Что привлекает нас в старых городах — памятники, дворцы, парки и, несомненно, храмы. По ним можно отслеживать историю. Кто и почему построил, когда и зачем перестраивали, разрушали, восстанавливали. На строительство храмов не жалели средств. Здесь оттачивали своё мастерство лучшие архитекторы, скульпторы, художники от Андрея Рублёва до Микеланджело.
Хочу пригласить вас на прогулку по храмам старого Мюнхена.
Начнём с южных ворот Зендлингер Тор. Буквально в одном квартале на одноименной улице Зендлингер штрассе стоит Азамкирхе (Asamkirche). Азамкирхе — необычная даже уникальная церковь. Настоящее название церкви — церковь св. Иоанна Непомука. Построенная между 1733 и 1746 годами она была спроектирована двумя братьями Азам, Космасом Дамиан и Эгидом Квирин. Первоначально церковь задумывалась как частная, но по запросам трудящихся была открыта для широкой публики. Снаружи церковь является прекрасным примером архитектуры позднегерманского барокко. Красиво, но в меру. Однако, стоит войти внутрь как вас просто ослепит роскошь и велоколепие убранства этого крошечного храма.
Размером 22 на 8 метров, всего с двенадцатью рядами скамей Азамкирхе одна из самых маленьких церквей в Мюнхене, но, безусловно, одна из самых богатых. Стены часовни покрыты фресками Космаса Азама. Потолок расписан в стиле тромплёй, создающей иллюзию объёмности, с сюжетами из жизни Святого Иоанна Непомука. Лепнина на балконах и алтаре имитирует складки красного бархата. Главный алтарь окружен четырьмя витыми колоннами зеленоватого цвета, повторяющими колонны балдахина великого Бернини в соборе Святого Петра в Ватикане. Удивительно как в таком небольшом пространстве двум братьям-мастерам удалось так гармонично сочетать архитектуру, живопись и скульптуру.
В вестибюле церкви бело-мраморная статуя Св. Иеронима в натуральную величину соседствует с любопытным творением мюнхенского скульптора Игнаца Гюнтера.
Аллегорический золотой скелет ножницами перерезает нить жизни.
Старые города небольшие. От Азамкирхе уже видна колокольная башня собора Святого Петра. Старейшая церковь, которую мюнхенцы ласково называют Альтер Петер — Старый Пётр была построена в 1180 году. Первое здание в романском стиле возвели на месте монастыря, который существовал здесь с VIII века. Монахи называли эту местность Петербургом или Петровым холмом, отсюда и пошло название церкви. Те же самые монахи дали и городу его нынешнее имя — Мюнхен, поскольку München происходит от Mönch, по-немецки «монах».
Первая церковь простояла всего 150 лет, прежде чем пожар полностью уничтожил здание. В течение следующих сорока лет (1328–1368) церковь была реконструирована с добавлением готических элементов. Так она и стояла в своем романо-готическом великолепии в течение следующих трех веков, пока в семнадцатом веке ей не добавили ренессансный шпиль и барочные хоры. А сто лет спустя и вовсе полностью редекорировали в стиле рококо.
Изысканный интерьер церкви украшен скульптурами художника пятнадцатого века Эразма Грассера и картинами Иоганна Баптиста Циммермана.
Впечатляет великолепный позолоченный главный алтарь XVIII-го века. В его дизайне участвовал один из братьев Азам — Эгид Квирин. В центре алтаря золотая фигура Святого Петра со съёмной тиарой. Традиционно тиару снимают по случаю смерти папы до избрания преемника. Фигура Петра — единственный предмет в барочном алтаре, который остался от более раннего готического храма. Вдоль всего нефа тянутся яркие потолочные фрески.
Часы на башне Старого Питера являются самыми старыми городскими часами в Мюнхене. Их восемь циферблатов видны издалека. Спросите — Почему на каждой стороне башни по два циферблата? Легендарный мюнхенский комик Карл Валентин считает: чтобы два человека могли смотреть на часы одновременно.
Прямо за собором Св. Петра стоит Хейлиггейсткирхе (Heiliggeistkirche) — Церковь Святого Духа. Её история восходит к тринадцатому веку, когда здесь стояла романская часовня. После того, как в 1327 году часовня была уничтожена пожаром, на её месте построили готическую церковь. Нынешний облик церкви с фасадом в стиле нео-барокко является результатом серии реконструкций в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Интерьер храма был обновлён в роскошном стиле барокко в 1724–1730 годах теми же братьями Азам, которые добавили потолочные фрески и лепнину.
На колокольне развевается жёлто-белый папский флаг. 16 марта 1808 года папа Пий VII заказал новые цвета знамени католиков: желтый и белый, вероятно повторяющие цвета ключей святого Петра. Первоначально новые флаги предназначались для торговых судов и лодок рыбаков. Впоследствии они были перенесены на твёрдую землю, когда в 1831 году цвета были приняты в армии.
От Старого Питера через Мариенплац недалеко до жемчужины итальянского барокко — коллегиальной церкви Святого Каетана Театинкирхе.
Эта потрясающая церковь, созданная итальянскими архитекторами, была построена в семнадцатом веке в честь рождения принца Макса Эммануила. В 1662 году Курфюрст Фердинанд и его жена Генриетта Аделаида из Савойи приказали построить церковь и монастырь для итальянского Ордена Театин в Мюнхене, чтобы отпраздновать рождение долгожданного наследника.
Автором проекта стал итальянский архитектор Агостино Барелли. Церковь в стиле высокого барокко была построена по образцу римской Сант Андреа делла Велла (Sant' Andrea della Valle). Над фасадом здания в стиле рококо работали французские архитекторы отец и сын Франсуа Кювилье (François de Cuvilliés). Франсуа Кювилье Страший также был архитектором дворцов Нимфенбург и Резиденц в Мюнхене. Именно он способствовал созданию южно-германского стиля рококо. Желтый цвет церкви добавляет ощущение средиземноморья.
Все в церкви источает итальянское великолепие. Необычный белоснежный интерьер Театинеркирхе богато украшен лепниной. Коринфские колонны с цветами и листьями, ангелы, фигуры святых.
Ярко выделяется главный алтарь ограждённый витыми колоннами.
Светлый бело-жёлтый купол высотой 70 метров.
На белом контрастно смотрится чёрная кафедра богато украшенная резьбой.
Практически с каждой точки старого города видны круглые зеленоватые башни Фрауенкирхе. Монументальное здание из красного кирпича с башнями высотой почти 100 метров доминирует над городом. По закону ни одно новое здание не может быть построено выше Фрауэнкирхе. Охватить целиком огромный храм можно только с высоты.
Фрауэнкирхе, официально известный как Собор Богоматери является кафедральным собором католической архиепархии Мюнхена и Фрайзинга. Первый камень собора был заложен в 1468 году. Готическое здание собора было построено в рекордные сроки всего за двадцать лет.
Оригинальные луковичные купола церкви появились по очень прозаичной причине. На первоначально запланированные готические шпили, которые должны были увенчать башни-близнецы, не хватило средств. Тогда было решено увенчать башни восьмиугольными куполами в виде луковиц. Дизайн, вдохновленный Куполом Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме, так понравился, что впоследствии будет скопирован многими церквями в Баварии. В Иерусалим никто не ездил. Архитекторы просто следовали иллюстрации в книге Бернхарда фон Брейденбаха «Паломничество в Святую Землю» («Peregrinatio in Terram Sanctam»). Эта книга, своего рода «путеводитель» для паломников, была очень популярна в конце пятнадцатого века.
В первый вечер мы в собор не попали. Резная дверь работы Игнаца Гюнтера была крепко заперта. На другой день пришли пораньше и успели походить по собору пока не началась служба.
Интерьер церкви довольно прост. Стройные готические колонны уходят высоко вверх. Рёбра свода подчёркнуты золотистой охрой. Существует легенда, что дьявол поспорил со строителем собора, что тот не сумеет построить церковь без окон. В самом деле если смотреть вдоль центрального нефа, не видно ни одного окна.
На белые колонны падают разноцветные блики витражей. Собор огромен, на службе могут одновременно присутствовать до 20,000 прихожан.
В склепе собора захоронены многие члены семьи Виттельсбахов, могущественной династии, которая веками управляла Баварией.
В Фрауенкирхе регулярно проходят концерты органной музыки. Большой главный орган — один из четырех органов собора.
Одним из наиболее заметных памятников в церкви является кенотаф императора Людвига IV Баварского. Черный мраморный саркофаг окружен бронзовыми статуями рыцарей. Помпезный монумент увенчан большой императорской короной.
Прошли готику, рококо, барокко дошла очередь до ренессанса. Буквально в 3-х минутах от Фрауенкирхе стоит великолепная Иезуитская церковь Святого Михаила. Михаэльскирхе — самая большая церковь в стиле ренессанс к северу от Альп. Построенная в XVI веке церковь представляет антипротестантское движение — контрреформацию и символизирует активное несогласие с идеями Лютера. Монументальная бронзовая скульптура Архангела Михаила, сражающегося с демоноподобным протестантом встречает у дверей церкви. Эта работа — единственная часть оригинального фасада сохранившаяся после Второй мировой войны. 15 статуй бывших правителей украшают фасад: три фигуры из Дома Агилолфингеров, которые принесли христианство в Баварию, под ними в два ряда фигуры правителей, которые оказали выдающиеся услуги благосостоянию герцогства Бавария и его христианской вере.
Интерьер церкви призван демонстрировать контрреформаторскую силу: свод, арки боковых алтарей выглядят как античные триумфальные арки. Большая сводчатая крыша, уступает лишь своду собора Святого Петра в Риме.
Главный алтарь украшает полотно «Святой Михаил в борьбе с дьяволом» 1587 года придворного живописца Кристофа Шварца.
Богато украшенная кафедра.
Орган в церкви относительно новый, хотя и сконструирован по чертежам брата-иезуита Иоганна Германа XVII века.
Внимание привлёк розовый барочный фасад здания по соседству. Если бы не папский флаг было бы трудно догадаться, что это тоже храм.
Не поленились и вошли внутрь. Первый этаж выглядел довольно скромно. Ноги уже устали и идти наверх не хотелось, но я рада что пошли.
Оказалось это так называемая Гражданская церковь (Bürgersaalkirche). Построенное в 1709 году по планам Джованни Антонио Вискарди, швейцарского архитектора стиля барокко, здание первоначально служило клубом, пока в 1778 году не было перепрофилировано и стало церковью.
Тогда же интерьер был украшен фресками и росписью.
Все великолепные храмы можно обойти за пол-часа, конечно не заходя внутрь. По пути встретится много других интересных мест.