Маленький уездный городок, мало кому известен. А кто то и вообще не подозревает о его наличие на карте России. Однако городок имеет богатую историю и Витовт тут силу свою испытывал; и Сигизмунд князь литовский, король польский, назвал Опочку «бесовой деревней»; и фрицы шлялись.
Про время крепостей и польско-литовских фиаско рассказывать не буду сейчас. Расскажу об Опочке купеческой с церквями, которые и сейчас можно видеть и тех что утрачены. Не обо всех ибо их много было. До 1917 года в Опочке имелось 6 православных церквей: Успенская, Владимирская, Троицкая, Никольская, Покровская и Лукинская, Спасо-Преображенский собор. Также были часовни и иноверческие храмы — лютеранская кирха и еврейская синагога.
Начнать, пожалуй, стоит с церкви что на старом кладбище. Кладбище сохранило многие захоронения купеческих семей, коих в списке, составленном городской управой Опочки в 1906 году, значилась 41 фамилия. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы выстроена в шестидесятые года XIX века на средства Ольги Лукиничны Викуловой. Вдовы первостатейного купца, городского головы и строителя Спасо-Преображенского собора. Сохранился с тех времён.
1
До сего дня можно увидеть надгробия Селюгиных, Телепнёвых, Барышниковых.
Возле храмов хоронили тех кто внёс наиболее значимый либо денежный вклад, либо житейский.
При входе на кладбище поместили поклонный крест. Но он тут недавно.
От погоста перейдём к мирским домам. На главную улицу города, Коммунальную.
Дом потомственного купца Никифора Ивановича Куколькина. Вернее это склад для льна вышеуказанного купца. Сейчас тут школа где учат музыке и изобразительному искусству.
Сам купец был не прочь посидеть в трактире с бутылочкой цимлянского да партейку в карты сыграть. Однако занимал положение прочное в обществе и головы не терял. В 1871 году стал головой городским. Занимал должность сию до 1883 года. Купец занимался не только бизнесом, но и сбором исторических фактов о губернии и городе в которых жил. Он соавтор книги историка Бутырского «Опыт древней истории города Опочки». Книгу выпустили ограниченным тиражом в 1879 году. Теперь она библиографическая редкость.
Никифор Иванович содействовал открытию Вольного Пожарного общества, Городского общественного банка.
Окна первого этажа сотворили уже в 1918 году, когда здание использовалось под типографию. Второй этаж тогда занял профсовет.
Перед домом Куколькина бюст ещё одному важному, да и пожалуй знаменитому, горожанину Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащекину. Правда сей ученый муж жил задолго до упомянутых купцов. Родился в семье небогатого псковского дворянина около 1606 года. Вел род от некоего «Нащоки» — раненного в щеку участника восстания жителей Твери против ханского баскака Чол-хана. Его отец, Лаврентий Денисович, опочецкий дворянин, был внесен в псковский список служилых людей. (Тут можно спорить: кто то говорит что родился Афанасий Лаврентьевич в Пскове, кто то ратует за Опочку. Пусть будет Опочка. Пскову и так хватает знаменитых людей.) Афанасий свою карьеру начал при царе Алексее Михайловиче.
1
С 1622 несёт службу военную: во время Русско-шведской войны 1656 — 1661 командует крупными соединениями войск и руководит штурмом города Дриссы. Начиная с 1640-х активно занимался дипломатической деятельностью. В 1656 подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 — Велисарское перемирие со Швецией, за что получил чин думного дворянина. В 1667 Ордин-Нащокин добился от Польши подписания выгодного для России Андрусовского перемирия.
Чем ещё? Он основатель российской регулярной почты. Сразу же после заключения Валиесарского перемирия Ордин-Нащокин начинает хлопотать о создании регулярной почты. Поддерживает челобитную голландца Яна фан Сведена, просившего дать ему на откуп доставку зарубежной почты. Царь Алексей Михайлович скептически отнесся к этому предложению, говоря, что «почта за рубеж есть и второй ненадобно». Нащокину удалось переубедить царя. На посольском съезде в Андрусове статья о почте была без возражений принята польской стороной.
