Почему именно этот маршрут? Это часть Золотого кольца с его столицей — Ярославлем. Это исторические места, связанные со многими событиями и известными именами. Наконец, это потрясающе красивые места, особенно летом, а именно летом мы там и не бывали. Какое наслаждение каждый день видеть цветущие луга, синюю гладь озёр и рек и высокое небо над ними! И главное — абсолютная свобода: ехать куда и когда захочется и оставаться там столько, сколько душа пожелает. Свои колёса и чуть-чуть свободного времени — великое дело. Правда, с таким же удовольствием мы прокатились бы по любой из соседних областей, но, побывав в Ростове, захотели посмотреть, как все изменилось (или не изменилось) на Ярославщине за последние лет пятнадцать.
До первой «базы» — Ярославля — около 260 км, и, если не застрять в пробке где-нибудь в районе Тарасовки, езды часа четыре с половиной. Однако мы не торопились, заехали ещё на дачу, полили огород и собрали клубнику.
Перед поездкой немного поспорили, куда заехать по пути. Вдоль Ярославки достопримечательности одна на одной, и, как иногда шутят на Туристере, нельзя «впихнуть невпихуемое», приходится выбирать. Решили остановиться на тех, которые по разным причинам приглянулись каждому из нас и куда специально вряд ли отправимся когда-нибудь: Андрею — Годеново, мне — Великое.
Годеново
О Годеново мы впервые услышали в Ростове Великом как об одной из главных достопримечательностей Ростовского района Ярославской области. Когда Андрей стал уточнять, где и что это, ему сказали: «Да вы что! Туда вся Россия ездит!» Как оказалось, уже несколько веков ездят к древнему Животворящему кресту за помощью, за исцелением от недугов.
Годеново находится в 18 км от федеральной трассы. Чтобы попасть на просёлочную дорогу, ведущую в Годеново, надо свернуть с Ярославки вправо перед Петропавловским собором в посёлке Петровское (если едешь из Москвы).
Кстати, Петропавловский собор в Петровском интересен сам по себе, безотносительно к цели нашей первой поездки. Петровское (с различными вариантами названий) известно с 13 века, а собор появился в 1783 году благодаря пожертвованию Екатерины II, которая по этой дороге ездила в Ярославль и восхитилась красотой села (тогда села). Собор стал градообразующей доминантой: к нему ведут все улицы посёлка.
А наши следующие 18×2=36 км — по просёлочной дороге мимо перелесков, лугов и озёр.
Наконец замаячил указатель на Годеново, а вскоре появилась точная примета того, что мы на правильном пути — скульптурное изображение годеновского креста.
Но что-то мне показалось странным. Вдоль дороги были установлены портреты членов последней царствующей семьи Романовых.
Мне так и не удалось выяснить, почему именно здесь было решено поставить памятник к столетию мученической кончины царской семьи.
Ещё один памятник, того же скульптора, есть на территории обители — Серафиму Саровскому. Оба памятника связывает не только авторство их создателя, но и то, что Серафим был канонизирован по настоянию Николая II. В этом тоже видят какой-то глубинный смысл.
Но это попутно. Посмотрим на главное, ради чего сюда приехали. Храм святителя Иоанна Златоуста, церковь села Годеново. Восстановлена она после того, как здесь в 1997 году был выкуплен кусок земли под подворье Никольского монастыря, основанного в 14 веке в Переславле. Ничего о самой церкви найти не удалось, однако на каком-то сайте видела её фотографию начала 20 века, а по архитектурным деталям её вполне можно отнести веку к 17-му.
А едут сюда со всей России для поклонения животворящему кресту, 600-летие (такая древность!) обретения которого будут отмечать через 5 лет.
Легенда повествует, что крест и образ святителя Николая с Евангелием в руках в 1423 году нашли пастухи на болоте в месте, где появился столп света. Недалеко от этого места построили церковь во имя святителя Николая с приделом Животворящего креста, у которого люди получали исцеление. Рассказывают, что в течение веков крест не горел в огне во время пожара, его не смогли разрубить или распилить во времена богоборчества, а когда хотели поднять, чтобы вынести из храма, он стал неподъёмно тяжёлым. Когда Крестовоздвиженский храм, в котором находилось распятие до советских времен, был разрушен, святыню перенесли в церковь Иоанна Златоуста в Годеново.
Узнав, что есть благословение на фотографирование внутри храма, я сделала несколько снимков. Крест находится за стеклянной витриной, только внизу есть окошечко, через которое можно прикоснуться к святыне. Справа и слева развешаны дары от признательных паломников, которые, видимо, получили исцеление. К кресту паломники подходят по одному, за этим строго следит охранник, открывающий и закрывающий калитку ограждения.
Иконостас в церкви небольшой и, видимо, новый.
