Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был сегодня 0:51
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)
Признание
пользователей

Автобусный тур невозвращенцев

Лондон — Великобритания, Париж — Франция, + 1 город — Нидерланды, + 1 город — Бельгия, + 1 город — Люксембург, Берлин — Германия Май 2000
82 66

Давно я хотел рассказать о своем первом зарубежном путешествии, но все как-то не удавалось придумать какую-то оригинальную форму для такого рассказа. Ну вот не хотелось просто банально перечислять страны, через которые мы ехали, и описывать, как мы осматривали всем уже на сегодня известные достопримечательности. Но наконец нужная идея пришла. Автобусный тур невозвращенцев!

1
Автобусный тур невозвращенцев

Почему невозвращенцев? Ну, скоро это станет понятно. А пока вернемся на 18 лет назад. Еще совсем недавно прошел миллениум, по случаю встречи которого у нас в отделе ИТ на электростанции даже было организовано предновогоднее дежурство — ну мало ли чего, а вдруг цифры в компьютерах в новогоднюю ночь с ума сойдут? Да, смех смехом, а мы тогда до восьми вечера на работе сидели, а потом нас сменили менее удачливые коллеги, которые остались встречать Новый Год прямо на производстве. А еще именно тогда, 31 декабря, Борис Николаевич весь мир удивил своим знаменитым телеобращением. -Я устал, я ухожу…

3
Автобусный тур невозвращенцев

И вот сейчас конечно трудно в это поверить, но до этого времени нигде за пределами бывшего СССР я ни разу не бывал. И как-то даже не особо и стремился. И ведь на тот момент уже и безвиз у Эстонии с Евросоюзом несколько лет как существовал, и эстонское гражданство, дававшее право на этот безвиз, я уже несколько лет как имел, но вот как-то все не складывалось. Но когда-то ведь надо было начинать?

Своей машины у меня на тот момент еще не было, лететь на самолете как-то еще казалось слишком дорого, а потому я решил воспользоваться новомодными тогда автобусными турами из серии «вся Европа за две недели». А тут как раз одна эстонская турфирма буквально наводнила все газеты своими объявлениями — тут у них и Париж, и Лондон, и Италия, и даже далекое Марокко! Ну неужели в Марокко можно доехать на автобусе?

В итоге я остановился на варианте из среднего, скажем так, ценового диапазона — это оказался 11-дневный тур Амстердам-Брюссель-Лондон-Париж-Берлин всего за 4380 эстонских крон, что в переводе на будущую евровалюту составляло смехотворную по нынешним временам сумму в 280 евро. Маршрут до Лондона планировался вот примерно такой.

И вот где-то за неделю до отъезда всех ехавших из Нарвы пригласили на ознакомительное собрание в местный офис турфирмы. Собрание вел директор фирмы, эстонец Анатолий. Именно эстонец, потому как, несмотря на такое нехарактерное для эстонца имя, говорил по-русски он с эстонским акцентом. Ну, что обычно говорят на таких собраниях? Что взять с собой, сколько денег менять, какие документы с собой брать и т. п. Но Анатолий больше всего упирал на одну тему — въезд в Англию.

-Но у нас же безвиз? -удивлялись многие, -какие могут быть проблемы?

-А такие, -отвечал он, -если вы получили визу, то вас уже проверили в консульстве, а если вы едете без визы, то вас ждет проверка на границе.

-И что, могут не пустить? -начал волноваться народ.

-Могут и не пустить, -напустил страху Анатолий, -иногда и по пол-автобуса заворачивают.

И в качестве примера привел такой случай. Едут такие вот туристы типа осматривать музеи Лондона. На границе их просят предъявить сумки. Открывают — а в сумках хрусталь на продажу :)

Вобщем, Анатолий предупредил, что вопрос доказательства своих туристических целей полностью лежит на самом туристе, и, если что, турфирма за невпущенных в Англию пассажиров ответственности не несет. Не пустили — автобус вас ждать не будет.

