Нашли место на бесплатной стоянке у рыбного порта
и двинулись в сторону спортивного порта и городского центра. У стыка рыбного и спортивного порта выделяется необычное здание с контурами, образованными прямыми линиями, со стеклянными трубками разных цветов на стенах — Аудитория и конференц-центр Эль Бател.
Совершенно непривычно для современного города устроена набережная вокруг Эль Батела — это комбинация деревянного настила и пластиковые решеток с газоном внутри. И на этом фоне забавно смотрятся урны для мусора в виде труб судовых вентиляторов и пожарные гидранты.
Рядом, за какой-то непонятной желтой конструкцией, виднеется детская площадка. Подойдя ближе, понимаешь, что эта конструкция ограждает уходящий куда-то под Аудиторию проезд.
Сквозь стеклянный забор и такелаж многочисленных яхт хорошо виден лайнер. Обратите внимание на пятна в нижней части снимка — это отражения в стекле пальм и прочего на набережной. Встречал подобные ограждения в конструкциях зданий, судов, но как обычный забор — впервые…
Минуем Эль Бател и выходим на привычную каменную набережную.
Прогулялись вдоль порта, прошли по всей набережной. Подошли к статуе сидящего мужчины. Почему-то туристы очень любят фотографироваться на его фоне или в обнимку с ним, хотя это памятник скорби по жертвам терроризма в Испании.
А вот уже знакомый памятник военным морякам, погибшим в битвах испано-американской войны в 1898 году на фоне здания мэрии.
Напротив памятника — причал, откуда отправляются суденышки с туристами на прогулку по бухте и ближайшим окрестностям. И вот что-то нас толкнуло отправиться на прогулку ближайшим рейсом. Всевозможные кораблики отправлялись друг за другом с небольшими интервалами, и мы заняли места на ближайшем.
Вначале наше судно заглянуло ко входу в ту часть порта, где уже несколько столетий находится Арсенал и военно-морская база,
потом в сторону выхода из бухты. Круизный лайнер, стоящий почти в центре акватории, попадал в кадр при любой попытке запечатлеть панораму и заслонял собой окружающее. Хотя сам по себе смотрелся очень неплохо…
Легко узнавались места, по которым мы бродили в прошлую поездку: развалины католического собора с римским форумом под ними, крепость на холме Консепсьон…
Проплывали мимо верфей, какого-то памятника, различных военных сооружений, ограждающих бухту молов:
Вход в бухту Картахены в самом узком месте защищал Рождественский форт (Fuerte de Navidad) — нынешний был построен в 1740 году, позднее достраивался и развивался. Со временем утратил свое военное значение. Сейчас здесь располагается музей, демонстрирующий военную технику и повседневный быт крепости девятнадцатого века.
Напротив Рождественского форта, а также чуть дальше по обеим сторонам от входа размещались более современные укрепления. Значительная часть строилась на границе 19–20 веков и ныне уже не используется, вооружение и оборудование удалены. Теперь по старым укреплениям можно прогуляться. Я заметил несколько человек на тропинках-лестницах, связывающих старые сооружения и достигающих моря. Было бы интересно полазить здесь — но не в этот раз.
А между разнообразными укреплениями тихо пристроился пляж:
Прогулочные суда делают приличный круг перед входом в гавань, проплывая недалеко от стоящих на рейде судов. Вообще-то рядом есть еще несколько городков с портами — так что куда стоят суда, можно только предполагать.
Подальше от города находится большой порт для разных грузов, в том числе для приема СПГ с хранилищами. Один газовоз стоял у причала:
Когда возвращались, прошли недалеко от круизника. Я еще раньше удивлялся, сколько народу осталось на борту вместо того, чтобы выйти в город. И надо же покупать такой круиз и игнорировать заходы в порт!
Высаживаемся и идем по набережной вдоль корпуса политехнического университета. На ней установлены пушки, произведенные в разных странах. Есть и российские: вскоре после изгнания Наполеона испанцы купили у России 5 боевых кораблей с полным вооружением.
Рядом — странная скульптура под названием «Хвост кита». Вот просто хвост кита, и ничего более. Смысл непонятен, но это творение стало одним из узнаваемых символов города.
За корпусом политехнического университета находится военно-исторический музей Картахены. В воскресенье он закрыт, но нам не очень-то и нужен. Единственное — сфотографировал через стекло стоящую в отдельном зале подводную лодку Исаака Пераля. Спущенная на воду в 1888 году, она имела полностью электрический привод от аккумуляторов. После проведенных испытаний ее дальность плавания около 500 км была признана недостаточной, лодку разоружили и поставили на прикол. Так она и простояла на приколе, меняя место дислокации, несколько десятилетий, пока не была поднята на постамент на набережной Картахены. Со временем корпус начал разрушаться, лодку отреставриврировали и с 2013 года выставили под крышей в военно-морском музее.
Напротив в политехе за стеклом тоже необычное изделие — макет вертолета из картона. Наверное, творчество студентов…
Прошли мимо мэрии, погрузились в частично знакомую паутину улиц. Народ вокруг активно подкреплял силы. Сделали небольшую остановку и мы — стало легче, настроение улучшилось.
Еще раньше обратили внимание, что во многих испанских городах (по крайней мере, в старой части) уличные светильники сделаны по одному, присущую данному городу, проекту.
Конечно, в Картахене есть и новые современные районы, но они нас не интересовали. Поэтому мы просто гуляли по старым улочкам, наслаждаясь атмосферой, разглядывая резные деревянные двери и балконы, узкие, порой в одно окно, многоэтажные дома.
Прошли через знакомый перекресток улицы Четырех святых, где на углах зданий закреплены статуи святых, почитаемых в городе. На этот раз они были в полном комплекте:
Вышли на площадь Святого Франциско — в прошлый раз не попали, все было перекрыто из-за строительных работ. На небольшой, на наш избалованный просторами взгляд, площади установлен памятник испанскому актеру Исидоро Маикесу (Isidoro Máiquez — 1768–1820). Уроженец Картахены, он считался одним из лучших актеров своей эпохи. Его портрет кисти Гойи находится в Мадриде в музее Прадо.
Монумент на противоположной стороне площади:
Пока гуляли, обратили внимание на заборы, огораживающие площадки, оставшиеся от снесенных домов. На них изображены фотографии начала века и относительно современные виды тех же улиц. И познавательно, и не так уныло, как обычные ограждения:
На месте старых возводятся новые здания — но часто в тех же габаритах.
Сделав небольшой круг и обогнув холм Консепсьон, спускаемся к набережным. Остаются за спиной площади с монументами, здание муниципальной школы, панорамный лифт на холм.
Прошли мимо корпусов Политехнического университета — ему в свое время были переданы ставшие ненужными здания казарм, военного госпиталя и прочих учреждений. Военное прошлое легко угадывается в монументальных формах, плюс более очевидные следы:
Недалеко виднеется странное сооружение, похожее на маяк или сторожевую башню, но как-то далековато от воды. Позднее я выяснил, что это верхняя часть автобусной станции.
А почему верхняя? Выйдя на практически пустую в этот воскресный день автостоянку, я вдруг сообразил, что нахожусь не на уровне земли, а брожу по верху бастиона:
И чтобы попасть вниз, на уровень набережной, в любую сторону надо было бы обходить довольно далеко. Впрочем, эта проблема была в свое время уже решена — в массиве укрепления устроена такая лестница:
К глубокому сожалению, довольно часто в разных местах, порой на исторических зданиях встречается граффити. Очень раздражает, и этот интересный спуск тоже был изгажен наскальными рисунками.
Спустились вниз и направились к порту. Вот здание, в котором находятся какие-то морские организации — даже оформление выполнено в виде капитанского мостика.
Нагулявшись, сели в машину и покатились в Ла Мангу — еще оставалось достаточно времени, чтобы поплескаться в теплом октябрьском море. На безлюдном песчаном пляже…