«По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 2. „Арцах“».
Ну признайтесь!
Ведь наверняка многие из Вас ужаснулись объему текста, времени нет вникать, пролистали фото да и «лайкнули» по дружбе.
Мне так не надо.
Признаю свою ошибку и обещаю такие огромные рассказы не писать.
Лучше буду штамповать маленьких небольших рассказов миллион.
А как ещё заставить читателей прочесть, а не просто лайкать фото?
Только малым объёмом текста рассказов.
))))))
А во-вторых куда деть кучу интересных фотографий этого монастыря?
Ведь в тот огромный рассказ их можно было загрузить только 50 штук.
А куда остальные деть? Ведь они интересные и их прямо таки жаль.
Мне по настоящему было интересно в той новогодней немноголюдной молчаливой Армении, за которую говорили и рассказывали её древние камни…
И я хочу чтобы Вы со мной всё-таки вместе вновь послушали историю этой древней Земли, первой страны мира, принявшей христианство. Даже раньше самого Рима!
Итак, мы поднялись к этому древнейшему арцахскому монастырю из старинной деревни Ванк.
Монастырь Гандзасар дословно «гора сокровища», действующий памятник армянской культуры.
Расположен на левом берегу реки Хачен в Нагорном Карабахе.
По армянскому народному преданию, монастырь получил своё название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар, из-за серебряных рудников в ней (по армянски гандз — сокровище, сар — гора).
Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан-Джалал-Дола «мужем благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению» на месте старого храма, упоминаемого в X веке, и торжественно освящён 22 июля 1940 года.
Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя).
Строительство храма велось с 1216 по 1238 год, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалала.
Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.
Вы только посмотрите на этот ковёр внутри монастыря!
Изображание князя Хачена, держащего над головой модель собора.
1
Притвор (Гавит) построен в 1266 году.
Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества.
В 14 веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви. Упоминания о монастыре содержатся также в персидских средневековых документах.
Из Гандзасара в 1701 году Пётру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (18 век). Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Джалалян.
2
Центральный собор святого Иоанна Крестителя своими архитектурными особенностями воспроизводит характерную для Армении ещё с 10 века форму церкви: купольный зал с двухэтажными приделами в углах.
2
1
1
Храм украшен барельефами, изображающими Распятие, Адама и Еву и множество других каменных фигур,
включая скульптуры князей Хачена, держащих над головой модели собора.
2
Шестнадцатигранный барабан купола покрыт разнообразной по орнаментальным мотивам и виртуозной по исполнению резьбой, о которой известный археолог А. Л. Якобсон писал, что
«она служит как бы ювелирной оправой архитектурной формы, обогащает её, при этом нисколько не заслоняя и не нарушая архитектурных линий, в чём заключается одна из замечательных особенностей армянского зодчества того времени, полностью проявившаяся и здесь».
Профессор Шарль Диль (1859–1944) из Парижского университета, известный французский историк искусства, включил Гандзасар в список пяти шедевров армянского монументального искусства, которые вошли в сокровищницу мирового зодчества.
В монастыре был похоронен Гасан Джалал Вахтангян, а также князи Хачена, епископы их рода.
1
Могила Вахтнгяна расположена в гавите, перед входом в главный зал собора Св. Иоанна Крестителя.
Плита надгробья сделана из белого мрамора и украшена тремя резными сферическими фигурами, среди них: Звезда Давида, в центре которой находится изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко применяли армяне в средневековье, например в Ани. Колесо обрамлено шестью фрагментами растительного орнамента, два из которых представляют так называемую «французскую лилию» (флер-де-лиз). Данный редкий символ — объединяющий Звезду Давида и Колесо Вечности, также встречается на строениях Монастыря Цахац-Кар в Вайоц-Дзоре, то есть на тех территориях где правили родственные Асан Джалалу династии Орбелян и Прошян.
Вторая сфера — звезда с щестнадцатью лучами — что-то среднее между восточноазиатской версией Колеса Вечности (индийский символ Ашока Чакра) и македонским символом Виргинской Звезды. До сих пор не известно, что эта сфера означает.
Третья резная фигура олицетворяет в Армении «Солнце» — выпуклая сфера с орнаментами, которую очень часто изображают в нижней части хачкаров. Солнце является древним символом армянской дохристианской веры, который сохранился в Армянской церкви чудом.
1
Рядом с надгробием Гасана Джалала расположены могилы верховных предводителей Святого Престола Гандзасара. На левой стороне находится могила Католикоса Еремии Асан-Джалаляна (годы правления — 1676–1700) и Католикоса Есаи Асан Джалаляна (годы правления — 1702–1728). Последний известен как историк и лидер армянского национально-освободительного движения в 1720-е годы.
На правой стороне находятся два других надгробия: Католикоса Ованнеса Гандзасареци (годы правления — 1763–1768) и Саргиса Гандзасареци (годы правления — 1810–1828)-последнего иерарха Святого Престола Гандзасара с титулом Каталикоса.
Около них располагается могила Митрополита Багдасара Асан-Джалаляна (годы жизни — 1775–1854) — одного из главных создателей Арцахской Епархии Армянской Апостольской церкви в XIX-ом веке.
Все надписи на данных надгробиях начинаются и заканчиваются одинаковыми словами:
«Под этим надгробием покоится … принадлежащий к роду Гасана-Джалала Долы».
В гавите также находятся более ранние могилы Католикоса Давита, Католикоса Григора и Католикоса Ованнеса.
Во внутреннем дворе Собора находятся различные мемориальные памятники, в том числе и многочисленные хачкары.
Возле северной стены расположена могила Хатун, которая, видимо, была дочерью Асан Джалала и погибла ещё в младенчестве.
На нижней части этого хачкара выгравирована надпись:
«Я, Асан, сын Вахтанга, установил этот Крест в память о моей дочери Хатун, от своего имени и от имени её матери-княгини — дочери Царя Бахка».
Мать Хатун и жена Асан Джалала, Мамкан, была дочерью последнего правителя Сюникского царства, юго-западнее Хачена.
В результате преднамереной бомбардировки азербайджанской дальнобойной артиллерии и военной авиации монастырь в ходе карабахского конфликта 1991 — 1994 г.г. сильно пострадал.
20 января 1993 года монастырь был подвергнут ракетным ударам с воздуха, в результате чего серьёзно повреждён главный храм комплекса и разрушено монашеское здание. В настоящее время монастырь в целом восстановлен, ведется строительство учебного комплекса семинарии.
16 октября 2008 года в Арцахе (Нагорном Карабахе) прошла «большая свадьба»: из 687 пар, 550 обвенчались в соборе Казанчецоц, a остальные 137 — в монастыре Гандзасар.
Наш водитель Игорь рассказывает что эту большую свадьбу организовал местный олигарх Левон Карапетян, сын директора школы в деревне Ванк. В этой деревне Игорь провёл детские годы. Осужденный по делу о незаконной приватизации «Башнефти» меценат Карапетян не так давно умер от онкологии в колонии.
11 июля 2010 года исполнилось 770 лет со дня создания монастыря.
Руководство и духовенство НКР подготовило к этом случаю большой праздник. Паргев Мартиросян — руководитель Арцахской Епархии ААЦ отслужил литургию в соборе Св. Иоанна Крестителя. В Степанакерте была проведена выставка работ, посвященная Гандзасару. В монастыре и столице НКР Степанакерте выступали культурные коллективы, было приглашено много высоких гостей как из Армении и зарубежных стран.
На сегодняшний день монастырь действующий.
Кроме собора на территории Гандзасара находятся несколько монашеских келий,
библиотека (закрыта сейчас, снято через окно снаружи), трапезная и здание Семинарии Гандзасара, которое было расширено в 1898 году, а также хозяйственные постройки, церковная лавка со свечами и сувенирами.
В монастыре находится также приемная Католикосата Агванка, построенная Католикосом Еремией Асан-Джалаляном в 18-ом веке.
В саду настолько древние деревья что их поддерживают подпорки.
Всё тут дышит древностью. И камни и деревья.
И они снисходительно поглядывают на очереную людскую войну.
Сколько таких они уже видели за столетия?
И что люди делят? Земля-то одна. И Бог один как его не назови — Христос или Аллах.
В Гандзасаре по старинной традиции производится трехзвездочный коньяк «Гандзасар». К сожалению отведать или купить оный не удалось.
Присядем на одну из этих шикарных скамеек.
Таких куча по всему Карабаху и эта одна их фишек республики.
Пусть хоть и нищета кругом, но седалища должны быть шикарными. Тоже самое касается и стульев в кафе. Очень часто там видели не пластиковые стулья как у нас, а роскошные резные дорогие деревянные стулья.
Может просто стулья такие шикарные достались от азербайджанцев когда выносили всё из покинутых домов? Всем известно как мусульманам нравятся красивые вычурные вещи.
Присядем на эту роскошь, а я пока расскажу Вам ещё одну историю.
1
Рядом с монастырской территорией над красивым ущельем на горе расположен памятник 500 героям. Как триста спартанцев. Это полк добровольцев. Командир так и сказал когда набирал их: «Мне нужно 500 добровольцев, которые готовы погибнуть». Так и вышло. Почти все они погибли в начале той Карабахской войны 1991—1994 гг.
Памятник так и называется: «Орёл, обречённый на смерть». В память о тех 500 героях.
А мы следуем дальше мимо кладбища осматривать деревню Ванк и близлежащий курорт.
Продолжение следует…
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.