Продолжаю рассказ-описание нашего пешеходного маршрута по старому центру Граца. В конце первой части мы садились в вагончик фуникулёра, намереваясь попасть на Замковую гору.
Фуникулёр в Граце считает себя старейшим в мире. И действительно, что-то похожее на рельсы, по которым с помощью канатов поднимали грузы в гору, было проложено ещё в 1528 году. 24 ноября 1894 года был запущен минипоезд из двух вагонов на паровой тяге, ездивший по трассе длиной 212 метров и поднимавший на высоту почти 109 метров. Вершина же горы находится 123 метра над уровнем Главной площади.
Позднее паровой двигатель заменили на электрический. Фуникулёр был перестроен первый раз в 1960 году, второй — в 2004, тогда и получил современные вагончики.
Замковая гора — то место, где зародился город. В XII веке славяне построили на вершине первый романский замок, небольшой. «Маленький замок" по-словенски «Градец»… вот такое происхождение слова «Грац»
Классическая крепость на горе была построена только в эпоху Возрождения. Крепость никогда не была взята штурмом, её сдали без боя только Наполеону, который стоял внизу, под горой, и угрожал, что уничтожит весь город вместе с жителями, если крепость не сдадут. От крепости мало что осталось, кроме пары бастионов.
С оставшихся бастионов по-прежнему грозно смотрят на город старые орудия.
С одного из бастионов открываются исключительные панорамы всего старого Граца.
Китайский павильон, построенный в конце XIX века, также располагает прекрасной площадкой для фотосьёмки.
От крепости эпохи Возрождения осталась четырехугольная, с высокой двускатной крышей, Часовая башня XVI века. Огромные пятиметровые циферблаты — это фрески на стенах, часовые когда-то наблюдали за городом с деревянной галереи.
Есть ещё одна сохранившаяся башня — Колокольная. Восьмиугольная в плане, она знаменита своим большим колоколом второй половины XVI века, отлитым из 101 турецкого пушечного ядра. Поэтому ровно 101 раз колокол звонит в 7 утра, в полдень и в 7 вечера
Рядом с Колокольной башней гуляют львята эпохи Возрождения.
Недалеко ещё один лев, установленный в 1909 году в 100-летнюю годовщину войны с Наполеоном, прославляющий павших героев Наполеоновских войн. Мы явились свидетелями вандализма. Вернее последствий, лев был покрашен, как потом узнали из новостей, анархистами «в знак протеста против готовящегося мероприятия правых партий», поход которых должен был закончится около льва, как символа австрийской государственности. В полдень уже стояла лесенка, дяденька понемногу льва отмывал.
260 ступеней зигзагообразной лестницы ведут вниз, на замковую площадь, которая находится прямо под Часовой башней.
С лестницы хорошо видно эту небольшую площадь, барочный дворец Аттемс и церковь святой Троицы, о которых я рассказывал в предыдущем рассказе.
Возвратились по Закштрассе обратно на Главную площадь, повернули налево на Шпоргассе. Здесь нашли очень странную церковь. Штигенкирхе видно издалека по возвышающемуся над домами шпилю колокольни.
Но, подойдя ближе, не можешь найти в неё вход. Оказывается, церковь находится за рядом жилых особняков, к которым прилепилась со двора. Поэтому главное не пропустить ничем не выделяющийся вход в ряду домов
Войдя внутрь, пройдя немного под аркадой первого этажа, надо найти боковую лестницу на второй этаж.
Поднявшись и завернув за угол, попадаем в саму церковь. Очень скромная, несмотря на то, что была построена ещё в XV веке. Так что найти её стоит разве что из-за оригинального входа.
Улица Шпоргассе петляя поднимается в гору,
И выходит на площадь Кармелитерплац.
Просторная Кармелитская площадь когда-то была главной городской площадью. После формирования городского центра вокруг здания Ратуши потеряла своё значение и опустела. Оживает на Рождество и Пасху, по старой традиции именно здесь проходят народные гулянья, строятся ярмарочные ряды.
Самое запоминающееся здание на Кармелитской площади — дворец Галлера, который был построен в 1690 году для графа Вильгельма фон Галлера. После 1803 года, когда графское семейство продало дворец, его хозяева часто менялись. В годы Второй мировой войны в нём была резиденция гаулейтера Штирии. Сейчас во дворце — отделение Австрийской народной партии в Штирии.
Партия стоит на позиции сохранения христианских традиций, стабильности общественного порядка, развития частной инициативы и частной экономики, поддержки традиционной нравственности. В принципе, программа неплохая, но при чем здесь корова с крыльями, так и не понял.
А сам Кармелитский монастырь, который дал название площади, уже давно не существует. После закрытия был перестроен в полицейское управление, сейчас в здании располагается городской архив. То, что на фасаде — оригинальные солнечные часы. Увидеть в действии не удалось по причине сплошной облачности.
Традиционный чумной столб, охраняемый Марией и святыми был на площади водружён в 1680 году.
Кармелитская площадь через коротенькую улочку переходит в ещё одну красивую площадь — Фрайхайтсплац с памятником императору Францу I
На другом конце этой площади находится драматический театр, был построен в 1770 году, за ним виднеется красное здание, где когда-то размещался университет Граца
Старый университет Граца был основан эрцгерцогом Карлом II в. 1585 году, в 1782 был закрыт по распоряжению Иосифа II. Позднее университет был открыт вновь, но в другом здании. А в здании Старого университета расположены залы для проведения разных городских мероприятий.
К зданию Старого университета примыкает духовная семинария.
А раз мы на углу Старого университета и семинарии, значит вышли на угол Бюргергассе и Хофгассе, к Кафедральному собору святого Эгидия.
В эпоху императора Фридриха III в. середине XV века, чьим родовым владением наряду с Каринтией была Штирия, мастером эпохи поздней готики Гансом Низенбергером был построен этот собор совместно с императорским замком напротив. В XVI веке храм передали иезуитам, которые добавили барочные башенки на крышу.
Скульптуры западного портала сравнительно новые, были изготовлены в XIX веке, сохранились от прежних скульптур только готические резные балдахины и головы ангелов в нижнем ряду.
Великолепные позднеготические своды были целиком покрыты орнаментами. В наше время сохранились только редкие кусочки росписей. Главный барочный алтарь храма был сделан в 1733 году и является одним из самых роскошных в Австрии.
В центр алтаря установили картину со сценой из жизни святого Эгидия, вокруг картины богатая декорация.
Боковые алтари в капеллах тоже были изготовлены во времена барокко.
Практически к стене Кафедрального собора прилепилась церковь святой Екатерины и мавзолей императора Фердинанда II, которые слились в единый архитектурный ансамбль.
В 1614 году по поручению императора Фердинанда II итальянский архитектор Джованни Пьетро де Помис возвел монументальную усыпальницу, пристроив её к уже стоявшей капелле святой Екатерины Александрийской. Во внешнем облике храма доминируют два купола — над средокрестием и над усыпальницей.
Внутреннее убранство церкви и мавзолея описывать не буду, так как не видел. К сожалению, пять минут до официального закрытия мавзолея уже не позволили туда зайти. Единственный минус для туристов, осматривающих этот чудесный город — время работы всех музеев и памятников, которое довольно ограничено, иногда пара часов до обеда, пара часов после обеда. Например, мавзолей закрывался в 16–00. Рановато, прямо скажем. И это в летний сезон. Учитывая, что все обьекты работают в одно и тоже время…тяжело разорваться.
Напротив Кафедрального собора расположена старая крепость Граца. Строительство началось при императоре Фридрихе ΙΙΙ. Раньше замок примыкал к городской крепостной стене, служившей ему надежной защитой, и находился на самой границе Старого города. Сейчас крепость выглядит как каре с большим внутренним двором, открытое с южной стороны
Внутри можно увидеть знаменитую двойную готическую лестницу 1499 года, её парные пролеты закручиваются по спирали, одновременно сливаются и расходятся, образуя веерные ступени.
Изначально крепость была соединена переходами с главной крепостью на Замковой горе и с собором святого Эгидия, сейчас эти пути уже не существуют. На собор открывается вид с верхних этажей крепости.
Внутренний двор с северной стороны в середине XIX века превратили в небольшой «сад славы», здесь бюсты выдающихся деятелей Штирии на высоких каменных постаментах.
Напротив мавзолея и капеллы святой Екатерины есть небольшой переулочек
Которым выходим к небольшой Площади колокольного звона. Своим названием обязана виноторговцу Готфриду Мауреру, который в 1884 году купил комплекс зданий под винный магазин и дом для себя. Фасады своих владений и даже соседнее здание торговец оформил мозаиками и фресками на «винную тему»
В своём доме он устанавливал колокола, к 1905 году их было уже 24, на Рождественский вечер они пробили впервые. В 11, 15 и 18 часов открываются две створки окна и, вместе с колокольным звоном исполняют танец две резные деревянные фигурки — мальчик и девочка в национальной одежде Штирии.
В этом районе очень много питейных заведений, которые, судя по всему, посещаемы именно местным населением, туристов немного.
Мимо университетского академического гимназия
Выходим к Оперному театру, который считается вторым по величине в Австрии, естественно, после Вены. Необарочное здание было построено в 1899 году.
Театр находится на бульваре Опернринг, от которого уже совсем недалеко до транспортной развязки на площади Якоминиплац, где мы начале пешую прогулку в первой части рассказа о Граце. Маршрут замкнулся. Ушло на него примерно 9 часов, плюс пару часиков заняла остановка в винном подвальчике в районе Площади Колокольного звона…
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия