В своем прошлом рассказе я рассуждал о городе Тревизо, чем он отличается от Венеции, что в нём привлекает и стоит ли он посещения.
А сегодня мы оказались в месте, где на протяжении нескольких веков Тревизо противостояло Венеции, а ещё перед ней Падуе. И если быть точнее, противостояли друг другу два города-крепости Читтаделла и Кастельфранко-Венето, построенные соперниками на торговом пути, соединяющем две провинции, когда-то два государства. Расстояние между городками всего 11 км, но не ошибёмся, если скажем, что Кастельфранко-Венето и сейчас территориально относится к провинции Тревизо, а Читтаделла к провинции Падуя.
Вражда прошла, но стены остались.
Сейчас их штурмуют, на счастье, только одиночные туристы. Несмотря на то, что Читтаделла и Кастельфранко-Венето одни из немногих городов-крепостей с полностью сохранившимися укреплениями, интересующихся ими очень мало. Наверное, это обьяснимо. Венето невероятно богато достопримечательностями, как, впрочем, и вся Италия. Как правило из-за отсутствия времени, выбираются цели побольше, побогаче, поизвестнее. … А стены — это скорее для истинных любителей замков и средневековых укреплений.
Получилось так, что мы ночевали между двумя городками. Планировали посетить творение Палладио — виллу Эмо. Которая открывалась в 10:30, и пары часов с утра хватило, чтобы пробежаться по обоим городкам, дорога между каждым из трёх пунктов не более 5 минут на машине. Раз уж оказались мы здесь — «сравнительный анализ» Читтаделлы и Кастельфранко-Венето.
Оба города возникли примерно в одно время, с разницей всего в 25 лет. Сначала, в 1195 году, жители Тревизо решили построить крепость для защиты своего города от возможного нападения со стороны Падуи. По принципу «хочешь мира-готовься к войне». Войну жители ещё строящегося городка Кастельфранко, однако, получили довольно скоро — в 1215 году городу пришлось выдержать осаду. Правда, стены уже стояли, гений фортификации Скенелла ди Коллато возвёл весь комплекс городских укреплений, включая башни и подземные ходы, в рекордные по тем временам сроки — за 10 лет.
Через 5 лет город снова повергся нападению, одновременно с которым падуанцы начали строить неподалёку свою крепость — Читтаделлу. Следущие 200 лет состояли из периодических попыток одной из сторон завладеть соседним поселение, никто так и не достиг успеха. Примерила двух врагов только Венеция, включив примерно в одно время оба города в свою зону управления.
Оба города были построены в чистом поле, что нехарактерно для Италии, где почти каждая деревня имеет римские корни. Если Скенелла ди Коллато построил Кастельфранко в виде почти идеального квадрата, то геометрическую форму Читтаделлы трудно охарактеризовать одним словом. То ли падуанцы не имели в начале строительства общей концепции, и 10 прорабов начали строительство в разных точках, где придётся, чтобы потом соединиться. Или запили геодезисты, но не-овал, не-круг, не-ромб больше всего напоминает формой амёбу, как её иногда рисовали в школьных учебниках.
И заселялись города по разному. В Читтаделле в приказном порядке остался отряд, штурмовавший соседний город в момент строительства, в Кастельфранко прибыли 100 тревизских семей, колонистов-добровольцев, которых Тревизо освободило от налогов, чтобы они могли построить дома и обустроиться.
Налоговая свобода и послужила поводом для названия населённого пункта, которое можно перевести «свободный (от налогов) замок». А чтобы отличать его от другого Кастельфранко, который находится сейчас в провинции Эмилия, прибавили позднее «Венето».
Длина сохранившихся городских стен Кастельфранко — 930 метров, высота стен в среднем достигает 17 метров. Четыре башни защищают квадрат со стороной примерно 230 м.
Читтаделла покрупнее, городская стена имеет 1461 метров по периметру с диаметром около 450 м. Всего были возведены 32 большие и малые башни, которые затем соединили защитным рвом с четырьмя подвесными мостами рядом с четырьмя воротами, стены имеют высоту от 14 до 16 метров и 2,1 метра в толщину
Зато современная Читтаделла в два раза меньше Кастельфранко с населением в 30 000 человек, хотя и там, и там смотреть за пределами старого города нечего.
Вокруг стен обоих городов вырыт широкий ров, до сих пор заполненный водой.
Доступ в крепости организовывался посредством подъёмных мостов, на смену которым пришли мосты из каменной кладки.
Уже давно рвы с водой перестали играть свою оборонительную роль, в основном их использует водоплавающая дичь.
В Кастельфранко было сооружено всего двое ворот, одни — на Падую, что означало и на Читтаделлу.
Вторые на Тревизо. Над этими воротами позднее построили Часовую башню, символ Кастельфранко.
В Читтаделле с воротами по-богаче. В стене их было сооружено четыре — по сторонам света.
Ворота Тревизо, с восточной стороны, были сделаны в виде высокой башни 25 метров высотой, в три раза больше самих ворот. На внутренней части ворот Тревизо до сих пор сохранились фрески «Коронование Богоматери» и «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Западные ворота Виченца 22 метра высотой украшены фресками, изображающими «Распятие Христово»
Южные ворота Падуя считались главным входом в город. С наружной стороны ворота украшают фрески с изображением колесницы дворянской семьи Каррарези и герба Падуи.
С оборонной точки зрения ворота состоят из трех дверных пространств и внутреннего двора.
Самой интересной частью укреплений Читтаделлы являются северные ворота Бассано
здесь можно увидеть, как работал защитный механизм в древности. Ров гениально соединялся с внешними водоемами системой пяти дверей и пяти подъемных мостов. Здесь был дом начальника гарнизона, склады, кузницы, колодец.
В каждом городе есть и своя легендарная башня. У так называемой Мальтийской башни в Читтаделле довольно мрачная история. В 1251 году коварный тиранй Эцелино III да Романо приспособил её в качестве тюрьмы для своих врагов. О зверствах, совершенных в ней, упоминает сам Данте в своей «Божественной Комедии».
Наоборот, яркая часовая башня Кастельфранко сияет над городом, является его символом. В XVI веке на ней появился лев, символ Венеции.
Лев Сан-Марко есть и в Читтаделле, но здесь столб с ним установлен на центральной площади
Ну что ж, время зайти внутрь крепостных стен. Начнём с Читтаделлы. Новая ратуша размещается во дворце Мантенья, который является символом более поздней архитектуры времён Витторио Эмануэле.
Раньше ратуша находилась во Дворце Лоджий, здании XV века, знаменитого своими крытыми галереями (портиками), которые находятся на первом этаже здания. B настоящее время здесь располагается штаб-квартира муниципальной полиции. Здание знаменито ещё и тем, что в его стене жители замуровали льва Сан-Марко, убрав его с площади, чтобы спрятать его от войск Наполеона.
Ратуша в Кастельфранко менее знаменита, с архитектурной точки зрения мне, правда, понравилась больше.
Огромное здание, расположенное около Ворот Тревизо, служило офисом для Падуанского военного представителя, затем капитано Венецианской республики. Оно в очень плохом состоянии, фасад ободран до кирпичей, зато неплохо сохранились входные двери портала с отделкой из розового мрамора, украшенные барельефом Льва Сан-Марко и двумя медальонами с изображением Пандольфо Малатеста и его брата Карло, которыe являлись важными персонами Читтаделлы в ранний период становления города.
Скромная церковь Санта Мария дель Торрезино, расположенная у Ворот Падуи, берет свое название от близлежащего города Торрезино, и с самого начала своего существования служила больше в качестве башни-колокольни, предупреждавшей о приближении врагов. Колокольню позднее убрали, в настоящее время церковь служит местом проведения выставок и мероприятий.
Что ещё должно присутствовать в каждом, даже захудалом, итальянском городке? Конечно, Дуомо-кафедрал и театр.
Театр Читтаделлы находится около Ворот Виченца, на улице Независимости. В 1817 году его спроектировал Джакомо Бауто, однако строительство завершил Франческо Кибело, а авторство элегантного неоклассического фасада приписывают Иосифу Япелли, автору знаменитого кафе Педрокки в Падуе.
Театр в Кастельфранко был построен архитектором Франсеско Мария Прети в XVIII веке. Такое впечатление, что оба театра не работают, хотя, может и закрыты до осени, лето всё же, все отдыхают…
Кафедральный собор Кастельфранко был построен в начале XVIII века по проекту того же архитектора Франческо Мария Прети.
Чтобы возвести собор, были частично снесены старые городские стены, а также старая часовня Костанцо. В конце XIX века был перестроен фасад, являющийся сейчас образцом неоклассической архитектуры — с дорическими колоннами, фризом, фронтоном со статуями Богородицы и святых.
Собор Читтаделлы по-солиднее. Был построен в период с 1774 по 1826 год тремя архитекторами, в том числе и Доменико Черато, которому Падуя обязана строительством Прато делла Валле. Этот огромный Дуоме повторяет один из самых впечатляющих храмов Древнего Рима.
…Но зато (говорит Кастельфранко) … и ведь правда, как я забыл…у нас есть великий Джорджоне! Этот великий мастер эпохи Возрождения родился в Кастельфранко, учился в Венеции у Джованни Беллини и стал признанным мастером в возрасте 20 с небольшим лет. Его учениками были Тициан и Себастьяно дель Пьомбо. В Кафедральном соборе висит одна из самых его известных работ — «Мадонна на троне с Младенцем и святыми Либералием и Франциском», неофициально называемая очень просто — «Мадонна Кастельфранко». Она была заказана мастеру военачальником Туцио Констанцио в 1504 году, в память о его умершем сыне Маттео.
С картиной связана и своя городская комедия. В декабре 1972 года «Мадонну» украли из собора. Но три недели спустя ее обнаружили брошенной в пустом доме, наиболее правдоподобное обьяснение — похитители просто не нашли покупателя на такую известную картину. Нашли картину бережно упакованную, как будто специально положенную на самое видное место — горе-грабители отдавали себе отчёт о великости гнева жителей города в случае её порчи. Похоже, их даже особо после находки и не искали. Вот такое «похищение по-кастельфрански»
Кстати, статуи Джорджоне сегодня украшают и площадь перед собором.
В 1878 году скульптор Аугусто Бенвенути в честь 400 лет со дня рождения Джорджоне установил статую великого живописца из Кастельфранко около крепостной стены
Ну что ж, больше писал, чем ходил. По часу на каждый городок более чем достаточно. Всё же, если есть пара часиков у того, кто поедет на машине от Тревизо до Виченцы или Падуи, советую заехать.
А что вилла Эмо, открытия которой мы ждали, прогуливаясь по двум городкам? На первый взгляд, выглядит скромнее по сравнению со многими иными творениями Палладио. Но неизменно идеальна.
Знаменита же она тем, что никогда не изменялась с момента постройки. Потому что именно с этого момента в 1559 году находится во владении одной семьи — семьи Эмо. Наверное, этим и вызвано то, что уж очень строго следилось на тем, чтобы не фотографировали внутри виллы. Частную собственность, конечно, уважаем, но всё же раздражает пристальный взгляд господина, чуть ли не дышащего в затылок и периодически шипящего «ни-з-з-зяяяя»…как только рука (вы меня понимаете) автоматически тянется к кобуре с фотоаппаратом… Так что внутри, конечно, фрески
…красиво, как всегда… Палладио всё же с друзьями, эта бригада халтуру не сдавала.
А теперь вперёд. Пить итальянскую водку — в следущем рассказе.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия