Как и вокруг любой столицы, а Грац — столица Штирии, около этого города много чего можно посмотреть, дня не хватит. Я расскажу о нашем маршруте одного дня и что успели посмотреть за 12 часов.
Невозможно побывать в Граце и не посетить замок Эггенберг, который входит в число самых знаменитых замков Австрии, представителей лучших образцов стиля барокко.
Первый замок Эггенберг был построен в середине XV века Бальтазаром Эггенбергом, который приобрел земли в окрестностях Граца. От первоначальной постройки, расположенной в густом лесе в 4,5 километрах на запад от главной площади Граца, сохранилась только одна башня, в которой расположена капелла Богоматери.
В 1625 году император Фердинанд II, благоволивший князю Гансу Ульриху фон Эггенбергу, посылает в его распоряжение придворного архитектора — итальянца Джованни Пьетро ди Помиса, по проекту которого строится новый замок в духе маньеризма.
Князь Ганс Ульрих фон Эггенберг был очень образованным человеком и увлекался почти всеми известными тогда науками. Свою резиденцию он задумал в виде символического образа устройства мира. Четыре угловые башни ориентированы по сторонам светам и названы в честь четырёх времён года, а надписи на башнях говорят о том, что они олицетворяют и четыре главных элемента — воду, огонь, воздух и землю.
Во дворце 365 окон — по одному на каждый день в году. В каждом крыле три полных этажа, в четырёх крыльях их 12 — сколько месяцев в году. На каждом этаже одного крыла 30–31 комната, подобно дням в месяце. Количеству часов в сутках соответствуют 24-м парадные комнаты третьего этажа, идущие по периметру здания.
Комнаты второго этажа сходятся в Планетарный зал, украшенный картинами, символизирующими знаки зодиака. Все помещения очень изощренно и сложно декорированы в стилях рококо или барокко.
В зале Планет много аллегорий. Семь изображённых планет ещё и — семь алхимических металлов, семь дней недели, семь основных земельных владений рода Эггенберг, семь знаменитых представителей княжеского рода. Между окнами — 12 знаков зодиака.
Замок окружает большой живописный парк английского типа.
Отдельно — небольшой сад Планет, устроенный в соответствии с замыслом князя Ганса Ульриха фон Эггенберга.
Сейчас замок уже давно находится в пределах городской черты Граца, до него можно легко добраться городским транспортом.
Вторая цель — бывший монастырь августинцев, а ныне барочный замок в Штайнц, примерно 25 км на юг от Граца.
Монастырь августинцев на высоком холме над городом Штайнц впервые упоминается в 1229 году.
В XVII век монастырь находился в зените своего развития, в это время он был перестроен в стиле барокко.
Возник красивый внутренний двор с трехъярусными аркадами в стиле итальянских палаццо. Внутреннее убранство церкви с росписями, лепной декорацией и барочными алтарями относится к 1680 году.
В 1785 году в соответствии с религиозной реформой Иосифа II аббатство Штайнц было закрыто, вскоре его продали эрцгерцогу Иоганну. Этот представитель Габсбургов через огромное сопротивление своей семьи женился морганатическим браком на дочери почтмейстера Анне Плёхль. Габсбургам в создавшейся ситуации осталось хотя бы как-то повысить статус Анны в обществе, ей пожаловали графский титул фон Меран.
Наследники Иоганна Габсбурга и Анны Плёхль до сих пор владеют замком, естественно, как графы фон Меран.
Из Штайнца едем на восток, чтобы посетить замок Корнберг. В середине XII века представитель знатного рода фон Ригерсбург-Вильдон на склоне горы Ауерсбахталь построил крепость, чтобы с помощью её удачного стратегического положения защищать дорогу к своему фамильному замку Ригерсбург, куда мы приедем чуть позже.
Первым владельцем замка-крепости стал Фридрих фон Корнберг, доверенное лицо Ригерсбургов, его имя и закрепилось за замком.
С тех пор замок не один раз менял владельцев. В XVI веке строгое крепостное строение было перестроено в красивый жилой дворец.
В 1825 году замок купил Иоганн I, принц Лихтенштейна, но вскорости снова его продал. В 1871 году замок перешёл к графскому семейству фон Бардеау, которые владеют им и сейчас.
Корнберг представляет собой типичный двухэтажный комплекс эпохи Возрождения. Был построен из белого камня с четырьмя многогранными башнями. Красивый внутренний дворик сделан в контрастном красном оттенке.
Во дворе проводятся обеды для посетителей — здесь подают блюда замковой кухни.
В наше время владельцы сдают замок для различных мероприятий, здесь выставочные залы, магазин ремесленных изделий и сувениров, ресторан. … и продают фирменный коньяк «Замок Корнберг».