6
Автобусный тур невозвращенцев

А дальше он стал рассказывать про то, как мы уже из Англии поедем в Париж. При этом периодически прерывал свой рассказ такими довольно юморными вставками —

-Ну что вы меня не слушаете? Вам неинтересно про Париж? Ну правильно, вы же останетесь в Лондоне, зачем вам это:)

Спустя некоторое время он перешел к Берлину. И опять —

-Ну что я вам тут про Берлин, вас же к этому моменту с нами уже не будет :)

Да, а в числе прочего нам сказали, сколько примерно и каких денег брать. Если кто забыл, то напомню — наличные евро в Европе ввели в обращение в 2002 году. На момент поездки в каждой стране у нас по маршруту действовали разные валюты. А потому надо было поменять следующие дензнаки —

-Немецкие марки

2
Автобусный тур невозвращенцев

-Голландские гульдены

2
Автобусный тур невозвращенцев

-Бельгийские франки

1
Автобусный тур невозвращенцев

-Французские франки

2
Автобусный тур невозвращенцев

-Английские фунты стерлингов (тут картинку не вставляю, они до сих пор в ходу)

Еще там по дороге кроме эстонских крон могли понадобиться также латвийские латы, литовские литы и польские злотые, но их покупкой я заморачиваться уже не стал, хватило и предыдущих пяти позиций. Плюс там еще ожидался Люксембург, но в нем, как нам сказали, местная валюта привязана к бельгийским франкам, а значит расплачиваться можно будет ими же.

Да, все-таки еврозона — великая вещь. Сейчас из перечисленных валют остались одни лишь британские фунты.

А тем временем настал день отъезда — 17 мая. Выезжали мы из Нарвы примерно в 4 утра. Сначала автобус до Таллина. Основное отправление — в 7 утра от Национальной библиотеки. В сквере напротив которой тогда еще стоял тот самый памятник.

К библиотеке мы подъехали раньше основного автобуса. Народу здесь собралось море — кроме нашей группы посадки ждали и те, кто с этой же турфирмой отправлялся в Испанию и Марокко. Вот смертники, подумал я, двадцать один день на колесах, да еще и по Африке! Однако, надо сказать, что потом я изменил свое к ним отношение и даже стал немного завидовать — еще бы, всего за семь тысяч крон люди увидят Гибралтарский пролив! Но зато не увидят Лондона :)

Но вот наш автобус Volvo подошел, и мы, заняв места, тронулись в путь.

Сразу неприятным открытием оказалось то, что оба шофера и оба гида оказались эстонцами. Гиды еще к тому же довольно неважно говорили по-русски. Было видно их досаду, когда на вопрос — кто не понимает по-эстонски? — поднялся целый лес рук. Так что как им ни не хотелось, но пришлось переводить и на русский. А чего, собственно, было ожидать, если центральный офис фирмы находится в Йыхви, центре уезда, в котором живут в основном русские? Да, странно это. Могли бы хоть одного гида взять русского. Но нет, по-видимому вся непыльная работа поделена эстонцами между собой. И это не только в турбизнесе, это у нас везде так.

Теперь о составе группы.

Исходя из общего количества мест в автобусе, 50, и за вычетом четырех мест, занимаемых двумя гидами, я оценил количество людей в нашей группе в 46 человек. Эстонцев и русских было примерно поровну, причем, если среди русских преобладала молодежь, то эстонский контингент был по большей части «пенсионерским».

А дальше пошли очень важные прибалтийские границы, сначала эстонско-латвийская, потом латвийско-литовская. На каждой приходилось подолгу стоять, тогда ведь еще не было Шенгенской зоны!

Но вот торжественный момент — граница бывшего СССР и Польши. К нам в автобус поднялся строгий польский пограничник в характерной зеленой польской «конфедератке» и стал проверять паспорта, сверяясь с какой-то своей книжечкой. По-видимому, книжечка содержала некий «черный список» тех, кому въезд в Польшу был закрыт.

Дальше пограничник выхватил из всего автобуса одного молодого парня-эстонца и, глядя в его паспорт, по-русски поинтересовался, какой у него знак зодиака. А парень мало того, что по-русски не понимал, так еще и своего знака зодиака не знал. Ну, тут ему всем автобусом стали подсказывать. Поля к в итоге отстал, и мы смогли продолжить путь.

Как мы ехали через Польшу — это было то еще испытание на выносливость. Как тогда сказала моя спутница, Польша это та страна, которой бы лучше не было. Ну, по крайней мере, на пути в Европу. Ох уж эти узенькие польские дороги, продавленные фурами! При этом экскурсионные автобусы тогда всегда пересекали ее ночью, и пассажирам приходилось спать прямо в салоне. Ну, я ни в автобусе, ни в самолете спать не могу, так что промучался всю ночь. А вот некоторые более привычные к дальним путешествиям женщины просто ложились в проход и спали прямо там. При этом непонятно, как они там помещались, поскольку некоторые визуально были явно шире этого прохода :)

А рассвет застал нас уже в районе Познани. Там же на заправке и умылись. После ночи в автобусе чувствуешь себя, конечно, ужасно. Но автобус ехал без остановки, ближайший ночлег ждал нас уже только в Голландии.

Границу Германии пересекали в Кюстрине. Тут мы как раз встретились с нашим вторым автобусом, тем самым, который ехал в Марокко. К нам поднялся ехавший с ними директор фирмы Анатолий и стал спрашивать, все ли довольны работой его подчиненных. Народ взорвался аплодисментами. Действительно, поездка еще только началась, какие могли быть претензии? Эх, встретил бы я его дней через десять :)

Наших гидов звали Сирье (это женщина) и Олев (это мужчина). Говорили они попеременно, то по-эстонски, то по-русски. Олев, переключаясь на русский язык, частенько развлекал публику похабными анекдотами и историями. Как позже оказалось, это вообще был его стиль. Ну вот например одна история.

Вскоре после получения Эстонией независимости едет он в Венгрию, и на границе таможенник долго рассматривает его синий эстонский паспорт. Наконец говорит —

-Хороший у вас паспорт! В том смысле, что не фальшивый. Вот только страны такой нет!

Тут подходит другой, более опытный таможенник, берет паспорт и восклицает —

-А, б**, так это ж Россия!

Ну и в таком духе. Ну собственно, когда ругаешься на языке, который не очень хорошо знаешь, то действительно, тормозов нет :)

А когда мы въехали в Германию, гиды устроили вечер знакомств. Все должны были выйти к микрофону, представиться и немного рассказать о себе. Судя по рассказам, все наши русские попутчики очень любили путешествовать, хотя при этом за границу большинство ехало первый раз. Повеселил всех тот парень, которого поляк выспрашивал про знак зодиака. На вопрос гида, кем он работает и какое у него хобби, он ответил, что у него нет ни работы, ни хобби :)

А дальше границ уже не было. Как мы попали в Голландию, я даже и не заметил. Так было непривычно тогда.

На ночлег в Голландии мы остановились в отеле сети Формула-1. Это самый экономный из эконом-классов. Весь отель разбит на блоки по десять или около того номеров, двери каждого блока выкрашены в свой цвет. В каждом блоке в коридоре по три туалета и три душа. Все удобства оборудованы автоматикой, видимо сделанной специально для забывчивых русских туристов :)

С этой автоматикой в первом же туалете, в который я зашел, случился казус. Захожу, значит, там сразу включается свет. Осматриваюсь, закрываю дверь. Запираю ее. Свет гаснет! Мало того, унитаз при этом с диким ревом спускается. Отпираю дверь, свет включается. Запираю, свет снова гаснет, и опять журчит вода в унитазе. В итоге пришлось ждать очереди в другой туалет, где все вроде бы работало нормально. Но все равно, на унитаз присаживался с опаской. Я уже был наслышан всяких историй, как умная автоматика, не рассчитанная на нашу логику, иногда выкидывала всякие фокусы, типа того, как мужика обдало водой, когда он с ногами залез на унитаз. Ну, думаю, сейчас сядешь, а тебя туда и засосет. Но нет, на этот раз обошлось :)

