В последний вечер в Рыбинске мы выбирали, по какой дороге возвращаться. Любая ведёт через красивые древние города: Ростов, Переславль, но мы выбрали другое завершение нашего маршрута — через Мышкин, Углич и Калязин к себе на дачу, под Александров. Пятница же!
Во всех этих городах мы были не один раз, как правило, осенью или зимой. А летом, когда есть возможность ещё раз переправиться через Волгу на пароме! Это было отдельное удовольствие.
В Мышкине паром большой, не такой, как в Тутаеве, он работает интенсивно, перевозя большое количество машин, ведь другая дорога из Рыбинска, в объезд, значительно длиннее, и все стараются по возможности пользоваться паромом. Для автомобилей перевозка платная, около 300 рублей, для людей бесплатная.
Поскольку тема отсутствия мостов через Волгу в Мышкине и Тутаеве многим была интересна, я попробовала всё же докопаться до истины, и нашла интересные факты. Понятно, что в советское время эти районы считались неперспективными, здесь не было и нет никакой промышленности (значит с экологией всё хорошо!), а Мышкин вообще перестал быть городом, поэтому считалось, что паромной переправы достаточно. Но удивило другое: оказывается, возведению моста всячески препятствовали местные купцы, опасавшееся, что это создаст опасную конкуренцию для волжского судоходства, хотя строительство планировалось после визита в 1866 году цесаревича Александра (будущего императора Александра III). По этой же причине в Мышкин не была проведена железная дорога.
С парома крошечный Мышкин выглядит вполне солидно благодаря двум большим храмам, красивому фасаду бывшего губернаторского дома и стоящим у пристани круизным теплоходам, которые останавливаются здесь часто и надолго.
Здесь какие-то удивительно доверчивые чайки. В других местах они держатся немножко осторожнее, не приближаясь к людям на определённое расстояние. Здесь же они привыкли к вниманию и к тому, что все стараются их угостить, прогуливаясь по парому в ожидании отправки.
Иногда кажется, что они общаются так же, как люди.
Но вот уже берег близко. Планов долго гулять не было, тем более все кованые, глиняные и валяные сувениры куплены, все производственные процессы их изготовления изучены, все музейчики известны, как свои пять.
Зато удалось забраться на колокольню Успенского собора, чего раньше нам никогда не удавалось.
Зашли в собор и были потрясены его объёмом и великолепной росписью.
Виды с колокольни, как во всех старинных городах Верхневолжья, замечательные.
Богатые купеческие особняки, величественные здания соборов свидетельствуют о былом благополучии города. История Мышкина полна взлётов и падений. Период первого расцвета Мышкина завершился в конце 16 века, когда Юхотское удельное княжество, чьим административным центром был Мышкин, было присоединено к Москве, и Мышкин лишился своих «столичных» функций. Важным этапом в жизни города стал 19 век. В то время Мышкин выбился в число наиболее богатых поволжских городов. Мышкинские купцы, многие из которых были выходцами из крепостных крестьян, к середине столетия затмили своим богатством местное дворянство.
Торговля кормила многих: мышкинцы служили приказчиками в лавках, грузчиками, извозчиками. В городе были развиты ремёсла, многие из которых теперь существуют только в музее живых ремёсел «Мышгород».
Однако самой почётной считалась профессия лоцмана. Без лоцманских знаний провести судно по Волге было невозможно, и Мышкин стали называть столицей лоцманов (как тут не вспомнить прошлое волжское мелководье и Рыбинск — столицу бурлаков!).
После антисоветского мятежа в 1918 году город совсем опустел и был лишён городского статуса. Профессия лоцмана оказалась невостребованной сначала по причине исчезновения торгового судоходства, а с вступлением в строй каскада ГЭС, в частности находящейся недалеко Угличской, совсем умерла.
Ещё один интересный факт. В 1940-е годы посёлок Мышкино местные коммунисты планировали переименовать в Комаров, в честь местного революционера. Однако в областной парторганизации эта идея пришлась не по душе. Обошлось шуткой: был у нас маленький, незаметный посёлок Мышкин-Мышкино, а станет совсем невидимым — Комаров.
Вот кто знает, может быть, верно выражение «как вы лодку назовёте, так она и поплывёт»? Переименованный в честь красноармейца в Тутаев Романов-Борисоглебск до сих пор из разрухи никак не выберется. А Мышкин-то, Мышкин! Смотрите, насколько популярен стал и поднялся! И снова город, а не село! И всё благодаря энтузиазму жителей, обыгравших смешное имя своего города и превративших его в популярнейший туристический центр.
Новую набережную построили всего 4 года назад. Замечательно красиво, но всё же немного жаль, что уже не сбежишь к берегу по заросшей травой тропе, не опустишь ладони в Волгу, нужно искать для этого другое место, где можно сойти с дорожки, не нарушив строгих правил для туристов.
Ну что ж, пора дальше — в Углич. Там у нас запланирован обед. Всего 38 километров. В последний раз пересечём Волгу, правда, уже по дамбе.
Планировали только пообедать, но как не сделать крюк и не пройти хотя бы по территории Угличского кремля! Но тут выяснилось, что в последний вечер в Рыбинске, занявшись сборами и планированием обратного пути, я забыла зарядить аккумулятор фотоаппарата! Пришлось пользоваться планшетом и запасной «мыльницей».
Крюк увеличился, когда мы поняли, что через Каменный ручей мостика в парке нет, и придётся обходить, чтобы по другой стороне ручья спуститься к трактиру ресторанного комплекса «Русская усадьба», который находится недалеко от пристани.
Ну и ладно. Зато виды вокруг ручья красивые. Мы-то здесь были раза 3–4, но всё зимой.
Несколько лет назад в феврале мы с сестрой отмечали в Угличе наши дни рождения (у нас разница без восьми дней восемь лет) вместе с нашими семьями. Сняли гостевой домик на 4 номера неподалёку, а есть ходили сюда. В этой поездке мы решили пообедать в знакомом месте, тем более, как нам запомнилось, кормили вкусно. Тогдашнее меню я не помню, а сегодняшнее рассмешило «завлекательными» для туристов названиями блюд.
Едой тоже не разочаровали, а жареными перепёлками убили наповал!
Напоследок мы полюбовались с пристани церковью Дмитрия-на-Крови и отправились дальше.
Из Углича на Ярославское шоссе можно было вернуться через Ростов или Переславль, однако я вспомнила, что Андрей, в отличие от меня, не видел колокольню Никольского собора затопленного после строительства Угличского водохранилища Николо-Жабенского монастыря. Это зрелище нельзя пропустить! Я должна была сделать ему этот маленький подарок в конце нашей «кругосветки». Я помню глаза нашей дочери, когда она увидела эту колокольню. Была зима, мы шли, скользя по зернистому снегу, по калязинской улице вдоль старых, тогда совсем ободранных домов — и вдруг, как град Китеж из вод озера Светлояр, в морозном тумане возникла эта колокольня. Такое же выражение глаз я увидела и у Андрея (тем более глаза у них совершенно одинаковые!)
В нашем путешествии калязинская колокольня стала большим восклицательным знаком в конце длинного повествования.