Турист Екатерина (catys)
Екатерина
была 10 марта 11:53

Марсашлокк — Мальта Январь 2018

Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль. И. В. Гете.

Говорят, что цветотерапия — это лженаука. А как по-моему, так лженаука это те, кто так говорят. Это же просто и понятно, как батон за пять копеек, для любого жителя северных широт, которому вдруг удалось окунуться в мир яркого и цветного Средиземноморья. После вечно серого непроглядного межсезонья уже один только вид такого неприлично бирюзового цвета моря может исцелить не только страдающую душу, но и все остальное.

Цветотерапия

А если поверить классику, то получается, что самое психотерапевтическое место на Мальте — это Марсашлокк. Потому что самый солнечный желтый, самый жизнерадостный голубой и самый глубокий синий аккуратненько собрали в кучку, чтобы поселить тут, в этом маленьком рыбацком поселке, уютно устроившимся клубочком вокруг тихой бухты на южном побережье острова.

Идея поехать в Марсашлокк именно в востресенье оказалась ошибкой резидента. Почему мы решили туда ехать именно в воскресенье — да потому что любой, какой ни возьми, туристический ресурс будет вас уверять, что лучше в воскресенье, потому что в воскресенье тут рынок. Да не простой рынок, а рыбный. На это я, собственно, и купилась. И, собственно в этом и есть причина, почему лучше какой угодно другой день, но только не воскресенье. Потому что рыбный рынок на деле оказался барахолкой в духе нашей Апрашки, упокой Господь ее душу. Так что если вы уже нафантазировали себе что-то вроде сверкающих зеркальной чешуей, как заправские ювелирные ряды, рыбных рынков Стамбула, или, не дай Бог, роскошное изобилие французской Нормандии — забудьте.

Цветотерапия

Так что мои тайные надежды на то, что рынок добавит еще больше атмоферы и без того атмосферному Марсашлокку, натолкнулись на полный облом. Лавочки с локальным фудом, ради которого большинство из нас и любит посещать подобные мероприятия, изредка, но все же встречающиеся в этом царстве китайского ширпотреба, сиротливо жались по углам, понимая, что более успешному и горластому коллеге они не конкурент. Да и уровень цен шокировал, откровенно говоря. Углядев лавочку с местным медом, я радостно рванула к ней в надежде привезти домой с Мальты хоть что-нибудь аутентичней магнитиков. Но нет, оставь надежду, всяк сюда входящий. Цена маленькой баночки в 15 евро моментально отбила желание изменять магнитам.

Ну и ладно, деньги целее будут, рассудила я, в конце-то концов не за этим я сюда ехала. А фотографировать знаменитые мальтийские лодочки луццу, к счастью, пока что можно совершенно за бесплатно. Эти миленькие желто-голубые лодочки, с нарисованными на корме глазенками — самая известная фишка Мальты. Парочку-другую таких созданий можно встретить повсюду, и около Валлетты, и в бухте Докъярд, что между Трех городов, и в Мжарре на острове Гозо… Но только тут их настоящая колония. Такая, что просто глаза разбегаются.

Цветотерапия

Лодочки эти чудесные. Правда, они такие позитивно-разноцветные, что от одного вида этих морских котиков, греющих бока на перламутровой глади бухты, любая хандра моментально растворяется в неизвестном направлении. К тому же они действительно глазастенькие. На сей счет, разумеется, имеется отсылка к стародавней мальтийской истории. Считается, что лодки луццу имеют финикийское происхождение. Собственно, на этом можно было бы и закончить, потому как жила Финикия жуть как давно и каких-то внятных хроник о ее жизнедеятельности у нас осталось крайне мало. То есть можно поверить на слово и на этом успокоиться.

А вот глазки своим лодочкам мальтийцы рисуют разные, оттого и получаются разными выражения лодочьих «лиц». И ведь действительно, они выглядят как живые, эти лодки! Я так увлеклась их фотографированием, и в фас и в профиль и как не только, что теперь у меня есть целая галерея портретов мальтийских лодок. Одну из них, думаю, все-таки распечатаю и повешу на стенку… потому что очень они хороши в качстве антидепрессанта, эти солнечные физиономии, посмотришь — и сразу настроение улучшается.

Вообще-то считается, что традиция украшать такими штуками корму лодки восходит еще к древнеегипетскому «глазу Гора» — супермощному амулету-оберегу, пользоваться которым не пренебрегали ни фараоны, ни простые смертные. Потому что века бегут, а суть человеческая от этого не меняется — всем нам хочется чувствовать, что вселенная тебя защищает, хотя бы чуть-чуть. Особенно в таких опасных занятиях, какие связаны с морем.

Цветотерапия

Для того, чтобы догадаться, что вся жизнь обитателей Марсашлокка была связана с морем, совсем не нужно обладать талантами Нострадамуса. Посмотрите сами на это безумное количество лодок, заполонивших бухту. Их сюда не для туристов поставили, хотя есть соблазн именно так и подумать — уж больно это все напоминает этакую художественную инсталляцию. Глазастенькие луццу продолжают работать, помогать своим хозяевам добывать дорадо (мальтийцы ее зовут лампуки) и осьминогов.

Цветотерапия

А вы знаете, как ловят осьминогов? Оооо, это очень драматичная история. Осьминоги вообще звери гнездовые, они любят норки. Каждый осьминог обязательно находит себе норку и еще штуки две-три поблизости, куда можно скрыться в случае опасности. Вот этой-то его привычкой и пользуютя злобные людишки. На морское дно бросают глиняные горшки, связанные веревкой. Осьминог думает, что нашел новую удобную квартиру, залезает туда — и вуаля, тут его вытаскивают на свет божий. Несчастный осьминог жестоко обманут и отправлен на съедение.

После такой печальной стори оф лайф впору заделаться защитником дикой природы и совсем перестать есть октопусов, но… Законы пищевой цепочки, к сожалению, суровы и непреклонны, и если его не слопаем мы с вами — его непременно слопает кто-нибудь из его соседей. Вот такая вот драма.

Цветотерапия

А сейчас от жизни животных я хотела бы перейти к вопросам более возвышенным. В двадцати минутах ходьбы от Марсашлокка есть маленькая бухточка под названием St. Peter`s Pool — бассейн Святого Петра. Никаких легенд, в отличие от бассейна Святого Павла в северной части острова, за ним не водится, просто очень красивое место. Если уже приехали в Марсашлокк — грех туда не прогуляться. Вот и мы решили сделать то же самое, тем более что обедать еще было рано. Дойти до него очень просто, если пойти на запад по дороге, ведущей в сторону Делимары. А там уже на каждом углу указатели.

Цветотерапия

Дорожка к бухте ведет мимо сельских домиков и огородов, обнесенных сложенными из крупных обломков песчаника стенами. Пейзаж неуловимо напомнил мне Бургундию с ее виноградниками-кло, по традиции обнесенными такими же невысокими каменными стенами. А местами — наши родные дачи-развалюшки с покосившимися от времени заборчиками.

Цветотерапия

Здешний мальтийский пейзаж, зеленеющий свежей травкой и пушистыми кустиками чего-то, мне неизвестного, вызывает натуральный когнитивный диссонанс с прочими пыльно-бежевыми островными картинками. Еще немножко покрутившись по проселочной дорожке, переходящей в тропинку, мы вышли ко впечатляющему провалу в известняковых породах острова, который и есть бассейн Святого Петра. Причудливые рельефы скал, изогнутых, словно морские волны, что беснуются у их подножия — Святой Петр был поистине крутым парнем, если купался в таком бассейне!

Цветотерапия

От бухты тропинка уходит вправо, и сходить туда очень даже стоит. Карстовые ландшафты, коими так богато мальтийское побережье, поистине великолепное проявление художественных способностей матушки нашей природы. Хотя к тем натюрмортам, что мы увидели, прогуливаясь вдоль побережья, явно приложил руку и человек. А кто же еще, скажите, мог бы сложить тут такие пирамидки из камней.

Цветотерапия

Или вот эти бассейны, напоминающие гигантских размеров соты — наверное, тут когда-то очень-очень давно выпаривали соль… А может быть, и недевно, кто ж знает. Марсашлокк — место такое тихое, что ни в каких исторических хрониках особенно не засветился. Хотя все-таки была и в его жизни парочка знаменательных событий.

Цветотерапия

Первое произошло в том самом 1565 году, когда Мальту осаждали османы. Но тогда досталось на орехи практически всем, и переждать бурю в своей тихой гавани возможности не было. Тем более что именно тихая гавань в этот раз и оказалась той самой палкой, которая должна выстрелить хотя бы единожды. Османам она очень приглянулась — ну вот совсем неудивительно! — и они устроили тут стоянку для своих судов. Ну в смысле не прямо тут, а в гавани Марсашлокка.

Цветотерапия

А, чуть не забыла про Наполеона. Да, еще тут был Наполеон, ровно с той же самой целью, что и османы. Наполеон же тоже зарился на Мальту, но и его отсюда быстро погнали. А вот третья история из жизни маленького скромного Марсашлокка имеет к нам с вами самое непосредственное отношение. Потому что в 1989 году тут, в этой самой бухте, состоялась встреча Джорджа Буша и Михаила Горбачева.

Политические лидеры эпохи падения берлинской стены встречались на борту советского круизного лайнера «Максим Горький». Эта встреча, официально именовавшаяся мальтийским саммитом, в простонародье получила название «саммита морской болезни», потому что всегда невозмутимо спокойные воды бухты вдруг неожиданно разразились самым настоящим штормом. Видать, что-то вселенной во всем этом сильно не понравилось…

Цветотерапия

Тем временем, пока я вам рассказывала все эти байки, мы вернулись обратно в Марсашлокк. Потому что подошло время обеда, и кушать хотелось страшно. Про Марсашлокк неизменно упоминают, когда говорят, где на Мальте лучше всего отведать свежей рыбки и морепродуктов. И воистину — все кафе и рестораны на набережной были забиты.

Цветотерапия

Война войной, а обед по расписанию. А если кушаешь сам — поделись с ближним. Этот слегка бандитского вида рыжий котик с боевой отметиной на носу смачно уплетал что-то, по виду очень похожее на приличный паштет из рубленого мяса, явно отваленный ему щедрою рукою какого-нибудь ресторатора или торговца с рынка. Наши экзерсисы с фотоаппаратом его отвлекли немного от этого процесса, но ненадолго.

Цветотерапия

Котики на Мальте вообще часто встречаются и, судя по их упитанному внешнему виду, совсем не бедствуют. С кормом для заезжих туристов тоже все хорошо, ресторанов пруд пруди, цены и ассортимент в них если и отличаются, то не сильно. Так что мы тоже нашли себе уголок, и я наконец-то получила свою вожделенную дорадо. А меж тем день уже катился к четырем часам пополудни, а в начале шестого на зимней Мальте начинает темнеть. Торговцы сворачивали свои палатки, и набережная Марсашлокка наконец-то начала приобретать свой естественно-незамутненный вид.

Цветотерапия

Я уже произносила эти слова, и сейчас скажу их еще один раз. Если вдруг случится так, что придется выбрать одно-единственное место на Мальте — выбирайте Марсашлокк. Совсем не потому, что рыцарская или какая другая история острова не интересна или не достойна вашего внимания, нет. Просто тут вы получите такой ядреный заряд эндорфинов, который будет вам вспоминаться еще очень и очень долго.

Цветотерапия

История историей, а иногда очень нужно просто выключить голову и хотя бы на несколько часов по самую макушку окунуться в ощущения. Погрузиться в запахи старых рыболовных снастей и морского ветра, послушать песни звенящих такелажем старых лодочек и заунывные крики чаек. Да просто поглазеть на эти позитивные разноцветные лодки. И чтоб ни единой мысли в голове. Говорите, цветотерапия — лженаука? Ну ну… я как Станиславский — не верю.