Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро
Подняться наверх и посмотреть с высоты птичьго полёта — насколько это высоко? Мы уже видели, как летают чайки над кремлёвским прудом… Так мы поднимемся выше!
Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро
Подняться наверх и посмотреть с высоты птичьго полёта — насколько это высоко? Мы уже видели, как летают чайки над кремлёвским прудом… Так мы поднимемся выше!
Ростовский кремль — название условное. Кремль — это крепость, за стены которой пряталось население во время набегов кочевников. В последней трети 17-го века от кочевников обороняться необходимости уже не было. Ростовский «кремль» — не что иное, как результат фантазии митрополита Ростовской епархии Ионы Сысоевича, который пожелал придать своей резиденции вид старинной (уже для тех времён) крепости. Строительство резиденции было закончено в 1700 году, но «заказчик» к этому времени уже почил. Грандиозная постройка многие годы не была востребована, кафедру митрополитов в 1779 году перевели в Ярославль, а полуразрушенные здания в середине 19 века вообще предлагали снести. До наших дней это архитектурное чудо сохранилось благодаря пожертвованиям ростовского купечества, а с 1886 года престолонаследник Николай II принял кремль Великого Ростова под свой личный патронаж. К финансированию работ подключилось дворянство. В 1910 году Дума своим указом присвоила ростовскому кремлю статус общероссийского музея, каковым он и является по сей день.
Мне кажется, что архитектуру ростовского кремля удобнее рассматривать с возвышения: так можно увидеть не только отдельные здания, но и гармонично сложившиеся комплексы сооружений. И первая такая «высота» — галерея на стенах, окружающих архиерейский двор, — центральную часть комплекса.
Вообще-то эту галерею видели все без исключения в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», эпизоды которой снимали в Ростове.
Но одно дело видеть в кино, и совсем другое — полюбоваться на кремль с высоты, оказаться внутри зданий, которые галерея соединяет, а там много интересного.
Вход на галерею находится внутри церкви Воскресения (1670 г.), расположенной над Святыми воротами, выходящими на Соборную площадь.
Поднимаясь по лестнице с высокими ступенями на галерею, услышали пение. Заглянув в приотворённые двери, увидели расписанный фресками интерьер. Здесь проходил концерт духовной музыки, о котором мы не знали. Надо было бы зайти на сайт, там наверняка был анонс, а мы пришли уже к шапочному разбору.
Ещё некоторое время нам вслед раздавалось торжественное пение мужского трио, под сопровождение которого мы любовались ансамблем церкви Иоанна Богослова (ок. 1683) и Красной палаты (в значении «красивая» — её стены и своды в былые времена были богато расписаны фресками) со знаменитым высоким крыльцом, хорошо знакомым по фильму.
Совсем рядом — рукой подать — церковь Одигитрии (1692–1693), раскрашенная так, что создаётся ощущение гранёной поверхности стен. Сейчас в ней музейная экспозиция «Сокровища Ростовского кремля».
С галереи в разных интересных ракурсах можно увидеть высокую изящную церковь Иоанна Богослова с западной и восточной стороны.
Но самое ценное, что с галереи можно попасть внутрь этой церкви. Потрясающие интерьеры с восстановленной фресковой росписью!
Церковь не действующая, поэтому можно заглянуть в алтарь.
А после по узким переходам перейти на восточную стену
и оказаться в огромном зале Белой палаты, в котором можно увидеть уникальные экспонаты, относящиеся к разным историческим эпохам.
Если будете в этом зале, обратите внимание на редкую для русского искусства деревянную скульптуру. Редкая, потому что была запрещена Указом Святейшего Синода в 1722 году и Указом императора Николая I в. 1832 году. Возможно, усматривали в таких изображениях святых отголоски языческого поклонения идолам, кто знает… Однако в России суровость законов компенсируется, как правило, необязательностью их исполнения, поэтому в разных уголках России вы сможете встретить такой вид искусства. В Ростове есть несколько таких фигур, из которых статуя «Христос в темнице», на мой взгляд, наиболее выразительна. Посмотрите в это лицо, и вы увидите глаза глубоко страдающего, погружённого в собственные мысли человека.
Путешествие по галерее завершается небольшим залом со старинными предметами декоративно-прикладного искусства — кухонной утвари, изготовленной из различных материалов.
После галереи мы решили подняться на смотровую площадку Водяной башни, которая расположена гораздо выше галереи. Это удовольствие не входит в список музеев и площадок, которые можно посетить по единому билету, надо заплатить 100 рублей.
Подъём на неё — дело непростое. По лестницам с опять-таки крутыми ступенями предстояло забраться до каменного свода, а потом ещё выше — на верхнюю площадку кровли.
Зато теперь могу с полным правом утверждать: видела ростовский кремль с высоты птичьего полёта. И не только ростовский кремль, но и озеро с его островами, Спасо-Яковлевский и Рождественский монастыри, и бесконечное, бескрайнее небо стало как будто ближе.
Ещё одну высоту нам удалось взять — звонницу Успенского собора на Соборной площади. Заодно и площадь посмотрим.
Соборная площадь — самое «старое» место ростовского кремля. Церкви на этом месте были построены задолго до комплекса.
На месте, где сейчас стоит Успенский собор (1508–1512), были другие, более ранние церкви. Собор отреставрирован только снаружи, внутри пока полный разор. Рассказывают, что Леонтьевский придел в соборе остался от церкви, построенной еще при Андрее Боголюбском в 12 веке, и в нём хранятся мощи ростовского епископа Леонтия, убитого язычниками в 1071 году. А ещё рассказывают, что в той церкви в 1314 году крестили младенца Варфоломея, будущего святого Сергия Радонежского. Что ж, вполне может быть. Варницы, где жили родители Варфоломея, находятся километрах в трёх от ростовского кремля. Сейчас там восстановлен Троице-Сергиев Варницкий монастырь, о котором я расскажу позднее.
Напротив Успенского собора — уже известная нам Воскресенская церковь над Святыми воротами. Так они выглядят со стороны Соборной площади.
Именно на этой площади в фильме строились стрельцы. И есть подозрение, что съёмки велись со звонницы.
И наконец, желанная звонница (1682—1687 гг.) Чтобы на неё подняться, надо подойти к правой двери (видите, там человек сидит на стуле?) и заплатить 100 рублей. Подъём мало того, что крутой, он настолько узок, что по нему может пройти только один человек, двое не разойдутся. Чтобы как-то регулировать движение, наверху установлен своеобразный светофор: красная и зелёная лампы. Однако он привирает иногда. Например, пока мы поднимались, нас наверху ждала группа паломников, а когда нам нужно было спуститься, долго горел красный свет, хотя никто не поднимался. Пошли на свой страх и риск, предварительно отследив сверху, есть ли кто-нибудь у входа.
На звоннице висят 13 уникальных колоколов разного размера и веса, отлитые в 17–19 веках. За ними никто не присматривает, но не дай бог вам попробовать позвонить! Заплатите большой штраф. Колокола старинные, звонить — особое искусство. Неудачный удар может закончиться печально, например трещиной. Мы слышали колокольный звон, но он раздавался с другой колокольни, у церкви Иоанна Богослова.
А вот такой была звонница в 1971 году, когда снимали «Ивана Васильевича…».
Походим по периметру звонницы, разглядим окрестности. Отсюда хорошо видны старые торговые ряды и церковь Спаса на Торгу, одна из древнейших в Ростове. Первое упоминание о ней в письменных источниках восходит к началу 13 века, но это здание было построено по благословению митрополита Ионы Сысоевича, задумавшего постройку всего ансамбля, в 1654 году. После большого пожара, случившегося через несколько лет после её освящения, церковь была заново отстроена в 1685–1690 годах. Ростовчане особо относились к этой церкви. Она обетная, то есть жители города во время страшной эпидемии моровой язвы в середине 17 столетия обещали построить храм, если Господь избавит их от болезни. Судя по всему, избавил. По крайней мере тех, кто выжил.
А вот интересно получились два снимка, на которых присутствуют сразу две смотровые площадки: сначала мы с Водяной башни смотрим на звонницу, потом наоборот.
Рядом выглядывает из-за крыш Рождественский монастырь.
И, наконец, появилась возможность поближе рассмотреть кровли башен и купола церквей, которые по древней традиции русского деревянного зодчества покрыты лемехом — осиновыми дощечками, которые со временем приобретали серебристый оттенок и блестели на солнце.
Пора спускаться на грешную землю. Но этот длинный день ещё не закончился. Нас ждут музеи Ростовского кремля.
Прогулка продолжится в музеях.