Мы прибыли сюда из храмов Хор Вирап и Герард 31 декабря 2017 года!
Ну не сидится людям на Новый год!
Мы прибыли сюда из храмов Хор Вирап и Герард 31 декабря 2017 года!
Ну не сидится людям на Новый год!
Храм в Гарни — языческий храм I в. н. э. Находится в 28 км от Еревана в Котайкской области, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. Был разрушен в результате землетрясения 1679 года, восстановлен из руин в советское время.
Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э.
Была построена армянским царём Трдатом Первым (66–88 г.г.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»
Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить ещё во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века.
В конечном итоге армянские правители сделали её неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.
Посмотрите как стелется туман по ущелью.
Армянские цари очень любили это место — и не только из-за её неприступности, но и по причине хорошего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию.
В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.
Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом. Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». Обещаю познакомить Вас с этим удивительным ущельем в следующем материале.
А теперь направимся собственно к знаменитому храму.
Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма.
Храм сложен из блоков гладкотесанного базальта.
Камни длиной около двух метров, скреплены скобами и штырями. Храм выстроен в эллинистических архитектурных формах. По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность.
Пилоны по сторонам лестницы украшены рельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на одном колене, с воздетыми вверх руками, поддерживающие жертвенники. Храм по своему типу является периптером.
План представляет собой прямоугольный зал с портиком, снаружи он окружен колоннами.
Детали храма, в отличие от единообразия, имеющего место в греко-римских сооружениях, разработаны с многообразием, присущим местному искусству.
В орнаменты наряду с многочисленными вариантами акантового листа введены и армянские мотивы.
Резьба по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров. В прямоугольное святилище, перекрытое сводом, ведут неглубокие сени, вход украшен богато орнаментированным наличником.
Размеры святилища невелики. Здесь находилась только статуя божества. Этот небольшой храм обслуживал царя и его семью.
В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966—1976 гг.
Возле храма сохранились остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке.
Дворцовый комплекс находился на южной, удаленной от входа, части крепости. На северной же крепостной территории размещались царское войско и обслуживающий персонал.
К западу от храма, у края обрыва, помещался парадный зал. С севера к нему примыкал двухэтажный жилой корпус. Сохранившиеся на штукатурке следы розовой и красной краски напоминают о богатом убранстве жилых и парадных покоев дворца. Здание бани включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистической мозаикой.
В XIX веке развалины храма привлекали к себе внимание многочисленных ученых и путешественников, таких как Шарден, Мориер, Кер-Портер, Телфер, Шантр, Шнаазе, Марр, Смирнов, Романов, Буниатян, Тревер, Манандян. Французский учёный Дюбуа де Монпере в 1834 году попытался с приблизительной точностью сделать проект реконструкции храма. В конце XIX века возникла идея перевезти все детали храма в Тифлис — центр Кавказского наместничества и сложить перед дворцом царского наместника. К счастью, эта затея провалилась из-за отсутствия соответствующих средств перевозки.
В начале XX века проводились археологические работы по обнаружению деталей и обмерам храма небольшой экспедицией под руководством Марра. В начале 30-х годов главный архитектор Еревана Буниатян обследовал Гарнийский храм и уже в 1933 году дал проект реконструкции его первоначального вида. Вопрос восстановления языческого храма в Гарни интересовал и академика И. А. Орбели.
В середине 1960-х годов работы по восстановлению были поручены архитектору А. А. Саиняну. Через несколько лет кропотливой работы гарнийский храм был полностью восстановлен в 1976 году.
28 апреля 2011 года стало известно, что историко-культурный комплекс «Гарни» удостоен премии ЮНЕСКО-Греция 2011 года имени Мелины Меркури.
Обратите внимание как отреставрировали колонну. Просто вырезали и вставили элемент.
Также интересен шрифт разных народов и времён. Древнермянский шрифт. Здесь и арабская вязь.
И не только арабская. Наследие Рима.
Рядом с храмом идёт бойкая торговля лисьим мехом.
А также главными армянскими вкусностями — засахарёнными фруктами.
Продолжение об этом дне 31 декабря следует.
Не переключайтесь…………