В небольшом мексиканском городке Таско я была по программе 18-дневной туристической поездки по Мексике семь лет назад. Скажете, старые новости? Но что может измениться за семь лет в городе, которому почти 500 лет?
В Таско мы приехали в начале двенадцатого ночи. Из-за поломки автобуса в Морелии и семичасового ожидания на жаре замены, все планы посмотреть Таско вечером самостоятельно рухнули! Силы остались только заселиться в номер. Каждый день на своем 18-дневном пути по Мексике мы ночевали в новом отеле, и каждый раз ждали, что же будет в этот раз? Нужно отдать должное — разочарования не было ни разу.
Ночевали в отеле Posada De La Mision, за прошедшее время удлинилось название отеля и добавилась звезда, поскольку провели реконструкцию. Теперь это Posada de la Mision, Hotel Museo y Jardin, и на сайте самого отеля нарисованы 5*.
Вход в номера был с открытой галереи, причем каждый номер имел название, мой назывался «Zapotitlan». В переводе с языка науатль «сапотитлан» — «место обитания», города с таким названием существуют в нескольких мексиканских штатах.
Номер был интересным, с плиточным полом и деревянной мебелью. Особенно необычными были кровати из монолитного бетона. Поскольку путешествовала я одна, все это было в моем единоличном пользовании, что радовало, но неплохо облегчило карман.
В каждом номере огромное окно и балкон.
Вид с балкона на ночной город был завораживающий — по склону горы понималось море огней!
Утром, выйдя на балкон, я увидела чудесный город, на который хотелось смотреть, не отрываясь. Так и смотрела до завтрака, как меняется город в лучах восходящего солнца. Это живописнейший горный городок, который находится под покровительством ЮНЕСКО, как памятник Мировой культуры. От подножия к вершине горы карабкаются белые домики с черепичными крышами.
А над ними возвышается Санта-Приска или церковь Святой Присциллы (Templo de Santa Prisca).
Территорию, где стоит гостиница, в 1936 году приобрел Дон Хосе Дж. Разо, который хотел развивать туристический бизнес и построить туристические центры по всей Мексике. Но мечтам не удалось осуществиться, он погиб от несчастного случая. Его дочь Елена Разо бросила учебу в Германии, вернулась на родину, чтобы продолжить дело своего отца. В 1940 году гостиница была открыта.
Очень интересно оформлены интерьеры, детали можно разглядывать бесконечно.
Отель — это несколько зданий в колониальном стиле. Номера — самые разные по цене, можно найти и приемлемые.
В составе отеля несколько салонов разной вместимости, оборудованных для проведения семинаров, презентаций, конференций и других мероприятий. Жемчужина архитектуры в колониальном стиле — Театр Хуана Руиса де Аларкона с залом на 500 человек. Театр назван в честь испанского драматурга, который родился в Таско.
На территории установлен памятник Рафулу Крайему Санчесу. Это певец и композитор первой половины XX века, родившийся в Таско. Прожил всего тридцать лет, выступал в составе трио, написал для него сотни песен, в основном основанных на фольклоре штата Герреро. В Таско проходит музыкальный фестиваль популярной музыки его имени.
Ресторанов и баров в отеле несколько. Нам накрывали в ресторане, откуда был выход к бассейну. Здесь главная достопримечательность отеля, как я поняла, из-за нее он и получил звание музея. Это стена, украшенная фреской мексиканского художника Хуана О’Гормана, посвященной последнему императору ацтеков Куаутемоку.
Вот эта картина висела в вестибюле отеля: где-то на верхнем этаже здания справа вверху мы и ночевали.
Поэтому и виды на город были замечательные. Обратите внимание на статую Христа справа на холме Атаче. Раскинувший руки пятиметровый Христос из розового камня как бы обнимает город. Статую установили в 2002 году, теперь это одна из самых популярных достопримечательностей города, тем более рядом есть отличная смотровая площадка. Но у нас, к сожалению, времени подняться туда не было.
Нас ждала экскурсия по городу. Полное название города — Таско-де-Аларкон. Считают, что происхождение названия города в переводе с языка науатль — это «место для игры в мяч». Город находится в мексиканском штате Герреро в 170 километрах на юго-запад от Мехико в горной местности на высоте 1778 метров над уровнем моря.
Серебряная история города ведется еще с ацтекского императора Монтесумы, добыча серебра в доиспанский период велась в основном для декоративных и ритуальных целей.
В 1521 году испанская экспедиция отправила в эти районы отряд для поисков олова, необходимого для изготовления пушек, а в результате обнаружили серебро. В 1529 году испанские поселенцы стали строить на месте, где сейчас находится город, новое поселение для исследования региона; серебряные жилы обнаружили в 1534 году.
Во времена конкистадоров здесь действовала королевская шахта, поставлявшая серебро в Испанию, но в течение более 200 лет Таско оставался лишь небольшим поселением.
Живописность Таско придает сочетание трех цветов: белых стен, рыжих черепичных крыш и черных кованых решеток. Благодаря строгим законам на строительство новых домов, в городе сохранилась атмосфера прошлого.
Архитектурные постройки и улицы, выложенные булыжником, придают городу особый колорит. На верандах домов в кадках благоухают малиновые цветы, а над ними порхают колибри.
Одна из известных церквей Таско — церковь бывшего монастыря Сан-Бернардино-де-Сиена, ее построил в 1592 году Франсиско де Торантес. Это один из старейших храмов Америки, но её неоклассический вид — результат реконструкции 1804, когда храм был разрушен пожаром.
Перед церковью стоит на колонне бюст первого президента свободной Мексики — индейца-сапотека Бенито Хуареса. Памятник ему есть в каждом городе Мексики.
Мексика — страна католическая, крестные ходы собирают миллионы верующих. Этот памятник — участникам таких процессий во время Страстной недели, когда участники различных братств кающихся бичуют себя по маршруту, тащат на себе вязанки с шипами и пр. Скульптуры стоят за церковью Сен-Бернардино.
Восьмиугольный купол церкви Санта-Приски, облицованный цветными изразцами, и две одинаковых колокольни видны из любой точки города. Это не удивительно, почти пятьдесят лет после постройки, эта церковь была самым высоким зданием Мексики. Его высота 94,58 метра.
Бывший муниципальный дворец, ратуша размещалась здесь до 1953 года. В настоящее время это музей, часть помещений, судя по вывеске, занимает почта.
Один из самых красивых особняков города, с каменной резьбой на фасаде, — Дом Гумбольдта. Здание датируется XVIII веком. Оно названо в честь немецкого натуралиста барона Александра фон Гумбольдта, который останавливался здесь на одну ночь в 1803 году. Сейчас в Доме Гумбольдта находится Музей колониального искусства Таско (Museo de Arte Virreinal).
Памятник испанскому драматургу XVI века Хуану-Руису де Аларкону-и-Мендосе установлен рядом с Музеем Гильермо Спратлинга. Где-то рядом дом, где родился драматург.
Музей основан на частной коллекции Гильермо Спратлинга, который жил в Таско с 1929 года. Это ювелир и художник, который основал первую мастерскую серебра и создал программу обучения ремеслу жителей региона. В знак признания его работ он был назван «отцом мексиканского серебра».
Кроме того, он был коллекционером доиспанских произведений, оригинальных исторических и археологических объектов. Большую коллекцию работ Диего Риверы он передал Национальному университету Мексики, еще одна часть его коллекции находится в Национальном музее антропологии.
Остальная часть его коллекции по завещанию перешла городу Таско, где был в 1975 году открыт Музей Гильермо Спратлинга.
«Серебряный город», основанный конкистадорами, недолго оставался главным поставщиком серебра в Испанию. Новое рождение Таско принес испанский аристократ французского происхождения Дон Хосе-де ла Борда. В 1716 году он прибыл в Таско вслед за старшим братом Франсиско, чтобы работать вместе с ним на шахте, которую тот основал. Мы дошли до главной площади Таско, названной его именем.
Наладил серебряный бизнес в Таске и разбогатев, дон Хосе-де ла Борда решил увековечить свое имя, построив в городе роскошный собор Санта-Приска в стиле барокко. Собор был построен в 1751–1758 годах. На богато декорированном фасаде в стиле чурригереско изображена сцена Крещения Господнего.
В церкви находится девять алтарей от пола до потолка, покрытых золотом. Главный алтарь посвящен святым покровителям церкви — Санта-Приске и Сан-Себастьяну. Кроме того, церкви есть картины художника Мигеля Кабреры, которые заказал для украшения церкви Хосе-де ла Борда.
В строительство были вложены миллионы долларов, для его строительства и украшения Борда нанимал лучших архитекторов, художников и мастеров того времени. Несмотря на то, что Борда считался самым богатым человеком в Мексике того времени, это строительство чуть его не разорило.
Горожанам, пораженным таким размахом строительства, меценат складно объяснял: «Бог дает Борде, а Борда дает Богу». Говорят, что главный иконостас в храме покрывает слой золота толщиной в палец.
Церковный орган выполнен из ценных пород дерева в Германии и до сих пор работает, несмотря на свой почтенный возраст — более 250 лет.
Первым священником Санта-Приски был сын Хосе-де ла Борда — Мануэль.
Помимо строительства церкви, Хосе-де ла Борда финансировал многочисленные социальные благотворительные организации. Его помнят в Мексике, но помнят также и то, что своё состояние он нажил, жестоко эксплуатируя местное население.
Мы были в церкви утром, народ собирался в храм на мессу. Было немного времени осмотреться. Пласа-Борда — уютная оживленная площадь, окруженная старинными зданиями. На главной площади любого мексиканского города обязательно стоит беседка — киоск, как их тут называют. Здесь назначают встречи горожане и туристы.
Такси на площади у церкви ждут своих клиентов. Только такие «жуки» могут ползать по узким, извилистым улочкам Таско. Справа — вход в бар «Берта», который претендует на изобретение коктейля «Маргарита».
Продают свой нехитрый товар местные индейцы.
Главное здание на площади — Casa Borda, одно из самых известных колониальных зданий в Таско, построенное в 1759 году. На снимке ниже только кусочек этого здания: слева с росписью на фасаде. Нам показывали собор, поэтому остальное в зону внимания попало только случайно. Здание построено на деньги Хосе-де ла Борда. Сейчас это Культурный центр Casa Borda, где проходят различные выставки, концерты, лекции.
Перед зданием стоит статуя Хосе-де ла Борда, так что перепутать сложно. А еще здесь во внутреннем дворике, известном как Patio de las Artesanías, есть Музей серебра, где собраны изделия от разных мастеров и дизайнеров, составившие великолепную коллекцию национальных изделий из серебра.
Таско — серебряная столица Мексики. Триста лавок, лавочек и бутиков предлагают серебро на любой вкус и кошелек — от изящной цепочки до гигантских предметов интерьера. Мы зашли в один из магазинов на Пласа-Борда. Выйти без покупки трудно! Мы и не сопротивлялись, тем более, что я любительница серебра.
Здесь каждая лавка — музей. Серебряным промыслом занимается почти каждый. В некоторых лавках устраивается «экскурсия» для туристов, в ходе которой можно спуститься в шахту, посмотреть, как выплавляется и обрабатывается серебро.
А мы тем же маршрутом направились в обратный путь. В городе трудно заблудиться — каждая из мощеных улиц имеет свой орнамент.
Таско — признанный центр туризма, сохранивший планировку и застройку колониального периода.
Первая проловина марта, цветение еще в самом начале. Можно представить, какая красота здесь будет через пару недель!
А нам и остановиться некогда, предстоит поездка в национальный парк Грутас де Какахуамильпа для посещения одной из крупнейших в мире пещерных систем, но об этом в следующий раз.
Большинство туристов, отправляясь в Мексику, покупают пляжные туры или маршруты от Мехико в сторону Канкуна, с последующим отдыхом на побережье. Но сколько интересного на северо-западе и западе от Мехико!
Например, Акапулько, о котором я уже рассказывала. Я уеду в Акапулько
Теперь, спустя время, когда я вспоминаю Мексику, то всегда вижу вот этот удивительный белый город! Как не хотелось уезжать…