Нидерланды, mijn liefste. Амстердам.
Нидерланды, mijn liefste. Утрехт.
Нидерланды, mijn liefste. Замок De Haar.
Нидерланды, mijn liefste. Kinderdijk.
Нидерланды, mijn liefste. Амстел-парк.
Нидерланды, mijn liefste. Giethoorn.
Нидерланды, mijn liefste. Алкмар.
___________________________
На этот раз решено было начать прогулку в Эдаме, в Эдаме же и закончить.
И, как неисправимый любитель всяческих гаджетов и велосипедов, я решила объединить эти два своих интереса в одно и попробовать, наконец, что же такое электровелосипед. Ну, и что тут скажешь… Теперь у меня появилась еще одна хотелка-:) Электровелосипед — это ж просто праздник какой-то!-:)))
Я совсем не спортивный человек, и катаюсь дома на велосипеде в свое удовольствие и без напряжения, не ставя никаких целей. На большие расстояния до этого раза никогда не ездила, и потому была не уверена в своих силах, смогу ли осилить большой километраж. И тут нашелся выход. В Голландии немало прокатных контор, который дают напрокат не только обычные велики, но и электровелосипеды. В Эдаме тоже нашлась такая славная контора, и рано утром я выехала привычным автобусным способом в маленький и уютный Эдам.
От Центрального вокзала Амстердама в те края отправляется много автобусов: 312, 314, 316 (стоимость 4,95 евро, время в пути 25–40 минут в зависимости от маршрута), и ходят автобусы довольно часто. Проложить маршрут лучше всего замечательным планировщиком 9292.nl. Или на сайте автобусного перевозчика EBS. Выходить на остановке Busstation в Эдаме.
Через 10 минут приятной прогулки по одному из самых славных (ИМХО) городков этого региона я была у дверей прокатной конторы Ton Tweewielers.
Скажу честно, электровелосипед — недешевое удовольствие, его аренда обошлась мне в 24,5 евро со страховкой от угона. Но чувство уверенности в себе и то удовольствие, которое я получила во время прогулки с ним, сделав этот день самым запоминающимся за тот мой отпуск, перечеркнули начисто внутреннюю «жабу»-:) В комплекте идет непромокаемая сумка на багажник и 2 замка — обычный и на цепь. Велосипед довольно тяжелый (из-за аккумулятора, конечно), но, строго говоря, инфраструктура здесь такова, что нигде совершенно не приходилось его приподнимать. Везде есть съезды, скаты, пандусы. Велосипед — это жизнь!-:)
Велосипед имеет электронное управление, 8 передач. Но сразу же оговорюсь, это не мопед! И крутить педали, разумеется, надо, и еще как! НО! Умный электронный мотор, в зависимости от выбранной передачи, увеличивает силу давления на педаль. Это немного похоже на гидроусилитель руля. Кто учился водить машину на старой отечественной механике, тот поймет-:) Мной овладела такая эйфория, когда я поняла, как облегчает жизнь эта умная электронная система, особенно против ветра и на подъеме, что я, наверное, до родного Петербурга могла бы доехать! (Ролик, получившийся по мотивам этой прогулки, сильно грешит качеством, простите. Это была моя первая попытка использовать взятую у коллеги китайскую экшн-камеру, в которой, конечно, не было стабилизатора, да и с цветопередачей, мягко говоря, засада. И это была корявая неумелая попытка-:) Но мы все время учимся! В своем следующем приключении в Тоскане я использовала уже более качественную камеру, а теперь у меня есть стабилизатор, так что в будущем все будет хорошо с этим, было бы что поснимать!-:)
Эдам, знаменитый на весь мир своим замечательным сыром, не меняется уже несколько столетий, и слава богу, такая тишина и покой! Пусть все так и остается.
Покатавшись немного по его сонным улицам, я направилась в сторону Волендама, чтобы там сесть на паром до Маркена. От центра Эдама до центра Волендама всего несколько километров. Туда мы и направимся с моим эдамским другом.
Это была любовь с первого взгляда, хотелось бы себе такой дома.
В старые времена Волендам был гаванью Эдама. Но с течением времени в Эдаме был прорыт канал Зёйдерзе, и в городе появилась собственная пристань.
