Часть 1
— Почему в Литву? Там что море есть?
— Ага, есть — Балтийское.
— Ты бы еще на Баринцево загорать поехал… А почему не в Турцию ну или Анапу?
— Бавал и там и там — не хочу.
— Но на Балтике же холодно… И чего туда ехать…
Примерно такой диалог у меня происходил со всеми, с кем так или иначе заходил разговор о предстоящем отпуске. Как всегда, планировать поездку я начал заранее. На этот раз задача стояла с одной стороны простая — банальный летний пляжный семейный отдых, с другой — небанальный летний пляжный семейный отдых и хорошо бы еще без палящего зноя. Новизна процесса состояла в том, что ехать мы планировали на машине. Некоторый опыт дльних поездок у нас был, но он ограничивался территорией РФ.
Подготовка
Собственно процесс подготовки — это в основном процесс получения виз. Нужно сказать, что инструкция, данная на сайте Литовского посольства не очень удобна. Формулировки расплывчаты и не всегда совпадают с реальностью. Так, например, возникли вопросы по поводу того, обязательно ли подтвеждение оплаты отеля или разрешение на вывоз ребенка от второго родителя. На поверку же выяснилось, что практически ничего из списка документов не требуется, если предоставишь выписку из банка с достаточной суммой. То есть после изучения выписки, мне в весьма недружелюбной форме сказали, что всякие брони, справки о доходах и пр. совершенно не нужны. Зато потребовалось свидетельство о браке, чтобы подтвердить, что жена и дети едут со мной, хотя об этом упоминания на сайте нет. На сайте также не оказалось информации о том, в какой валюте принимается консульский сбор. Оказалось, что только в Евро. Немцы, например, принимают в любой.
Полезности
На крышу автомобиля был приобретен бокс на 420 л., а также навигатор с картами России, Белоруси и Европы. Забегая вперед скажу, что оба девайса полностью себя оправдали и оказались весьма полезными.
Разработка маршрута
Опробованных бывалыми путшественниками маршрутов Москва — Вильнюс достаточно много. Мы выбрали следющий: Москва — М1 — Смоленск — 415 км. поворот на А141 — Рудня — п/п «Кругловка» — Витебск — Полоцк — Р45 — Глубокое — п/п «Лаворишкес» — Вильнюс. Это один из самых коротких маршрутов — 870 км.
Смоленск
В качестве промежуточного пункта выбрали Смоленск, так сказать перед пробегом по Батьковой земле. Остановились на одну ночь в доме отдыха «Колесо». Место весьма оригинальное, каждый номер по особенному стилизован. Но, как частно у нас это бывает, интересная идея реализована не совсем така, как хотелось бы. Нам достался номер «Космос»: с потолка на тебя смотрит гумманоид и лицо, похожее на Гагарина. На мой взгляд, жуткая безвкусица, но это уже дело каждого. Но есть моменты, которые, полагаю, озадачат любого туриста. Я не летал на космических кораблях, может там так все и устроено, что при включении кондиционера появляется весьма навязчивый запах канализации, а ванную и туалет не принято закрывать на защелку, но все же стоило бы сделать номер более адаптированным для землян.
Вместе с тем, к персоналу претензий нет — все обходительны и участливы, на территории есть стоянка. В целом сам город понравился. Отдельный экстрим — это местное движение. Если кто-то считает, что в Москве ездят безобразно — съездите в Смоленск. На экскурсию на своей машине по городу мы не решились — вызвали такси. За время поездки (около 20 минут или даже меньше) чуть не попали в две аварии… Достопримечательностями город увы не балует: Кремль и храм. Музей водки к моменту нашего приезда уже закрылся, поэтому узнать все о национальном напитке нам не удалось. Конечно, есть большая вероятность того, что-то интересное пропустили, так как за несколько часов обойти город в любом случае трудно, поэтому смолян и смолянок просьба не обижаться.
Смоленск мы увидели таким: в целом дорога не создала каких-то серьезных проблем. За всю поездку нас остановили всего раз в Смоленской области за превышение скорости. Оформили протокол. Теперь бы не забыть пополнить бюджет Смоленской области на 300 р. По М1 камер и гаишников с «феном» с избытком. Белорусь порадовала отличным качеством дорог, отсуствием милиции на дороге (патрульную машину видели всего раз на АЗС), мультивалютными АЗС (хотя мы ими и не пользовались) и пейхажем за окном — комбайны убирают хлеб, коровы запасаются витаминами на зиму и аисты… Они сопровождали нас всю дороге и по всему пути следования через Белорусь и Прибалтику. Мне трудно судить о том, какова реальная жизнь сейчас в Белоруси (мы проехали ее без остановки), но то, что дороги на порядок лучше чем в России, а обочины обкошены и чисты — факт.
Граница
Пересечение границы — это, пожалуй, самый неприятный момент во всей поездке — 5 часов драгоценного времени отдано Белорусским пограничникам и еще в районе часа — Литовским. Оргнизация процесса не выдерживает никакой критики. Сайт погранслужбы Белоруси откровенно врет — не более 20 легковых машин. На самом деле их не менее 100.
В Вильнюсе мы оказались уже вечером 30 июля. Движение по дорогам Литвы показались поначалу весьма непривычными: 50 км/ч в жилой зоне, вне ее 90 + масса знаков ограничения скорости — 40 и «лежачие полицейские». Стационарные радары в Литве сильно напоминают скворечник или старинный двухобъективнйый фотоаппарат типа «Любитель». Следует, правда, оговориться, что за пару сотен метров до радара есть соответствующие предупреждающие знаки. Мы поселились в самом центре города в апартаментах. Это скорее квартира, чем отель.
Если вы никогда не бывали в Вильнюсе, это означает, что есть замечательное место, которое стоит посетить. Конечно, наибольший интерес представляет старый город — воплощение Старой Европы. Костелвы и Правосламный Храм, театры, узкие улочки, набережная, уютные кафе, брусчатка…
Город чист и ухожен. Масса уютных кафе и ресторанов с европейской кухней. Литовская кухня — скорее на любителя. Люди приветливы, а языковой барьер практически отсутствует.
Часть 3. Литва.
Паланга Собственно Паланга — это наш пункт назначения, цель отпуска. Забегая вперед, скажу, что как такого пляжного отдыха не получилось и из 15 дней на море мы были все 2 раза. Однако рассказать немного об этом городе вс-таки стоит, но сначала — дорога. Вильнюс и развилку Планга — Клайпеда соединяет скоростная магистраль А6. Местные правила разрешают двигаться по ней до 130 км/ч, что кажется неслахонной щедростью в сравнении с дугими дорогами. Помимо отличного качества покрытия самой трассы, дорога радует водителя массой специально оборудованных стоянок с кафе, WC и прочим сервисом. При этом это вовсе не тент с мангалом и пресловутой синей будкой, а вполне цивилизованные кафе, часто совмещенные с мотелем. Примерно в 70 км от Паланги мы остановились в подобном заведении. Это оказался мотель с рестораном, организованный армянской семьей. Какой там был шашлык…. Мне также предложили попробовать армянское вино, которое выстаивается в дубовых бочках определнное время с добавлением армянского же коньяка. Мне нрвятся десертные вина, но более интересного и полного вкуса до сих пор испытывать мне не приходилось. Одним словом, если поедедете по этой трассе, обязательно остановитесь у мотеля «Армянский дом» и отведайте шашлыка, армянского омлета и вина… Вдоль всего пути нас сопровождали аисты, за окном пролетали поля с аккратно собранными в копны сеном, ветряки, пастбища с коровами и симпатичные хутора. Паланга — летняя столица Литвы.
Так во всяком случае характеризуют ее местные жители. Кафе, рестораны, аттракционы, гостницы, магазины и, конечно, пляжи — одним словом полный набор курортных услуг.
Есть, правда, вещи, которые на российсих курортах — диковинка. Практически на каждом углу предлагают услуги по прокату велосипедов — детские, подростковые, взрослые, с «женской рмой» — на любой вкус. Если едите с маленькими детьми — на выбор предлагают детское кресло или специальный прицеп. Такое внимание к велопрогулкам вовсе не спроста. По всему городу оборудованы велосипедные дорожки, а также велотрасса А10, по которой вы легко можете доехать до Клайпеды, а далее с помощью парома перебраться на Куршскую косу. Велотрасса пролегвет по живописным местам: побережье Балтийского моря, сосновые рощи, парк.
В городке есть ботанический сад и огромный парк. Правда оценить по достоинству эти достопримечательности нам так и не удалось из-за проливных дождей, начавшихся во второй половине отпуска. В ясные и малооблачные вечера Паланга предлагает театральное шоу созданное самой природой — закат.
Солнце будто купается в Балтийском море и ярком, насыщенном, изобилующим красками небе.
На просмотр этого предсталения собирается, кажется, весь туристический люд. Уже за час до показа на пирс не пробитья, а у воды с трудом можно разместить фотооборудование таким образом, чтобы в кадр попали только главные герои: Солнце и небо.
Вечером на центральной улице Паланги — не протолкнуться. Тем не менее вся эта толпа и местные заведения не создают какого-то жуткого шума. В городе нет шумных дискотек, в основном кафе и рестороны. Кухня очень разнообразная, однако поесть действительно вкусно можно не везде. Есть вполне современный парк аттракционов: от каруселей для малышей до весьма экстримальных развлечений для взрослых. Что касается моря, то мне лично искупаться в нем так и не довелось. Все же 19–20 градусов для меня весьма прохладно. Как говорится — на любителя. Вообще, если говорить о Литве как месте для пляжного отдыха, то нужно быть готовым к капризам и особенностям местной погоды: прохладная вода, частые шторма, прохладный ветер, нередки дожди причем очень сильные. Одним словом, если вас не пугает палящее солнце с +40 в тени, водой +28, то лучше в Турцию. Если больше по душе целебный воздух и 22–24 градуса в середине лета, смело на Балтику.
К слову о самих пляжах. Чистые и бесплатные, масса бесплатных WC. Удивило отсутствие лежаков даже за плату, вполне свободно. Вот, пожалуй, и все о Паланге.
В один из дней мы решили отправиться на экскурсию на Гору крестов. Это очень необычное место и я до сих пор не могу сформировать какого-то четкого ощущения от посещения этого, как считается, святого места. Ничего подобного мне ранее видеть не приходилось. Первое впечатление — кладбище. Однако ничего общего с кладбищем это место не имеет, никаких захоронений на нем нет. Гора Крестов — святыня в Литве, место паломничества. Расположена в 12 километрах от города Шяуляй на дороге Калининград — Рига. Представляет собой холм, по всей видимости, городище, на котором установлено множество литовских крестов, общее их число составляет приблизительно более ста тысяч.
По народному поверью, тому, кто оставит на Горе крестов крест, будет способствовать удача. В настоящее время на Горе крестов можно найти кресты самых разных видов: от огромных деревянных крестов высотой до нескольких метров, до нательных крестиков, гроздьями которых увешаны более крупные кресты. Одно распятие было установлено Папой Римским Иоанном Павлом II во время его визита в Литву 7 сентября 1993 года. Этот жест сделал Гору Крестов известной во всём католическом мире, что привело к значительному увеличению посещающих гору паломников и туристов. Сейчас на горе устанавливают кресты не только католики, но и представители других христианских конфессий. Кроме того, недавно здесь появился священный символ другой, нехристианской религии — на одном из почётных мест был установлен позолоченный иудейский шестигранник.
Ни о времени появления Горы крестов, ни о причинах её возникновения нельзя ничего сказать с точностью. Некоторые исследователи считают, что до крещения Литвы (это произошло очень поздно по европейским меркам, только в XIV веке) на этом холме находилось языческое капище. После крещения среди литовцев долгое время продолжали существовать пережитки язычества, зачастую сливавшиеся с католическими постулатами, таким образом возникла своеобразная «народная религия». Одним из примеров такого смешения языческих и католических обрядов стала традиция установки католических крестов на бывшем месте языческих обрядов. Если эта версия соответствует действительности, то Гора Крестов является ровесницей литовского католичества. Косвенным подтверждением этой версии является тот факт, что резной орнамент традиционных литовских крестов имеет очень мало общего с христианской символикой, зато очень много общего — с символикой языческого культа (в частности, изображение Солнца и многие другие мотивы). По другой версии, Гора Крестов возникла значительно позднее — кресты были установлены в честь литовцев, павших в жестоко подавленном царскими властями Российской империи восстании 1831 года. Кроме попыток научного объяснения возникновения Горы Крестов, существует множество легенд, по-своему объясняющих её возникновение. По одной из них, когда-то на холме стоял католический монастырь, по неизвестным причинам внезапно ушедший под землю. Потом у одного из жителей окрестных деревень неизлечимо заболела дочь. Ничто не помогало, и тогда отец решил установить на намоленном месте крест. И тогда свершилось чудо — ребёнок выздоровел. Молва о чудодейственном месте распространилась по всей Литве, люди стали приходить и оставлять на горе на счастье кресты. Так, в соответствии с народной легендой, и родилась Гора Крестов.
После установления в Литве советской власти, с 1964 по 1984 были предприняты четыре попытки уничтожить место поклонения. Однако, каждый раз, после того, как бульдозер сносил кресты, кресты появлялись на горе вновь. Эти действия стали своего рода мирным протестом жителей Литвы против проводимой советскими властями политики.
Ку́ршская коса́ (лит. Kuršių nerija) — песчаная коса, расположенная на побережье Балтийского моря. Название косы происходит от названия древних племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами. Длина — 98 километров, ширина колеблется от 400 метров (в районе посёлка Лесной) до 3,8 километров (в районе мыса Бульвикё, чуть севернее Ниды). Здесь на очень небольшом расстоянии друг от друга соседствуют очень разные пейзажи: песчано-пустынный, хвойные леса, березняки запада России. Коса напоминает музей природных зон. Коса тянется от города Зеленоградска в Калининградской области до литовской Клайпеды (Смильтине).
Но это лишь сухая энциклопедическая выписка. На самом деле представляет собой уникальный памятник природы. Как уже сказано выше, часть Куршской косы расположена на Российской территории, часть на территории Литвы. В этом году мне пришлось побывать с «обеих сторон» (рассказ о Калининградской области). К сожалению, в плане обустроенности и чистоты «наша часть» значительно проигрывает литовской. Велосипедные дорожки, цветочные клумбы, аккуратно подстриженные кустарники и газоны — всего этого на нашей стороне, увы, нет или очень немного. Литовцы отнеслись к своему кусочку благодатной змли гораздо более бережно.
При этом стоит отметить, что въезд на Косу из Калининградской области в отличии от Литвы — платный. Литовцы за въезд на территорию заповедника платы не взимают, однако совсем бесплатно это сделать не получится, так как по пасть на территорию Куршской косы иначе как на пароме не получится. В Клайпеде есть две паромные переправы: «старая» — ходят только пассажирские суда и «новая» — переправляют транспорт и пассажиров. Вид с парома на Куршский залив:
Помимо замечательных пейзажей и велопрогулок вдоль моря, туристу предлагаются яхты на любой вкус — от быстроходных современных до парусников. Цены вполне доступные.
Небольшие поселки, расположенные на Косе выдержаны в едином стиле
Как я уже говорил выше, Куршская коса — это, в первую очередь, памятник природы. Вдоль побережья Балтийского моря и Куршского залива тянутся величественные песчаные дюны. В наиболее живописных местах организованы стоянки, а для туристов проложены специальные дорожки.
Одно из самых популярных мест на Куршской косе — Морской музей с дельфинарием. Правда, сейчас дельфинарий закрыт на реконструкцию. Тем не менее для детей посещение Морского музея будет весьма интересным.
Рыб разрешают покормить с рук:
Такие вот забавные пингвины живут в открытом бассейне:
Морской лев расположился по-соседству:
Далее мы отправились на Гору ведьм. Гора считается священным местом у племен куршей и самбов. Идолы — куршские божества, стиль жизни и религия которых вдохновила Толкина на создание племени Синдаров (сумеречных эльфов). После прихода крестоносцев в 1255 году поклонение этим богам стало запретным, но это место оставалось священным для людей, исповедующих старые ведические культы, и поскольку святая инквизиция в Пруссии имела достаточно непрочный статус, на гору каждый год приходили ведьмы со всей Европы, и почти безбоязненно совершали обряды поклонения силам природы и богине-матери, тем более что в то время коса ещё не успела сформироваться, а гора стояла на маленьком острове, доступ к которому был достаточно затруднён — мелкое в том месте море делало невозможным судоходство, и некому было следить за «охраной правопорядка» на острове. Однако ливень вмешался в наши планы и не дал испытать на себе силу языческих идолов. Но несколько кадров сделать удалось.
Так завершилось наше маленькое путешествие на Куршскую косу. Но мы сюда обязательно постараемся вернуться, только теперь с велосипедами…
Помимо изучения Литвы мы запланировали также посещение Риги. Числа с 9 августа в Паланге зарядили дожди и нами было принято решение отправиться в Ригу раньше намеченного срока. От Паланги до Риги примерно 250 км. Выбор маршрута мы полностью доверили навигатору, задав в параметрах опцию «наименьшее время». Мне трудно сказать, каковы алгоритмы выбора маршрута заданы производителем, но навигатор хоть и привел нас в конечном итоге к точке назначения, его выбор показался нам несколько спорным. Так, после движения по отличного качества трассе А11, он неожиданно предложил нам свернуть на проселочную дорогу, по которой мы двигались около 50 км. Предположу, что тракторист в какой-то латвийской деревне был немало удивлен, увидев машину с московскими номерами на своей территории. Если же в целом оценивать маршрут, то стоит отметить, что качество литовских дорог выгодно отличается от латвийских. Последние напоминают скорее тверскую область: коллея, ухабы, отсутствие разметки. Однако не все так плохо. Литовская часть путь порадовала не только уже полюбившимися нам аистами, но и действующими мельницами.
Обилие ветряков заставило задуматься о зависимости Европы от наших энергоресурсов…
Рига встретила нас проливным дождем. Погулять по городу удалось всего лишь пару часов, в течение которых и сделаны все приведенные снимки. Особенно город красив в лучах заходящего солнца Центральная площадь города Старый город откровенно очаровал. Мощеные улочки, старинные башни и костелы — все это старая Рига. Архитектура города весьма разнообразна. От средневековья до хай-тека.
Пора возвращаться домой. Обратный маршрут мы решили также проложить через Беларусь. На этот раз прохождение границы заняло около 2-х часов, большая часть на Белорусской стороне. Увы, любовь к бюрократии — превалирует: транспортная инспекция (проверяют зеленую карта), далее таможня (по сути ничего не проверяют, но отстоять очередь нужно), пограничники (стандартная процедура постановки штампов в паспорт). Латыши все делают за один раз… Так завершился наш вояж в Прибалтику. На одометре прибавилось около 2000 км.
А теперь о том, что может быть полезным, если вдруг вы решите повторить наш маршрут или просто отправиться в Прибалтику на автомобиле. Нам эти ссылки действительно сильно помогли.
В нашем путешествии участвовали и нас не подвели: транспорт — Kia Sportage связь — GoodLine навигатор — Garmin фототехника — Pentax.