Нидерланды, mijn liefste. Амстердам.
____________________________________________
До этой поездки я уже не раз бывала в Нидерландах, и каждый раз откладывала посещение Утрехта на потом, все время находилось что-нибудь, что отвлекало внимание от этого города и региона, его окружающего. И, как оказалось, зря! Поездка в эту часть Голландии оставила очень теплые воспоминания и желание приехать еще, чтобы провести здесь времени побольше. И сам город Утрехт, и более отдаленные интересные для осмотра места, к которым необходимо добираться через этот город, полюбились сразу. В этот раз я посетила этот город дважды, объединив с поездками в замок De Haar и к мельницам в Kinderdijk.
Утрехт — очень старый город и довольно скоро отпразднует свое 2000-летие! А появился он здесь благодаря вездесущим римлянам, основавшим на окраине своей империи крепость в 47 году н. э.
Римляне покинули эти края в середине III века, а на территории существовавшей когда-то крепости во времена средневековья был построен кафедральный собор с самой высокой (112 метров) в Нидерландах колокольней. Мощный ураган, случившийся в XVII веке, разрушил часть собора, соединяющую его с колокольней, поэтому башня как бы теперь сама по себе.
Для меня же колокольня Домского собора преподнесла замечательный подарок — звуки чудесного и имеющего интересную историю карильона города Утрехт. 50 его колоколов имеют огромную историческую и художественную ценность, и даже во время Второй мировой войны, когда немцы вывозили из Нидерландов большую часть старых колоколов, колокола Утрехта были освобождены от конфискации, и впоследствии все вернулись на свое место. Первые 6 колоколов были созданы в XV веке известным мастером Гертом ван Ву, и они соответствовали нотам До, Ре, Ми, Фа, Соль и Ля, а приводились в движение механическими устройствами. В XVII веке к ним добавили еще 6, а вместе с ними и появилась клавиатура карильонера. В дальнейшем судьба карильона была тесно связана с именем известного голландского композитора и музыканта Якоба ван Эйка, который будучи от рождения слепым, обладал при этом тонким слухом и большим талантом. Он был известен как искусный исполнитель карильонной музыки и флейтист, а кроме этого был экспертом в литье и настройке колоколов. И в начале XVII века он стал карильонером кафедрального собора Утрехта, следил за техническим состоянием колоколов и занимался обучением игре на этом удивительном инструменте. Он изучил зависимость тона извлекаемого звука от формы колокола, и вместе с другим известным мастером того времени Франсуа Хемони, создал первые хорошо настроенные карильоны. А количество колоколов на башне Утрехта возросло до 21. «Утрехтский Орфей» — так называли Ван Эйка, а когда он умер, колокола всех городских церквей провожали его в последний путь трехчасовым перезвоном. Завод братьев Хемони со временем заменил старые колокола на новые в 1664 году, и довел количество до 33 (а их колокола считались лучшими по чистоте звука). И уже в 20-м веке, дополнительно были отлиты еще 15. Богатая палитра звука в этом карильоне не может оставить равнодушным никого, кто любит карильонную музыку. А послушать «живое» исполнение на карильоне Утрехта можно в субботу с 11 00 до 12 00, а в течение туристического сезона еще и в пятницу с 12 30 до 13 30. Информация здесь.
Глядя на такую идиллическую картинку, трудно представить себе, что в жизни города были и трагические моменты. Пожар 1253-го года превратил большую часть города и старый собор в руины. Город отстраивался заново, и ведь как хорошо построили! Залюбуешься-:)
Другим, кроме карильона, притягивавшим меня к себе маячком были набережные старого канала Oudegracht. Их уникальность в том, что они организованы двумя ярусами. В средневековье в Утрехте процветала торговля. А богатые землевладельцы и купцы селились в укрепленных домах вдоль старой водной артерии города, и подвалы своих домов использовали под склады. Так что грузовые баржи причаливали прямо к домам, и товар удобно размещался при своем владельце.
Сейчас на террасах нижнего яруса можно посидеть в уютных кафе и ресторанчиках. Или заглянуть в какой-нибудь маленький тематический магазинчик, которые тоже облюбовали себе место у воды.
Прекрасным способом посмотреть старый город и его живописный канал является лодка, каноэ или водный велосипед, которые можно взять напрокат. Но и прогулка пешком вдоль русла Старого канала доставит удовольствие.
Глаз порадуется укромным живописным уголкам. Некоторые вот у воды живут, как в Венеции-:)
Старый канал примечателен еще бесконечной вереницей мостиков, которые образуют галереи арочных сводов и отражаются в непрозрачных водах. Завораживающее зрелище, по моему.
Конечно, этим зрелищем можно полюбоваться и с набережной, спустившись по ступенькам к самой воде, но лучший ракурс все же открывается именно с воды.
Таким атмосферным и музыкальным показался мне старинный город Утрехт. От той прогулки тоже осталось небольшое видео:
И еще одним любопытным местом, куда мне давно хотелось зайти был музей Музыкальных Механизмов Museum Van Speelklok tot Pierement.
Я большая поклонница старинных механизмов, в особенности, часовых и музыкальных. Безумно интересным в этом смысле был музей старинных часов в Заансе Схансе, а вот здесь в Утрехте — музыкальная коллекция. Здесь тоже есть и часы, и шкатулки, и вовсе замысловатые механические игрушки. И главное, что практически все они в отличном состоянии и работают! Ну, и нельзя не упомянуть большую коллекцию старинных музыкальных автоматов от уличных небольших шарманок до больших стационарных инструментов. Интересная экскурсия с работником музея, который и рассказывает, и демонстрирует механизмы в действии, и даже поет!-:) И дает покрутить ручку шарманки-:)
Я не буду выкладывать фотографии этого музея, я их там сделала не много. В данном случае важен звук, поэтому делюсь маленьким видео оттуда: