Закончив осмотр крепостей венецианской низменности в прошлом рассказе, как и обещал, поехал пить итальянскую водку. Зовётся граппа. А раз так, скажет каждый, то в город Бассано-дель-Граппа. Встречалось мне и мнение «знатоков», что именно с названием этого напитка связано появление на карте Италии данного населенного пункта. Абсурд, путают причину-следствие.
Не, самогон здесь гнали издавна. Но город уже стоял. В тени прекрасных гор, среди которых выделяется Монте Граппа, а Бассано-дель-Граппа — что-то вроде «Подножие Граппы».
Если обьяснить популярно — граппа сорокаградусный напиток, который местные крестьяне стали гнать из отходов винного производства — косточек, кожицы и мякоти винограда. Долгое время этот переработанный отжим считался крестьянским питием, пили они самогонку из скромной глиняной посуды, закусывая по-простому — хлебом с головкой лука или кусочком сыра.
Всю историю самогоноварения можно посмотреть в небольшом, но интересном музее прямо в центре Бассано-дель-Граппа, музей создан усилиями семьи Поли, производящей этот напиток с 1898 года.
Можно здесь встретить и один из самых древних аппаратов, XV века. Но что-то он какой-то прямолинейный и гладкоствольный.
Почему-то вспомнилась история с артиллерией. Как долго тащили первую пушку, закатывали внутрь каменное ядро…как сооружение, издав громогласный «пук», выкатило круглую болванку метров на 20 и скатилось в ров, негодное к повторному использованию. И собравшиеся вокруг любопытствующие «лыцари», презрительно сплюнув через забрало, поехали расставлять доведенных до совершенства лучников и арбалетчиков.
Так и венецианские дворяне презрительно смотрели на алкогольные игры простолюдинов, попивая элитное вино «яркого рубинового оттенка», от производства которого и остались отходы для граппы. Шло время. То один патриций «совершенно случайно», вероятно, от простуды, попробовал напиток, то другой, и оно… понравилось. А раз дана команда из Центра, надо строить производственные мощности. Долго ждать не пришлось, и в 1779 году взошла звезда граппового олигарха Бартоло Нардини… сегодня граппу производят в фантастических количествах, и потомки семейства Нардини контролируют четверть всего производства на территории Италии. Ясно, что уже в XVIII веке самогонные аппараты сильно видоизменились, а уж позднее…
В музее и свой большой шоп — можно набрать звенящих «сувениров» — себе и друзьям в подарок.
Простолюдины, которые потребляли горячительное до, во время, после еды, а часто и вместо, и представить не могли, что по прошествии веков будет создан целый кодекс по правильному испитию граппы. Молодую граппу принято пить охлажденной до 5–10 градусов, более выдержанную — при комнатной температуре. Небольшими глотками, не спеша наслаждаясь вкусом и ароматом. Для употребления напитка были созданы специальные бокалы, известные ныне как граппагласс, по форме рюмки напоминают чуть раскрывшийся бутон тюльпана. Простая самогонка, конечно, была не совсем по вкусу аристократам, появились с привкусом миндаля, ванили, перца, персика или лесных ягод. И обязательно надо сначала откусить белой спаржи, а потом «ощутить, так сказать, весь букет»…и не более 30 грамм за раз!
Короче, послушал всё это, прочитал, пошёл, накатил «тройной» граппагласс и закусил белой спаржой. Потом. Ничего так, понравилось, примерно как лучком зелёненьким. Температуру поданного напитка не понял. Дегустировать можно в грапперии тут же, за углом от музея. Да и вообще, рюмочных в Бассано хватает.
Пару раз по рекомендуемым 30 грамм ещё попробовал, да, брусничку и лимон было чувствовать. Напиток конечно подавали качественный, тут не поспоришь. Больше не стал, за руль через пару часиков.
Спаржу, кстати, в Бассано-дель-Граппа выращивают на протяжении нескольких столетий, это вторая продовольственная визитка города.
