Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 9:56
Расстаёмся ненадолго. Лето пролетит быстро!

Ростов Великий — Россия Июнь 2018

Как нам повезло, что в июне есть три выходных. Как нам повезло, что дачные летние выходные мы можем «разбавить» поездкой в любимые города, не собираясь заранее, а вот так: захотелось — и поехали! Каждый выходной бывать в центре Золотого кольца и не воспользоваться этим просто смешно. Три дня принимать известную всем россиянам позу дачника — это слишком! Разобравшись с неотложным делами в первый выходной, вечером решили: давно не были в Ростове, езды-то меньше двух часов.

На даче мы живём в уникальном месте, где сходятся границы трёх областей: Московской, Владимирской и Ярославской. До Александрова ехать 22 км, до Киржача — 57 км, до Юрьева-Польского — 99 км, до Суздаля — 160, до Переславля-Залесского — 58 км, до Ростова — 123, до Ярославля — 180 и т. д. (Дмитров, Калязин, Углич, Кашин, Кострома…) До Переславля и Ростова — федеральная трасса «Холмогоры», на которой только относительно небольшие участки неудобны: две полосы и горки, на которые то взбираешься, то скатываешься с них, будто зимой на санках.

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Лет десять назад по этой дороге в Кострому проехал президент и, думаю, был настолько поражён качеством дороги между Верхними Двориками и Переславлем, что после его визита быстренько соорудили новую трассу в объезд самого впечатляющего участка от Двориков до Новинского. Прямо-таки автобан, разрешённая скорость 110 км/ч.

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Но вернёмся к главному. В Ростове Великом мы бывали неоднократно. Вроде бы всё там знакомо, но хотелось дополнить впечатления прогулкой по озеру Неро, которая нам как-то не удавалась в прошлые приезды. Позвонили по телефону, опубликованному в Интернете, и узнали, что ровно в 11.00 нас будут ждать возле пруда на территории ростовского кремля.

Подъезжая к городу, мы выбрали путь вдоль озера. Дорога похуже, но зато какие виды этих заповедных мест!

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Оставили машину на парковке перед кремлём и лишний раз убедились в том, что город чрезвычайно популярен. Кроме таких «одиночек» как мы, несмотря на ранний час, приехали несколько экскурсионных групп на автобусах. Парковок много, есть платные и бесплатные. На Соборной площади бесплатная, и ещё были свободные места. Улица 50 лет Октября со старинными домами огорчила своим обшарпанным видом.

Так же, как и старые торговые ряды, которые, видимо, не используются по назначению. Может быть, ожидают реставрации?

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Однако кремлёвская стена выглядела молодцом, чему мы страшно обрадовались, потому что видели её в разных и далеко не лучших состояниях. Значит, надо надеяться, что жизнь меняется к лучшему, если выделяют деньги на реставрацию культурных объектов, а их финансирование всегда производилось по остаточному принципу.

Нам очень повезло: очередь за билетами в музей-заповедник была небольшой, а когда через полчаса мы выходили с территории музея на прогулку по озеру, она выросла многократно.

Сейчас предусмотрено несколько вариантов билетов. Единый входной билет с возможностью посетить все музеи стоит 700 рублей, просто на территорию — 200. При этом можно купить отдельные билеты в каждый из музеев ценой в 30 — 60 рублей. Сколько там музеев и какие, придётся рассказать отдельно. Есть отдельные билеты на смотровую площадку Водяной башни стоимостью в 100 рублей. В общем, на любой вкус и на любое время, которое вы захотите провести на территории музея-заповедника «Ростовский кремль».

Итак, «свидание» нам назначено на 11.00 около пруда. Не найти пруд невозможно, это центр всего архитектурного комплекса. В ожидании экскурсовода мы провели здесь минут пятнадцать, наблюдая за тем, как дети и взрослые резвятся, подкармливая уток и их соперников — стремительных чаек.

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Очень умилил местный художник, который в ожидании покупателей прилёг отдохнуть.

Было время оглядеться вокруг, оценить те изменения, которые произошли со времени нашего последнего приезда в Ростов. Всё приведено в порядок, чисто, аккуратно — хорошо!

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Уже было довольно многолюдно, на скамейках расположились отдыхающие, и я думала-гадала, сколько ещё желающих прокатиться на катере составят нам компанию. Многовато будет!

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Ровно в 11.00 подошла экскурсовод Наташа. Оказалось, что компанию нам составят человек двадцать, не больше. Пристань находится на улице Подозёрка, за крепостным валом, но билеты в кремль предусматривают многократные возвращения в течение двух дней, если вы вдруг не успеете всё посмотреть за один раз, так что выйти за территорию и потом снова войти не составляет проблемы.

Путь к пристани идёт через крепостной вал, за которым построены несколько мини-отелей, в которых есть русские бани, лодки, организуют рыбалку.

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Спускаемся со склона и оказываемся на берегу озера Неро — загадочного, легендарного.

По оценке учёных, ему больше пятисот тысяч лет, это одно из немногих сохранившихся предледниковых озёр. В окрестностях озера есть стоянки древних людей, которым более шести тысяч лет (экспонаты из Сарского кургана демонстрируются в музее, и мы их увидим). На его берегах происходили важные события истории Руси. Здесь бытуют несколько легенд о чудовище, которое водится на дне, о сокровищах, спрятанных во время нашествия кочевников, о невидимом граде Китеже, который будто бы был именно здесь.

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Озеро довольно большое (площадью в 51,7 км²), но мелкое, его глубина не больше двух метров, поэтому прогревается оно довольно быстро. Дно озера покрыто мощным слоем (до 40 м) сапропеля, который местные жители используют в качестве удобрения и благодаря этому выращивают хорошие урожаи.

На озере есть несколько довольно крупных островов. Когда катер подплывает к ним, чайки начинают беспокоиться и летать вокруг судна, ожидая, что их чем-нибудь угостят.

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Они, попрошайки, просто ленятся. В озере много рыбы, и в корме для чаек нет недостатка. На берегах Неро есть несколько рыбацких посёлков. Здесь ловят окуня, щуку, леща. Особенно популярно у рыбаков это неглубокое озеро зимой. Да и сейчас мы встретили несколько лодок.

Катер, на котором мы прогуливались по озеру, выглядит вот так. Он оборудован всем необходимым для безопасности экскурсантов. Спасательные жилеты надо надевать сразу, не дожидаясь, когда возникнет опасность пойти ко дну. Было довольно прохладно, поэтому жилеты надели с удовольствием, в них теплее. Кроме того, в креслах лежали флисовые пледы, что тоже не оказалось лишним.

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Надо сказать, в Неро утонуть довольно трудно — мелко, да и вода успела прогреться за жаркий май и была теплее июньского воздуха, так что 40 минут на озере опасностью совершенно не грозили. Стоимость экскурсии по озеру 400 рублей, никаких льгот нет даже для детей, потому что владельцы — частники. Это в какой-то степени объяснило, почему желающих покататься на катере не очень много. Но поездка того стоит. С озера открываются шикарные виды на кремль и комплекс Успенского собора за ним.

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

К кремлю и соборам мы ещё вернёмся, а вот ещё об одной из главных достопримечательностей Ростова стоит узнать чуть подробнее. Это Спасо-Яковлевский мужской монастырь. Его мы видели при въезде в город. Теперь любуемся им с борта катера.

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Почему монастырь Яковлевский? Нигде я не встречала такого названия. Дело в том, что его в 1389 году основал ростовский епископ Иаков, изгнанный из города разгневанными жителями за то, что тот помиловал преступницу. Здесь, на окраине города, Иаков срубил церковь. Присоединившиеся к Иакову единомышленники со временем образовали общину. После смерти Иакова, как водится, стали почитать местным святым.

У монастыря длинная и интересная история, связанная со многими известными событиями и именами, которую здесь нет смысла пересказывать, но можно прочитать в Интернете. Просто полюбуемся этим старинным ансамблем, складывавшимся с конца 17-го до середины 19-го веков.

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

40 минут пролетели незаметно, даже как-то слишком. Замёрзнуть не успели, да и солнышко чаще стало выглядывать из-за туч. Пора возвращаться в кремль, нам предстояло ещё посетить музеи (а я это дело очень уважаю), посмотреть на митрополичий сад, пройти по галерее вокруг кремля и — самое главное — подняться на смотровую площадку Водяной башни, чтобы полюбоваться старым Ростовом с высоты.

На обратном пути к кремлю я обнаружила, с какого ракурса Николай Рерих изобразил ростовский кремль на картине «Ростов Великий» (вся живопись из Интернета).

Н. Рерих. Ростов Великий

Подумалось, что это не единственный ростовский пейзаж у Рериха. Стала смотреть — и правда! Его в своё время тоже привлёк вид кремля с озера Неро.

Н. Рерих. Ростов Великий с озера Неро

Приятно сознавать, что твой глаз «выцапнул» из окружающего архитектурного великолепия то же, что глаз великого художника. И ещё: наверняка, сравнивая пейзажи Рериха и мои фотографии, можно заметить небольшие изменения, которые появились в течение последнего столетия.

Н. Рерих. Ростов Великий. Вход в кремль
Н. Рерих. Ростов Великий. Иераршьи терема
Н. Рерих. Ростов Великий. Паперть

Наконец мы снова у ворот кремля. Куда пойти сначала, в музеи или погулять «по верхам»? Пожалуй, поднимемся на галерею и на смотровую площадку Водяной башни, пока небо не затянуло тучами, а там посмотрим…

Будет продолжение.

Цикл материалов "Ярославская область"

1. Ярославская «кругосветка». 1 — Годеново и Великое
  9. Рыбинский «довесок»
  10. Ярославская «кругосветка». 9 — Замыкая круг
  11. Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро
  12. Один день в Ростове Великом. 2 — Мне сверху видно всё…