Освоив в прошлом году прямолинейный маршрут Москва-Барселона-Москва (подробно здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_20824), мы решили не повторяться и проехать Европу кругом, с севера на юг, вот по такому маршруту:
Освоив в прошлом году прямолинейный маршрут Москва-Барселона-Москва (подробно здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_20824), мы решили не повторяться и проехать Европу кругом, с севера на юг, вот по такому маршруту:
Выехав из Москвы раненьким субботним утречком, к вечеру мы благополучно добрались до Таллинна, где чудесно, но скромно разместились в непосредственной близости от Таллиннского порта, откуда следующим вечером отправлялись в Стокгольм.
В Таллинне мы бывали неоднократно, но всё же не отказали себе в удовольствии отужинать в старом городе и побродить по его улочкам, что и впредь будем делать при оказии — очень уютный и симпатичный город (правда, не дешевый).
Как следует отоспавшись и крепко позавтракав, пешочком (что немаловажно для автопутешественников), мы направились в музей «Лётная гавань», где чудесно и познавательно провели полдня, осматривая различные суда и корабли.
Особое внимание уделили подводной лодке и ледоколу начала ХХ века. Супер!
После обеда и неспешных сборов, следуя четким инструкциям перевозчика, мы впятером (4 отважных путешественника и надёжный автомобиль) заняли место в очереди на паром Таллинн — Стокгольм.
Надо отметить, что это было не слишком просто, т. к. въезд в терминал D, откуда наше судно Baltic Queen выходило в рейс, был серьёзно изменён и стал крайне запутанным (указатели есть и это немного облегчает), пришлось попетлять в окрестностях. Ничего, мы приехали заранее и справились оперативно.
Сам процесс погрузки совершенно не обременителен: прямо в будке регистрации, не выходя из машины, в обмен на предъявление паспортов получаешь карты-ключи от каюты и прочее необходимое (программа круиза, талоны на скидку в бар и т. п.). Кстати, карта от каюты именная и является еще и пропуском в ресторан, где (и если) у вас оплачен ужин и/или завтрак, кроме того, на карте указан ваш персональный пароль к WiFi-сети на пароме, но не слишком обольщайтесь, если вы не обладатель премиум класса, то в каюте, скорее всего, инета не будет, а в общественных местах он будет дохлый и пропадающий.
Заезжаем внутрь парома, паркуемся под руководством парковщиков (узковато весьма — желающих полным полно) и, забрав самое необходимое, оперативненько протискиваемся к лифтам и, наконец, поднимаемся в каюту! Важно: ничего нужного (телефоны, зарядки, очки, кошельки, лекарства и т. д. и т. п.) в машине не забываем, ведь в процессе плавания в отсек с автомобилями доступа нет! И ещё, пожалуйста, если в вашей машине стоит крикливая от ерунды сигнализация, то лучше её всё же не включать! Тем вы серьезно повысите комфорт плавания обладателям кают на первом жилом этаже парома, а безопасность вашего, зажатого со всех сторон автомобиля, поверьте, никак не пострадает.
Само плавание — это весьма приятное занятие! Даже самые скромные каюты очень комфортны даже для четверых, а развлечениям на борту нет числа, на самый разнообразный вкус и кошелёк. Морские виды, вкусы и запахи вообще бесподобны! Думаю, лучше совсем уж не экономить и, если ещё есть выбор, взять, как сделали мы, каюту с иллюминатором, нежели в середине парома с зеркалом на стене — даже если вы решили больше не тратить на борту ни цента, то вид и досуг будет обеспечен на всё время пути!
Море Таллинн — Стокгольм
Для тех, кого беспокоит «морская болезнь», замечу, что в хорошую погоду на огромном пароме, даже самые мнительные пациенты, при всём желании, ничего не почувствуют, однако при заметном волнении моря легкие ощущения всё же присутствуют (в основном при отходе ко сну), но вряд ли станут проблемой — даже в поездах качает куда сильнее.
Прибыв в Стокгольм по расписанию и загрузившись в автомобиль (примерно за 15 минут до прибытия о необходимости проследовать к машинам объявляют по радио в каютах и общественных местах парома) въезжаем в город.
Сам Стокгольм, безусловно, стоит посетить, но мы здесь уже были и поэтому сразу начинаем поиск трассы к нашей ближайшей цели — Осло.
Оп, и снова свернули не туда! Конечно, поворот был в туннеле, где навигатор слегка «подвисает», но самое смешное даже не в том. Пока навигатор перестраивает маршрут (какой-то десяток секунд) вы успеваете доехать до следующей развязки (коих здесь немало) и далее уже лотерея! Пару кругов, пяток лишних километров и, даже несмотря на весь присутствующий топографический кретинизм и отпускную беспечность, мы на нужной трассе! На самом деле, она здесь безальтернативна и просто зная направление, заблудиться невозможно. Совет банален: навигатор расслабляет и во избежание траты нервов полезно заранее хотя бы посмотреть и записать номера нужных трасс, не говоря уж о минимальной письменной легенде предстоящего маршрута — на что способны, увы, не многие и мы тоже не в их числе. Зато легкий авантюризм сулит приключения, мы же именно за этим едем, да?
