Ещё одно последнее сказанье и летопись окончена моя.
Наше весенне-летнее путешествие закончилось в столице Баварии, славном городе Мюнхене, где мы провели два вечера и один день. Прямо какие-то «Пять вечеров» получаются. Что-то меня на кинематограф потянуло.
В первый вечер решили обойти старый Мюнхен по кругу, от одних крепостных ворот к другим.
Гостиница наша располагалась неподалёку от Королевской площади Кёнигсплац (Königsplatz). С неё и начали осмотр.
Кёнигсплатц — кусочек античного мира, прямо в сердце Мюнхена. У Баварского короля Людвига I была мечта — превратить Мюнхен в Афины на реке Изар. В 1815 году король повелел построить площадь, которая была бы смоделирована с Афинского Акрополя. Спроектированная Карлом фон Фишером и завершенная Лео фон Кленце, площадь превратилась в неоклассическое произведение искусства.
Ансамбль классических зданий на Кенигсплатц открывают декоративные ворота Пропилеи (Propyläen).
Первоначально Пропилеи должны были служить западными воротами Мюнхена. Однако, ко времени окончания строительства Мюнхен уже простирался далеко за пределы Кёнигсплатц и вторые городские ворота были не нужны. Дизайн Пропилеи скопирован с входа в Акрополь в Афинах.
Пропилеи Кёнигсплатц символизируют связь между Баварией и Грецией. Людвиг I оказывал Греции финансовую поддержку, а его сын Отто стал первым королём независимой Греции.
Статуи и барельефы на фронтоне и башнях изображают борьбу греков за свободу от Османской империи.
Справа от ворот стоит Античное собрание (Antikensammlungen) с музеем древностей, напротив него Глиптотека (Glyptothek) с коллекцией древнегреческой и римской скульптуры.
Немецкий архитектор, основатель стиля неогрек — Лео фон Кленце сумел отразить все три греческих архитектурных стиля в зданиях на Кёнигсплатц. Глиптотека представляет собой ионический ордер, значит капители колонн завиты как бараньи рожки. Античное собрание — коринфский, капители украшены цветами и листьями. Строгие без всяких украшений колонны портика Пропилеи — дорический.
От несостоявшихся ворот города отправились к тем, что когда-то стойко охраняли его мир и покой.
Вскоре после его основания Генрихом Львом город Мюнхен начал укреплять свои границы. Сначала его окружил простой земляной вал. К концу 12-го века вал заменили крепостной стеной. От первых укреплений мало что осталось. Время шло. Когда Людвиг II Строгий перенес свою резиденцию в Мюнхен, население города стало быстро расти. Да и сам город ширился во всех направлениях. Решено было построить вторую линию укреплений. Вторая городская стена окруженная рвом заполненным водой встала на защиту города. Из четырех главных ворот этой стены трое сохранились до нашего времени: восточные ворота Изартор, западные — Карлстор, и южные Зендлингер Тор. Город продолжал расти, но к тому времени крепостные стены уже изжили себя как средство защиты, и третью стену строить не стали.
Первыми на пути оказались Карловы Ворота — Карлстор (Karlstor), в прошлом именуемые Нюхаузер Тор (Neuhauser Tor). В средневековом Мюнхене Карлстор служили главным оборонительным укреплением и контрольно-пропускным пунктом. Впервые ворота упоминаются в документах 1302 года. В то время они назывались НойхаузерТор по имени деревушки, которая находилась прямо за выездом из города. От ворот с запада на восток шла главная улица исторического старого города.
Сейчас перед воротами устроена оживлённая площадь Карлсплатц. На северо-западной стороне площади возвышается Дворец правосудия (Justizpalast). Здание было построено между 1890 и 1897 годами в стиле нео-барокко по проекту архитектора Фридриха фон Тирша. Дворец венчает большой купол из стекла и стали, что было новым словом в архитектуре того времени.
На фронтоне установлена статуя Юстиции, в окружении невинности и порока. Четыре угла здания украшены обелисками.
Несмотря на свои размеры, Дворец правосудия вскоре оказался слишком маленьким, и в 1906–1908 годах фон Тирш построил ещё одно здание, на этот раз из кирпича в неоготическом стиле.
Новый дворец правосудия я заметила случайно. Он стоял как раз на пути в отель. Ярко красное здание украшенное ступенчатыми щипецами (слово из Википедии) зацепило взгляд, но никак не хотело умещаться в кадр.
От Карловой площади дошли до ворот Зендлингер Тор.
Зендлингер Тор (Sendlinger Tor) — старейшие из трёх оставшихся ворот внешних городских стен Мюнхена. Ворота были предположительно построены в 1318 году, через них шёл торговый тракт в Италию.
Недалеко от Зендлингер Тор расположены третьи ворота — Изартор. Какими всё-таки маленькими были средневековые города.
К Изартору мы пришли с обратной стороны, через улицу Таль. Таль в переводе с немецкого означает падь, балка идущая вниз, что соответствовало рельефу местности в те времена. Дорога от Старой ратуши до Изартора шла вниз.
Изартор единственные из городских ворот Мюнхена, у которых сохранилась главная башня, которая возвышается над всем комплексом. Центральная башня Изартор была построена в 1337 году, через неё открывался проход к реке Изар и соляному тракту. Фланговые восьмиугольные башни были построены позже, в начале пятнадцатого века. Фасад ворот украшен фресками, изображающими триумфальное шествие Людовика Баварского (Людвига IV) после победы над австрийцами в битве при Мюльдорфе в 1322 году.
Изартор не совсем обычные ворота, а скорее мини-крепость, окружённая сторожевыми башнями. Противник прорвавшийся через первый ряд укреплений, оказывался во внутреннем дворе, запертый между крепкими крепостными стенами как в мышеловке. Обороняющиеся получали отличную позицию для обстрела врага.
Необычны и часы на главной башне. На восточной стороне они показывают время в обычном направлении по часовой стрелке. В то же время, на западной стороне циферблат представляет собой зеркальное отражение, и часы идут в обратную сторону.
Не перестаю удивляться богатой фантазии средневековых архитекторов. По форме башен мюнхенских ворот можно изучать геометрию правильных многоугольников. Западные Карлстор с квадратными башнями, Зендлингер Тор — шестиугольные, а башни Изартор имеют в основании правильный восьмиугольник.
Ну что, пора уже войти в город.
Через Зендлингер Тор попадаем на одну из старейших улиц Мюнхена Риндермаркт (Rindermarkt).
В конце улицы стоит Церковь Святого Петра, чья башня в народе называется Альтер-Питер. Храм Святого Петра является самой старой приходской церковью в Мюнхене.
Справа от собора видна высокая кирпичная башня с неоготическими зубцами. Львиная башня (Löwenturm) была построена в 14 веке. Семиэтажное кирпичное здание без лестниц и дверей, попасть в которое можно было только через соседние здания. Предназначение башни остаётся загадкой. Первоначально предполагалось, что она была частью первой городской стены. Однако, это предположение противоречит тому факту, что остатки первых построек времён Генриха Льва были найдены в 15 метрах севернее башни.
За Собором Святого Петра открылось яркое здание Старой Ратуши. Белоснежный фасад, красная крыша, зелёные готические башенки, прямо игрушка. Не зря здесь расположился Музей игрушек. Старая ратуша был построена между 1470 и 1480 годами и до 1874 года служила резиденцией мюнхенского магистрата.
От первой городской стены осталась таки одна башня — Талбургтор или башня старой ратуши. Готическая башня высотой 55 метров старше, чем собственно здание, она было построена в двенадцатом веке. Башню украшают астрономические часы и герб города Мюнхен.
С противоположной стороны — солнечные часы, куда же без них, да и время должно быть видно со всех сторон.
Обошли Старую Ратушу. Эркер башенкой и мостик над улицей, чем не средние века.
Раз уж мы сегодня гуляем по старинному маршруту, нельзя обойти Старый Дворец — Альтер Хоф (Alter Hof). Альтер-Хоф был построен в 1253–1255 годах как резиденция герцога Людвига II. Позже дворец стал императорской резиденцией Людвига IV, Баварского, Императора Священной Римской империи.
Самым живописным сохранившимся зданием Альтер-Хоф является западное крыло, Бургсток (Burgstock). Белая башня Бургстока украшена гербами герцогов Баварии и Имперским Орлом. Элегантный готический эркер называют Башня Обезьяны. Согласно легенде, малыш, ставший впоследствии императором Людвигом IV, был унесен принадлежавшей двору ручной обезьяной. Обезьяна взобралась на вершину башни и оставалась там, придворные хором убеждали её спуститься. В конце концов животное вняло уговорам и, прихватив ребёнка, слезло с крыши, доставив наследника целым и невредимым.
От Альтер Хоф преулок ведёт к самой известной пивной в мире — Хофбройхаус (HofBräuhaus).
История Хофбройхаус насчитывает более четырех веков. Придворная пивоварня была основана Герцогом Вильгельмом V в. 1589 году. Привередливые потребители хмельного напитка были недовольны товаром, подаваемым на тот момент в пивных города Мюнхена, поэтому было решено построить собственную пивоварню.
Хофбройхаус симпатичен внутри и снаружи. Потолки главного зала украшены немецкой фольклорной росписью. Играет живая музыка. Народ веселится днём и ночью, сидя за длинными деревянными столами.
Здание пивной с барочным угловым эркером и мужской статуей на круше с литровой пивной кружкой в руке. На этой счастливой ноте пожалуй на сегодня закончу. Пора пробовать продукт.
К гостинице вернулись по пешеходной улице от Мариенплац через Карлстор. Никуда от этих ворот не денешься! Ладно хоть стражу сняли.
Продолжение следует…
Теги:
Самостоятельные путешествия