Итак, мы отлично провели сегодняшнюю ночь в Buska Lodge и сразу после завтрака отправляемся в деревню Турми.
Итак, мы отлично провели сегодняшнюю ночь в Buska Lodge и сразу после завтрака отправляемся в деревню Турми.
Деревня расположена всего в паре километрах от лоджа, у нас было два варианта: ехать на машине и идти пешком. Я, Вадим и наш гид Слава выбрали второй вариант, остальные поехали на машине.
Пешая прогулка — отличная возможность поближе познакомиться с местной флорой. Несмотря на ранний час (где-то между 9 и 10–00) солнце палит не по-детски, но, то ли ещё будет…
Не знаю почему, я очень люблю пустынную растительность, так называемые суккуленты. Может от того, что они выживают в таких дичайших условиях, или просто смотрятся очень диковинно для родившегося на Восточно-Европейской равнине.
К деревне со всех окраин стягивается местное население. Дело в том, что сегодня не совсем обычный день — сегодня в Турми работает рынок, а это важное событие происходит всего несколько раз в неделю.
Для местных Турми — не совсем деревня, скорее вполне приличный городок. Окружающие его скопления хижин, будут считаться деревнями, некоторые находятся на приличном расстоянии в несколько десятков километров. Так что, посещение рынка может стать вполне праздничным мероприятием.
Остальные члены нашей группы, давно обогнавшие нас на джипах, время зря не теряли — раздают подарки.
Вот, и этой девочке повезло — досталось пара подарков (ручка и блокнот в правой руке, канистру мы ей не дарили). Похоже, родители отправили за водой, а тут, так подфартило.
Со всех сторон стекаются колоритные личности, судя по тому, как складывается утро, день сегодня должен быть замечательный.
Теперь идём, собственно на рынок. Рынок здесь и сейчас, как и сто и двести лет назад представляет собой площадь между домами квадратов где-то 300–500. Каждый участок специализируется на отдельных видах товара.
Здесь, например, продают дрова:
А здесь сено:
Развалы с бобовыми:
И ещё какие-то местные высушенные растения:
Имеются лавки и с более современными товарами, но они в меньшинстве, да и особой популярностью среди местного населения не пользуются.
Гид предупредил, что общие виды можно делать бесплатно, для портретов действует стандартная такса в 5 быр. Пользуясь не компетенцией местного населения, я нацепил, сопровождающий меня везде телевик и пошло- поехало!
Можете считать меня нечестным, но представьте себе, сколько мне пришлось бы заплатить за такое, например фото:
Да и наблюдать и фиксировать жизнь местного населения намного интереснее инкогнито, а не тогда, когда они постановочно замерли в одинаковой позе, смотря в объектив.
А наблюдать здесь было за кем.
Здесь идёт бойкая торговля, а может, просто обсуждаются последние новости. Ведь, в окрестных хижинах нет ни телевизора, ни радио, как собственно, и электричества. И рынок остаётся единственным средством узнать, как обстоят дела в мире — курс евро, против кого Трамп затеял новую торговую войну и прочее.
Сделка состоялась:
Не переплатила ли?
А эта дамочка приобрела всё необходимое и возвращается домой:
Похоже, кто-то продал/приобрёл пару симпатичных козочек.
Рынок в Турми, оказался единственным местом с богатым выбором сувенирки. Цены тоже были не бедные и скидывали от силы процентов 10. Позже выяснилось, что, по сравнению, с ценами на сувениры в аэропорту Аддис-Абебы, здесь было более менее вменяемо.
Чувствуется, что продажу сувениров в своих руках здесь держит местная мафия. Вот, Вадима «окучили» местные дельцы:
Сразу видно — парни не из бедных.
Местный рынок — отличная возможность познакомиться с представителями одного из самых колоритных, дружелюбных и известных племён Африки — хамер.
Этнографы считают, что племенные особенности сформировались примерно в пятом веке, в результате смешения представителей борана и консо, с которыми, частично, мы познакомились ранее.
И мужчины и женщины хамер большое внимание уделяют своей внешности, любят различные украшения. Причём, каждый рисунок на теле, бусы или серьги несут определённую информацию.
Например, мужчины сооружают на голове глиняные «шапочки», покрывающие часть макушки. Внутри глиняной основы имеются специальные отверстия, куда в надлежащем порядке вставляются страусовые перья. Обычно причёска держится от трёх до шести месяцев после совершения какого-то героического поступка, о чем, собственно, она и рассказывает окружающим.
Нам, к сожалению, такие герои не попадались, но интересные причёски у каждого второго мужчины присутствуют.
Количество серёжек в ушах у мужчины — от одной до четырёх, говорит о количестве его жён. Вот, например, типичный двоежёнец:
Но, особенно колоритны у хамер — женщины.
Главной отличительной чертой женщин хамер, является причёска в виде большого количества маленьких косичек — ассиле.
Женщины заплетают волосы, смазывая их смесью из специально приготовленной жидкости, в состав которой входит местная красная глина, охра, вода и яйца — только натуральные ингредиенты.
Яркая красивая причёска является символом здоровья и благосостояния хамерской женщины, поэтому до глубокой старости они стараются сохранить то, что осталось.
Каждое украшение так же несёт определённую смысловую нагрузку. Особенно характерным является беньяр — не снимаемый кожано-металлический ошейник с рукояткой, который в праве носить только первая жена.
Последующие жёны надевают металлические кольца — от двух до четырёх, в зависимости от того, какая по счёту она жена.
Ещё один способ «украшения» тел хамерских женщин, это шрамирование.
В определённом месте делается надрез и под кожу вставляют высушенное насекомое. Так можно получать целые рисунки.
Понятия возраста у хамер не существует. Естественно, никаких свидетельств о рождении и праздника дня рождения у детей нет, они вообще не знают, в какой день родились.
Кстати, дети здесь вели себя вполне прилично, никто не подбегал с просьбой/требованием конфет или денег.
Девочек отдают замуж с появлением вторичных половых признаков (примерно в 12 лет).
Кстати, на предыдущей фотографии, женщина на заднем плане пьёт из бутылки воду. «На глазок» видно, какого она качества и где тут наша Малышева, со своим — «воду в чайнике нельзя кипятить два раза». Могу и ошибаться, возможно, это какой-то местный напиток, типа кваса. Позже на севере точно такую же на вид жидкость пил один из сопровождающих нас военных и я не уточнил этот момент. Но, в любом случае, можно оценить местные санитарные условия.
А ещё женщины хамер фертильного возраста никогда не моются, так как считают, что это может привести к бесплодию.
А бесплодие здесь хуже смерти, так как отношение к такой женщине хуже, чем к скотине. Всю жизнь она будет выполнять самую сложную черновую работу.
И это ещё далеко не все обычаи племени хамер, дабы не перегружать изнеженные европейские головы, продолжу в следующей части.
На рынке мы провели более двух часов, охладившись бутылочкой пива, мы поехали дальше.
Вернулись в наш лодж на обед, по пути заехав в одну из хижин, где нам показали, как местные делают самогон. Насмотревшись местные санитарные прелести я пробовать не стал. Во второй половине дня нас ждёт ещё одно интереснейшее мероприятие — «bull’s-jumping», но об этом в следующей части.
Спасибо за внимание.