Дорога от Стокгольма до Осло радует качеством и ландшафтом, слегка напоминая Карелию — камни, сосны, берёзки…. природа!
Неспешно (соблюдаем жесткий скоростной режим во избежание астрономических штрафов) подъезжаем к Осло.
Конечно, Норвегия, заслуживает отдельной поездки (и не одной) и, надеюсь, мы сюда ещё вернёмся!
В это же раз Осло лишь перевалочный пункт нашего маршрута — мы тут ночуем всего дважды, а в промежутке неспешно осматриваем город и плывём на кораблике совсем недалеко — к музею викингов.
Скромно, но познавательно. А ещё в Осло масса электромобилей Тесла всех марок, ну и прочих «электричек», конечно, тоже.
Следующий пункт нашего маршрута — столица Датского королевства — Копенгаген.
По пути заезжаем на родину нашего автомобиля (как можно проехать мимо?!) и с удовольствием, осматриваем музей самобытного шведского автопроизводителя в Гётеборге.
Наши фавориты — чудесной красоты и шарма автомобили 60-х годов прошлого века.
А еще здесь есть XC90 в натуральную величину собранный целиком из ЛЕГО!
Жаль сувенирный магазин не балует безделушками, но брелочек для ключа и магнитик, пожалуй, будут в самый раз!
Возвращаемся на трассу и следуем ничем не примечательным маршрутом вплоть до обеда.
Это с одной стороны не примечательным, а с другой даже краткий привал в Швеции оборачивается целой экскурсией по отдельно взятой площадке для отдыха:
Но вернёмся к обеду! Где же пообедать бережливому автопутешественнику в Швеции (если он, конечно, как мы, крепко устал от Макдональдса, что вдоль дорог Швеции повсеместно)? Решение найдено оперативно — ИКЕА! Ха, а вы пробовали сделать заказ в провинциальной Швеции произнося эти названия из икеевского меню?! А просто тыкнуть пальчиком не выходит, т. к. картинки с едой висят под потолком и их видит только посетитель — дубля со стороны прилавка нету!
Поверьте, это было забавно! Проявив смекалку, т. е. продемонстрировав со смартфона свежее фото необходимых нам блюд (прогресс — великая сила!) и крайне обрадовав местный персонал ответом на вопрос о том, на каком же языке мы переговариваемся между собой, получаем желаемое и чудесно проводим время! И да, мы ничего не купили, ни одной пластиковой ерундовины — оцените нашу стойкость!
Сытые и довольные подъезжаем к исполинской постройке, ведущей прямиком в Данию — Эресуннскому мосту! Колоссальность сооружения, частично надводного, частично подводного, может посоперничать в наших воспоминаниях только со стоимостью проезда по нему: 50 Евро! Однако!
Эресуннский мост
Миновав мост, сразу сворачиваем к нашему отелю (с бесплатной парковкой, что для Дании просто чудо), путешествовать по Копенгагену на автомобиле грозит полным разорением! Следующий день целиком посвящаем беглому знакомству с Копенгагеном.
По мне, если вы не собираетесь зависнуть в Христьянии с хиппи в угарном дыму, или в парке Тиволи с детьми (не известно, что из данных вариантов более чревато для здоровья и кошелька), то одного дня на поверхностный осмотр Копенгагена вполне довольно. Самая живописная улица неспешно проходится за пару часов, остальное вполне можно и пропустить. И Русалка, да, обязательно)))))
После очередной ночевки выезжаем в сторону Германии, но не кратчайшим путём (довольно паромов), а по суше (в легкий объезд), к нашей очередной цели — Танковому музею в германском Мюнстере (настойчивое пожелание старшего ребёнка).
Здесь всё очень похоже на знакомый нам музей в подмосковной Кубинке с тем отличием, что экспонаты представлены в куда более просторных (танки можно обойти со всех сторон) и теплых (комфортных) залах, а не в ангарах, и образцов, всё же, поболее будет.
С некоторым трепетом посетил зал образцов военной формы вермахта, ощутив внутренний холодок от массовости и атрибутики оной (фото не будет) и с удовлетворением сфотографировался с нашей 44-кой.
Во дворе специально оборудован легкий аттракцион с «погружением» в один из танков — на заметку нашему парку «Патриот». Главное дитё довольно. Напротив музея очень милое кафе — обедаем и поехали дальше!
Кстати, благодаря заезду в Мюнстер мы вынуждены были прокатиться по местным дорогам Германии, через милые маленькие городки, городочки и деревушки: очень живописно!
И да, с лесами, вполне себе серьёзными, в Германии всё хорошо — грибами пахнет!
Всё-таки выезжаем на автобан, вжик, и вот он — вольный город Нюрнберг!
Удобно расположенный, для нас, во всяком случае, с богатой историей и архитектурой!
Если опустить вопрос зарождения нацизма, то вполне милый город, с вкуснейшей кухней, пивом и замечательными видами.
Прекрасно! Как бы не было вкусно, отдохнув пару ночей, выезжаем на юг!
И вот, на горизонте, «замаячили» Альпы, а с ними и Австрия!
Перекусив в одном из последних на нашем пути, невероятно комфортных и невозможно вкусных придорожных кафе Баварии (официантки, между прочим, наши девчонки — поболтали),
мы вплотную приступили к покорению Альп!
Ни одна фотография не передаёт великолепия данной трассы, ведущей из Германии, мимо Инсбрука, в Италию!
Даже весьма чувствительная к горным дорогам, поворотам и перепадам высот часть нашей группы, забыв обо всём, наслаждалась видами природы и дел рук человеческих!
Альпы
Великолепно!
За обменом впечатлениями от горных дорог, склонов, туннелей, мостов и деревушек, незаметно и плавно, наш автомобиль вплотную приблизился к основной стоянке на маршруте — посёлочек Лидо Адриано, что рядом с итальянской Равенной, на теплом (и даже горячем, в смысле температуры воды), песчаном и таком манящем Адриатическом побережье Италии!
Комфортный и скромный комплекс апартаментов, со всем необходимым для вкусной жизни, в паре сотней метров от берега, принял нас на девять ночей и дней. Замечательно!
Сама Равенна, куда мы, естественно, наведались, оправдала ожидания от древнего итальянского города с соответствующей архитектурой и убранством.
Правда, знаменитую мозаику мы не оценили (мелкое дитятко накрыли капризы), но и так очень и очень. Могила Данте опять же.
А еще торговый центр, и обувной, и съестной, и винный, и сувенирный…. прощайте денежки)))))
Кстати, после ночного ливня (думаю, это связано), к нашему и всей общественности удивлению, почти вся массовая торговля в городе не открылась (обесточили видимо). Объявлений никаких — итальянцы! Зато мы нашли чудный обувной (почти случайно). В остальном море, пляж и вино!
Но не пляжем же единым! Менее часа езды от Лидо Адриано и мы в Сан-Марино!
Очень, очень красиво, вкусно и чудные изделия из кожи, ну сумочки например, правда, моя дорогая? Правда! Намёк на заинтересованность товаром и цена на приглянувшееся падает с 80 до 45 евро, устоять невозможно!
Стоит отметить, что здесь очень удобные и массовые стоянки для автомобилей, все под номерами. Мы выбрали 7-ю, она достаточно просторная и рядом с вершиной. Автоматы интуитивно понятны, но принимают только мелочь. Рядом есть аппараты для размена мелких купюр, но мы ими не пользовались.
В Сан-Марино масса русских туристов (и русскоговорящих продавцов, соответственно). Наш автомобиль с московскими номерами был неоднократно приветствован восторженными салютами соотечественников.
Но, покатались и довольно, а теперь море!
И всё же, как бы не был хорош пляжный отдых пора в обратный путь, к дому.
Но не сразу! Сначала Будапешт!
От Равенны до Венеции (гордо проезжаем мимо — бывали в более комфортном и малолюдном ноябре) местные, слегка утомляющие, дороги, а далее до самого Будапешта, через Словению, сплошные скоростные магистрали!
Будапешт встретил нас величественной архитектурой, жарой и пробками. Доползли до отеля, автомобиль на парковку, сами в номер и отдыхать!
Следующий день мы гуляли и плавали по Будапешту, пряча себя от палящего солнца.
Остров Маргарэт был в самый раз.
Город неожиданно большой и интересный.
Немного жаль, что множество фасадов (как минимум) требуют ремонта. Зато виды на город и парламент были великолепны, а с легкими напитками еще и приятны.
Стоит вернуться, но не в такую жару, конечно!
Далее наш путь лежал в Польшу. Самым удобным выглядел привал в Люблине, чем мы и воспользовались на пару ночей. Переезд из Будапешта в Люблин хотя и был самым близким (всего-то 650 км), но вымотал заметно, т. к. пролегал по маленьким дорогам, через все деревни, холмы, горы, овраги и склоны.
Зато мы пообедали в Словакии, в деревушке с таким знакомым названием — Lada! Очень вкусно!
А Люблин — очень красивый городок, сами посмотрите:
Стоит отметить качество и разнообразие продукции местной пивоварни. Подсвеченные и раскрашенные фонтаны в центре радуют и детей и взрослых. Очень правильный привал. Любо!
Ну, а дальше был знакомый путь домой через Беларусь, по трассе М1, которая была в этом году удивительно свободной, а вдали от крупных населённых пунктов и, соответственно, местного трафика, так вовсе пустынной. Выехав в 9 часов утра (по московскому времени), к полпервого ночи мы уже упали в свои кровати и были счастливы! Дома!
Вот такой отпуск.
22 дня, 7500 км, 13 государств, 8 городов, 3 больших музея, 1 надёжный автомобиль и 4 отважных путешественника.
Надеюсь, продолжим!
P. S. Текст выше итак многословен, поэтому избавлен, по возможности, от всяческих технических и иных мелких подробностей (документы, дороги, в т. ч. платные, границы, пункты пропуска, отели, пляжи, стоянки, валюты, цены, товары и т. д. и т. п.), но если у вас будут вопросы, то я готов ответить, если смогу, конечно. Спасибо!