Потом приступил к исследованию душа. Там система примерно такая же. Вот только мне опять не повезло, и первый же выбранный душ начал чудить так же, как и его приятель-туалет. Теперь свет гас при попытке включить воду :)

А на утро мы поехали в Амстердам, начав с музея Zaanse Schans, где нам показали как делают деревянные башмаки :)

4
Автобусный тур невозвращенцев

Вот и королевский дворец на площади Дам, я как раз совсем недавно побывал здесь снова, спустя 17 лет :)

1
Автобусный тур невозвращенцев

А еще, гуляя самостоятельно, мы зашли в Музей секса. Да, это был реально необычный музей, где собрали, казалось, все возможные сексуальные извращения. Особенно запомнился выезжавший из темноты механический мужик-эксгибиционист, распахивавший на себе плащ :)

Что поразило до глубины души в Амстердаме — это ведосипеды. Боже, на чем голландцы ездят! У нас на такой рухляди даже бомжи ездить постеснялись бы :)

Ну, а под конец, когда уже стемнело, нас повели смотреть знаменитый амстердамский квартал красных фонарей. Вот как там говорил Штирлиц — всегда запоминается последнее. Вот и у нас было так же. У всех потом спрашивали — что вам больше всего запомнилось в Амстердаме? И большинство отвечало — квартал красных фонарей :)

2
Автобусный тур невозвращенцев

А на следующий день мы уже въезжали в Брюссель. Там на окраине города стоит вот такая штука, называется Атомиум. Построили ее к всемирной выставке в 1957 году. Но у нас посещение Атомиума, к сожалению, запланировано не было. Вместо него вся группа сразу пошла в расположенную по соседству Мини-Европу — парк, где в виде масштабных моделей представлены основные достопримечательности Евросоюза. Но тут я решил, что вот лично мне интереснее подняться на Атомиум, чем смотреть какие-то модельки. Ну и поднялся, один из всей группы :)

2
Автобусный тур невозвращенцев

Внутри там правда царило запустение, но вот зато виды сверху открывались ничего такие. Вон и Мини-Европа внизу. Тут я понял, что если потороплюсь, то еще вполне успею нагнать там нашу группу :)

2
Автобусный тур невозвращенцев

В Брюсселе нас провезли по основным местам, а потом дали 5 часов свободного времени. Я, помнится, тогда даже стал спорить с гидом — зачем так много? Что мы будем одни здесь делать? Но потом понял, что гиды правы, и гулять самим по городу даже интереснее.

1
Автобусный тур невозвращенцев

Дон Кихот и Санчо Панса на площади Испании

3
Автобусный тур невозвращенцев

Квартал рыбных ресторанов

2
Автобусный тур невозвращенцев

Удивительно, еще утром мы проснулись в Голландии, день провели в Бельгии, а на ночлег вечером приехали во Францию. Наш следующий отель Формула-1 располагался в городе Бетюн, том самом, где в монастыре Миледи отравила Констанцию Бонасье. У нас же здесь был последний ночлег перед заездом в Англию. Приближался момент истины — пустят нас в Англию или нет?

3
Автобусный тур невозвращенцев

Тут мы прямо в номере устроили небольшую вечеринку. Ну и как признались многие наши попутчики, они и правда собирались въехать в Англию вовсе не для того, чтобы смотреть на Биг-Бен, а собирались там остаться, чтобы нелегально работать. Ну и нервничали конечно по поводу этого. Как говорил один парень —

-Вот скажут мне открыть сумку, а у меня там две пары шерстяных носков! Спросят — зачем они тебе в турпоездке? :)

Тут стали понятны все эти таинственные речи Анатолия на собрании. По-видимому такие автобусные туры — это был отлаженный канал по доставке гастарбайтеров в Англию. Это и стоило совсем недорого, гораздо дешевле авиабилета, плюс еще турфирма и «алиби» обеспечивала — люди же едут в турпоездку, разве нет? :)

А через Ла-Манш мы переправлялись на пароме. Увы, автодороги по Евротоннелю не существует, а везти автобус на ж/д платформе это как-то уж больно сложно, да и наверно дороже выйдет. Кстати, я на этом пароме купил адаптер для английских розеток, который до сих пор вожу с собой по разным странам, от ЮАР до Малайзии :)

4
Автобусный тур невозвращенцев

А это мы уже у знаменитых меловых скал в Дувре. Столько было страхов, что нас не пустят, но нас пустили, и даже ни у кого из всей группы ничего не спросили. Повезло! Народ тут же кинулся в автоматы звонить домой, что они успешно прибыли на место, и их можно обратно не ждать. И как только мы въехали в Лондон, примерно половина автобуса помахали оставшимся ручкой и сообщили, что остаются. Как сказали бы раньше — «выбрали свободу». Или «стали невозвращенцами» :)

8
Автобусный тур невозвращенцев

После этого национальный состав группы резко изменился. Нас, русских, осталось всего человек пять или шесть. По поводу чего Олев по-эстонски сообщил эстонцам — «вот какие мы санитары Эстонии, вывозим оккупантов в Англию».

Как раз Олев должен был руководить экскурсионной программой в Лондоне, но со своей работой он не справился. Организация всего оказалась ниже всякой критики. Тут еще и погода подвела — пошел дождь. По программе мы должны были ехать к Букингемскому дворцу, но из-за дождя Олев сказал, что мы поедем в музей Мадам Тюссо. Когда приехали в Тюссо, увидели, что там огромная очередь огибает весь музей по кругу. Пришлось ехать обратно в Букингемскому дворцу. Полдня так и проездили. А тут еще гиды сказали, что рисепшн в нашем отеле очень рано закрывается, и поэтому нам надо уже в шесть вечера уезжать из Лондона. Что было, конечно, странно. Вы же гиды — неужели нельзя было решить эту проблему без нас?

Вобщем, видя все это, мы втроем отделились от группы и пошли гулять по центру сами. Прошли от дворца до Гайд-парка, потом вернулись к Биг-Бену и Вестминстерскому аббатству, где нас должен был ждать автобус.

2
Автобусный тур невозвращенцев

Когда гуляли по центру, мне в глаза сразу бросилось вот это колесо — London Eye. Удвительно, но я ничего про него тогда не знал, собственно его и построили-то совсем недавно. Увы, посещение его в программу тура не входило. Но я перед автобусом сбегал туда и купил на него билеты. Их продавали уже только на завтра.

2
Автобусный тур невозвращенцев

А на ночлег нас повезли в наш третий отель Формула-1 в этой поездке. Он располагался в районе Barking, в 4-й зоне метро, другими словами — у черта на рогах. Ехать оттуда вечером в центр было бы уже слишком муторно. Хотя кто-то вроде как ездил.

Автобусный тур невозвращенцев

А на следующий день все поехали к Мадам Тюссо. Я же отделился от группы, чтобы прокатиться на колесе. Попутно освоил лондонское метро, съездил на Бейкер-стрит, чтобы посмотреть на памятник Шерлоку Холмсу, а потом зачем-то поперся к Куполу Тысячелетия. Вблизи купол особо не впечатлил. Тут я стал листать купленную на колесе обозрения книжку и увидел, что где-то неподалеку от купола есть некий барьер, постороенный для защиты Темзы от наводнений. Смотрелся он очень футуристично. Ну и я почему-то решил, что до него можно дойти пешком. Прошел где-то с километр, но потом понял, что совсем не знаю туда дороги. Да и непонятно, сколько туда идти. Повернул назад — и правильно сделал. Потом спустя год я уже поеду туда на поезде.

3
Автобусный тур невозвращенцев

Вечером встретились с группой у Тауэра. Он, кстати, в программу тоже не входил, а использовался чисто как ориентир. И на этом наша программа в Лондоне завершилась. Мы провели здесь всего полтора дня и ничего увидеть, по сути, не успели. Еще и этот дурацкий ранний отъезд в отель. Организация оказалась просто отвратительная. Да, вот тут директор фирмы был бы очень кстати, но он, увы, уехал в Марокко.

Впрочем, история с отвратительной организацией экскурсий по Лондону имела своеобразное продолжение. Именно из-за этой моей неудовлетворенности осмотром Лондона уже на следующий год я поеду туда еще раз, на этот раз уже на месяц, учить язык. Вот нет худа без добра :)

Как я учил английский в Англии и жил в английской семье

Ну, а мы поехали на ночлег в Париж. Наш дальнейший маршрут выглядел примерно вот так.

Пока паром плыл обратно во Францию, мы поели в закусочной с бейсбольным названием «Первая база», а затем я случайно поучаствовал в электронной игре «Кто хочет стать миллионером». Увидев, что какие-то англичане явно затрудняются с ответом на вопрос, с какой страной ассоциируется у них напиток «kvass», я им подсказал, что с Россией :)

4
Автобусный тур невозвращенцев

За экскурсионную программу в Париже у нас отвечала Сирье, и вот она, в отличие от Олева, оказалась на высоте. За два дня мы побывали практически везде. Начали с Версаля. Который, кстати, совершенно не впечатлил в сравнении с нашим Петергофом. Несмотря на конец мая и солнечную погоду, в парке не работал ни один фонтан!

1
Автобусный тур невозвращенцев

После Версаля нас свозили в квартал небоскребов Дефанс. На открытке ниже — Большая арка, стоящая на одной линии с Триумфальной аркой.

1
Автобусный тур невозвращенцев

Дефанс на открытке

2
Автобусный тур невозвращенцев

Мы были и на Монмартре, и у Сакре-Кер, и у Нотр-Дама, и у ратуши Отель-де-Виль, катались на кораблике по Сене, останавливались у Триумфальной арки. Я проверил — Бородино там в списке побед Наполеона не значится :)

2
Автобусный тур невозвращенцев

Ну и на Эйфелеву башню, конечно же, поднялись. Туда на лифте, а обратно спустились пешком.

5
Автобусный тур невозвращенцев

Вот реально, очень много увидели. Под конец мы должны были пойти в Лувр, посмотреть на Джоконду. Но я по музеям ходить не люблю, так что вместо этого прогулялся по улице Риволи до площади Бастилии. Правда самой Бастилии на площади не оказалось, вместо нее там построили какой-то театр ;)

2
Автобусный тур невозвращенцев

Из Парижа двинулись в обратный путь через Люксембург. Из последнего не осталось ни фотографий, ни открыток. От избытка впечатлений все уже устали. Следующий ночлег у нас был уже в Магдебурге.

2
Автобусный тур невозвращенцев

В Берлине мы провели неполный день. Успели немного. Выходили у Триумфальной арки и у полуразрушенной Гедехтнискирхе в Западном Берлине. По Восточному Берлину в основном провезли на автобусе. Выйти удалось лишь у знаменитых «атомных» часов, известных каждому, кто учил в школе немецкий язык. Ну еще у куска Берлинской стены остановились.

2
Автобусный тур невозвращенцев

Выехали из Берлина вечером. Ночью опять ехали через Польшу, снова вся ночь в автобусе. По Прибалтике ехали днем. И тут спасибо водителям — обратно мы поехали не через Пярну и Таллин, а через Валга, Тарту и Нарву. В итоге оказались дома на три часа раньше таллинцев — уже в пять вечера.

Ну, а подводя итоги, можно сказать, что поездка, несмотря на многочисленные накладки, все же удалась. Всего за несколько дней получилось увидеть сразу пять больших европейских столиц. Да, у автобусных туров есть свои минусы, но с чего-то надо было начинать. Потом у меня будет еще один автобусный тур, а через пять лет я уже решусь на аналогичное путешествие на своей машине.

На машине по Европе — мой идеальный маршрут

А на этом вечер воспоминаний окончен :)

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии