Турист Юрий Ким-Серебряков (yurikim)

Гонконг, Макау — Макао, Манила, Бохоль — Филиппины Март 2014

Зимовка 2013–14 гг получилась очень насыщенной.
Пара месяцев в Таиланде
три недели в Малайзии,
неделя на острове Себу, потом 10 дней на Негросе
в общем, до острова Бохол мы доехали уже в марте…

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

Все-таки субъективное восприятие действительности, а в особенности умение облечь это восприятие в слова — очень сильно различается от человека к человеку. Откройте какой-нибудь рейтинг top hotels: часто об одном и том же отеле разные люди пишут настолько противоположные отзывы, что выбирать на основе этих отзывов практически невозможно. Так что к моим рассказам тоже стоит подходить скептически: ваши личные впечатления от путешествий по тем же самым местам могут сильно отличаться от того, что вы прочитаете на этих страницах.
Итак, после десяти дней на прекрасном острове Негрос мы решили, что пора двигаться дальше. Следующим по плану у нас был остров Бохол: по прочитанным рассказам очевидцев там были красивые пляжи Алона-бич на примыкающем острове Панглао, интересная природа, недорогое жилье — в общем, все необходимое для комфортного отпуска.
Кораблик из Думагете за два с половиной часа довез нас до города Тагбиларан. В порту нас облепили назойливые трайциклисты, предлагая везти на Панглао всего за 300 песо, но мы дошли до дороги, поймали непортовый трайцикл за 20 песо, доехали на нем до остановки джипни, и еще за 50 песо добрались до Алона-бич. Там на нас немедленно набросились частные агенты, предлагая туры на острова, мотобайки, сувениры, барбекю, отели, жемчуг, «хандред фифти персент гаранти кволити, сэр!»

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

Нигде ранее на Филиппинах мы не сталкивались с подобной торговой агрессией, ощущение было как в Египте на рынке. Сняли недорогой гест, переночевали, утром вышли посмотреть на пляж, ибо вчера приехали уже затемно и моря не видели. Ну, надо сказать, если бы это был мой первый пляж в тропиках — мне бы, может, даже понравилось. Песок белый, море синее, пальмы, солнце… Но совсем не баунти, да и дикое количество лодок у берега явно не способствовало комфортному купанию. Особенно же нас смутило то, что Алона-бич — сугубо туристическое место. Сплошь рестораны и сувениры, отели и дайв-центры, все очень дорого, народу тьма, агенты бегают по пятам, в общем, стандартная выделенная курортная зона, резервация для иностранцев по изъятию денег. Задерживаться не стали, тут же собрали обратно недоразобранные рюкзаки и уехали в город.
Там дошли до Immigration Bureau — нам пора было продлевать филиппинскую визу, которая действует для россиян 30 дней с момента прилета. Щелкнул табличку оплаты продлений, можете полюбопытствовать, если кто соберется по нашим стопам.

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

В ней, правда, две опечатки, причем в самых важных местах:)
Первый въездной штамп действителен в течение 30 дней, и первое продление делается на тот же срок.

Еще нам понадобились цветные фото и копии паспортов, которые нам сделали в соседней двери. Вся операция продления заняла минут 20–30, в этом смысле, конечно, все значительно удобнее, чем в Таиланде. Получив штампики, мы сели на автобус и поехали в город Кармен в центре острова, где располагаются знаменитые Шоколадные холмы — местная природная достопримечательность.

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

Там заселились в недорогой отель, сняли байк и поехали в Chocolate Hills Adventure Park, благо, видели его еще из окна автобуса недалеко от города. Надо сказать, что холмы нас не сильно впечатлили. Это действительно необычные природные образования — однотипные полукруглые возвышенности, которые при должной мере воображения можно принять похожими на конфеты-трюфели. Я бы их назвал скорее tits-hills, набожным филиппинцам, видимо, скромность не позволила. Но с обзорных площадок они выглядят довольно уныло. Хорошо, что у нас был байк, мы сворачивали на узкие боковые дорожки от главной дороги и подбирались к ним довольно близко. И все равно, не настолько это интересное зрелище, чтобы тратить на него целые сутки. У нас же получилось именно так, поскольку к парому на остров Камигин, куда мы собирались далее, нужно было стартовать с самого утра.

А в самом парке меня повеселила местная версия zipline: туристам предлагается пересечь пропасть на… велосипеде:)
Я, правда, на такие аттракционы обычно не хожу, причем не потому что, высоты боюсь, а как раз наоборот. А когда не страшно — никакого ж драйва.
Зато это позволяет, например, фотографировать каких-нибудь молодоженов на американских горках, сидя в кабинке перед ними и не отвлекаясь на испуг от перепадов высоты:)

Вообще говоря, пробить заднее колесо на мотобайке — совершенно обычное дело. Нагрузка на него довольно большая, особенно при поездках вдвоем, а дороги в Юго-Восточной Азии далеко не везде идеальные. Спущенное колесо чувствуется сразу — байк начинает вихлять по дороге, заднюю ось сносит, надо срочно тормозить и искать ремонт. С другой стороны, в Таиланде это несложно: мастерских вдоль дорог много, доезжаешь потихоньку, колесо разбортовывают, старая камера меняется на новую, 10 минут, 150 рублей и можно ехать дальше. По нашим меркам — просто даром. Когда у меня спустило колесо на Бохоле, я тоже совершенно не обеспокоился. Ремонт был вообще через дорогу от моего отельчика, я даже на байк не садился — откатил так. Вышел сухонький старичок, поцокал языком, разбортовал колесо, вытащил камеру, нашел дырку, заделал ее, собрал все обратно… — Сколько с меня? — спрашиваю, нащупывая в кармане двухсотпесовую купюру — по курсу это было как раз в районе 150–170 рублей. Старичок посмотрел на меня оценивающе.
— Нууу… Давай тридцать песо! — прищурился он хитро, мол, ты ж турист, у тебя денег куры не клюют.
В итоге я выдал ему пятьдесят, и мы расстались крайне удовлетворенные друг другом. Впоследствии, каждый раз, когда я проезжал мимо, он радостно махал мне руками:)

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

Паромы на Камигин (рассказ про него — здесь) ходят из города Jagna, который на самом деле Хагна, ибо транскрипция здесь испанская. Ходит только один паром в день, в 13:30, мы приехали на пристань к полудню… и обнаружили, что парома сегодня нет, отменен, будет только завтра. Поматерились в душе, но делать нечего — купили билеты на завтра, сели на очередной трайцикл и поехали селиться в «cheap hotel» поблизости. Отельчик оказался действительно недорогим, 400 песо за ночь, с очень маленьким номером, но с большой верандой и хорошим видом на море.
Смотреть в городке особо нечего, да и времени у нас уже не оставалось, так что мы просто медитировали на закат на веранде:)

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

На самом востоке острова Бохол находится маленький городок Анда. Странно, но об этом месте практически нет никакой информации, мы наткнулись совершенно случайно, это при том, что Бохол, в общем, вполне обжит туристами. Здесь отличные пляжи с белым песком, красивые бухты, окаймленные скалами, прозрачное лазурное море, масса разнообразных отелей и ресторанчиков, и при этом — удивительно пусто. Сам городок очень чистенький, обустроенный, в номерах отелей лежат карты достопримечательностей, люди вежливые и приветливые, в общем, странно, почему все едут на западный пляж Алона-бич, а такое отличное место стоит полупустым. Жаль, что мы его обнаружили так поздно. С другой стороны, пара дней на местных пляжах — это прекрасное завершение долгого отпуска.

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

Зашли вечерком попить кофе в местный бар. Оказалось, что его держит француз на пару с подружкой-филиппинкой. Разговорились, подошла еще парочка ребят — тоже француз, но с японкой, потом пришли трое филиппинцев с Себу, в итоге посиделка затянулась допоздна, с распитием пастиса по провансальской традиции, с разговорами о Льве Толстом, Наполеоне, Жераре Депардье (как же сейчас без него между русскими и французами), Шарле Азнавуре, о местных достопримечательностях, о Маниле, Париже, Провансе, Бордо и о транссибирской магистрали. Еще у них самый шустрый вай-фай в округе, так что мы сейчас опять тут сидим, на этот раз треплемся за жизнь с пожилой парой из Манчестера.
Копилка географических названий в голове опять пополнилась. Город Анда, провинции Гундульман, район Побласьон — это мы тут живем. Запомнить это невозможно, поэтому надо записывать.

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

С утра зашли с женой в какой-то дорогущий отель — позавтракать и искупаться. Сели, заказали еду, вокруг нас суета, трое официантов бегают, хозяин отеля подошел познакомиться, расспрашивает, откуда мы, как нам на Филиппинах, не хотим ли мы совершенно случайно снять номер в его прекрасном отеле, ну или хотя бы воспользоваться услугами спа или совершить морскую прогулку…
В основном с ним беседовал я, но в какой-то момент он обратился напрямую к моей жене с каким-то нетривиальным вопросом.
— Ой — отвечает жена, — извините, я не очень хорошо говорю по-английски.
— Ничего-ничего! — замахал он руками в ответ. — Уверяю вас, ваш английский значительно лучше, чем мой русский!

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

Рано утром стартуем на автобусе в город Тагбиларан — столицу острова Бохол. Оттуда у нас вылет в Манилу, из Манилы в Макао, из Макао паромом в Гонконг, а оттуда — в Москву. Бешеная логистика. Хотя, на Камигине мы встретили однажды пару наших туристов, которые прилетели туда в отпуск из Москвы на две недели. Героические люди.
Долгие каникулы заканчиваются. Конечно, я еще долго буду выкладывать всякие дообработанные картинки, вспоминать какие-то забавные моменты, делиться впечатлениями и сетовать на несовершенство камеры в мобильнике. Но это все будет уже в Москве…

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

За день до отъезда из Анды нас «обрадовали» тем, что все эти выходные — религиозный праздник, а пятница — просто-таки апогей празднования, «Good Friday». По этому поводу автобусы ходить не будут, так что если не хотите переться пешком сто километров до Тагбиларана — езжайте сегодня. Мы напряглись, поскольку в пятницу в полдень нас ждал самолет в Манилу — первый шаг на пути к дому — и опаздывать на него очень не хотелось.

Причем убеждали нас уехать за день все подряд: хозяин отеля, французы-экспаты, трайциклисты на станции… но мы все равно не поверили. Поймали проходящий автобус, расспросили водителя. И тот нас уверил в том, что даже в «Good Friday» он будет на боевом посту, по крайней мере с 5 до 10 утра. И точно, проснувшись в пять, собравшись и позавтракав, мы в шесть спокойно сели на проходящую маршрутку и доехали до Тагбиларана даже раньше, чем нам было надо — еще несколько часов торчали в аэропорту, ожидая самолет.

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

Про Манилу нам было мало что известно. Я в этом городе не был ни разу, жена в прошлом году проезжала насквозь, и он показался ей жутким, грязным и загруженным. Знакомые филиппинцы рекомендовали нам гестхауз в районе Макати, поэтому по прилету я назвал таксисту этот район. Однако дядька попался дурной донельзя. Поняв, что нам просто нужно недорогое жилье, он принялся возить нас вокруг аэропорта, останавливаясь в разных отелях. В итоге высадил нас окончательно у какого-то жуткого клоповника за 300 песо в день. Бросив там вещи и побродив по реально жуткому, грязному и загруженному району, мы все-таки нашли более-менее приличное жилье, куда и заселились.
На улицах вокруг там творится что-то невообразимое. Толпы людей, горы мусора прямо под ногами, орущие кондукторы джипни, орущие водители трайциклов, вонь пищевых отбросов, загаженные стены и тротуары, кучи дешевых товаров, разложенные прямо на мостовой, и при этом не работающие по поводу праздников магазины и метро. Посмотрели на это дело, плюнули и легли спать.
На следующее утро решили все-таки доехать до рекомендованного нам района Макати, благо, он был не очень далеко от нас. Вышли на улицу, сориентировавшись по GPS, нашли едущий в правильном направлении автобус, в давке и толчее проехали буквально пару километров… и оказались в пустынном, чистом, аккуратном, современном европейском городе. Шли по тихим улочкам между небоскребами, искали себе новый отель, попутно призывая всяческие суровые кары на голову вчерашнего таксиста, который сразу не довез нас в это место.

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

Нашли отель — Bel Air Soho, не очень дорогой, но вполне приличный. Бросили рюкзаки и отправились гулять — бродили по паркам, ходили по магазинам, сидели в кафешках, в общем, вполне приятно проводили время. Сейчас, правда, жалею, что в том жутком грязном районе не сделал ни одной фотографии, надо было — хотя бы просто для контраста. Но, честно признаться, там было совсем не до этого. Может завтра, по дороге в аэропорт, щелкну что-нибудь… из окна такси, не останавливаясь, и не выходя из машины.

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

Прилетели в Макао, думали сначала сразу сесть на паром и уплыть в Гонконг. Но потом решили посмотреть город… и ни разу не пожалели. Макао похож на смесь Праги и Лас-Вегаса, Барселоны и Бангкока, здесь улочки совершенно европейского вида перетекают в китайские переулки, а сингапурские набережные выводят на почти парижские площади и широкие лестницы Рима. Здесь шопинг всех видов, подсвеченные фонтаны и вай-фай на улицах. Странный, эклектичный, но красивый и интересный город.

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

На нормальном мониторе, конечно, особенно заметно, насколько тяжело было мобильнику в ночных условиях. Но мы обязательно еще сюда заедем, вооруженные нормальной фототехникой, наделаем картинок в разное время суток, погуляем по узеньким европейским улочкам, сыграем в рулетку и покер, покатаемся на гондолах в отеле Венеция, посетим всякие развлечения и аттракционы, накупим сувениров… В этот же раз мы в Макао попали ненадолго, в темноте и практически случайно. Но всем рекомендую, тем более, что билет туда с Филиппин у компании Air Asia стоит несерьезных денег, аэрофлотовские билеты Гонконг — Москва даже на сайте Аэрофлота продавались тогда по 12000 рублей, так что это — очень удобный вариант дороги домой из Юго-Восточной Азии.
Виза в Макао не нужна — по прилету ставят штампик на 30 дней. Паром Макао — Гонконг ходит каждые полчаса днем и чуть ли не каждый час ночью, пристань находится в 10 минутах пешком от аэропорта, причем днем можно доплыть прямо из одного аэропорта в другой. Мы ехали рано утром, прямых паромов в аэропорт не было, так что пришлось добираться еще и на автобусе, но это тоже не заняло у нас много времени: автобус А11 до Гонконгского международного аэропорта ходит прямо от пристани. В общем, все там продумано и удобно для туристов.

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

Еще несколько картинок из Макао.
Бродили мы по нему почти до утра — заходили в маленькие кафешки и китайские забегаловки, сидели на площадях, заглядывали в игорные залы. В отеле «Венеция» зашли на площадь Сан-Марко, в казино «Grand Lisboa» изучали резьбу по цельным бивням мамонта. Приценивались к сувенирным футболкам, жена чуть не купила себе какие-то кроссовки, остановило ее только то, что их надо будет еще несколько часов с собой таскать в пакетике.
Под утро вернулись в аэропорт, поменяли еще немного денег и в шесть утра сели на паром до Гонконга.

В конце зимы: Бохол — Манила — Макао — Гонконг

В самом Гонконге лил дождь, фотографировать было нечего, да и некогда, нам едва-едва хватило времени, чтобы добраться на автобусе от пристани до аэропорта. Ворвались в терминал за 10 минут до конца регистрации, но все благополучно успели.
Более подробный рассказ о Гонконге у меня тут тоже есть, со следующей зимовки, когда нам все-таки удалось пару дней там пожить.

А Москва встретила отличной солнечной погодой: первый раз в жизни я, вернувшись из тропиков, доехал до дому в том же, в чем и улетел — в футболке и джинсах было достаточно тепло.
Так же в первый раз ощутил, что по Москве соскучился: путешествие получилось очень насыщенным, интересным, но и очень долгим.
Хотелось уже взять в руки нормальную камеру и пойти поработать, каковое желание я в ближайшие выходные и осуществил. Вывод: не готов я еще к окончательному переходу на овощной образ жизни, шило еще остро, к седине прилагается бес, мемуары под пальмой подождут наступления как минимум официального пенсионного возраста.
Но к концу года в тропики обязательно снова потянет, так что теперь будем иногда садиться, пересматривать картинки и планировать следующую зимовку:)