Продолжение рассказа о нашем путешествии в Иран. Начало в отзыве Самостоятельно в Иран. Начало.
В Тегеране на метро мы доехали до станции Terminal-e-jonoob. Справа от выхода из метро находится переход к Южному автовокзалу — Southern bus terminal. Еще на подходе к терминалу к нам подбежал человек и спросил, в какой город мы едем. Узнав, что в Кашан, он начал громко выкракивать «Кашан, Кашан», подвел нас к автобусу и велел ставить сумки в багажное отделение. Мы собрались было сходить за билетами, но водитель сказал, что билеты купим внутри автобуса.
Автобус был современный междугородный, на стекле значилось «VIP». Мы поинтересовались ценой — нам ее написали на бумажке во избежании недоразумений. Цена нас устроила, и мы загрузились в автобус.
Сиденья оказались удобными, оборудованными подставкой для ног. На окнах — шторки, чтобы прятаться от солнца.
В момент отправления автобус был заполнен едва ли наполовину.
ДорОгой второй водитель, он же стюард, громко выкрикивал в окно «Кашан, Кашан», зазывая пассажиров. К моменту выезда из города почти все места в автобусе были заняты.
После этого с нас взяли плату за проезд. Когда мы поинтересовались, будут ли билеты/чеки, то получили в ответ, что чеки не выдаются. Поскольку без бумажных подтверждений оплаты ехала добрая половина автобуса, то мы по этому поводу напрягаться не стали.
Через некоторое время нам разнесли по банану. А спустя еще какое-то время раздали пластиковые коробочки с соком и печеньками и напоили чаем.
На ручках кресел, выходящих в проход, висели полиэтиленовые пакеты для мусора, так что куда складывать обертки, вопросов не возникало.
А за окном простиралась пустыня. Всю дорогу. Около 3 часов.
Кстати, дорога очень хорошего качества.
Кашан был первым иранским городом, в котором мы остановились.
В интернете Кашан большой популярностью не пользуется. Пишут, что это старый купеческий город, основной достопримечательностью которого являются богатые особняки.
Мы выбрали Кашан для остановки, чтобы избежать длительного переезда из Тегерана в Исфахан.
Еще в Москве забронировали отель Sadeghi Hostel на сайте http://hostelsiniran.com.
Ответили из отеля буквально на следующий день и попросили письмом подтвердить намерение заселиться.
От автовокзала (автобусного терминала) Кашана до отеля довольно далеко, поэтому доехали на такси. Поймать такси труда не составило — на конечной остановке шофер буквально подвел нас к водителю. Сторговались за 90 000 риалов — таксист сказал, что это цена для иранцев, так что ниже опускать он не будет.
Водитель оказался знаком с хозяевами отеля, поэтому доехали без проблем.
ДорОгой договорились (он хорошо говорил по-английски), что за 40 $ он в 2 часа дня на следующий день повезет нас на экскурсию в пустыню Маранджаб. Программа экскурсии у него была стандартная, нам из нее не все было интересно, но раз «все включено», то мы согласились.
Отель Sadeghi Hostel относится к традиционным отелям. Вход снаружи весьма неказист. Сами бы мы его долго искали, поскольку он находится в узеньком переулке — хорошо, что таксист довел до ресепшин. Собственно сам отель находится ниже уровня окружающих улиц. Спуск происходит по весьма крутым ступенькам в узких коридорах. В центре — внутренний дворик с фонтаном и диванами, здесь же утром проходит завтрак.
У нас был забронирован двухместный номер с санузлом.
Заселили быстро. WI-FI был, но слабый. Хорошо ловился только возле ресепшин.
Персонал дружелюбный. Особенно сын хозяина, который с удовольствием общается с постояльцами.
Контингент интернациональный. Одновременно с нами заселялась большая команда велосипедистов, весьма утомленного вида (днем солнышко все-таки здорово жарит!). По виду и языку похожи на голландцев.
Распаковали вещи и отправились осматривать город — светлого времени оставалось не больше пары часов.
Отель располагался практически в районе исторических особняков — но в них мы планировали пойти утром. Зашли в Мавзолей Султана Amir Ahmad (Imamzadeh Sultan Amir Ahmad).
Женщинам перед входом надо завернуться в чадор.
Внутри все отделано заркальной мозаикой.
Служители предлагают чай, отвечают на вопросы, проводят небольшие экскурсии. С удивлением обнаружили внутри на стене изображение людей, причем с хорошо прописанными лицами — нам пояснили, что иранская ветвь ислама изображать людей не запрещает!
Ужинали в традиционном ресторане Абаси. На диван каждой группе посетителей ставят флажок его страны — нам поставили российский.
Цены были весьма приятные, несмотря на раскрученность ресторана. А вот чай — дорогой, стоит как порция кебабов.
Гуляя по городу, набрели на пекарню.
Раскатанное тесто помещают на мелкий гравий в печь с открытым огнем, которая видна на заднем плане. Камешки, естественно, впекаются в тесто. После извлечения лепешки из печи, лепешкой стучат и шаркают по решетке, чтобы камешки упали на пол. После этого лепешки складывают в стопку, а стопку передают покупателю.
Еще одна местная бытовая особенность — у мотоциклов есть небольшая прозрачная вставка в мутненьком ветровом стекле.
Вечером хозяин отеля предложил нам встретить рассвет на крыше — мы с радостью согласились. Договорились на 6 утра. В голове вертелись отсылки к Малышу и Карлсону.
Утром, когда мы вышли из номера во дворик, хозяин отеля уже был на крыше. Знаками он нам показал лестницу, по которой можно подняться наверх.
Кроме нас на крыше встречал рассвет китаец с фотоаппаратом.
А это наш отель сверху.
Оказалось, что по крышам можно обойти целый квартал. В том числе и исторические особняки.
Глядя на эти оплывающие здания, мне трудно поверить, когда говорят, что этой постройке несколько веков.
Прогулка получилась замечательная!
После завтрака отправились в исторический особняк Boroojerdi.
Почему выбрали именно его — сложно сказать. В Кашане исторических особнаков несколько. Наиболее раскручены 3: Tabatabei, Boroojerdi и Abbasi.
Есть легенда, что постройка особняка, не уступающего по красоте особняку Tabatabei была условием для жениться торговца коврами Boroujerdi на дочери купца Tabatabei. На строительство ушло 18 лет.
Для осмотра доступен только первый этаж. На втором идет реставрация. Когда мы спросили у работающего в особняке гида, через сколько лет надо приехать, чтобы посмотреть второй этаж, он рассмеялся и ответил, что лет через 10. А действительно, куда торопиться?
У гида же поинтересовались, как из такого непрочного материала как глина, получаются такие ажурные своды. Он ответил, что для потолков используется специальный состав, куда входят много компонентов, таких как яйца, лимонный сок, еще куча всего. У каждого мастера свое know-how, поэтому такие фигурные своды — большая роскошь.
После особняка пешком прогулялись до рынка. Навигатор вел нас узкими кривыми переулками — ну полное ощущение погружения в сказки про Алладина!
Украшенная мозаикой дверь.
А рынок Кашана красивый. Это — центральная площадь.
На рынке начали здороваться с иностранцами, с которыми уже пересекались в Кашане. Кто первый начал, я точно не помню, но с одной молодой французской парой мы встречались постоянно.
После рынка еще успели выпить морковного сока в кафе недалеко от отеля. Свежевыжатый морковный сок был нашим открытием для поддержания сил во время длительных прогулок.
Крепостные стены Кашана.
Я готова поверить, что много веков назад здесь была построена крепость. А сейчас на том же месте стоит современная реконструкция, построенная примерно по тому же проекту. Глина не может продержаться долгое время. А здесь все построено из необожженной глины.
Примерно в 13:30 нам в номер постучала женщина с ресепшин и сказала, что нас ждет такси. До условленного времени было еще полчаса. Мы вышли — оказалось, что таксист, с которым мы договаривались занят, а нам прислали другого. Весьма затюканного с виду и совсем не говорящего по английски. Ну, делать нечего, поехали — таксиста нам представили на ресепшин отеля, а мы им доверяли, поскольку они заинтересованы в тем, чтобы постояльцы остались довольны.
Первой неприятностью было то, что водитель вел машину по-хамски: подрезал всех подряд и без конца пытался кого-то столкнуть с дороги. Вот не зря говорят, что комплексы характер портят!
Вторая ждала нас в Подземном городе. Это такой музей, за вход в который с нас потребовали заплатить 400 000 риалов. Водитель о чем-то переговаривался с охраной и билетерами, но деньги с нас все равно взяли. Спросить у него каких-то пояснений было бесполезно — английского он не знал. Ну походили по подземным лабиринтам и поехали дальше.
Следующей остановкой была крепость — полное впечатление, что увеличили постройку из детской песочницы (или нас уменьшили).
Махнули рукой и сказали ехать дальше.
На экскурсию мы поехали из-за печсаных дюн в пустыне Маранджаб и солончака Намак, находящихся примерно в 60 км от Кашана. Правда, последние километров 40 предстояла грунтовая дорога, но это нас не остановило.
На въезде в национальный парк с нас опять попытались взять деньги за вход — мы наотрез отказались, сказав, что мы платим шоферу за поездку, а все дополнительные траты — его проблемы. Он начал возмущаться. Тогда мы сказали, чтобы он разворачивал машину, мы возвращаемся в отель. Охранник на въезде ему это перевел. Шофер скроил недовольную мину, но за въезд заплатил сам. Потом начал звонить по телефону и возмущаться — мы так поняли, что тому таксисту, которого он заменил.
В добавок ко всему наш водитель умудрился с размаху посадить машину в песочную яму — пришлось выталкивать.
До песчаных дюн мы все-таки добрались. Дюны были великолепны.
Навстречу нам попалась группа людей, говорящих по-русски. Оказалось, что это смешанная русско-немецкая команда. Россияне были из Воронежа.
С солончаком нам тоже не повезло — он оказался засыпан песком. На рекламных фото он был сверкающе-белым, а нам предстал неотличимым от пустыни. Но если отколупнуть немного — то видно белые кристалы соли. На соляные горки, по которым лазили другие посетители солончака, он нас везти отказался, показав жестами, что там то же самое.
Дальше таксист повез нас в Караван-Сарай, где с нас за вход тоже попытались взять деньги лениво развалившиеся у входа неопрятные мужчины. Тем временем начинало смеркаться, а учитывая квалификацию нашего водителя, у нас возникло непреодолимое желание добраться до асфальта засветло. Мы сказали, что в Караван-Сарай не пойдем, а хотим в отель.
Через некоторое время в сумерках на грунтовке наша машина опять застряла в песчаной яме. На этот раз нам помогла проезжающая мимо машина — ее водитель сел за руль и «рыская» рулем на повышенных оборотах и полувыжатом сцеплении спокойно вывел машину на твердую дорогу. Потом сел за руль своей машины и уехал. Наш водитель вскочил в машину и попытался пристроиться в хвост нашему спасителю — какое-то время мы ехали в сплошном облаке пыли с нулевой видимостью. Мы уже мечтали просто добраться до отеля.
Хорошо, что до него в конце концов дошло, что так ехать нельзя, и он отстал. Сначала на расстояние с приличной видимостью, а потом и совсем, поскольку квалификация водителей отличалась кардинально.
Дорогой он пытался завести нас еще что-то посмотреть, но мы упорно отказывались выходить из машины и твердили как заведенные: «Hotel».
В отеле муж специально пошел на ресепшин и там при свидетелях отдал деньги за поездку. Наш уже бывший водитель начал чем-то возмущаться. Мы спросили сына хозяина, чего он хочет. Тот сначала поинтересовался, понравилась ли нам экскурсия и, получив отрицательный ответ с перечнем того, что не понравилось, сказал, что водитель хочет чаевых, но от нас больше ничего не надо и мы можем идти, а он сам объяснит водителю, в чем тот не прав. После этого мы удалились в номер. Раздражение начало спадать только после принятия душа.
Но дюны были хороши! А с остальным нам просто не повезло.
Вечером, когда становилось попрохладнее, во внутреннем дворике отеля на диванах располагался народ. Мы подошли к сыну хозяина и поросили вызвать нам на утро такси до автобусного терминала в Исфахан. Сидевший рядом с ним мужчина живо отреагировал: «Я — лучший водитель». Мы спросили цену — она нас устроила (110 000 риалов). Договорились на 9 утра. Тут в разговор вступил еще один мужчина — он сказал, что тоже завтра утром уезжает в Исфахан и что хочет к нам присоединиться. Мы не возражали.
Утром после завтрака собрали вещи и стали высматривать попутчика, но его не было. В 9 сдали номер и направились к машине — вот тут-то и увидели его возле ресепшин. Он сказал, что поедет отдельно от нас, поскольку шофер сказал, что в машине мы втроем с сумками не поместимся. Нам это странным показалось, поскольку у нас только 2 дорожные сумки, но может у него вещей много…
Водитель оказался, действительно, отличным. Ехал он очень аккуратно (никого не толкал, не подрезал), при этом доехали быстро, да еще всю дорогу «болтали за жизнь» и шутили. Он проводил нас до входа в терминал и сказал, что билеты до Исфахана стоят 270 000 риалов.
В кассе терминала сказали, что ближайший автобус отправляется только в 10 утра, билеты стоят 300 000 риалов. Мы переглянулись, поскольку названная нам перед входом в терминал цена была другой, но разница была небольшая. Девушка, оформлявшая билеты, что-то посмотрела в компьютере, и в результате с на взяли все те же 270 000.
А ближе в 10 часам утра в терминал зашел наш несостоявшийся попутчик.
Автобус оказался не VIP-класса, но тоже комфортабельный. Разница была небольшая — у сидений не было подставки для ног, и в автобусе не раздавали бутылки с водой. Набор коробочек с перекусом был практически таким же, чаем поили.
Продолжение:
Теги:
Самостоятельные путешествия