Всего в 7 километрах от Конберга на базальтовом холме расположен величественный замок Ригерсбург. Внушительного вида непреступная крепость не была никогда завоёвана.
Только туристам было разрешено пересечь высокие стены, сейчас не обязательно идти на приступ, комфортный лифт за 2 минуты подымет на высокую скалу.
Можно подняться к замку и пешком с обратной стороны, подьём в гору довольно длинный, около 2-х километров.
Впервые о замке Ригерсбург заговорили в XII веке, когда в только что построенной крепости поселился её первый владелец, рыцарь по имени Рюдигер фон Хоенберг. Довольно быстро имя Рюдигер трансформировалось в название замка Ригерсбург.
Черты, характерные для эпохи Возрождения, были приданы замку в XVI веке бароном фон Стадлером, при этом площадь замка существенно увеличилась, появились роскошные залы первого этажа и сводчатые галереи внутреннего двора.
Внутри одной из внутренних галерей — двориков есть старинный резной колодец — фонтан.
Сейчас можно посмотреть самое известное помещение — Рыцарский зал с его богатой отделкой деревянных дверей и потолка, уникальными картинами.
Внутреннее убранство комнат в основном датируется XVI–XVII веками. А Белый Зал иллюстрирует вершину стиля барокко.
В 1637 году Ригерсбург перешёл к семье Векслер. Австрийская Штирия интересна тем, что эмансипация здесь, похоже, началась лет на 300 раньше движения британских суфражисток. В рассказе о Мурау я уже поведал о выдающейся Анне Нойман, хозяйке города. В каждом практически городке встречались рассказы о женщинах, оказавших влияние на их развитие, включая социальные отношения в нём. Была одна известная дама и в семье Векслер. Елизавета фон Векслер была известной и пользовавшейся популярностью фигурой округа Штирия, при ней замок Ригерсбург пережил свои величайшие дни. Не только тем, как о нём заботились, но и величайшими подвигами в своей военной истории.
Во время войны с турками Елизавета фон Векслер сумела превратить замок — дворец в знаменитейшую пограничную крепость той эпохи. Потрёпанный, но не побеждённый, замок со своим мизерным гарнизоном противостоял нескольким волнам турок. Можно только представить степень злости басурман, которые видели на высоких стенах среди орудийного дыма не закованного в латы рыцаря, отдающего приказы, но женщину в неизменном плаще с капюшоном. Как только «бедняжки» выдержали такое надругательство над основными тезисами корана.
Но Ригерсбург во времена Елизаветы фон Векслер заслужил себе и другую, тёмную славу. Именно в это время «охота за ведьмами» достигла апогея, и в замке работал один из самых жестоких трибуналов. Посвящён этому и музей ведьм, который расположился в нескольких комнатах на первом этаже. Большая часть музея посвящена истории процесса над Катериной Палдауф — вот она сидит перед арестом, вот орудия пытки, сцена допроса, и столб над костром.
Катерина Палдауф была служанкой Елизаветы фон Векслер, была обвинена с организации шабашей на заднем дворе замка и изменении погоды колдовскими методами.
В 1822 году замок перешёл к княжескому роду Лихтенштейн, представители этой семьи владеют крепостью и сегодня. В Ригерсбурге 108 помещений, конечно, не все открыты для посещения.
В конце дня решили заехать в парк, раположенный в городской черте Граца недалеко от небольшого озера Шварцль. Вообще-то это место называется «Парк скульптур» и официально считается отделением Музея Граца.
На первый взгляд всё как в обычном парке — дорожки, скамейки, газоны, искусственные холмы, даже такие элементы ландшафтного дизайна, как этот пруд.
Но, гуляя по этому парку, можно встретить более 70 современных скульптур — творений австрийских и мировых художников. Я не любитель постмодерна, в музей современного искусства не пошёл бы, но в этом парке, надо сознаться, некоторые творения произвели неплохое впечатление, благодаря тому, что довольно умно «вставлены» в окружающую природу.
Например, вот этот ковчег. … потоп давно закончился, звери и люди разбежались, от ковчега остался один каркас, который медленно поглощают растения…
Или вот эта часть звездолёта, которую уже никто не найдёт после аварии на чужой планете…
Катер, который выкинуло на берег большим цунами…
Столб, явно принадлежащий иной цивилизации…
Есть и сюрреалистические картинки — большая ручка от чемодана, гимн «технократии наоборот», рамка с ползущими человечками…
От парка до отеля было уже недалеко, на этом знакомство с Грацем и окрестностями мы закончили
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия