Сюда мы попали 31 декабря 2017 года, предварительно встретив рассвет неподалёку от горы Арарат https://www.tourister.ru/responses/id_22184
Сюда мы попали 31 декабря 2017 года, предварительно встретив рассвет неподалёку от горы Арарат https://www.tourister.ru/responses/id_22184
Дорога в монастырь копья Герард очень живописная.
Более полное название — Гегардаванк дословно — «монастырь копья».
Название монастырского комплекса происходит от копья сотника Лонгина, которым пронзили тело Иисуса на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина. Мы посетили в этот день и Эчмиадзин, но к сожалению музей оказался закрыт. Ибо у всех нормальных людей сегодня Новый год!
Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса.
Известно, что большинство монахов жило в кельях, выдолбленных внутри скалы, за пределами крепостной стены.
На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах
и отдельно стоящие хачкары — традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами.
Более двадцати различных по форме и размерам структур было выдолблено в прочном скальном массиве, окружающем главные пещерные сооружения
Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айриванк, что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель.
Вход в комплекс через западные ворота монастыря.
Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами. Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего.
В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.
Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня Катогике была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов, военачальников грузинской царицы Тамары, отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков.
Внешние очертания плана напоминают равноплечий крест, вписанный в квадрат и покрытый куполом на квадратной основе.
На южном фасаде Катогике установлены ворота с великолепной резьбой. Тимпан украшен изображениями деревьев с плодами граната, свисающими с их веток, а также листьями, переплетающимися с гроздьями винограда.
Изображения голубей располагаются между сводом и внешней несущей конструкцией.
Головы голубей повёрнуты в сторону ворот.
Над воротами изображена сцена со львом, нападающим на быка, символизирующая княжескую мощь.
Сводчатый верх барабана купола содержит обстоятельные рельефы, изображающие птиц, человеческие лица, головы животных и т. д.
По углам расположены небольшие двухэтажные часовни с цилиндрическими сводами и лесенками, выступающими из стены. Внутренние стены содержат много надписей с упоминаниями о дарениях, принесённых монастырю.
С восточной стороны видно что часовня жмётся к неприступной скале, что находится с севера от неё.
Гавит (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, — в середине XIII века.
Западные ворота отличаются от прочих ворот того времени формой кромок дверей, которые украшены великолепными растительными узорами.
Орнаментация тимпана состоит из больших цветов с лепестками различной формы на сплетённых ветвях и продолговатых листьях.
Четыре массивных свободно стоящих в центре колонны поддерживают каменную крышу с отверстием, пропускающим свет, в центре.
Периферийные помещения, получающиеся вследствие соответствующего расположения колонн, имеют различные крыши,
тогда как центральное пространство увенчано куполом со сталактитами — лучший, чем где бы то ни было в Армении, пример подобной техники.
Гавит использовался для обучения и собраний, а также для принятия паломников и посетителей.
Первая пещерная церковь, Авазан (дословно — «водоём»), располагается на северо-запад от гавита. Она была высечена в 1240 годах на месте древней пещеры с родником (место поклонения во времена язычества).
Прямо внутри этой пещерной церкви течёт родник.
Особенностью внутренней части помещения являются два перекрещивающихся свода со сталактитовым куполом в центре. Надпись гласит, что эта церковь является работой архитектора Галдзака, который в течение сорока с небольшим лет также занимался строительством и других скальных церквей и жаматунов. Его имя вырезано на основании перекрытия, украшенном рельефами с изображениями гранатов.
Затем монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбякянов. За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу — вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи.
Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Это Жаматун. Жаматун представляет собой практически квадратную выдолбленную в скале комнату с глубоко вырезанными рельефами на стенах
Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов — орёл, держащий в своих когтях ягнёнка, вероятно, — герб княжеского рода Прошьянов. Это довольно старомодный для того времени рельеф на северной стене, над сводчатыми проходами: в центре — головы львов с цепью на шеях, их головы повёрнуты к наблюдателю; вместо пучков хвоста — головы смотрящих наверх драконов — всё это сближает рельеф с изображениями языческих времён.
Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей».
Рельефы восточной стены — не менее живописны. Входы в маленькую часовню и церковь Аствацацин украшены прямоугольными наличниками, соединёнными двумя рельефами с изображением крестов.
На воротах часовни вырезаны изображения сирен, а на стенах церкви — человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, одетые в длинные платья, и с нимбами над головами. Возможно, это — члены княжеского рода.
Под полом находится усыпальница.
Путь через усыпальницу ведёт ко второй скальной церкви. Она, как указано в надписи, была построена в 1283 году на пожертвование князя Проша.
Углы — кривые, а барабан купола отмечен полуколоннами, перемежающимися с глухими окнами.
Купол украшен кругом.
Поверхность стен содержит рельефы, изображающие животных, воинов, кресты, а также рельефы на растительные мотивы.
В отличие от сталактитов в форме трилистника и четырёхлистника, украшения церкви Аствацацин (Богоматери) включают орнаменты в виде розеток и различных геометрических фигур.
Передние ворота кафедры алтаря украшены узорами в форме прямоугольников или ромбов.
Новогодняя служба идёт. Можно даже на видео снимать, никто замечаний не делает. Как всё просто и доступно в армянской церкви!
Реалистическое изображение козла найдено на стыке ступеней алтаря. На хачкаре, слева от апсиды алтаря, обнаружены человеческие фигуры. Человек с посохом в правой руке и в той же позе, что и фигуры на стенах жаматуна, может быть изображением князя Проша, основателя церкви. Другая фигура, держащая копьё в левой руке, опущенной вниз, и дующая в поднятый вверх духовой инструмент, изображена практически в профиль.
Жаматун Папак и Рузакан был построен в 1288 году на втором уровне, к северу от усыпальницы Прошьянов,
в качестве внешней лестницы (рядом с дверью в гавит).
Верхний жаматун также вырублен в скале. Его форма повторяет форму гавита. В нём имеются гробницы князей Мерика и Григора, а также гробницы других принцев, ныне пропавшие.
В южной части коридора, ведущего в верхний жаматун, вырезаны многочисленные кресты.
Верхний Жаматун.
Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской Империи.
Благодаря легендарному копью, хранившемуся здесь монастырь приобрёл необыкновенную популярность среди армянских поломников многих веков.
Известный монастырь стали одаривать. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци. Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами.
Выйдя из восточных ворот монастыря попадаем на вот такой удивительный старинный каменный горбатый мост.
Откуда открывается на запад прекрасный вид на внутренний двор комплекса.
Пройдя по мостику любуемся ручьем к востоку от монастыря,
а также кусочками материи на веточках, оставленные на счастье посетителями этого удивительного места.
Любуемся пещерами в скалах тут же.
И странными композициями выложенными из камешков.
Но пора торопиться дальше. Ведь сегодня нам предстоит ещё засветло посмотреть ещё и языческий храм Гарни, ущелье симфония камней возле храма, а также великий Эчмиадзин.
Как говорится как встретишь Новый Год, так его и проведёшь.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Не переключайтесь. Продолжение следует….