Прочитала, что здесь живут несколько монахинь, приехавших из Толгского монастыря под Ярославлем. Их трудами не только поддерживается безукоризненный порядок, но и украшается церковь: в Толгском монастыре все хорошо обучены какому-нибудь рукоделию, резьбе по дереву или живописи.
Говорят, в выходные дни здесь очень много людей. А поскольку исцеление получают по вере, то диву даёшься, как много верующих в чудо. Или правда что-то в этом есть? Мне точно по вере ничего не положено.
К приёму большого количества паломников здесь всё подготовлено капитально: очень большая парковка, трапезная, туалеты, хоть и деревенские, но есть. В трапезной вкусная постная выпечка, как это обычно бывает в подобного рода заведениях, за небольшое пожертвование (здесь не говорят «цену»).
Нам предстоял уже не длинный, но долгий путь с заездом в село Великое, так что мы решили отдохнуть и слегка перекусить здесь, но время нашего предполагаемого отдыха сократили слепни, кровожадно набросившиеся на наши бренные тела.
Великое
Название интересное, правда? Только не делайте вид, что оно вам неизвестно. В школе все читали «Кому на Руси жить хорошо»:
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шёл в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребёнка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В своё же стадо шли.
Да и сам автор этой поэмы проживал не очень далеко отсюда, в Карабихе (кстати, для любителей творчества Некрасова ещё одно место для посещения по дороге из Москвы в Ярославль).
На Великое я «вышла», когда «гуглила» достопримечательности Ярославской области. То, что я увидела в этом теперь богом забытом месте, поразило меня до глубины души! «Люся, ты должна это увидеть своими глазами»,- сказала я себе, и альтернативы Великому для меня уже не существовало.
Вот мы уже проехали около 230 км и справа увидели указатель на Гаврилов-Ям. Нам сюда, потому что Великое находится на этой дороге (ещё километров 10), только на полпути придётся съехать на грунтовую дорогу. Андрюша мой совсем было приуныл, вспомнив, как 5 лет назад мы пытались пробраться из одного села в другое по дороге через «партизанский» брянский лес. Я напомнила, что всё-таки нам этот трюк удался, а теперь что, струсим? Грунтовка долго вела нас среди высоких зарослей кустарника и борщевика (вспомнилось опять же некрасовское: «Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. Горе горькое по свету шлялося и на нас невзначай набрело»), пока наконец не встретились первые жители села (ау, люди!),
и затем показался ровный ряд домов. После поворота увидели церковь (Боголюбская церковь при кладбище, действующая, 1847 года постройки),
а затем за новым поворотом открылась перспектива сельской улицы.
Село старинное, в исторических документах упоминания о нём встречаются с 15 века. Со времён Ивана IV Грозного его стали именовать дворцовым селом. В июле 1612 года в Великом останавливались на отдых ополченцы Минина и Пожарского, шедшие освобождать Москву от польских захватчиков, и тогда к ним присоединился отряд великосельских крестьян. На пути из Костромы в Москву на царский престол здесь несколько дней жил юный Михаил Фёдорович Романов. Неоднократно здесь бывал Пётр I во время своих поездок из Москвы в Архангельск, и сейчас в селе показывают дом, где он проживал во время этих остановок. После Полтавской битвы Пётр пожаловал село Великое в личное владение фельдмаршалу князю А. И. Репнину, при котором появилась одна из самых величественных построек — храм Рождества Богородицы (1712 г.) — в память об избавлении России «от иноплеменных».
Церковь построена со столичным размахом, в ярославских храмах обычно нет такого высокого четверика — 13 м и таких больших куполов (диаметр барабана под центральным куполом — 5, 5 м). Храм стоит на огромной центральной площади с остатками торговых рядов, в которых сейчас находятся магазины и различные мелкие офисы.
Казалось бы, зачем селу такая площадь? А вы помните, зачем в Великое шёл Пахом у Некрасова? «Соты медовые нёс на базар в Великое…" Это было большое торговое село, в котором проводились ярмарки. На базары, ярмарки и выставки в Великое съезжались крестьяне и помещики Ярославской, Владимирской, Вологодской и Костромской губерний. Приезжали купцы из Архангельска, Нижнего Новгорода, Москвы. Бывали в селе торговые люди Англии, Бельгии Голландии. До начала 20 века оно было пятым по величине населённым пунктом в Ярославской губернии и играло важную роль в экономике региона.
Со временем вокруг церкви Рождества сложился большой архитектурный комплекс. Внук фельдмаршала князь Пётр Иванович Репнин в 1741 году построил вторую церковь — Покрова Богородицы. В 1758 году между храмами поставили Соборную колокольню.
И вот, наконец, то, что я хотела увидеть своими глазами — вид на этот комплекс СЕЛЬСКИХ церквей с другого берега Чёрного озера.
Вот ничего же себе! Вот тебе и сельский пейзаж! Иной город позавидует! Не случайно в обиходе этот комплекс называют кремлём. Жители любезно дают возможность туристам подойти поближе к берегу, выкосив осоку в том месте, где открывается лучший вид. Конечно, после долгих лет забвения там ещё много к чему нужно приложить руки, но ведь начало есть: Покровская церковь отреставрирована. На Рожественской купола с новым покрытием, а со стен счищена старая штукатурка — явный признак предстоящего ремонта.
В середине 19 века Великое стало крупнейшим фабричным селом Ярославской губернии и прославилось на всю Россию как центр льняной промышленности. В 1860-х великосельский купец (выходец из крестьян) Алексей Васильевич Локалов начал свою предпринимательскую деятельность. В 1872 году он открыл льнопрядильную фабрику в селе Гаврилов-Ям (в восьми км от Великого), после чего село быстро выросло, превратившись в город.
Сын Алексея Васильевича Александр, вступивший во владение фабрикой после смерти отца (в 1874 г.), построил в Великом для своей семьи уникальную усадьбу (1888–1890). И ещё один культурный шок: автором этого проекта был Фёдор Осипович Шехтель! В то время он был молод (всего 30 лет), но уже известен в Москве, и вы легко узнаете особенности его стиля. Очень напоминает здание Ярославского вокзала, правда?
Современный адрес особняка — ул. Ярославская, д. 19, но шпиль его виден с площади, так что найти дом не составляет труда. Рядом стоят невысокие старинные белые особняки. В одном из них (ул. Ярославская, д. 20) и останавливался Пётр I. Мы не стали выяснять, в каком, особняк Шехтеля поглотил всё внимание. На тесной улице его трудно сфотографировать, но чуть поближе и детали я кое-как снять сумела.
Вроде бы памятник федерального значения, а выглядит таким запущенным. Здесь детский дом. Значит, не только Министерство культуры, но и Министерство образования и науки несут за него ответственность. Вот интересно, как сочетать планы по всеобщей компьютеризации образования и рухнувшую штукатурку?
Говорят, в особняке сохранились элементы шехтелевских интерьеров — мраморные лестницы, цветной паркет, высокие дубовые двери, лепные украшения и даже комната-грот с зимним садом. Возможно, даже пустят посмотреть, если договориться заранее. Однако никто не открыл нам дверь. Детский дом оказался домом семейного типа, и на каникулы детей разобрали по семьям, а педагоги в отпуске. Ушли мы несолоно хлебавши, напоследок облизнувшись на этот красивый, несмотря ни на что, дом.
В списке работ Шехтеля указан ещё один дом в Великом (т. н. дом Иродова), построенный по его проекту, но нигде не указан его адрес и нет точного изображения, а разыскивать его на всех улицах большого села — напрасная трата времени. Зато встречались другие дома явно (поза)прошлого века. Например, здесь же, на Ярославской:
Или по другую сторону площади, на улице Моругина.
В здании, построенном Локаловым для великосельского училища для мальчиков, которые по окончании работали на предприятии Локалова в селе Гаврилов-Ям, располагается школа, которая в этом году отмечает свой 150-летие (ул. Некрасовская, за прудом, откуда хорошо виден весь «кремль»).
Возвращаясь к церкви, мы пошли по другой улице и вышли к единственному обелиску, видимо, на месте старого кладбища. Это памятник Локалову. Удивились, что его не убрали за годы советской власти и кто-то ухаживает за ним, убирает могилу и высаживает цветы. Потом, проезжая по городам и сёлам Ярославской области, мы убедились в том, что, во-первых, здесь действительно следовали лозунгу «всё лучшее детям», отдавая барские особняки для школ и других детских учреждений, и, во-вторых, несмотря на давление властей, умели сохранить благодарную память о тех, кого уважали при их жизни (показательна история с памятником Александру II в. Вятском).
Вот такое знаменитое было село. Наверно, жить здесь непросто, однако и отсюда выходили «в люди», например, как повествует «Википедия», Николай Иванович Труфанов (1900–1982) — полководец Великой Отечественной войны; генерал-полковник, и Борис Павлович Бещев (1903–1981) — советский государственный деятель, министр путей сообщения в 1948–1977 годах.
В селе два музея. Один, как водится, краеведческий, посвящённый мануфактуре Локалова, второй — Музей картофельного бунта (после картофельных бунтов именно житель Великого Ефим Карнович стал потом заниматься масштабным разведением новой сельскохозяйственной культуры). Но в музеи мы не пошли, зато с удовольствием буквально «нырнули» в природу, какой у нас в больших городах уже не найти…
Через час мы были уже в Ярославле и осваивали свои апартаменты, строя планы на завтра и последующие дни.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия