Для многих прогулка по Грацу начинается с Якоминиплаца, где Опернринг пересекается с Херренгассе, главной улицей, ведущей в самый центр этого города. Вызвано это тем, что на площади Якоминиплац сходятся практически все автобусные и трамвайные маршруты, если они идут через центральную часть города.
Эту небольшую площадь, примыкающую к Якоминиплац, называют «У железных ворот». Никаких ворот здесь уже давно нет, их окончательно снесли в XIX веке в ходе строительства кольцевой дороги. Крепостная башня, построенная в XV веке давно потеряла своё значение. На месте башни с железными воротами и деревянным мостом, перекинутым через ров сейчас разбит цветник.
Над цветами возвышается традиционная для Австрии Марианская колонна. Вот только происхождение у неё особое. Это не столб, сооружённый в память о жертвах страшной чумы, постигшей Европу. Обет возвести колонну, посвящённую Марии, принял граф Раймонд Монтекуколи в канун знаменитой битвы при Могерсдорфе, где обьединённые европейские силы под командованием Габсбургов наголову разгромили турецкую армию. Значение победы 1 августа 1664 года было очень велико — для османов окончательно исчезла даже теоретическая возможность впредь овладеть Западной Европой. Марианская колонна три раза путешествовала — вначале стояла на другом конце города — на Кармелитерплаце, в 1796 году была перенесена на Якоминиплац. А в 1937 году в ходе строительства трамвайных путей была передвинута на 100 метров.
На Якоминиплац начинается Херренгассе, главная улица Старого Граца. Улица пешеходная, но зато по ней проходят все трамвайные маршруты города, так что по сторонам поглядывать всё равно придётся. Когда-то, в Средние века, улица называласть Бюргерштрассе, жили здесь ремесленники, а в конце улицы было еврейское гетто. Но всё больше и больше дворян селилось на ней, строились новые особняки, и в середине XV века улицу переименовали в Херренгассе.
Улица застроена красивыми особняками эпох барокко, рококо и неоклассики.
Угловые здания, как правило, украшены гербами и скульптурами.
Херренгассе — центр люкс-шоппинга, нет ни одного помещения на первом этаже, где не был бы бутик, если только в нём издавна не работает какой-нибудь известный ресторан, цены в котором тоже соответствующие, обедать лучше в другом месте.
Хотя в Граце есть Кафедрал, главной приходской церковью всё же считается Церковь Святой Крови Иисуса, которая находится в начале Херренгассе. Не повезло, вся церковь была полностью закрыта строительными лесами, свободным остался только вход, портал которого обрамлён старыми скульптурами.
Часовня Тела и Крови Христовой появилась на этом месте ещё в 1440 году, владели ей доминиканцы, в 1520 году была увеличена, перестроена, и с тех пор практически не изменилась. Внутри сохранились готические часовни.
Только одна капелла, святого Иоанна Непомука, выполнена в барочном стиле. В алтаре этой капеллы сохранена картина, принадлежащая кисти самого Тинторетто -Вознесение Пресвятой Девы Марии.
Идём дальше по улице Херренгассе. Примерно в середине улицы встречается знаменитый Арсенал. Пока пройдём мимо, о Арсенале будет отдельный отзыв.
Доносятся звуки музыки, когда их не перебивают проезжающие трамваи. На углу перед Арсеналом играют Бетховена.
Доказательство, что второй по величине в Австрии город также, как и Вена, богат на культурную жизнь, здесь много театров, музеев, галерей. И музыкантов, не обязательно классических.
К Арсеналу примыкает Ландхаус Граца, в центральной Европе мало сохранилось подобных дворцов эпохи Возрождения. В середине XVI века его построил Доменико дель Аллио, кажется, что это флорентийское палаццо просто заблудилось в пространстве. Но всё возвращается на свои места при взгляде на башенку с часами в типичном австрийском стиле.
Доменико дель Аллио построил знаменитый самый большой главный корпус Ландхауса, со стороны боковой улицы Ландхаусгассе к нему примыкает более ранний Корпус Рыцарей.
