Вчера, закончив путешествие по Южному острову, мы переправились на пароме через пролив Кука и в оставшиеся несколько вечерних часов бегло познакомились с новозеландской столицей, прогулявшись по ее старым улочкам в Даун Таун, набережной и по Ботаническому саду.
Рано утром садимся в автобус и покидаем Веллингтон, показавшийся нам патриархальным и спокойным. У нас новый водитель и гид по имени Colin. Следующая ночевка нам предстоит в городе Rotorua, считающемся негласной столицей коренного населения Новой Зеландии — маори и путь до него неблизок — почти 450 километров.
Дорога из Веллингтона идет на север по прекрасному шоссе. Проезжаем многочисленные поселки, виноградники и овечьи фермы. Моросит дождик. Через несколько часов подъезжаем к самому большому озеру Северного острова — Таупо. За дождевой завесой и туманом, позади — в национальном парке Тонгареро — остались неувиденными знаменитые вулканы Руапеху (2797 m) и Нгаурухоэ (2291 m).
Почти все наименования рек и гор здесь звучат на языке маори. Руапеху в переводе с маорийского — «гремящая бездна». А вулкан Нгаурухоэ примечателен тем, что был задействован в качестве горы Ородруин на съёмках фильма «Властелин Колец» по роману Р. Толкиена. Жаль. Может удастся увидеть как-нибудь в другой раз, да еще и покататься на горных лыжах с заснеженных склонов Руапеху нашим летом — ихней зимой — с июня по сентябрь.
Это кажется удивительным — покататься на лыжах в тропической зоне, но это так. На Руапеху есть несколько первоклассных горнолыжных курортов. И самый крупный из них — Факапапа, расположеный на западном склоне одноименного вулкана. При перепаде высот в 675 метров здесь работают более 20 подъемников, обслуживающих около 40 трасс разной степени сложности. И есть еще курорты Туроа и Тукино, которые находятся соответственно с южной и восточной сторон этого вулкана.
Озеро Таупо и первое знакомство с Маори
И вот, наконец, показалась водная гладь озера Та́упо (англ. Taupo). Это самое крупное озеро не только в Новой Зеландии, но и во всем регионе южной части Тихого океана, включая Австралию. Его наибольшая глубина около 200 метров.
Дождик прекратился и Colin заезжает на прекрасно оборудованную стоянку на берегу озера c туалетом, душем и кухней с посудой для чая-кофе и приборами для барбекю. Все в идеальном состоянии.
Здесь же, на стоянке, мы встретились лицом к лицу и с первым представителем маори — отцом большого семейства, приехавшего сюда с семьей по хозяйским надобностям. Наши женщины были слегка ошеломлены, увидев в женском туалете и душе большую стирку, которую организовала там его жена.
Сам глава семьи возился с детьми на песчаном берегу озера. Дети постарше, похожие на наших цыганят, бегали в сторонке. А он помогал меньшему сыну лепить какие-то фигуры из мокрого серого вулканического песка.
Подойдя поближе, спросили разрешения cфотографировать его — разрешил. Познакомились. Его имя было Moana — что в переводе с маори означало «широкий водный простор, море». Незаметно завязалась беседа. Все его руки были в татуировках и часть их была не из простых — некоторым из них фоном служила сплошь зататуированная поверхность, а незатронутые места образовывали орнамент!
Еще один вид приветствия у маори — похлопывание друг друга по плечу. Это есть и у нас ...
Исследователи ситают, что Новая Зеландия была заселена выходцами из восточной Полинезии около 1000 лет тому назад и они сохраняли свой древний уклад жизни вплоть до 20 века. Маори были прекрасными воинами, долго боролись за свою независимость и, в конце концов, отстояли ее! Для колоний это большая редкость!
Татуировка у маори является древней традицией — ведь она показывает общественный статус человека. В то же время она является и инициацией (посвящением) — проверкой на выносливость, так как эта процедура довольно болезненна. Татуировка для маори — не только украшение. Спирали и линии тату рассказывают еще и историю жизни их обладателя, его генеалогию и свойства характера.
Маори могли сохранять эти рисунки, бальзамируя татуированные головы и срезы кожи умерших или вырезая их на дереве. Так что во многих домах на стенах можно обнаружить и даже головы умерших предков, по которым отслеживается все генеалогическое древо семьи. Таким образом, они сохраняли свою историю. Знатные мужчины татуировали все лицо, а тело — от талии до колен. Мы видели тату на руках и ногах и у многих маорийских женщин. Впрочем, уже и наши дамы не отстают от них сейчас в этом отношении…
При расставании Moana познакомил нас со своей женой, закончившей к этому времени стирку. Ее звали Ataahua — «красивая». И в самом деле — она была, как у нас говорят c одобрением — «ничего себе»! И чем-то похожа на цыганку.
А затем он показал нам маорийский ритуал приветствия и прощания — нос к носу. И чем дольше держатся вместе носы, тем больше уважения ты оказываешь своему визави. Все попрощались с нашим новым другом по-маорийски и мы двинулись дальше на север.
Так приветствуют и прощаются друг с другом коренные жители Новой Зеландии — маори
Едем вдоль озера Таупо. Оно вулканического происхождения и образовалось в результате сильнейшего извержения одноименного вулкана около 27 000 лет тому назад. Весь остров тогда был засыпан многометровым слоем пепла и вокруг тогда погибло почти все живое. Здесь — в центре острова — есть и сейчас несколько действующих вулканов.
Река Вайкато и водопад Хука
Из озера Таупо вытекает единственная река — Waikato и мы сворачиваем, чтобы посмотреть на ее бурное течение и пронзительно голубую воду. Через несколько километров она входит в узкую скальную горловину и с ревом несется по ней, обрываясь кристалльно чистым водопадом Huka (38°38′55″ S, 176°05′25″ E). Посмотреть на этот бурный поток заезжают все туристы.
Они подолгу стоят и завороженно смотрят, как нежно-голубая вода с бешеным напором срывается со скалы вниз. Для тех, кто никогда не видел никаких водопадов и горных рек, водопад Хука кажется грандиозным.
Температура воды в реке в зависимости от летне-зимнего сезона колеблется от 22 до 10 градусов, объем воды — от 32 до 270 кубометров в секунду. В зависимости от объема воды колеблется и высота водопада от 7 до 9,5 метров. На этом водопаде была даже в течении 20 лет небольшая гидроэлектростанция, но в 1950 году, в связи с освоением геотермальной энергии, ее демонтировали.
В зависимости от освещенности солнцем, цвет воды меняется от белого до глубоко бирюзового. Живописности этому месту добавляет и хвойный лес, густо растущий по берегам реки.
Из-за продолжающейся эрозии, водопад медленно, но уверенно смещается вверх по течению и может наступить время, когда он будет выливаться прямо из озера …
Геотермальные электростанции
Едем дальше — в сторону города Роторуа. В воздухе появился запах сероводорода — началась зона геотермальной активности острова. Вокруг много гейзеров и кипящих водоемов. Во многих местах из трещин на земле идет дымок, так что по незнакомым местам лучше не ходить.
Примерно за 20 километров до Роторуа Сolin сворачивает в сторону от дороги и мы попадаем в геотермальную промышленную зону Wairakei Geothermal Power. Первые эксперименты по использованию дармовой энергии были начаты в 1950 году и сейчас здесь налажена хорошо действующая промышленная установка.
Геотермальная станция Вайракеи
Было пробурено около 200 скважин на глубину 2 км, из которых сейчас работают только 60. Горячий пар температурой 230–260 градусов поднимается на поверхность и сепарируется — сухой воздух отделяют в одну сторону, а горячую воду в другую. Производительность установки 1400 тонн пара в час. Далее этот исходный материал передается по трубам диаметром от 300 до 1200 мм до тепловых электростанций.
Все очень просто, а главное — тепло получается «на шару»! Везет же некоторым!
В Роторуа — гласную и негласную столицу коренного народа Новой Зеландии — Маори, мы приехали еще засветло, поэтому успели до ужина, на котором наш гид и водитель Colin обещал и фольклорный концерт, и национальные блюда, слегка обойти окрестности нашего отеля Sudima Hotel Lake Rotorua.
Культура, искусство и обычаи Маори
Везде стоял стойкий запах сероводорода, исходивший из многочисленных горячих источников, булькавших повсюду. Один такой небольшой фонтанчик был даже у дверей бассейна нашего отеля Sudima Hotel Lake Rotorua. Избавиться от сероводорода не было никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывался наружу из-под земли во многих местах города.
Прогулявшись немного до ужина по городу, практически не видели коренных маори. Народу было мало и, в основном, это были туристы. Украшением города служит здание водолечебницы, построенное в конце 19 века. Его окружает большой парк, в котором среди цветов свободно расхаживают диковинные птицы. Во многих местах парка участки земли огорожены и оттуда вьются струйки дыма и в глубине что-то «шкварчит».
Вечером прямо в нашем отеле состоялся традиционный ужин с национальным блюдом Ханга — запеченными в земляной печи кусками мяса и концертом самодеятельности маори. Ужин был нормальным, но, ни процесса приготовления, ни саму земляную печь мы не увидели. Забегая вперед, скажу, что этот процесс в полной мере нам показали островитяне на Фиджи.
Концерту предшествовало знакомство с некоторыми основными обычаями маори, которые показали нам перед ужином два колоритных представителя этого племени. Ну, с этими обычаями — как здороваться и прощаться, мы познакомились еще днем при встрече на озере Таупо с нашим маори Moana.
Потом всех вновь прибывших туристов пригласили в ресторан и на сцене развернулись действия местной самодеятельности — песни и танцы. Песни маори были очень мелодичными и задорными. И они действительно свидетельствовали об их полинезийских корнях.
Как я уже говорил ранее, маори были воинственными и независимыми и долго воевали с англичанами. Их танцы, и особенно боевой танец «хака», выражают стремление к победе над врагом. Наши танцоры старательно вращали белками глаз и высовывали языки, пытаясь, видимо, такими жестами до смерти запугать «врага». Что интересно, сейчас и некоторые современные спортивные команды Новой Зеландии перед встречей с противником, исполняют этот танец на поле для футбола или регби!
Покопавшись в истории маори, я с ужасом обнаружил у них ярко выраженные каннибальские пристрастия, впрочем, как и у большинства других островитян тихоокеанского региона. Да ведь еще и Жюль Верн писал об этом более ста лет тому назад.
Считается, что Новая Зеландия около 1000 лет тому назад была заселена выходцами из восточной Полинезии, имевших слабость к человеческой плоти и маори сохраняли этот древний уклад жизни вплоть до 20 века. На Южном острове НЗ есть даже залив Каннибалов. Здесь найдены тысячи человеческих останков, брошенных после кровавых пиршеств. Съедали обычно пленных…
Многие традиции, связанные с каннибализмом, имели глубокие корни и основывались на бытовавшей вере в то, что блюдо из плоти врагов содержит в себе их сильные качества: мозг — мудрость, сердце — отвагу и т. д. Поэтому белый человек в этом отношении имел явное предпочтение перед аборигенами — в большинстве своем они были мудрыми и отважными. Правда, некоторые дикари считали, что употребление белыми людьми соли, портит вкус их мяса…
Каннибализм был распространен и в близких к Меланезии западной Полинезии, на Фиджи, островах Тонга. Он был обычным явлением далеко к востоку вплоть до Маркизских островов, острова Пасхи и группы островов Кука. Маори Новой Зеландии считали мясо врагов самой желанной целью военных действий. По всей Полинезии практика каннибализма мотивировалась местью, поскольку поедание тела врага было выражением высшей степени презрения к поверженному.
Следует не сбрасывать со счетов и отсутствие животного мира на тихоокеанских островах. Он был очень беден. Никаких коз, баранов или свиней. Даже птицы на многих островах были редкими гостями. Все это было завезено европейцами. Очень ярко описана история этой традиции у Жюля Верна в его «Детях капитана Гранта».
Трудна и опасна была работа первых исследователей и миссионеров Новой Зеландии. Многие сотни из них были растерзаны кровожадными и коварными дикарями маори. Чтобы не быть голословным, заглянул на минутку на страницы этой книги и нырнул в нее с головой на целых два дня! Лучшего описания обычаев и быта Новой Зеландии того времени я не встречал!
Зная все это, уже по-другому виделись эти молодые мужчины, исполнявшие свои воинственные танцы. В конце выступления они пригласили и нас на сцену, чтобы вместе завершить этот праздник.
При этом нам нужно было как можно сильнее вращать в разные стороны глазами, закатывать «до неба» белки глаз и как можно больше высовывать язык со рта, да еще и издавать при этом пронзительные победные крики! Такими жестами мы должны были до крайности запугать «врага».
Кстати, одного из этих воинов-танцоров мы встретили на следующий день в термальном заповеднике, где он работал резчиком по дереву. Не сговариваясь, поздоровались уже как старые знакомые — по-маорийски — носом к носу!
Какие же они — современные маори? В минувших двух столетиях они проявили себя как отважные воины, честные и трудолюбивые люди. И эти качества сейчас только приумножились. Маори принимают активное участие в современной жизни страны и вносят существенный вклад в культурное развитие Новой Зеландии. Они полностью вписались в развитой мир Новой Зеландии и среди них мы видим не только простых тружеников, но и талантливых инженеров, дизайнеров, изобретателей и спортсменов.
Назавтра у нас намечена большая программа по ознакомлению с основными достопримечательностями Роторуа — геотермальной зоной с ее гейзерами и грязевыми вулканами, шоу с баранами и овцами в «Агродоме» и знакомство с народным прикладным искусством маори.
-------------
В Приложении — документальный ТВ-фильм автора — «Новая Зеландия — страна Длинных Белых облаков» — 37 мин
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия