Шестой день нашего большого путешествия по Мексике по программе тура «Сокровища Пернатого змея» был посвящен штату Мичоакан. Мы в первой половине дня мы познакомились с Пацкуаро, о чем я уже рассказала здесь: «Пацкуаро — бывшая столица индейцев пурепеча».
Вечером, проехав 345 километров, прибыли в столицу штата Мичоакан — Морелию, самый крупный город штата с населением около 800 тысяч человек.
Морелия основана 8 мая 1541 года первым вице-королём Новой Испании Антонио де Мендосой под названием «Новый город Мичоакана», в 1545 году название поселения поменяли на «Вальядолид» в честь испанского Вальядолида, родного города Мендосы. Исторический центр города сохранился практически неизменным со времен колониальной эпохи, поэтому он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Министерство туризма штата Мичоакан.
В город мы въезжали вдоль акведука. Это одна из основных достопримечательностей Морелии и один из самых красивых акведуков Мексики. Он существует в городе с 1549 года, но за долгую историю много раз менялся, изначально был вообще земляным.
Существующий каменный акведук был построен в 1728–1730 годах, с 1910 года не используется по своему назначению. Когда-то по этому акведуку длиной 8 километров вода поступала до границ города, а затем по подземному водопроводу — к городским фонтанам и частным владениям. Последние 1,5 километров акведука это 253 арки, высота некоторых около 10 метров, в составе есть еще две цистерны с водой.
Поскольку приехали в город довольно поздно, около 17 часов, времени было только на небольшую экскурсию по историческому центру. Остановились на площади имени Хосе Мария Морелоса (Plaza Morelos). Наш автобус уехал в отель разгружать багаж, а мы пошли смотреть город.
В центре площади стоит памятник Хосе Мария Морелосу — герою борьбы за независимость Мексики, родившемуся в Вальядолиде. Именно в честь него в 1828 году город переименовали в Морелию.
Хосе Мария Морелос — небогатый католический священник, который учился в духовной семинарии, где ректором был Мигель Идальго, оказавший на него большое влияние. Мигель Идальго в начале XIX века возглавил борьбу за независимость Мексики от Испании. О нём я упоминала в рассказе о необычной церкви Иисуса из Назарета в Акапулько.
Морелос присоединился к отрядам повстанцев в качестве капеллана, а в 1811 году после гибели Мигеля Идальго возглавил повстанцев, причем проявил способности военного стратега и тактика.
Хосе Мария Морелос повстанческим конгрессом был назначен генералиссимусом и главой исполнительной власти, в этот период он издал декрет об освобождении рабов и упразднении некоторых налогов, добился принятия Декларации о суверенитете и независимости Мексики. Но в 1815 году отряд Морелоса был разбит испанцами, а сам он захвачен в плен и казнен.
Рядом с площадью Морелоса находится один из самых красивых храмов из всех, что мы видели в Мексике, — Святилище Пресвятой Девы Гваделупской (Santuario de Nuestra Señora de Guadalupe). Храм был построен в 1708–1716 годах и посвящен Деве Гваделупской, покровительнице Мексики, но позже передан ордену францисканцев, основавших рядом монастырь Сан-Диего.
Справа к храму примыкает здание бывшего монастыря Сан-Диего. Сейчас это юридический факультет университета Морелии.
Здание храма с фасадом в стиле барокко и очень необычными интерьерами: стены, потолок и купол храма декорированы лепными розетками и позолоченными цветочными украшениями самых разнообразных форм. Работу выполнил местный мастер Хоакин Орта в 1915 году.
Нарядные интерьеры в народном стиле контрастируют с неоклассическим главным алтарем, в центре которого находится образ Девы Гваделупской. В целом храм произвёл незабываемое впечатление!
Вокруг храма находятся здания различный учебных заведений. Например, рядом — лекционная аудитория Университета Доктора Самуэля Рамоса. Здание построено в 1961 году. Здесь кроме лекций проходят различные конференции, фестивали и культурные мероприятия.
В XVIII веке Святилище Гваделупе было за пределами городской черты. В 1732 году к нему была построена пешеходная каменная тропа — Кальсада Фрай Антонио де Сан-Мигель (Calzada De Fray Antonio De San Miguel).
В последующие два века по обе стороны аллеи строили свои дома богатые семьи горожан. Это тенистая аллея длиною 500 метров популярна не только у туристов, но и у местных жителей. Здесь хорошо укрываться в жару или отдохнуть в перерыве между занятиями в университете. Кроме того это общественное пространство, где проходят религиозные шествия, рок-концерты, художественные выставки.
Кальсада Фрай Антонио де Сан-Мигель выводит к еще одной достопримечательности Морелии — Фонтану Тарасков (Fuente Tarascas).
Тараски — это те же индейцы пурепеча, как я поняла, так их называли испанцы. Фонтан здесь появился еще в начале 1930 годов. Это были все те же три полуобнаженные женщины, которые держат на вытянутых руках корзину с фруктами, но в другом исполнении. Сначала жители не приняли его и сочли аморальным, а сейчас это своеобразный символ города.
Тот фонтан, который мы видим сейчас, уже третий. Это работа скульптора Хосе Луиса Падилья Ретана, выполненная в 1984 году. Читала разные версии того, кого символизируют три женщины. В одной статье пишут, что это три индейские принцессы, в другой, что это символы городов Морелии, Пацкуаро и Цинцунцана.
Через дорогу находится Сад Вильялонгин (Jardín de Villalongín) с одним из старейших фонтанов Морелии. Фонтан Флора стоял более века на площади Пласа-де-Армас, а в 1889 году егу перенесли на это место. В центре — бронзовая фигура мифологической богини цветов и садов Флоры. Жаль, фонтан не работал.
А сад назван в честь исторического события, которое произошло на этом месте: повстанец Мануэль Вильялонгин, проявив мужество и дерзость, спас свою жену, которую испанские власти, чтобы он сложил оружие, заключили в тюрьму, что находилась рядом.
От фонтана Тарасков начинается проспект Франциско И. Мадеро (Avenida Francisco I. Madero), главная магистральная улица Морелии длиной более 17 километров, пересекающая весь город с востока на запад. Это и главная туристическая улица города, здесь находятся все основные достопримечательности.
А мы шли к центру, практически не задерживаясь, только на ходу успевая что-то сфотографировать и обратить внимание на неспешное течение жизни в этом городе.
Храм Креста (Templo de la Cruz), построенный в 1680-1690 гг. На вид католический храм, а с 1920 года принадлежит Миссионерам Святого Духа.
Исторический центр Морелии, внесённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоит из более чем 1000 колониальных строений и церквей. В городе, после его основания, жили в основном конкистадоры и их наследники, этим все объясняется. Чем ближе к центру, тем больше красивых зданий. Покажу некоторые из них.
В Морелии стоит обратить внимание на фасады с элементами стиля ар-деко. Пример — здание Лауры Евгении (Edifico Laura Eugenia), бывший особняк семьи Ибаррола, переоборудованный в коммерческие помещения.
Здание отеля Los Juaninos построили в 1685 году, как роскошный дворец епископа Мичоакана. Но община раскритиковала его за излишнюю роскошь, и дворец передали монахам для больницы.
В этом здании больше ста лет находился «Королевский госпиталь Сан-Хуан де Диос». Здесь в 1830 году была основана первая кафедра медицины в штате, а потом на её основе «Медицинская школа Мичоакана».
В 1886 году здание выкупили и перестроили в самый шикарный отель города — «Hotel Oseguera». Название изменили на «Hotel Los Juaninos» в 1998 году в память о монахах, которым принадлежала больница. Одновременно здание восстановили в его первозданном великолепии: с антикварной французской мебелью, роскошными тканями, витражами, а также современными удобствами, включая лифт.
А мы торопились в Кафедральный собор Морелии (Catedral de Morelia). Башни собора высотой 66,8 метра возвышаются над городом, если смотреть на него с высоты. Строительство собора началось в 1660 году, а закончилось 84 года спустя в 1744 году. Проект выполнил архитектор Висенте Барросо-де ла Эскайола, который возглавил строителей и посвятил собору остаток своей жизни
Обратите внимание на кресты на башнях собора: правый — железный, что символизирует божественную природу Иисуса, а левый — каменный, представляет его человеческую природу.
Собор посвящен Преображению Господню, этот библейский отрывок изображен на рельефе на фасаде здания.
Внутри было уже довольно темно, поэтому почти не фотографировала. Главная ценность собора находится под куполом в главном алтаре. Это «Manifestador» в стиле барокко высотой три метра, изготовленный из золота и серебра в XVIII веке. Название изделия не могу перевести корректно. Но, как я поняла, туда помещают во время праздников Святое Причастие.
В соборе находится очень ценный орган с 4600 трубами, изготовленный в начале XX века в Германии, второй по величине в Мексике и один из лучших на том континенте по качеству звука. Учитывая эти качества органа и вместительность собора, здесь проводится Международный фестиваль органной музыки.
На этом наша экскурсия закончилась, мы пошли устраиваться в отель, который был совсем рядом на улочке, выходящей к площади у собора.
Отель de la Soledad (Одиночество), конечно, за эти семь лет изменился. Теперь это роскошные 5*, можете глянуть по ссылке. Но и тогда он был хорош!
Скромный фасад здания, где у входа табличка — «Posada de la Soledad 1719 г.», скрывает многое! Пройдя через дверь, попадаешь в патио с фонтаном и тропическими растениями.
Вход в наши номера был с галереи второго этажа.
Уютные номера в колониальном стиле, с красивыми покрывалами на кроватях и уходящими в бесконечность потолками.
Интерьеры украшены подлинными произведениями искусства и цветами.
Заселившись, мы пошли, чтобы успеть еще увидеть хотя бы немного, пока совсем не стемнело. В 8 утра мы отправляемся дальше, а посмотрели так мало!
Справа от Собора Морелии находится Пласа-де-Армас (Plaza de Armas) — площадь Оружия. Площадь с таким названием есть в каждом мексиканском городе. Когда-то это была большая площадь Плаза-Майор, которая была разделена на части после постройки на ней собора.
Это сквер с киоском в центре, так в Мексике называют беседки, где обычно играет оркестр. Эта беседка датируется 1877 годом. Второе название этой площади — Пласа-де-лос-Мартирес — площадь Мучеников. В 1812–1813 годах здесь казнили повстанцев, боровшихся за независимость, а в 1830 году группу защитников федерализма.
Есть на площади небольшой фонтан, а также каменные скамейки, которые в этот вечер не пустовали.
Напротив Кафедрального собора есть несколько интересных зданий. Например, Дворец правительства штата Мичоакан. Здание было построено в 1770 году для Тридентской семинарии, которую в свое время посещали ведущие деятели борьбы за независимость, в том числе Хуан Мария Морелос, чье имя носит гоод. С 1867 года здесь стало заседать правительство штата Мичоакан.
Это двухэтажное здание в стиле барокко с тремя патио. В 1950-х годах знаменитый художник Альфредо Сальсе украсил лестницу и второй этаж дворца фресками, где изображены сцены из истории штата и мексиканской революции.
А в этом здании несколько банков.
Еще одно колониальное здание конца XVII века, где с 1950 года находится отель Hotel Boutique «Cantera Diez», а до этого монастырь кармелиток, больница, банк…
В Мексике много чистильщиков обуви, интересно наблюдать за их профессиональной работой. Этого чистильщика сфотографировала вечером, а утром, готовясь к работе, он поздоровался со мною, как со знакомой.
Вокруг много отелей. Одним из самых красивых зданий в городе считается здание пятизвездочного отеля Virrey de Mendoza. Здание построено в 1744 году, а отель в нём открыт с 1939 года. Заглянула на сайт отеля, очень красиво, что еще скажешь. Особенно хорош витражный потолок над внутренним двориком.
Вокруг Пласа-де-Армас в основном здания колониального периода с аркадами на первом этаже.
Вот в таких автобусах возят по городу туристов.
На крышке люка изображен герб города Морелия, который город получил еще в 1553 году.
Погуляли чуть больше часа, и начало резко темнеть. Собор красив и при вечернем освещении. Читала, что его освещение выполнила та же компания, что и освещение Эйфелевой башни.
В субботу в 9 часов вечера на фасаде собора устраивают светомузыкальное шоу, кульминация которого — фейерверк. К сожалению, мы там были не в субботу.
На фоне ясного неба четко смотрится башня церкви Святого Августина, построенной на рубеже XVI–XVII веков. А нам пора возвращаться в отель.
Уютно светился патио отеля,
вечерний ужин был легким и радовал глаз…
Проснулась рано, позавтракала в числе первых,
чтобы успеть сфотографировать собор в утренних лучах.
Минут через двадцать наш автобус выехал в дальний путь. Предстояло проехать 385 километров по горам и серпантинам штата Герреро до города Таско, о котором я уже рассказала.
Но автобус, проехав от отеля минут 15, сломался. В результате мы семь часов ждали сначала, что наш водитель отремонтирует автобус, затем автобус на замену.
С утра, пока было не жарко, еще немного прошли по городу. Неподалеку по этому же проспекту Франциско И. Мадеро находится бывший комплекс зданий иезуитов. Иезуиты прибыли в Вальядолид в конце XVI века, в 1660 году они начали строить храм, который закончили в 1695 году. В 1757 году приступили к строительству монастыря и школьного здания, завершили его в 1763 году, а через четыре года по приказу короля Испании Карлоса III иезуитов изгнали из всех испанских владений.
Здание бывшего иезуитского колледжа теперь занимает Дворец Клавихеро — культурный центр, где в выставочных залах проводятся временные выставки различных государственных и частных коллекций. Два зала занимают постоянные выставки художественного наследия Мичоакана, есть работы Диего Риверы.
Старый храм иезуитов (Templo de la Compañía de Jesús) теперь занимает Публичная библиотека университета Мичоакана.
Часть бывших зданий, принадлежащих когда-то иезуитам, занимает небольшой университетский Театр Хосе Рубена Ромеро.
Неподалеку находятся здания женского доминиканского монастыря Санта-Каталина-де-Сиена, основанного в 1595 году. Когда доминиканцы ушли отсюда, в здании в 1743 году открылся колледж Санта-Роза-де-Санта-Мария, где учились испанские девушки, в основном сироты, в том числе пению и духовной музыке. Это первая консерватория в Америке. В середине XX века он стал Высшей школой духовной музыки, а потом Консерваторией-де-Лас-Росас (Консерваторией роз).
От доминиканского монастыря остался храм Лас-Росас (Templo de Santa Rosa de Lima). Это один из двух храмов города, где есть алтарь в стиле барокко.
У нас хорошо была спланирована программа: с утра мы смотрели одну достопримечательность, к вечеру другую, а самое жаркое время дня проходило в переезде в кондиционированном автобусе. Здесь в самую жару мы остались на улице. Хорошо, нас пустили в маленькую лавочку по очереди отдыхать на паре стульев.
Водителю не удалось отремонтировать автобус в полевых условиях, вызвали замену. В результате из Морелии мы выехали после 15 часов, день был потерян, оставшее время прошла в дороге.
По пути на заправке нам встретился вот такой мексиканский мачо.
А мы за хорошее поведение во время утомительного ожидания автобуса позже получили от фирмы неожиданный подарок.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры