«Ну, за ЛОСЯ! Штоб жилоЛОСЯ, сбыЛОСЯ, а главное обошЛОСЯ!» — говаривал бывало Михал Иваныч, наш начальник, глубоко уважаемый нашей молодой наивной братией, перед тем как аккуратно выдохнуть и уронить вглубь могучего организма стаканчик с прозрачным чаем. Он вообще был неутомляем — сутки на ногах, наравне со всеми, нам — команду спать, а сам еще побродит, бдительно оберегая наш покой и хоть бы хны, как ни в чем не бывало…
Так что сбылося, дорогой Михал Иваныч!
18
И даже всё нормально обошлося…
Прежде всего, обязательно хочу напомнить, что для поездки иностранцев в отдельные регионы Таджикистана, в которых установлена пограничная зона (ГБАО, Горно-Бадахшанская автономная область, полностью входит в эту зону), необходимо получить специальное разрешение в подразделениях ОВИР МВД РТ. Полагаю, дал достаточно информации в предыдущем рассказе «Хуш омадед…»
Здесь, в Таджикистане я за руль сам не садился, хотя мысли такие были. Пожалуй и слава богу, пусть мне в целом и грех жаловаться на собственные водительские навыки…
Итак. Сбор автомобилей и пассажиров жаждущих попасть на Памир и прежде всего в Хорог, как сообщал, происходит в Душанбе на территории автоколонны № 2927, въезд с улицы Ахмада Дониша между 15 и 17 домами. К открытию в 7.00, а может даже и раньше, имеет смысл приезжать прежде всего тем, у кого нет контактов с водителями (готов поделиться, они сами просили об этом), чтобы заранее договориться о своей поездке, особенно если вас несколько человек.
1 из 2
1
Автоколонна 2927 в г. Душанбе в 7.00
Стоимость проезда в конце октября 2018 года — 300 сомони, это чуть больше 30 долларов США. Машины, используемые в качестве коллективного такси до 7 пассажиров, в основном «Тойота Лэнд Крузер» различного возраста, но в среднем до 20 лет, бывает и больше.
1 из 3
2
Значительно реже, но встречаются и такие микроавтобусы
1
прежде всего корейского производства.
Тут надо понимать, сами водители в основном и владельцы этих машин. Это их хлеб, машина — кормилец семьи, поэтому содержат они их в достойном и исправном состоянии. На маршрут коники выходят чистыми и прибранными. Учитывая состояние дорог, пользуются совсем недешевыми шинами, которые тем не менее приходится менять в промежутке 30–40 тыс. км, тормозные колодки рассчитывают максимум на пробег до 15 тыс.км, а резинки подвески служат 4–5 поездок не более. Всё очень логично, да и в живых остаться и им самим как-то хочется подольше, не только пассажирам.
Экономика у них примерно такая — дизтопливо и бензин 95 стоят в пределах от 8,10 до 8,50 (это в Хороге), «Крузаки» в основном дизельные, расход как ни крути 10–12 л на 100 км, больше 4–5 поездок (туда и обратно соответственно) в месяц не получается. Редко кто из молодых выходит на 5–7. Нелегкий это труд. А стоимость 20-ти летнего джипа как ни крути 12–15 тыс американских…
Эта информация, понятное дело, основана на беседах с самим водителями. В общем, я доверился им безоговорочно. Правда и деться особо некуда, авиатранспорт я сразу исключил.
5
Самолеты все-таки в Хорог летают. Правда этот - частный, фонда Агахана
Время в пути — не менее 12–14 часов, не стоит обольщаться насчет всего-то 600 км расстояния между Душанбе и Хорогом.
3
Указатель на выезде из Хорога. Казалось бы разве это расстояния?
Дорога непростая и я ниже постараюсь насколько возможно подробно рассказать о ней.
В путь, друзья!
В прошлом, как легко убедиться по приведенной карте, дорога на Памир шла через Обигарм, далее на Тавильдару, где находился самый высокий на ней перевал Хабурабад (около 4000 м) и далее к Калай-Хумбу (здесь и дальше названия населенных пунктов буду писать в более привычном для меня варианте). Оттуда вдоль пограничного Пянджа вплоть до Хорога. Уже потом хоть в высокогорный Мургаб и киргизский Ош (вот эта дорога и есть настоящий «Памирский тракт»), хоть на юг в Ишкашим.
2
Калай-Хумб. Прямо - на Тавильдору, через перевал, закрытый на полгода, налево - на Шурабад-Куляб.
Тот самый перевал в районе Тавильдоры, был, к сожалению, самым слабым звеном для движения автотранспорта на Памир. В ноябре традиционно его засыпало снегом и так до самого апреля посуху с таджикской стороны (от Душанбе) Памир был закрыт полгода. Во времена СССР снабжение в зимний период осуществлялось во вспомогательном варианте и через Ош по круглогодичному, не смотря на высоты, Памирскому тракту, но не системно, поскольку расходы на этот маршрут все-таки значительно выше. Зато в период апрель—ноябрь по дороге шли и шли машины, чтобы ГБАО не испытывало проблем с запасами вплоть до конца следующей весны. Ну, а пассажиры в Хорог в основном летали на самолетах Як-40.
Для перевозок грузов в большинстве случаев использовались бензиновые ЗиЛ-130 и машин этих требовалось немало. Только он, неприхотливый и надежный, тогда мог трудится не покладая колес и бортов своих в тех краях. Он нормально чувствовал себя на высоте, в отличие от дизельного КамАЗа тех лет, правда, предельного грузоподъемность у него была всего-то 6 тонн, и расход около 26–28 л бензина на 100 км.
2
Явно уже брошенный, трудяга советский ЗиЛ-130 в Хороге
Понятно, что в независимом Таджикистане такая ситуация грозила определенными осложнениями, тем более еще в конце 80-х годов, во времена СССР уже была намечена более удобная дорога на Памир. Так что о создании постоянного пути на Памир в Душанбе задумались практически сразу, но возможности длительное время были ограничены.
В общем, давайте я лучше по порядку.
В настоящее время основная дорога из Душанбе в Хорог начинается по трассе А385, ведущей на Куляб, до которого чуть больше 200 км, когда-то центра одноименной области Таджикской ССР. Ныне Куляб разжалован до статуса города областного подчинения в Хатлонской области, которую поставлен возглавлять Курган-Тюбе. Дорога на этом участке, протяженностью чуть более 200 км достаточно неплохая,
8
Дангаринский район
с нормальным покрытием, в большинстве случаев с наличием асфальтированной обочины, практически без ям, заплат и выбоин. Самое выдающееся место здесь, без преувеличения — водохранилище Нурекской ГЭС, наследия СССР, имеющего для суверенного Таджикистана огромное значение.
22
Вид на Нурекское водохранилище
Советую найти вариант здесь приостановиться и посмотреть на окружающие живописные красоты. Правда, с утра возможности съемки из-за положения солнца несколько ограничены, но, заверяю вас, на обратном пути из Хорога вы будете проезжать здесь уже по темноте так что другого шанса, кроме специальной поездки сюда, у вас не будет.
Где-то примерно в этих краях начинается и следующая дорожная реальность
1
Милитсия бдит... ГАИ, оно и в Африке ГАИ.
— ага, ребята с палочками. Только у них они не полосатые, бело-черные, а красные, чуть покороче и светящиеся в темноте. В Душанбе гаишников даже днем немерено, а по вечерам-ночам вообще стоят через каждые 200–300 метров. На трассе пореже, но ведь и дорог-то в Таджикистане не так уж и много. Иногда бдят и в скрытном режиме.
2
Разговор нашего водителя с гаёвыми
Остановка на самом деле означает только одно: «Позолоти ручку!». Водитель вздыхал, отщипывал из кармана купюрки поменьше и безропотно брел «пообщаться». «Так у нас принято» — говорит. Тонкое ли дело Восток или толстое, тут уж на усмотрение каждого. Это я к тому, что машину с чужими номерами, российскими, например, запросто могут и пропустить без потерь, постесняются остановить, мало ли, вдруг зафиксирует и нажалуется, но и точно также запросто может оказаться, что тормознут и стребуют больше чем с местных, под предлогом страшной кары за мелкое нарушение ими самими же и выдуманными. Не угадаешь. Это системно и обыденно, даже на пограничном посту при въезде в пресловутую пограничную зону перед Шурабадом, вот здесь (понятное дело, ближе не снимал)
10
Блок-пост на дороге после Куляба. Сначала пограничники, затем такой же пост уже милиции. Точнее - "милитсии"
я сам видел, как солдат-пограничник без стеснения и не скрываясь ни разу, принял мзду от дальнобойщика. Видимо «за державу» ему совсем не обидно…
Ну и завершая немелодичную тему проверок на дорогах, отмечу — отдельно пасущихся «милитсионеров» на дороге больше нигде не увидел, а постов по пути в Хорог было штук 5 минимум.
13
Впереди еще один блок-пост. Ванч.
Чаще всего, остановившись на посту, водитель сам брал мой паспорт с разрешением и брел с ним к проверяющим, но бывало, что и они, те самые проверяющие, проявляя служебное рвение, заглядывали-таки в салон машины, а однажды у меня сгоряча даже спросили о наличии визы. Просто вспомнил, что в некоторых отзывах на просторах интернета мелькало мнение о возможности проскочить без пропуска. Очень сомневаюсь, что такое получится, разве что автостопом в грузовиках с безбашенным водилой… Не рекомендую пробовать.
Про Куляб,
1
Въезд в Куляб
постараюсь рассказать еще отдельно, своеобразный город, во времена СССР там даже пединститут имелся. Для меня в этой поездке на обратном пути из Хорога, он стал важным пунктом для заезда в Московский — городка, где вырос и учился в школе.
Обратите внимание на фотографию ниже
1
Куляб. Наглядная агитация!
Во как! Это, думаю, тоже из наследия СССР…
В Кулябе на площадке гостиницы с названием конечно же «Памир»
2
Гостиница "Памир" в Кулябе. Точнее - "Мехмонхона Помир". Основной пункт остановки и перекуса памирских водителей.
большинством водителей делается короткая санитарно-перекусочная остановка, треть путь, наиболее комфортная, пройдена. Уже на выезде из города дорожная обстановка начинает меняться
1 из 3
4
Сразу после Куляба
Вставил фотографии этого участка дороги в виде слайдов, кстати, последовательных, только по причине ограничения правилами их количества в рассказе. Я ж запечатлел в избытке чувств чуть ли не каждый километр пути:))) Соседи, слава богу, не жаловались на непрерывный звук затвора. Мы перезнакомились очень быстро и они в духе той доброжелательности, описанной опять-таки в предыдущей серии, относились ко мне с глубоким пониманием, надо отдать должное.
Что говорить, несколько изменилось и ширина дорожного полотна. Плюс трасса ощутимо пошла в высоту. Это плоскогорье, плато и вокруг нет высоких гор или обрывов. Нас ждал Шурабад
3
Арки на въезде в каждый район. Эта - в Шурабадский
2
А вот и Шурабад, Там вдалеке блок-пост, где проверяют въезд в погранзону.
и перевал, фактически самое высокое место трассы. Высота его в пределах 2500 м, перевалом-то в полном смысле его назвать сложно, да и высота слабенькая, учитывая, что Хорог в основном расположен над уровнем моря в 2350 м, а его ботанический сад еще на 300–400 м выше, молчу про Мургаб или там Зоркуль… Тем не менее, после него начинается бодрый спуск в Иолскую долину и к пограничному Пянжду. Примерно отсюда только и начинается свежепостроенное китайцами шоссе, с достойным покрытием, правда, всего двухполосное, которое тянется аж почти до Калай-Хумба. Так вот, дорога тут до Иола существовала и в совсем незапамятные советские времена. В Шурабаде, как-никак районный центр, стояла пограничная комендатура Московского погранотряда, а в долине — населенные пункты и заставы, связь с которыми поддерживалась только по ней.
13
Иол. Новая застава, хотя пока в большинстве своем остались старые, еще советские.
Кстати, та самая 12-я пограничная застава, погибшая в неравном бою 13 июля 1993 года, это как раз здесь, если спустившись с Шурабада уйти направо, в южном направлении. Я сам в этих краях был лишь однажды, коротким наскоком и на вертолете, а вот отцу довелось сюда ездить часто на протяжении почти 10 лет службы в Московском. Понятное дело, мне было очень интересно. Появились новые здания застав, похорошели кишлаки, ничего не скажешь.
Возвращаясь к теме установления круглогодичной связи с Памиром остального Таджикистана, отмечу, что именно отсюда, уже от кишлака Шагон и далее на север вплоть до 2000-х годов автомобильной дороги практически не было. Была горная тропа, которую использовали пастухи, охотники, ну и пограничники естественно. Я сам хаживал этой тропой, места вокруг были дикие-дикие, одни архары вокруг, косули, лисы, кабаны, да и медведи встречались, можно сказать совершенно непуганные. А на афганском берегу местные жители мыли золотишко. Еще в советском Таджикистане было сделано всё необходимое для постройки полноценной трассы, а с памирской стороны уже даже начались работы. Жизнь в лихие 90-е внесла свои коррективы, в нулевые работы то возобновлялись, то останавливались, в зависимости от того как решались вопросы с финансированием, ну и вот совсем недавно, как поясняют, буквально с 2016–17 годов путь к Калай-Хумбу приобрел вполне приличный вид.
1 из 5
4
Участок дороги совсем недавно возведенный китайцами
Со слов водителей, трасса тут делится на три заметных участках: упомянул про китайский, который по их мнению прослужит недолго, мол, уже есть проблемы, второй, ближе к Дарвазу, относящемуся уже к Памиру — иранский, вполне, по их словам добротный и последний, на территории бывшего Калай-Хумбского, ныне Дарвазского района ГБАО — турецкий, сделанный наиболее качественно.
В отдельных местах тут, конечно, есть такое,
1 из 3
1
Основная причина повреждения покрытия дорог - камнепады и сели.
что поделать, горы это горы.
Не готов комментировать мнение водителей о состоянии дороги, я-то смотрел на другое:))) Сюда, например,
8
С нашей стороны два рыбака на берегу Пянджа. Ой, сторона-то таджикская:)))
Рыбаки удивили! В те времена это было невозможно абсолютно. Здесь, вот с самого начала Дарваза, где памятные мне кишлаки — Зигар, Рогак, Нульванд, я пешком прошелся не раз и не два во всех направлениях, даже и теперь узнавал каждый изгиб реки…
Тут, как раз и встречался с запомнившимся мне на всю жизнь уважаемым ветераном — Тураджон-ака, о чем рассказал в свое время — «Насальника», говоришь… Да, достойный был человек, но уже тогда ему было глубоко за 70, к тому же никакой возможности остановиться…
Не передать, короче, свои ощущения.
1 из 2
2
В этом вопросе - никаких изменений
Ох, уж эти неизменные картины. Коровы там днем гуляют сами по себе, а вечером дисциплинировано возвращаются домой. Правда, сейчас их стало явно больше. Не поверите, видел тогда как они спокойно закусывали картонными коробками, а что, травы там или лугов достаточно мало. Жизнь заставляет их и по горам лазить ни чуть не хуже горных козлов или ветки с деревьев срывать задирая шею как у жирафа. Вспоминаю фильм «Особенности национальной рыбалки», когда корову в бомболюк запихнули: «Жить захочешь — не так раскорячишься!»
Высматривал афганский берег, несомненно.
4
Ковры надо беречь!
Если эта картинка достаточно привычна, впрочем как и на нашей стороне, ой, простите, это я по привычке, правильно — на таджикской,
2
то общее количество изменений на той стороне куда более заметней.
Насколько понял, в период натовской операции в Афганистане, провинция Бадахшан была отнесена к зоне ответственности немецкого бундесвера. Вроде бы как в провинциальном центре даже расквартирован их батальон, а может и бригада. Не суть важно, главное, что немцы каким-то образом в целом навели порядок в этом регионе, в приграничье таджикского Памира уже достаточно спокойно, вооруженные группировки талибов (моджахедов, душманов, да хоть басмачей, можно их называть как угодно) поутихли, людей с оружием практически и не видно, не то, что в мои времена. И еще на противоположном берегу Пянджа, благодаря их вложениям появились не только свеженькие постройки подразделений пограничной стражи, а также школы, автомобильные дороги, плюс электричество
1
Линии электропередачи перекинуты на афганский берег
вместе со спутниковыми антеннами. Вот это действительно прогресс так прогресс!
1 из 4
2
Многоэтажка в афганском кишлаке
Справедливости ради, изменения в Калай-Хумбе, когда-то глубоко зачуханом (простите, но по-другому не скажешь!) небольшом, грязном городишке, с парочкой магазинов и даже толком без базарчика, где располагалась наша комендатура,
1 из 2
1
Только ворота и удалось увидеть в когда-то нашу пограничную комендатуру в Калай-Хумбе
(куда меня так и не пустили, как ни просился, впрочем и в Хороге тоже, ну, изверги, а!), произвели, можно сказать глубочайшее впечатление.
1 из 7
3
Калай-Хумб не узнать.
Это вообще невообразимо себе представить. А когда переслал эти картинки всем своим коллегам-сослуживцам, они просто произвели фурор
1 из 6
1
Памятник в Калай-Хумбе, хотя правильно, наверное, сказать - монумент:)))
Четырехзвездный отель!!! Супермаркет, торговый центр… Памятники и монументы…
И вот эта площадь
1 из 4
1
Нуууу… Нет слов… Одни междометия… Даже Минск на этом фоне отдыхает, в плане масштабности изменений.
Разве что немного успокоилась душа когда увидел вот это
3
Старая заправка, ныне не действующая, единственная в Калай-Хумбе в советские времена
«Ха-ха, не стоит выёживаться, ребята» — злорадно подумалось мне тогда — «Вам есть-таки еще над чем работать!»:))) Вспомнил, как начальник этой заправки, ох и важный дядя для местных, после приснопамятной павловской реформы по обмену 50–100 рублевых советских купюр, горестно вздыхал, что у него пропало больше 50 000 (!!!) рублей. Разве что ими вместо обоев стены оклеивать. Обои, кстати, в большом дефиците тогда были.
Дальше идет изгиб дороги и передо мной вдруг открывается афганский уездный центр Нусай, да-да, тот самый, где состоялась мое первое заграничное путешествие:)))
«с посещением древней глинобитной крепости». Вот она нынче какая
1 из 4
1
Глинобитная крепость, стоящая здесь с незапамятных времен. Нусай.
К тому же там появился мост на месте нашей тросовой переправы.
Немного отвлекаясь замечу, что примерно в районе Калай-Хумба при движении из Душанбе в Хорог еще достаточно светло, а во время возвращения обратно уже начинает темнеть, ущелье все-таки, вокруг высокие горы, по фотографиям заметно, что сделаны они в разное время суток. В районе Ванча, когда до Хорога остается меньше 150 км стемнело окончательно, естественно фотографии в тех местах сделаны уже на пути из Хорога в Душанбе…
После Калай-Хумба было еще одно памятное мне место, чуть подробнее описанное мной когда-то здесь, узнал его тоже. Ну, а сразу за ним дорожное полотно очень быстро перестает напоминать автомобильную дорогу и превращается в горную тропу, просто пошире обычной,
7
Дорога слегка сузилась...
на которой может поместиться автомобиль, порой даже и грузовик, а при некотором старании и в каждом направлении.
1 из 4
1
Служба есть служба. Ничего не изменилось.
Они даже как-то умудряются расходится! По словам водителя преимущество не только у того, кто тянется ввысь, в смысле в верх, но и у того, кто ближе к обрыву. Логично.
Впрочем и в советские времена, когда за дорогой следили повнимательней и средства на это выделялись решением Москвы, из-за особенностей рельефа местности тут постоянно хватало и завалов, и размытостей. Правда асфальт все-таки скорее был чем наоборот.
Не сказать, что здесь было интенсивное движение, тем не менее транспорт встречался самый разнообразный, от большегрузов с прицепами, до небольших легковушек и даже совсем неожиданных велосипедов
3
Даже и на велосипедах по таким дорогам
А вот этот бусик, где-то между Кевроном и Даштаком был на немецких номерах
4
Хотите - верьте, хотите - нет, на этом микроавтобусе действующие немецкие номера!!!
даже с наклейкой ТЮФа, уж и не знаю что сказать по поводу того откуда он взялся. Приехал!
4
Вечереет, впереди Ванч
Вечерело, соответственно темнело и сказывалась общая усталость. На обратном пути как-то было легче, вполне может и потому, что за плечами была всего лишь четверть пути и не самая сложная. Как мне кажется, это и есть самый непростой участок пути и тянется он практически от Калай-Хумбы до поворота на Ванч. По пути в Хорог я ждал и не мог дождаться когда же мы наконец его преодолеем.
Перед самым Ванчем начинается более приличная дорога, которую значительно легче назвать автомобильной. Ущелье существенно расширяется, за спиной у нас уже три четверти пути. Вот здесь и стемнело. Повторюсь, с погодой мне исключительно повезло, в качестве бонуса природа добавила еще и полнолуние. Луна фактически выполняла роль прожектора, сказывалось и высокогорье, и отсутствие искуственного света, и даже в чем-то отражение лунного света от заснеженных вершин. Неповторимая картина!
С афганской стороны тут расположен широко известный в узких кругах кишлак Джомарджи-Боло, один из центров исмаилитов на Памире, причем по обе стороны границы.
18
Мост между Таджикистаном и Афганистаном в районе Ванча. С афганской стороны к. Джомарджи-Боло
Совершенно естественно, что мост через Пяндж появился и здесь. Мне эти места хорошо знакомы еще и тем, что как-то довелось тут принять водные процедуры перед Новым годом. Зима на Памире штука суровая, температура под -30 — 40 явление обычное, к тому же и с ветерком. Развести огонь, поехать куда-то погреться не получалось. Бутылка местной водки, всё-таки явно из опилок, загустела и глубокого влияния на организм не произвела. В общем, в направлении туда, а потом обратно было что вспомнить.
Дальше мы движимся через несколько кишлаков по направлению к еще одному районному центру — Рушану. Дорога здесь по сравнению с предыдущим участком становится получше, по мнению опять-таки водителя, асфальт остался еще с советстких времен.
1 из 3
4
Вполне привычный вид в советские времена. Никаких изменений
Не знаю, спорить не буду, хотя дорожных рабочих, обслуживающих дорогу, видел именно в пределах Рушанского и Шугнанского (Хорог) районов. Больше нигде.
Численность населения самого Рушана чуть больше 4 тыс. человек, скорее большое село, в районе проживает около 24 тыс.
1 из 4
2
Рушан.
Однако известен он в первую очередь тем, что здесь горы над Пянджем как с таджикской, так и с афганской стороны сужаясь создают так называемые «Рушанские ворота». До Хорога остается в пределах 60 км и самолеты начинали снижение перед заходом на посадку, проходя в очень заметной близости от скал.
4
Архивный кадр! Вот так летал советский Як-40 в Хорог
Как отмечал ранее, воздушная трасса на Памир относится к одной из самых сложных в мире.
Во вторую очередь Рушан известен наличием совсем не глинобитной, а каменной крепости Калайи-Вамар, возведенной ыв неведомые времена. Здесь обнаружил интересный рассказ о Рушане. Со стороны дороги она не видна, если есть желание ее увидеть надо пройти ближе к берегу реки.
Где-то между Пасткуфом и Рушаном, понятное дело, уже когда ехал в обратном направлении, увидели такой пейзаж
20
Унылая пора, очей очарование...
и внезапно одна из женщин-пассажирок вдруг продекламировала» Унылая пора, очей очарование…», которое знают, наверное, все, но она не остановилась, а продолжила и дальше: " Приятна мне твоя прощальная пора…», не забыла и про «свежеее дыханье», «первые морозы"и «зимы угрозы»… Кто без подсказки прямо сейчас повторит? Я не смог…
Вот собственно говоря и вся дорога.
Как отмечал в предыдущем рассказе, сбор автомобилей и водителей соответственно, выезжающих на Душанбе совсем недавно стал проводится на площадке за аэропортом, прямо напротив заправки
1 из 4
1
Из города туда идут маршрутки.
Отдельным пунктом отмечу, что количество застав таджикских погранвойск увеличилось по сравнению с советскими.
3
Таджикский пограничный знак. Просто перекрашен советский и снят герб СССР с фронтальной части, а таджикский не установлен. Видел собственными глазами.
Мосты добавили необходимость службы не только на «зеленой» границе, но и на пунктах пропуска.
1 из 5
1
Вместо Уазика Джип у пограничников. Правда, злые языки на Памире говорят, что перехватили их у натовцев в Афганистане в качестве презента...
Впрочем, это давно уже меня не касается…
Вся поездка, причем туда и обратно, прошла, как показалось, достаточно непринужденно, без глубокой усталости, возможно это очень субъективный момент.
Желаю каждому кто туда соберется увидеть как можно больше и набраться впечатлений на длительный срок. Знаю точно, всё что можно увидеть на этой трассе — это в лучшем случае сотая часть того, что можно увидеть на Памире.