И Эдам, и Волендам, и другие городочки на этом побережье роднит то, что когда-то они все стояли на берегу залива Северного моря. После строительства защитной дамбы, отделившей прибрежную область от моря, этот залив превратился в пресноводное озеро Маркемер, которое получило свое название от острова Маркен, расположенного здесь. Вот и название города Водендам переводится с голландского как «заполненная плотина», хотя голландцы произносят его немного иначе — Фолендам.
На этих территориях издавна занимались рыболовным промыслом, и хоть сейчас туристическая индустрия потеснила другие виды деятельности, но рыбу здесь умеют и любят ловить и в наши дни, и не зря, говорят, местная селедка — это один из символов Волендама. Здесь проводится рыбный аукцион, и еще где-то мне попадалась информация, что ежегодно с началом сезона ловли сельди на стол королевской семьи отправляется первый бочонок с самой лучшей селедочкой.
Туристический бум, разумеется, наложил свой отпечаток на жизнь Волендама, город стал практически «образцово-показательной голландской рыбацкой деревушкой», куда приезжает огромное количество гостей. Но, надо сказать, туризм здесь начал развиваться еще в XIX веке, и его за живописные прибрежные виды и безмятежную атмосферу облюбовали художники-импрессионисты, внесшие свой вклад в популяризацию этих мест-:) Ну, а как не полюбить этот милый уютный город?
Доехав до порта Волендама, я сделала обязательную остановку на перекус свежими рыбными продуктами, приготовленными тут же при покупателе. Ох, и вкуснотища!:-)
И вот я на пароме, отправляющемся к Маркену, он так и называется Marken Express.
Стоимость проезда в одну сторону 8,5 евро (если обратно на велосипеде через дамбу, например) и 12,5 евро туда-обратно. Стоимость провоза велосипеда 1,5 евро в одну сторону и 2,5 туда-обратно. Как же это чудесно — иметь такую возможность везде путешествовать с велосипедом. Поезда, паромы — все это не проблема!
Отплывая из Волендама, замечательно любоваться проплывающими мимо зелеными деревянными домиками, вдыхать свежий ветер и ловить брызги воды из-за борта. Если, конечно, этот ветер не сдует с палубы-:)))
Остров Маркен перестал быть островом, когда в 50‐е годы прошлого века здесь построили дамбу, соединившую его с большой землей. Однако он много веков был отрезан от материковой части Голландии, отчего на этом кусочке земли посреди воды сформировалась своя собственная культура, сложился свой диалект, обычаи, одежда. И сейчас благодаря своей самобытности, на пике туристического бума, это место, конечно, привлекает огромное количество туристов.
Уютные деревянные домики, мастерская по изготовлению кломпов, сыр — все это было у меня уже в прошлый раз.
Сейчас же моей целью стал вот этот удаленный от гавани красавец.
Маяк Paard van Marken, что переводится как «лошадь Маркена». Такое интересное название дано маяку из-за его формы. Первоначально (1700 год) форма каменной башни маяка была квадратной, но в 1839 году старая башня была заменена на круглую железную копию, которую установили на старый фундамент. А потом к башне пристроили кирпичный домик для смотрителя и хозяйственных нужд, так что форма его и вправду стала напоминать коника-:)
Маяк является частной собственностью, так что любоваться им можно только издалека. Одна лошадка на фоне другой-:)
К сожалению, маяк регулярно страдает от дрейфующего льда. В 1971 году его воздействие было таким сильным, что башня была сдвинута на несколько сантиметров от ее первоначального места.
Свернув с дорожки, тянувшейся вдоль берега, я начала углубляться внутрь острова, радуясь стихшему ветру и выглянувшему солнцу.
Радуясь каждой встреченной корове или овце, и лягушкам, квакающим вдоль канав.
На пути попадались фермы с чудесными лошадками.
Два коника. Жаль, что оба не мои.
Вот такой, неторопливо пасторальной, видится мне моя следующая встреча с любимыми Нидерландами, ведь сколько ж еще мест в этой удивительной стране, до которых можно добраться на велосипеде!:-) А если серьезно, это и вправду для меня какое-то место силы, как-будто какое-то смутное воспоминание из прошлой жизни, и вот оказался здесь — и ощущаешь себя, будто домой вернулся. Место для жизни. Место для счастья.