Эфиопия ч.1. Аддис-Абеба.
Вставать пришлось рано. Ночью прилетели все остальные участники нашей группы — помимо меня и Вадима ещё 4 человека, плюс наш гид Слава. Все русскоговорящие, за завтраком познакомились. На улице свежо, я бы даже сказал, прохладно, идёт дождь. Не зря Аддис-Абебу называют «городом вечной весны» — климат совсем не похож на африканский в общепринятом понимании.
Вид с балкона ресторана отеля Caravan.
Оперативные сборы и мы готовы к отправлению на юг. Наш транспорт — два полноприводных Ниссан патрол. Единственный нюанс в том, что нас, помимо водителей 7 человек, поровну не делится, так что в одной машине едут 3 пассажира: наш гид и семейная пара. А мы вчетвером на втором джипе, при этом стоимость тура одинакова для всех и она, мягко сказать не маленькая. Я не привык жаловаться на такие мелочи, совсем недавно описывал, как в Непале мне пришлось ехать на автобусе 6 часов, практически в обнимку с водителем. Но то был местный колорит и стоил он копейки… В общем, учитывайте эти моменты, когда едете в организованные автотуры — долгие переезды втроём на заднем сидении очень не комфортны. Правда, через пару дней, мы познакомились с нашими попутчицами и, порой, было даже очень весело…
Сегодня, практически весь день мы проведём в дороге: из Аддис-Абебы нам необходимо добраться до деревни Ченча, а вернее до Dorze Lodge.
Наш маршрут пролегает на юг Эфиопии, именно здесь наблюдается самый пёстрый национальный состав — несколько десятков племён. Каждое из которых характеризуется своими обычаями, наречиями или, даже, языком. Некоторые, конечно, находятся в процессе ассимиляции друг с другом или крупными национальными эфиопскими группами, всё же современный мир с его дорогами, образованием и урбанизацией делает своё дело. Но есть здесь и такие племена, которые категорически не пускают на свои территории чужаков, а другие, живут в таких непролазных дебрях, что до них и вовсе не пробраться. Именно поэтому «несколько десятков» племён, точное их количество никому не известно.
Отправляемся в путь.
Немного отъехав от города, опережаем на какую-то странную процессию — много людей идет по дороге, сначала просто идут, но ближе к голове колонны, некоторые, как-то танцуют, другие воют. Что это было… свадьба… или похороны… для нас так и осталось загадкой.
Дорожная процессия.
Предположительно траурная процессия по пути из Аддис-Абебы в городок Шашеман.
Через пару часов первая остановка на плантации по выращиванию клубники.
При плантации работает кафе, в котором можно попробовать разные свежие фруктовые коктейли, преимущественно клубничные. Я сначала отказался, как-то не хотелось, но потом, оказалось, что это бесплатно, ну, и мне сразу захотелось… Кстати, где бы мне ни доводилось пробовать клубнику, нигде я не встречал, такого насыщенного вкуса и аромата, как у той, которую выращивают наши бабушки на своих приусадебных участках.
Передвигаясь по дорогам Эфиопии, скучать не приходится, повсюду можно видеть интересные сюжеты, колоритных персонажей. Жаль, на ходу ничего не снять.
Придорожные зарисовки. Трасса Аддис-Абеба — Шашеман:
К обеду добрались до городка Шашеман (гид произносил как Шашемене), в городе проживает большое количество растаманов. Вроде как, есть даже музей растаманов и, вроде как, мы должны были его посетить. Но что-то там не получилось — выходной, что ли (была суббота), вон оно как, я то думал, у растаманов каждый день — выходной. В общем, музей нам увидеть не довелось — ну, и организация, подумал я, в тот момент.
В качестве утешения, нас завели в какой-то растаманский двор с постройками, типа их церкви. Там немного рассказали об их символике. Каким-то чудом, сделал одну фотографию:
Через пару минут хотел сфотографировать симпатичных козочек здесь же на лужайке, на что получил категорические возражения — фотографировать на территории нельзя! Можно подумать… не очень-то и хотелось. В общем, провели здесь, наверное, минут пятнадцать, больше делать здесь было абсолютно нечего.
Отправились на обед. Обедали мы в этом же городке в небольшом придорожном ресторанчике, вполне приличном, для своего местоположения. И растаманы здесь были гораздо более колоритные предыдущих. Не знаю, как они были на счёт фотографирования, я не уточнял (в тему недавнего обсуждения на форуме).
И снова придорожная жизнь, для Африки это, вообще, отдельный жанр:
Чем дальше на юг, тем лучше погода и пейзажи становятся всё более колоритными:
Ближе к вечеру добрались до Арба-Мынча — один из крупнейших городов Эфиопии. Не заезжая в город, сворачиваем в горы, по раскисшей грунтовке, необходимо подняться на 1300 метров, к месту сегодняшней ночёвки.
С некоторыми трудностями (у ворот лоджа заглохла наша машина) мы это сделали, практически, уже в полной темноте, при свете фонарей пошли искать наши бунгало. Через несколько минут завели генератор и в лодже появился свет. В домиках очень холодно (приличная высота даёт о себе знать), есть туалет и душ, вместо централизованного водоснабжения — ведро с водой и ковшик. Собственно, и мыться в такой холодрыге, не было никакого желания.
Нас ждал вегетарианский ужин и немного, привезённого с собой спиртного.
После ужина, мы пошли в соседний домик, который является, типа, мастного дома культуры. Специально к нашему приезду, здесь собрались самые задорные певцы и танцоры из соседней деревни Ченча.
Сначала местные немного стеснялись, но минут через пятнадцать уже не обращали на нас никакого внимания. И, собственно, пошло — поехало:
А лучше посмотреть видео:
Танцы племени Дорзе.
Эфиопия. В гостях у племени Дорзе.
В танцах ничего особенного, а вот, песни под ритмичные удары в бубны и вопли в стиле индейцев, получались очень колоритно. Не помню точно, такая дискотека продолжалась, где-то больше часа. Пару раз выходил подышать свежим воздухом, сделал несколько ночных фото.
После того, как мы разошлись по своим бунгало, дискотека продолжалась ещё минут пятнадцать, а ещё минут через пятнадцать выключили генератор. Спали в одежде, с головой укрывшись одеялами — это же Африка — «жаркий континент».
На рассвете мы смогли более полноценно оценить всю красоту нашего местоположения.
Правда, вскоре на нашу гору нашла туча, и заморосил дождь:
Дождь дождём, а программу никто не отменял. После такого же непритязательного завтрака, как и вчерашний ужин, собираемся в гости к Дорзе.
В соседней деревне Ченча проживают представители племени Дорзе. Примерно до XVIII века они были кочевниками-животноводами, позже осели в окрестностях озера Абая и Чамо и занялись земледелием. Сегодня племя знаменито, в первую очередь, своими домами в виде голов слона или мамонта или пчелиного улья.
Идти до деревни минут пятнадцать, за это время можно насладиться местными живописными пейзажами.
Пожалуй, за всю поездку, нам нигде больше не встречались такие насыщенные и свежие зелёные цвета, как здесь.
Нашу группу ждут в первом же доме на окраине деревни.
Типичный дом Дорзе делают из бамбука. Изначально высота дома достигает 10–12 метров, постепенно снизу его подгрызают термиты и дом подрубают. Так он становится всё ниже и ниже, когда размеры дома уже не позволяют проживать в нём семье, рядом строят новый, а старый используют под сарай. Жизненный цикл такой постройки достигает 100 лет, что, на мой взгляд, вполне прилично, учитывая такой строительный материал. Правда, сейчас, всё чаще представители племени строят более долговечные современные жилища из камня и бетона. Но, большинство продолжает жить в традиционных домах.
Внутри, в центре жилища расположен очаг для обогрева, он же кухня. Разные участки дома — разные комнаты, здесь же за тоненькой перегородкой живёт скотина: овцы и коровы. Звуки и запахи соответствующие.
Выйдя из дома, попадаешь в огород. Здесь произрастает ложный банан, который, практически, безотходно используется в жизнедеятельности племени. Нам продемонстрировали, как из листьев ложного банана выпекают местный хлеб — кочо. Срезанный лист крепят на дощечку и специальной палкой — типа, шершавой колотушки наскрёбывают мякоть листа. Я тоже попробовал, чем вызвал смех местного гида. Оказалось, этой работой занимаются исключительно женщины. Затем полученную кашицу укрывают листьями и оставляют здесь же в огороде на месяц — два. За это время она перебраживает и превращается в довольно плотную массу — тесто булла, которое ножом измельчают, а затем формируют лепёшку.
Полученную лепёшку заворачивают в листья и пекут на сковороде. Кочо едят либо с острым соусом, либо с мёдом. Я попробовал с мёдом — ничего особенного, но если понимать, что это всё получено из мякоти обычного листа, то, на мой взгляд, вполне неплохо.
Тут же подтянулся парень с местной сувениркой.
Ничего здесь не купил, о чём позже пожалел. С сувенирами в Эфиопии беда-либо совсем некудышнего качества, а в большинстве мест они напрочь отсутствуют, либо по каким-то заоблачным ценам. Лидером здесь оказался аэропорт Аддис-Абебы, где можно было приобрести много интересных эксклюзивных вещей, но стоили они, даже по европейским меркам, дорого. Имейте это ввиду, если судьба занесёт вас в эти края, то пользуйтесь моментом.
На этом знакомство с бытом Дорзе было закончено, провожали нас почти всей семьёй.
Получился, пожалуй, самый дружелюбный и тёплый визит из всей поездки. В деревне очень малолюдно, это было воскресенье и гид сказал, что многие сейчас в церкви на службе. Знакомство с бытом Дорзе на этом завершилось, мы возвращались в лодж.
Дорога так раскисла, что пришлось искать окольные пути, одна женщина из нашей группы поскользнулась и сильно испачкалась.
И вновь живописные пейзажи:
Ближе к лоджу нас встречают продукты ещё одной сферы деятельности представителей Дорзе:
Ткачество — одно из главных занятий, прославившее их не только в Эфиопии, но и за её пределами. Причём, подготавливают пряжу женщины, а ткут исключительно мужчины. Чем выше мастерство ткача, тем больше его уважают в деревне. Обычно туристов, так же знакомят с этим процессом. Мы же, к сожалению, этого не увидели, скорее всего, из-за того, что было воскресенье.
Вернувшись в лодж, мы загрузили наш багаж в машины и были готовы в путь. Погода к этому времени улучшилась, и мы смогли по максимуму оценить положение Dorze Lodge, стоящего на самом краю обрыва, с видом на озеро Абая.
Всем спасибо за внимание. Дальше будет интересней!
Теги:
Самостоятельные путешествия