Смотрев 31 декабря 2017 года монастыри Хор Вирап с видом на Арарат:
https://www.tourister.ru/responses/id_22184?authmd5=3be31c5a61208faafaec855333b40a95#comment1466283_
монастырь Герард:
https://www.tourister.ru/world/asia/armenia/city/garni/temples/29651/responses/3858
языческий храм Гарни:
https://www.tourister.ru/world/asia/armenia/city/yerevan/temples/18245/responses/3863
ущелье базальтовых скал «симфония камней»:
https://www.tourister.ru/responses/id_22188
мы, наконец, к концу дня добрались и до святого для любого армянина Эчмиадзина.
При въезде не торопитесь сразу увидеть самую изюминку — шикарно-величественные храмы Эчмиадзина.
При въезде сюда есть неприметные, но зато очень древние храмы — Рипсиме и Гаянэ.
Рипсимэ (в русской церковной традиции Рипсимия) — раннехристианская армянская мученица и святая.
В 301 г. в Армению пришли 40 девушек — христианок, которые во главе с настоятельницей Гаянэ жили в эпоху правления императора Диоклетиана в расположенном в горной местности Римской Империи, монастыре Святого Павла.
Рипсимэ пленила своей красотой самого императора и, не пожелав подчиниться его воле и стать его женой, вместе с подругами укрылась в Александрии. Девы не хотели выходить замуж за язычников, а хотели иметь единственного жениха — Христа.
Предание гласит, что девушкам было явление Святой Богоматери, указавшей им путь в Армению.
Диоклетиан узнал об этом и послал к армянскому царю Трдату послание, в котором просил его найти Рипсимию и отправить её к нему.
Армянский царь Трдат Третий пленённый красотой девы сам пожелал взять в жёны красавицу Рипсимэ. Её вместе с наставницей девушек, Гаянэ, привели в царский дворец.
Рипсимия не хотела выходить замуж, но царские слуги готовы были изрубить всех дев. Желая сохранить жизни дев, Рипсимия отправляется к царю. В опочивальне Рипсимия оказала сопротивление Трдату, и царь не смог овладеть ею.
Разгневанный царь послал за Гаианией (Гаянэ), которая должна была по его мнению уговорить Рипсимию стать женою царя. Гаиания приходит и разговаривает с Рипсимией, но вместо того, чтобы уговорить её выйти замуж за царя, Гаиания убеждает Рипсимию сохранить девство.
Беседу Гаиания ведёт на латинском языке, для того чтобы армяне не поняли её речь. Но слуги царя, владеющие латынью, поняли речь и перевели её Трдату. Разгневанный царь, поняв, что не достигнет желаемого, отрубил голову Рипсимии. После этого отдаёт приказ воинам изрубить дев мечами и бросить их изрубленные тела на съедение зверям.
С особой жестокостью Трдат расправляется с Гаианией и двумя девами, которые находились при игуменье. По его приказу им просверлили ноги и повесили их вниз головою, с них живых содрали кожу; после чего, прорезали им сзади шеи, вырезали и вытащили их языки их; наконец, рассекли острым камнем чрево их, вытащили оттуда внутренности и отрубили мученицам головы. Спастись удалось только Святой Нине, будущей крестительнице Грузии.
После казни невинных христианок Трдат заболел тяжёлым нервным недугом. От безумства царя исцелил Григорий Просветитель, после чего, поверив в силу веры христианской, Трдат Третий крестился, крестил народ и провозгласил христианство государственной религией в Армении (301 г.). День памяти Гвиании в православной церкви — 30 сентября (13 октября).
До этого события Григорий Просветитель сидел в заточении в подземелье Хор Вирап возле горы Арарат. С этим монастырём и подземной тюрьмой я уже Вас знакомил. Там мы побывали этим утром и встретили рассвет над священной горой Арарат.
В честь Святой Рипсимэ в 618 году в Эчмиадзине была построена церковь, сохранившаяся до наших дней,
как лучший образец крестово-купольного храма средневековой Армении.
Как видите в храмах Армении можно разговаривать по телефону и даже заходить внутрь храма женщинам с непокрытой головой и в джинсах. У нас в православных храмах РПЦ это считается святотатством.
За алтарем в подземном ярусе — усыпальница Святой Рипсиме. Маленький саркфаг стоит посреди склепа. В отдельной нише в стене за стеклом лежат камни, которыми, как считается, она была убита.
Такие «люстры» с изображёнными на них священными птицами и зверями мы видели везде по Армении, а также в старинной албанской церкви в Азербайджанском Шеки.
Обратите внимание на богатую резьбу двери храма.
В этом храме бывал Андрей Тарковский и по воспоминаниям ему тут очень нравилось.
Во дворе храма небольшое кладбище.
Могилы и надгробия достаточно древние.
Выходим из ворот и направляемся к следующему древнейшему храму.
Вначале нас встречает древнее кладбище.
Храм в честь Сятой Гаянэ выполнен в виде купольной базилики.
Храм построен в 630 году католиксом-халкидонитом Эзрой, и стал первым халкидонским (православным) храмом той эпохи.
Уже в 1652 году к храму с запада был пристроен широкий придел.
Храм построили не в традиционной к тому моменту форме тетраконха, а создали специальные подкупольные столбы.
Это был первый храм с подкупольными столбами. Затем такие в Армении стали строить по образцу этого храма.
Если пристально присмотреться то видны отметины от пуль. Видимо тут так «отметились» турецкие военные в 1918 году.
Тут же великолепная стенопись семнадцатого века, посвященная рождению Христа.
Обратите внимание такое же чудо как и в предыдущем храме. Определённо раннеармянские храмы и храмы Кавказской Албании чудесным образом переплелись. Симбиоз…..
Посмотрите как богато искуссно украшен металлический низ «подсвечника».
Свечи тут даже не в песке стоят, а в воде. Чтобы легче было собирать потёкший воск.
Выходим наружу.
Голуби прогуливаются по этому намоленному за два тысячелетия месту.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Продолжение об этом новогоднем дне следует………
Теги:
Самостоятельные путешествия