Итальянцы используют граппу в кулинарии — в ней фламбируют креветки, маринуют мясо, готовят десерты и коктейли. Ещё есть кафе-коррето — кофе с граппой. И ещё делают по-простому — допив кофе, в осадок наливают немного граппы, добавляют немного сахара, размешивают и глотают. Называется «помоем чашечку»
Третья, непродовольственная визитка города — керамика. Город славится качественной и необычной посудой, которая производится с XVIII века.
Причём, учитывая небольшое количество иностранцев на улицах, понимаешь, что весь этот набор — граппа, керамика, спаржа, сушеные грибы, разные травки-приправки, которые, естественно, тоже собирали на склонах Граппы, не сувенирный. Этот набор — местный для местных, это традиции. В эпоху глобализации вдвойне ценно.
А то главное, что радует жителей этого городка с момента его зарождения — вершины близких гор и шум полноводной реки Брента
Город ведет свое летоисчисление с X века, когда он был заложен на холме Святой Марии. Сельское хозяйство, ремесла, торговля — вот чем испокон веков занимался Бассано.
По сведениям, и сейчас здесь хватает промышленности, но где она, не видно, а исторический центр живет ритмами XV–XVIII веков.
Ей-богу, так и не понял, почему главной архитектурной достопримечательностью в Бассано-дель-Граппа считают Понте дельи Альпини, или Понте Веккьо — Старый мост, перекинутый через Бренту. Постоянно упоминается, я ожидал увидеть что-то типа Карлового моста в Праге со статуями и играющими джазменами. А увидел вот это, довольно тривиальное сооружение.
Первый деревянный мост под крышей здесь построили еще в 1209 году, простоял он до осени 1567 года, когда бушующая стихия разрушила строение. Новый каменный мост по образу древнеримских предложил построить сам Андреа Палладио, но городской совет отказался от этой идеи по причине дороговизны, и Палладио в 1569 году создал строение, напоминавшее прежний мост. В XVIII веке сильнейшее наводнение снесло и этот мост. Утверждают, что следущий мост был сделан по прежнему плану Палладио, как и последующие копии, каждая из которых не стояла дольше 50 лет. В последний раз Понте дельи Альпини заново отстроили в 1947 году, воспользовавшись, как и прежде, проектом великого Андреа Палладио — утверждают так. Вот смотрю я, и не верится мне — неужели великий маэстро мог настроить вот это? разве что только после граппы… Можете со мной спорить.
Как бы там ни было, свою главную функцию — соединить два берега — мост осуществляет, ещё и спрячет от дождя. Спешат по нему клерки и домохозяйки, школьники, рассевшись на перилах, обсуждают свои дела, мамы катят коляски с детьми…
Туристы выходят на мост, чтобы сфотографировать, как внизу шумит Брента.
В Бассано много на что посмотреть и без моста. Давайте пройдёмся по его улицам, грациозно извивающимися вдоль реки и скрывающими на своих улицах много старинного.
Пройдём цепочку небольших площадей, уставленных башнями, церквами и дворцами, построенными богатыми горожанами в подражание столице
Здесь, например, великолепные готические церкви XII–XIII веков — Сан-Франческо, Сан-Донато и Сан-Джованни Баттиста, а также импозантный Дуомо, построенный на месте церкви X столетия. Церковь святого Франциска построили между 1158 и 1183 годами по желанию аристократической семьи Эццелино. Глава семьи отправлялся в паломничество по Святой Земле и дал обет построить церковь, если вернётся живым и здоровым. Турпоездка прошла гладко, пришлось Эццелино обещание сдержать и построить церковь, к которой ещё и пристроили помещения для ночлега, где могли передохнуть паломники. В XIII веке церковь передали ордену францисканцев. До сих пор можно справа от входа увидеть «ересь», написанную художником Баттиста да Виченца в начале XV века. На ней младенец, уже сформировавшийся (но не родившийся!) летит по направлению к чреву Мадонны, а Святой Дух парит над ними в круге. Как только святые отцы пропустили.
Сан-Франческо выходит на широкую площадь Гарибальди, бывшую Пьяцца делле Эрбе.
В центре её установлен фонтан, сооружением которого отметили в своё время окончание реконструкции водопровода, который с помощью акведуков питал город чистейшей горной водой. Фонтан высотой пять метров из розового веронского мрамора, с дельфинами, коралловыми бассейнами — над всем этим работал архитектор Карло Спацци.
На эту же площадь смотрит и городская часовая башня, построенная в 1405 году. Правда, современные часы на башне появились в 1743 году, изготовил их Бартоломео Ферранчи. Часы исправно идут по сей день.
Недалеко стоит палаццо Роберти, построенное в конце XVII века в венецианском стиле эпохи Возрождения. В здании, с 8 сентября 1796 года по 10 марта 1797 года жил Наполеон во время своей Итальянской кампании, о чём говорят мемориальные доски. Только уверен, особой радости от пребывания этого гостя жители не испытывали.
Площадь Гарибальди практически сразу переходит в Пьяцца Либерта, когда-то Пьяцца дель Пополо, ещё раньше Пьяцца Сан-Джованни, и уж совсем раньше Пьяцца дей Синьори.
На западном краю площади стоит статуя с львом Сан-Марко, символом венецианского господства
и статуя Сан-Бассиано, покровителя города, изготовленная скульптором Бассано Орацио Маринали в XVII веке.
Площадь — центр средневековой части города, где сходятся основные улицы, она застроена когда-то престижными дворцами местных аристократов.
Среди исторических зданий выделяется Лоджия ди Пьяцца, в которой неизменно вот уже 600 лет заседает местный Муниципалитет. Часы на ратуше гораздо старше, чем на городской башне, произведение Коррадо да Фельтре работает со 2 февраля 1430 года. Сохранились и старые фрески
С другой стороны площади — собор святого Иоанна Баптиста. Его возвели в 1308 году, однако в XVIII веке переделали под руководством Джованни Мьяцци в стиле барокко.
Через узкий проход попадаем на ещё одну, небольшую, площадь, название которой можно очень просто перевести, как Старогородская. Она интересна тем, что здесь сохранились самые старые здания Бассано. Строить здесь закончили в 1494 году.
Конечно же, есть в Бассано-дель-Граппа и своя главная улица, где основные рестораны, бутики, куда приходит каждый житель города. Называется Римская улица
В Бассано есть ещё одно очень интересное здание. Вероятно каждый, глядя на эту внушительную неоготическую громаду из красного кирпича с 60-метровой колокольней, подумает, что это Кафедральный собор.
Нет, никогда культовым это здание не было. Хотя и начали его строить, как церковь в 1908 году, но работы остановились из-за начала Первой мировой войны.
Интерьеры в готико-венецианском стиле со следами романского впечатляют, латинский крест 75 метров в длину, имеет три нефа, разделенных 10 мраморными колоннами.
После Первой мировой войны на временных кладбищах вокруг Монте Граппы многие солдаты были, как посчитали, недостойно захоронены, было принято решение использовать недостроенный собор в качестве военного мемориала. В монументальном комплексе похоронены более 5000 солдат.
В склепе находятся тела высших офицеров, среди которых останки принца Умберто ди Савойя, племянника первого короля Италии Витторио Эмануэле II и его брата, герцога ди Аоста.
А самая старая часть города — бывший замок Эзелино с собором святой Марии, возведенные еще в Х веке.
После XVII века замок стал медленно разрушаться, покинутый владельцами, недавно закончили его реконструкцию
В общем, каждый любитель путешествий найдет в Бассано-дель-Граппа именно то, что привлекает его. Будь Вы гурман или дегустатор, ценитель средневековой архитектуры, антик-шопоголик, которого хлебом не корми — дай побродить между прилавков со всякой всячиной, ведь в городе несколько рынков с антиквариатом… в этом городке заскучать не получится.