавтракать, а потом неспеша отправиться гулять по городу.
Утренний Мюнхен встречает прохладой, пустыми улицами и журчащими фонтанами.
Даже в галерее дорогих бутиков немноголюдно.
Фонтанов в городе превеликое множество. Летом особенно приятно прикоснуться к прохладе струящейся воды. Оригинальный фонтан Глобус — Глобусбруннен.
Фонтан Нептуна — Нептунбруннен в Старом ботаническом саду. Фигура Нептуна на мой взгляд несколько тяжеловата, напоминает тевтонского воина. Сад производит впечатление заброшенности, видимо средств на поддержание не хватает или энтузиазма.
Напротив сада монументальное здание похожее на дворец.
Оказалось это один из фасадов уже знакомого нам Дворца Правосудия, выходящего другим фасадом на Карлсплац. Выглядит, как совершенно другое здание.
Пожалуй самый монументальный фонтан в Мюнхене — Фонтан Виттельсбахов. Неоклассический Виттельсбахбруннен работы Адольфа фон Хильдебранда представляет водную стихию. Две статуи из Унтерсбергского мрамора символизируют положительные и отрицательные стороны воды. С одной стороны юноша верхом на хиппокампусе с огромным камнем в руках представляет разрушительную силу. С другой, Амазонка на буйволе протягивает чашу с водой, как символ плодородная и спасительной силы.
Недалеко от фонтана заметила масонский треугольник на шпиле крыши. Ещё один масонский символ — всевидящее око на щите статуи Святого Михаила в нише верхнего этажа.
Монастырская церковь кармелитов — Церковь Троицы (Dreifaltigkeitskirche), первая церковь Мюнхена в стиле позднего барокко. Построенная в 1716 году швейцарским архитектором Джованни Антонио Вискарди, это единственная крупная церковь города, которая не была разрушена во время Второй мировой войны. На фасад выходят многочисленные окна разных форм. Очень жалею, что не зашла внутрь и пропустила красочные фрески Космаса Дамиана Азама. Как на здании появились масонские символы, так и осталось загадкой.
В небольшом переулке недалеко от Мариенплац набрели на фонтан из сказки. Красная шапочка и совсем не страшный серый волк, заглядывающий в корзинку с пирожками.
Фонтан построили по заказу семьи Волф и назвали Волфсбруннен или волчий фонтан. Даже горгульи фонтана в виде волчьей головы.
Неспеша дошли до «итальянской» площади Одеонсплац. Одеонсплац — кусочек Италии в центре Мюнхена. С одной стороны Лейхтенбергский дворец копирующий палаццо Фарнезе в Риме. С другой лоджия Фельдхернхалле — подобие флорентийской Лоджии Ланци. Архитектурный ансамбль площади дополняет солнечно-жёлтая Театинкирхе, построенная по образцу римской Сант Андреа делла Велла.
Перед Лейхтенбергским дворцом гордо восседает на коне король Баварии Людвиг I.
Арки Фельдхернхалле украшены бронзовыми статуями. Слева Граф Иоганн Церклас фон Тилли — имперский фельдмаршал, знаменитый полководец Тридцатилетней войны, справа Карл-Филипп фон Вреде — баварский фельдмаршал и дипломат, в центре Мемориал баварской армии. В качестве модели для двух мраморных львов работы мюнхенского скульптора Вильгельма фон Руманна позировал лев из мюнхенского зоопарка по имени Буби.
На Одеонсплац выходит парадный фасад резиденции мюнхенских королей.
Геральдические львы стоят на страже.
В резиденцию мы отправимся позже, а пока через ворота Хофгартентор заглянем в королевские сады. Ворота похожие на римскую триумфальную арку и украшенные античными трофеями и королевскими вензелями — удивительная работа пионера баварского неоклассицизма, Лео фон Кленце.
За воротами открывается аркадная галерея с красочными фресками.
Эпический цикл фресок работы художника школы Назаретян Петра Корнелиуса прослеживает историю дома Виттельсбахов во всей их славе и великолепии.
Придворный парк Хофгартен был разбит во времена правления курфюрста Баварии Максимилиана I в. 1613 году. Сад в стиле итальянского ренессанса прочерчен ровными дорожками расходящимися лучами от центрального павильона. Небольшой павильон похожий на беседку носит гордое имя — Храм Дианы. Крышу его венчает бронзовая статуя Баварии.
Внутри опять журчат фонтанчики с тритонами и раковинами.
На восточной стороне парка находится Баварская государственная канцелярия больше похожая на дворец, чем сама Резиденция.
Из сада вышли на площадь Макса Иосифа или Макс-Йозеф-плац с монументом Максимилиану I, первому королю Баварии. На площадь выходит ещё один фасад Резиденции в стиле флорентийского палаццо Питти. Архитектурной достопримечательностью Макс-Йозеф-плац является Мюнхенский оперный театр с монументальным неоклассическим портиком. Оперный театр был построен в 1811–1818 годах архитектором Карлом фон Фишером.
Пора идти в Резиденцию. Построенный в 1385 году для герцога Стефан III дворец сменил много хозяев. Каждый последующий монарх считал своим долгом расширить свою квартиру и добавлял еще одну, две комнаты; от бальных зал и часовен до галерей, апартаментов, фонтанов и садов.
В результате образовалось множество дворов и двориков внутри королевского комплекса.
Первым нас встретил Императорский двор. Здания вокруг Императорского двора были возведены с 1612 по 1618 годы, во времена Максимилиана I. Императорский двор был открыт только в особо торжественных случаях. Сейчас стены дворца выходящие во двор покрыты сграффито, возможно первоначально здесь были настоящие каменные барельефы.
Любопытно, что на башне под механическими часами можно разглядеть солнечные часы.
Следующий великолепный двор — восьмиугольный Брунненхоф с монументальным фонтаном Виттельсбахов. Большой двор использовался для въезда карет, а также здесь проходили турниры.
Внутри Резиденции находятся несколько музеев. Королевские аппартаменты.
Коллекция античных скульптур.
Роскошный зал Антиквариум, добавленный при Вильгельме IV.
Коллекция азиатского и европейского фарфора.
Королевская сокровищница полная изделий из драгоценных металлов, камней, горного хрусталя, слоновой кости собранных правителями Баварии на протяжении веков.
Основанная в 1565 году герцогом Альбрехтом V коллекция содержит уникальные экспонаты.
Ослепительная Корона английской королевы 1370 года украшенная изумрудами, рубинами, сапфирами и жемчугом. Самая старая сохранившаяся английская корона. Она попала к Виттельсбахам как часть приданого старшей дочери английского короля Генриха IV, когда она вышла замуж за Луи, сына короля Руперта, в 1401 году.
Вероятно, самым знаменитым экспонатом является великолепная статуэтка Георгия Победоносца конца шестнадцатого века, подарок герцогу Вильгельму V от его брата архиепископа Кельнского. Считается, что лицо рыцаря вырезанное из самшита напоминает самого Вильгельма.
Статуэтка хороша со всех сторон. Золото, бриллианты, рубины, опал, агат, халцедон. Даже дракон из изумрудов. Настоящий «зелёный змей».
Знаковое место на территории Резиденции — театр Кювилье. Оперный театр, построенный в восемнадцатом веке по заказу герцога Максимилиана III считается самым красивым театром в стиле рококо в Европе. Многие известные оперы были впервые поставлены здесь, в том числе «Идоменей» Моцарта, в 1781 году.
Уникальное внутреннее убранство театра сохранилось до наших дней. Дело в том, что лепные фигуры, «поддерживающие» балконы, «бархатные» портьеры, украшения перил, даже занавес вырезаны из дерева.
Из Резиденции отправились на башню Новой ратуши, но про это я уже писала,
а потом просто гуляли по старому городу.