Улица Ландхаусгассе не менее оживлённая, идём по ней дальше.
Интересная площадь — Иоаннеумвертел, где находится очень оригинальный музей. Он обьединяет как здания вокруг, так и помещения под землёй, куда можно спуститься на эскалаторе.
Свет попадает вниз через глубокие световые колодцы. Комплекс обьединяет выставки и библиотеки.
А что касается непосредственно искусства, то здесь 60 000 экспонатов, практически все представляют региональные формы современного искусства после 1945 года. Постмодернизм уже не входит в зону интересов, внутрь не пошли.
Возвращаемся обратно, на центральную площадь выходим по Шмидгассе вдоль западного фасада огромной ратуши.
И вот мы на Главной площади, заодно и самой старой — она была основана в 1160 году маркграфом Штирии Отакаром III. Площадь в форме трапеции узкой стороной смотрит на север, а всю южную широкую сторону занимает здание Ратуши. В центре площади стоит большой фонтан с памятником эрцгерцогу Иоганну Баптисту Австрийскому.
Эрцгерцог Австрийский, фельдмаршал, сын императора Леопольда II и испанской инфанты Марии-Луизы, брат Франца II, участвовал в Наполеоновских войнах. В мирное время занимался историей и естествознанием, объехал из конца в конец Тироль, Штирию, Каринтию, много сделал для развития Инсбрукского университета.
Его фигура возвышается на постаменте с аллегориями четырех рек Центральной Европы — Дравы, Энса, Савы и Мура, на берегах которого стоит Грац.
Долгие века на главной площади города был рынок, здесь селились преимущественно богатые торговцы. На площадь выходят фасады домов в самых разных стилях.
Знаменит угловой дом Луггхаус, который украшает барочная лепнина XVI века. Внизу здания находится арочная галерея, где в прежнее время выставлялись товары, вместо которых сейчас Сваровски.
Напротив Луггхауса находится интересный дом XVII века, главная деталь которого — монументальная фреска, изображающая святого Христофора, несущего младенца Христа.
Фресками богат, вернее полностью покрыт дом, который так и называется — «Раскрашенный дом». Дом очень старый — был построен в XIV веке. Впервые фресками работы итальянского художника Пьетро де Помиса был покрыт в начале XVII века по заказу герцога Фердинанда, который сделал в нём свою резиденцию. Более новая декорация штирийским художником Иоганном Хакхофером сделана поверх старой в XVIII веке. Площадь «ковра» из фресок составляет 221 квадратный метр. На фресках изображены сюжеты из греко-римской мифологии, сцены военных битв и изображения бюстов древних писателей — Вергилия, Овидия.
И конечно, самое примечательное здание на площади — Ратуша с большим центральным куполом и двумя куполками поменьше над угловыми башенками фасада. Первая ратуша, построенная в середине XVI века, не сохранилась. Она была заменена большим зданием в духе классицизма в 1807 году. Кроме балкончиков, часов, фасад Ратуши украшают четыре аллегорические фигуры на больших колоннах парадного входа, изображающие Искусство, Науку, Торговлю и Ремесло. В этом здании по прежнему находится резиденция бургомистра и городского правления.
От Главной площади на северо-запад отходит оживлённая улица Закштрассе,
На северо-восток — пешеходная Шпоргассе,
Но мы пойдём на запад небольшими переулками, которые выведут на небольшую площадь Францисканерплац.
Уже из названия площади видно, что здесь находится францисканский монастырь, который самый старый в Граце, был основан в 1239 году. Монастырь стоит у самого берега Мура и был включён в систему городских укреплений.
Из стратегических соображений к монастырской церкви была пристроена высокая и мощная башня, которая наряду с Часовой башней на Замковой горе является одной из самых высоких в городе.
Монастырская церковь освящена в честь Вознесения Богородицы. Внутри сохранился готический стиль, хотя и восстановленный, так как церковь пострадала в последнюю войну.
По мосту эрцгерцога Иоганна переходим на левый берег Мура. И сюда уже давно пришла мода на замочки, этим уже в больших городах никого не удивишь
В 2003 году Грац был объявлен культурной столицей Европы, в связи с этим был открыт музей современного искусства. Громадное здание с выставочной площадью 11 000 квадратных метров было сделано лондонскими архитекторами Питером Куком и Колином Фурнье в виде огромной «подушки», которая опирается на фасад старого дома XIX века.
Здание Кунстхауса биоморфное, неземное, сходство с инопланетянином придают колодцы для света — «присоски» на спине. Очень хорошо здание видно сверху, с Замковой горы, откуда позднее я его сфотографировал. Жители города оригинально прозвали здание «Дружественным инопланетянином». И действительно, как будто инородное тело плюхнулось между земными постройками, но никого не задев.дружественно.
От «инопланетянина» заворачиваем на север по улице Марияхильферштрассе, которая выведет на площадь Марияхильферплац, на которой стоит церковь с одноименным названием.
Церковь принадлежит конвентуалам, монахам из ордена, который отделился от францисканцев в XIII веке. Конвентуалами руководил сам Франциск Ассизский. Сегодняшняя церковь в стиле барокко была построена в 1607 году по планам Джованни Пьетро де Помиса, ученика Тинторетто. В середине XVIII века церковь была украшена скульптурами — наверху архангел Михаил сталкивает Люцифера в ад, внизу Дева Мария, святой Франциск Ассизский и святой Антоний Падуанский по бокам.
Позднее с Замковой горы получилось сфотографировать всю площадь, где хорошо видно не только церковь, но и монастырь за ней с Казначейской часовней.
Обратно на правый берег реки переходим через Муринзель — «Остров на Муре», произведение нью-йоркского дизайнера Вито Аккончи. Вначале строился как временный обьект на время выставки в рамках мероприятий 2003 года, когда Грац был обьявлен культурной столицей Европы. Но потом решено было оставить искусственный островок навсегда.
В раковине из металлоконструкций 50 на 20 метров находится небольшой амфитеатр и так называемый «Собор» круглой формы, в котором разместилось кафе и детская площадка.
На правом берегу Мура мы вернулись на улицу Закштрассе, которая отходила от Главной площади с Ратушей на север. Здесь, в месте пересечения с Замковой площадью, несколько интересных зданий.
Барочный дворец Аттемс был в начале XVIII века построен итальянским архитектором Джоаккино Карлоне для графа Игнаца Мария Аттемса из герцогства Фриуль. Этот огромный дворец был построен в форме каре с большим внутренним двором. Семейство Аттемс постоянно в нём проживало, но во время Второй мировой войны дворец сильно пострадал, была украдена вся внутренняя обстановка включая картины, ковры, коллекции фарфора и оружия. Графский род по понятным причинам потерял все свои владения в Югославии, которые составляли большинство собственности, разорился, и в 1962 граф Игнац Мария V Аттемс продал дворец муниципалитету Граца
Церковь святой Троицы, настоящий шедевр барочной архитектуры, была построена в 1704 году для крупного монастыря сестёр-урсулинок. В конце XVIII века, когда император Иосиф II закрывал многие монастыри, этот устоял, так как в нём была одна из крупнейших школ города. Всё же в 1900 году монастырь был распущен, а церковь святой Троицы перешла к женской ветви францисканского монашеского ордена. Прообразом для строителей церкви послужила иезуитская церковь святого имени Иисуса в Риме.
Мы уже у подножья Замковой горы. Многие улочки кончаются тупиками, упираясь в эту гору.
Три пути ведут на вершину горы. Первый, самый сложный, вверх по зигзагообразной лестнице. По этой лестнице мы позднее спустимся. Второй — через туннель и лифт. Третий, который мы и выбрали — на фуникулере Шлоссбергбан. Вход в станцию фуникулера находится в конце Закштрассе, по которой надо пройти ещё примерно триста метров.
И вот мы на станции. Этот вагончик привезёт нас на самый верх Замковой горы. Но это будет в следущем рассказе.