Слов, связанных со словом «Баргузин» или производных от него, на Байкале много — это и могучий ветер Баргузин, что пошевеливает вал, и два поселка (Баргузин и Усть-Баргузин), и соболь, для сохранения популяции которого в 1916 году был создан первый (!) в России Баргузинский заповедник, река Баргузин, Баргузинская долина, Баргузинский залив, Баргузинский хребет, и даже знаменитая на всю заповедную систему оперативная группа «Баргузин».
Силу ветра Баргузин мы прочувствовали на собственном опыте, в Усть-Баргузине жили, в Баргузинском заливе побывали, с руководителем оперативной группы «Баргузин» пытались познакомиться (увы, Артур Мурзаханов в тот день был в отъезде), в Баргузинский заповедник надо летом наведаться — в Давше баргузинские соболи по заборам бегают.)) А сейчас я предлагаю познакомиться с рекой Баргузин, Баргузинской долиной и Баргузинским хребтом.
Баргузинская долина является крупнейшей межгорной котловине на северо-востоке Бурятии — ее длина более 200 км и ширина около 35 км. Долину прорезает река Баргузин, впадающая в озеро Байкал в районе поселка Усть-Баргузин. С запада долину ограничивает Баргузинский хребет, с востока — Икатский хребет.
В Баргузинской долине сохранилась легенда о могилах знатных монгольских нойонов в ней. В «Золотой тетради» — летописи всех монгольских ханов, и в «Сокровенном сказании» говорится, что предки Чингиз-Хана явились, переплыв Тенгиз (внутреннее море), под которым большинство исследователей понимает озеро Байкал. В те времена у монголов существовала традиция брать жен из местности Баргуджин-Токум. Изначально земля Баргуджинская понималась историками как вся земля, примыкающая к Байкалу. Ряд историков считают, что Баргуджин-Токум и есть Баргузинская долина. В пользу этой версии говорит тот факт, что здесь расположена священная гора Барагхан-Уула, у подножия которой, по преданию, располагалось стойбище одного из предков Чингиз-Хана. Гора еще во времена монголов приобрела статус священной. Из «Сокровенного сказания» также известно, что мать Чингиз-Хана была уроженкой страны Баргуджин -Токум. В юности Чингиз-Хана мать ездила на кладбище в Землю предков. У бурят существует легенда, что Чингиз-Хан также ездил поклоняться могилам предков. Перед смертью он дал наставление своим сыновьям, чтобы его тайно похоронили на Земле предков. Если согласиться с версией, что Баргуджин-Токум, где находится Земля предков рода Чингиз-Хана, — Баргузинская долина, то, возможно, и могила Чингиз-Хана тоже находится здесь.
Баргузинская долина — это уникальный уголок Бурятии, где на протяжении веков баргузинские буряты творят свою неповторимую локальную культуру. По археологическим данным, буддизм здесь появился в седой древности вместе с кочевыми монгольскими племенами.
Здесь, в Баргузинской долине зарождается восточный ветер, в народе называемый просто Баргузин, который может достигать 20 метров в секунду и, как говорят рыбаки, омуль в сети загоняет. По старинной бурятской легенде, Баргузин — один из хозяев Омулевой бочки (вторым был Култук), за которой весь байкальский омуль тянулся. Култук и Баргузин были приятелями и дружили, пока оба не влюбились в своенравную красавицу Сарму. А та потребовала в подарок омулевую бочку. Стали богатыри за омулевую бочку драться, а она вдруг как сквозь пальцы ушла в воду — ее Байкал забрал, чтобы прекратить ссору. Так Сарма ни за кого замуж и не вышла, а байкальские ветра ссорятся до сих пор и никак не могут Сарме угодить.
Чуть в стороне от дороги, ведущей из Усть-Баргузина на север, расположена деревня Адамово со своим особым удивительным микроклиматом — здесь ВСЕГДА много снега, который ложится мощной периной на огороды, на крыши изб. Поэтому дома в Адамово строят с учетом вот таких снежных нагрузок. Главную улицу деревни чистят, а вот в боковых улочках в снегу буквально можно утонуть.
8
9
А мы двигаемся дальше на север, петляем по дороге, повторяющей изгибы реки Баргузин, замерзшей и засыпанной толстым слоем снега. Река течет по западной стороне долины, прижимаясь к крутым склонам Баргузинского хребта. Говорят, когда-то река текла не к Байкалу, а от него!
8
3
Изначально предполагалось, что ночевать мы будем в небольшом охотничьем домике, в котором на постоянной основе никто не проживает. Мы натаскали в дом воды из протекающей недалеко речушки. Добыча воды превратилась в настоящее приключение: реку не видно — она подо льдом, прикрытым к тому же снегом, но шумит, грохочет камушками. Нам пришлось по звуку определять — где именно надо долбить дырку, чтобы потом ковшиком черпать студеную воду.
4
2
4
2
2
Чтобы нагреть насквозь промороженный дом, затопили печь — полную топку дров натолкали! И весело покатили на прогулку, куда глаза глядят. Глава глядели на север — там имеются многочисленные горячие минеральные источники, куда очень хотелось бы попасть, но все они расположены достаточно далеко. Поэтому в итоге мы решили осмотреть ближайшие окрестности.
5
6
2
2
5
В какой-то момент времени из-за очередного поворота дороги показалось небольшое, но ярко-красивое и отчетливо выделившееся на фоне заснеженных склонов гор здание, назначение которого очевидно — это буддийский храм. Мы остановились, чтобы повнимательнее его рассмотреть.
3
5
6
Каким же образом он оказался в такой глуши? А дело вот в чем.
В мае 2005 года на горе близ улуса Ярикта буддийские ламы обнаружили на скале нерукотворный лик танцующей Богини Янжимы. Ее индийское имя — Сарасвати. Сарасвати — великая богиня, покровительница искусств, наук, ремесел и мудрости, создательница древнеиндийского языка санскрита. Буддисты боготворят Сарасвати как учителя, который дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие и тонкий ум.
Согласно мифу, хаос и темнота царили в начале мира. Видя это, Сарасвати спустилась на землю, чтобы преодолеть хаос с помощью знания. Именно Сарасвати принесла на землю способность людям чувствовать, мыслить, понимать и общаться.
После появления лика недалеко от улуса Ярикта построили Дворец Богини Янжимы, который стал местом паломничества. Считается, что поклонение Янжиме продлевает молодость, а женщинам, не имеющим детей, дарит счастье материнства.
К громадному камню, на котором виден лик Богини Янжимы, ведет экологическая тропа. Мы идем по ней все время чуть в гору. Дорога не дальняя и не трудная, но очень интересная и колоритная — все деревья и кустарники по обочинам украшены флажками с начертанными мантрами, установлены молитвенные барабаны.
3
2
1
3
1
О том, что мы приближаемся к искомому месту, я сразу поняла по праздничному убранству флажками деревьев не только у тропы, но и на значительном расстоянии от нее.
Алтарь и колыбелька для кукол на месте проявления лика Богини Янжимы:
2
2
2
Камень с ликом Богини Янжимы:
2
1
1
…К машине мы вернулись уже в сумерках и поняли, что ночевать в охотничьем домике едва ли хочется — дрова в печи давным-давно прогорели, поэтому температура в доме не сильно отличается от той, что на улице, а медвежья шкура, в которую можно завернуться и спрятаться от холода, всего одна. Мы не успели сильно расстроиться из-за необходимости поиска комфортного проживания — оказалось, что напротив дацана расположен гостевой дом, в котором все комнаты свободны, а в столовой готовят роскошно вкусные позы. Поэтому вот здесь, напротив дацана, мы и остались ночевать.
А на следующий день нам предстояла дорога домой.
Водитель микроавтобуса, на котором наутро мы отправились в Улан-Удэ, все время веселил своими рассказами. И только одно его тревожило — перевал. Я не понимала причин для беспокойства — стоит звенящая солнечная погода, какие могут быть проблемы?
За окном авто менялись пейзажи. Горные хребты уступили место байкальским просторам, затем дорога резко повернула на восток, и началась тайга. Мы обгоняли лесовозы, везущие в Китай древесину — и пиломатериалы, и цельные бревна. Посмотрите только, какой лес валят!
2
Затем один за другим мелькали поселки, и между ними по дорогам неторопливо брели коровы… Идиллия да и только.
6
Но вдруг… Что это? Солнце внезапно кто-то выключил, и началась пурга. Завывал ветер, швыряя в разные стороны струи колючего снега. Водители тяжеловозов останавливали свои машины и надевали на колеса цепи: шутки в сторону — впереди перевал Пыхта.
2
5
Наш водитель замолк — напрягся, сосредоточился. Притихли и мы. Попетляя в горном серпантине, наше авто вскоре без особых проблем (как мне показалось) преодолело этот перевал и остановилось на спуске. Здесь ничто не напоминало о только что пережитых страхах — в прорехи между облаками сияло яркое солнце, дорогу окружала сказочно красивая засыпанная снегом тайга.
2
Вскоре мы въехали в Улан-Удэ.
Ну вот и все. Наши байкальские приключения закончились. Но наступление следующего марта неизбежно как победа капитализма. Поэтому я не расстраиваюсь о завершении этой поездки, а начинаю готовиться к следующей!
4
Источники дополнительной информации:
С.Волков «Путеводитель по Байкалу», ООО «Агентсво РИП», Иркутск, 2006.