Учредив регулярное почтовое сообщение и ямскую гоньбу из России в Польшу и Ливонию через Псков. А. Л. Ордин-Нащокин разработал форму почтарей с гербом и рожком.
Занимался российский канцлер и многим другим — железоделательными заводами, мануфактурами, торговыми дворами. Афанаси Лавреньтевич стремился вывести страну из отсталости, твердо отстаивал государственные интересы, не боясь опалы; был постоянно деятелен и совершенно неподкупен, вел борьбу с канцелярской рутиной. За заслуги перед государством ему был пожаловано боярское звание.
И близкая моему сердцу тема: этот человек во многом опередил царя-реформатора Петра I и даже флот пытался создать. В 1669 году на Оке был спущен на воду корадль под именем «Орёл». Да только полёт разинцы прервали — сожгли на следующий год. А об ареднде в Курляндии гавани переговоры потерпели неудачу в 1662 году.
2
Наветы и опала вернули домой царедворца в 1671 году. Потом Фёдор III пытался вернуть ко двору умного мужа, да боярин не хотел. В отоге ушёл в монастырь в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь и отошёл ко господу в возрасте 74-х лет под именем Антония.
Ну и конечно какой городок без больницы.
Пантейлемоновская часовня при земской больнице выстроена в начале прошлого века. В советское время закрыта, восстановлена в начале 2000-х.
Она и сейчас при больнице. Правда теперь надо просить целителя о том как выжить в этой больнице при том уровне умения и знания тех людей что там работают….
Больницу открыли в 1894 году. Рассчитана была на 50 коек. Работали там 4 фельдшера и 2 врача. Тогда на одну акушерку приходилось 7489 женщин. (Земское учреждение принимало болящих со всего уезда, а не только по городку. Отсюда такая цифра). Работал в больничке коллежский советник двадцати шести лет Иван Игнатьевич Игнатович. Уездный и городской врач Опочки родом из Витебской губернии. Но был активным участником опочецкой жизни. Учавствовал в городских собраниях с правом голоса, в женской гимназии врачебную практику осуществлял и в Добровольном Пожарном Обществе безвозмездно служил.
Часовня-скудельня перестроена немного. Но потеряла первоначальный вид. Напротив есть ещё одна достопримечательность: скромный дом последнего настоятеля Троицкой церкви отца Иоанна Белинского.
1
В городе ещё жив, но насколько долго проживёт не понятно, дом Игнатовичей. После Великой Отечественной войны дом был продан Опочецкому педучилищу, где впоследствии и располагалось общежитие до конца девяностых прошлого века.
До революции был в городе храм Преображения Господня, но его разрушили. Сейчас там нет даже воспоминаний о былой красоте. Я хоть и далека от верований, но красота архитектуры меня не оставляет равнодушной. Я правда не понимаю как можно было такую красоту «до основания». Да и зачем?! Месть? Поведение и поступки коммунистов часто напоминают обиженного детсадовца.
Нет там уже и намёка на былое. Площадь проезжая с 1937 года. Я немного соврала. На площади уничтожен только собор. Но Дом купцов Телепнёвых ещё существует.
Он стоял по левую сторону от собора, а по правую сторону был такой же купцов Кудрявцевых. Кудрявцевы были одними из самых влиятельных в городе.
В декабре 1774 генерал-губернатор З. Г. Чернышев составил доклад с просьбой разрешения на постройку каменных домов «для губернской канцелярии и домов губернаторских и прочих при губернии служащих», а также каменной соборной церкви, так как прежняя сгорели. На докладе рукою Екатерины II было выведено: «Быть по сему».
Второе здание — присутственные места или казенный корпус — было построено для чиновников. В нем размещались уездное полицейское управление, казначейство, тюрьма. После 1918 года — Дом Советов. В 1937 году из кирпича взорванного собора достроен 3-й этаж для окружных учреждений на площади теперь носящий название Советская
Горсовет вот в бывших тюремных помещениях.
А здание по правую сторону площади занято нынче торговлей.
Собор 1791 — 1792 годах выстроили под присмотром архитектора Ивана Парфенова. На трёхярусной колокольне было 9 колоколов. Вес главного составлял 99 пудов и 15 фунтов. Почти 1630 килограмм.
Сейчас в городе есть Преображенский храм. Но…
Власти отдали старое здание 1891 года, в прошлом склад купца Телепнева: хорошая старинная кладка, это крепкое здание перестроили в храм.
Строительство началось в 1999 году и продолжалось почти шесть лет. Богослужения в нем сопровождаются перезвоном пяти колоколов, подаренных храму одним из столичных предпринимателей, уроженцем Опочки.
2
В этом храме хранится чтимый список иконы Опочецкой(Себежской) иконы Божией Матери. Опочецкая или Себежская, икона Божией Матери «Умиление» была принесена в 1634 году стрельцами города Опочки в местный Спасо-Преображенский собор из города Себежа, в связи с тем, что Себеж переходил к Польше (по условиям договора от 14 июля 1634 года между царем Михаилом Феодоровичем и польским королем Владиславом Сигизмундовичем), а часть жителей Себежа, состоявшая из бывших опочан, не хотела оставлять полякам чтимый образ.
2
27 марта в храме проводится соборная служба. Почему в этот день? По легенде 27(14) и 29 (16) марта 1681 года (в понедельник и среду первой седмицы Великого поста, а также на Вербной и Страстной седмицах) от Себежского образа было знамение: из очей Пресвятой Богородицы исходили слезы. Знамение это повторилось в июле следующего года. Тогда же, в 1682 году, попечением Опочецкого воеводы Герасима Феодотовича Лазарева-Станищева была составлена служба Себежской иконе, ежегодно совершавшаяся в Опочецком Спасо-Преображенском соборе.
Первописанная икона была утрачена, но в настоящее время существуют три ее списка. Одна из них находится в новом Преображенском храме Опочки, другая в Троицком соборе Себежа, а недавно стало известно, что написан еще один список этой иконы для Благовещенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря.
В паре шагов от новенького храма есть и место для протестантской евангельской церкви. Раньше тут был клуб ВОГ. Но она не интересна. Но коли уж о церквях говорю то и упомянуть это нужно.
Напротив сквер носящий громкое название Парк Победы.
И последнее сооружение культового направления — Церковь Обретения главы Иоанна Предтечи.
В 2002 году на месте ЗАГСа выстроили вот такую маленькую церковь-часовню. Когда отстроили Приображенский храм это помещение использовали как воскресную школу.
2
По преданию, бытующем в Опочке, на этом самом месте был каменный храм, но коммунисты взорвали его. Перед тем как храм уничтожили одна из женщин, служивших при храме, спасла чудотворную икону Усекновения главы Иоана Предтечи (примерно конца XIV- начала XV века).
Хранила она её до недавнего времени у себя в доме, но и там она не переставала творить чудеса. Митрополит дал распоряжение поставить храм на месте некогда существующего. И икона вернулась в храм.
И ещё один утраченный храм — церковь Святой Троицы. Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная в 1812–1815 купцом А. Д. Порозовым. Четырёхстолпный храм, увенчанный невысокой ротондой, с высокой трёхъярусной колокольней под шпилем. Боковые приделы Апостола Фомы и Димитрия Ростовского. Закрыта в 1930-х, сломана в пятидесятых. В этой церкви служил священник Иоанн Александрович Белинский чей дом напротив часовни Пантелеймоновской.
В этом храме молился когда был проездом через Опочку государь-император Александр Павлович. В доме у Якова Михайловича Порозова на несколько часов и пока меняли лошадей побывал в храме.
На месте дома культуры, в котором сейчас центральная районная библиотеки им. А. С. Пушкина, краеведческий музей, был изумительный храм.
Она была построена на средства уроженца, потомственного почетного гражданина Опочки, петербургского купца Алексея Герасимовича Барышникова. На освещении церкви в 1894 году присутствовал Его императорское Высочество Великий Князь Владимир Александрович. Храм построен по планам профессора Академии художеств А. Парланда, известного строителя храма Воскресения — на — Крови в Санкт — Петербурге. Рядом с Успенской каменной церковью располагалась Владимирская деревянная.
1
Писать можно долго и много. Но пожалуй я остановлюсь.
В городе есть гостиница и мотель. Так что переночевать при желании не составит труда.