Продолжение рассказа о путешествии по Перу и Боливии. Предыдущая часть здесь…
Мирно похрапывающий автобус подъехал к границе Перу и Боливии, ну как границе… я думал «зеленая остановка» очередная, ан нет, граница оказалось. Пока ехали, заполнили какие-то бумажки типа таможенной декларации, наш багаж вместе с автобусом должен был пройти таможню под началом нашего гида, а пассажиры должны были получить визы, кому нужно естественно…
Забегая вперед, или возвращаясь назад, в Москву, как это модно делать в современных «документальных» фильмах скажу, что с Боливией не так всё просто оказалось. В сети информация разноречивая, сколько стоит виза и где её делать. Если зайти на сайт посольства Боливии в России, то там есть перечень, как можно сделать визу в Москве, абсолютно бесплатно, НО набор документов сродни получению «Шенгена». Мы решили, что ну его в жопу, баксов 35–50 мы на месте оплатим, не обеднеем. Эти цены чаще всего встречались в сети, поэтому на них ориентировались. А перед самой поездкой госпожа Фортуна подбросила ещё одну новость, что с 1 Сентября визы для россиян отменяет Боливия, то есть бдительность усыплена полностью.
Так вот, первый наш «россиянин», который выстоял очередь к «окошечку» отошел от него малость охреневшим, во-первых, стоимость визы 90 долларов, во вторых нужно 2 фотографии!!! Нет, ну с долларами как-то вопрос решаем, а вот где сфотографироваться в этих «восхитительных местах»?! Ну как говориться даже в высокогорье спрос вызывает предложение, и в соседней лавке помимо ксерокса паспорта (дадада, он тоже нужен был… эх, сколько копий у меня дома валяется!) можно ещё сделать фото. На заднем дворе, на полпути к сортиру, стоит табуретка и стена завешена красной тряпкой, ну, в общем, так себе фото студия, хорошо, что ещё не на телефон снимают. В общем, через некоторое время второй подход «к окошку» увенчался успехом и в паспортах были вклеены визы Боливии, очень похожие на «Шенген», только фотографию делали с веб-камеры. У меня в визе на фото Светик присутствует на заднем плане, а у Игоря вообще очки на лбу одеты, в общем, весьма дорогая, но уникальная вещь.
Народ взбодрился окончательно, а трудолюбивые боливиане остались без чаевых на некоторый период, потому как 90 баксов с носа это овердофига я считаю! Единственный плюс в карму погранцы заработали, когда наш волшебный «гид» пытался доказать, что Украина это не Россия, и он не должен 90 баксов платить, он же #цэЕвропа. Как говориться хоть чуть, но справедливость восторжествовала, когда он отслюнявливал денежку как и все остальные.
Вот такими взбодренными мы и прибыли в городок Копакобана. За небольшую долю «срюльничков» мы оставили основной скарб в ближайшем отеле и отправились позавтракать в ближайший кабак. Игорь и Кириллов пересели в другой автобус, едущий в Ла-Пас, а мы стали ожидать нашего «капитана», который отвезет нас на «Остров солнца». К приятному удивлению еда оказалась весьма вкусной, порции такие же огромные, как и в Перу, но стоит это намного меньше, так что потраченные на границу деньги хоть так да отобьем! Через некоторое время появился и сам капитан и мы двинулись к конечной точке нашего маршрута на сегодня.
Катер был на удивление очень новым произведением боливийских зодчих, выражалось это в том, что внутри жутко воняло краской, и пару рядов сидений были ещё не прикручены к полу, поэтому сидеть приходилось осторожно. В остальном всё было отлично! За бортом проплывали красивые берега озера Титикака, солнышко грело, жизнь удалась!
Остров Солнца на горизонте
Идиллия продолжалась вплоть до того момента как мы вышли на берег. Я немного замешкался, увлекшись фотосъемкой, и стал невольным свидетелем диалога между нашим «гидом» и «капитаном» лодки, из которого выяснилось, что наш гид ещё и нихрена не ориентируется на местности и по нормальной дороге, он не может нас привести к гостинице, как бы ему не рассказывал маршрут «капитан». А посему он радостно нам предлагает снова сесть в лодку, обойти остров немного ближе к отелю и подняться уже там «напрямки», типа дорога короче, но малость подъем круче, но «это фигня».
Нет, может кому-то это и фигня, но офисному планктону, волею судеб, оказавшемуся на высоте более 3 километров над уровнем моря, любая неровность на дороге уже шанс двинуть кони… Ну, в общем, уже ничему не удивляясь, мы спустились с катера на берег и начали искать на склоне ту волшебную «короткую тропу». Естественно никто не смог обнаружить признаки тропы, потому как её там и небыло!
В проводники до отеля нам выделили малолетнего карапуза, я так понял сын капитана, и двух собак, хотя последние скорей всего были добровольцами. И начался подъем! Первые зигзаги между кустов давались ещё легко, как ни как уже 2 недели «тренируемся», но чем дальше, тем дольше уходило времени на то, чтоб сердце не выскочило из груди. Народ сильно растянулся по склону, и если первые «спортсмены» стояли и курили большую часть времени, то замыкающая группа в лице меня и Светланы боролась за выживание где-то на полпути к вершине. Не знаю точно, сколько времени мы поднимались, но когда я наконец-то увидел наш сегодняшний ночлег, были уже глубокие сумерки.
вид от гостиницы на острове Солнца
Гостиница, назовем её так, была интересной архитектуры, видать хозяин насмотрелся фильма «Звёздные войны» и попытался воссоздать деревню на планете Татуин, но всё чисто благородно и по привычке уже хреново отапливаемо и освещено. Хотя после такой очередной «подляны» со стороны нашего волшебного гида, никаких опций кроме кровати ненужно было.
Немного отлежавшись, народ собрался на ужин в местную столовую, из которой открывался красивейший вид на озеро. Погода за окнами явно намекала, что ужин надо дополнить чем-то согревающим душу… да хотя бы и пивом! Потому как грозовые тучи висели очень низко, постепенно наступала ночь, и картинка за окном очень контрастировала с горящим камином и свечами на столах. Кулинарные способности владельцев гостиницы тоже не разочаровали в этот вечер. Все-таки когда ты находишься в таких красивых местах созданных природой, не получается долго «думать плохое», вот и из моей головы исчезли все те фразы, которые я хотел выдать нашему гиду за ужином, накопленные за время подъёма. Кстати, подъем не прошел даром даже для подготовленной части нашей группы, Ирина решила отлеживаться в номере вместо ужина… хоть какой-то бальзам на мою самокритику, что мы самое слабое звено в нашей группе!
Ночь прошла вполне сносно, а на следующее утро духи острова Солнца сполна оценили наши вчерашние подвиги и порадовали ярким солнцем и теплом! Народ разбрелся по острову в разных направлениях, но так как особых знаковых мест здесь не было, я ограничился медитацией в кресле около столовой, вооружившись фотоаппаратом с телеобъективом и кружечкой «кокатии». Не прошло и полчаса как я смог наконец-то запечатлеть одну из «достопримечательностей» этих мест — «исполинского колибри», который обследовал цветущий куст. Несмотря на размеры, ни говоря уже про название, эта птаха двигалась с ускорениями, за которыми даже топовая никоновская оптика не успевала отслеживать фокус. Ну и моя лень была вознаграждена ещё парой тройкой отличных кадров местных пернатых.
Тем временем народ потихонечку стал собираться «на базу», после чего мы отправились через половину острова, к месту нашей первой вчерашней швартовки, где должен был нас ожидать наш капитан. Что могу сказать, отголоски вчерашнего подвига давали о себе знать, и сегодняшняя прогулка, по вполне ровной местности также растянула нашу группу на приличное расстояние. Но все равно было приятно прогуляться и пофотографировать красивейшие виды, подсвеченные ярким солнцем.
наша гостиница на острове Солнца
При проходе через местную деревеньку опять какая-то бабушка предложила купить билеты на проход по деревне, на что мы по-русски ей поведали, что мы туристы, заплатили воооон тому товарищу-владельцу гостиницы, в общем, все вопросы к «тренеру». Я понимаю, что нечестно обманывать старших, но билет за проход по пыльной тропинке это верх наглости, даже по сравнению с пограничниками.
«Храм солнца» тоже малость отдавал туристическим новоделом, сродни билетам на проход по деревне. Но дабы не портить себе представление о посещении острова, решили, что место реально знаковое, просто гады конкистадоры и тут всё разрушили! Ещё одним доводом, что место знаковое стало то, что при спуске по тропинке, я малость добавил плюсов в карму нашего «гида», потому как дорога была тоже весьма условная и местами весьма крутая…. Хотяяяяя, может он конечно и тут смог облажаться и повести не тем путём! Бог с ним! Зато отсюда открывался роскошный вид на гряду шеститысячников с их сверкающими снежными шапками! На подходе к причалу встретились ещё какие-то инкские развалины, но как бы тоже без особого энтузиазма были восприняты, народ разместился на камнях возле воды и стал ожидать нашего капитана, принимая солнечные ванны.
храм солнца.... что осталось
На обратной дороге катер продолжал убаюкивать не прикрученными креслами на волнах, солнце приятно припекало, пейзаж уже был знакомый, поэтому приятно кемарющих на борту было большинство. Послеполуденная Копакобана тоже не располагала к активностям, к тому же путешествие путешествием, а обед по расписанию. Ресторан с кондиционером и вайфаем наконец-то дал немного прийти в себя, поэтому ожидание автобуса до Ла-Паса было не таким уж и утомительным.
На этот раз в качестве транспорта нам подали новенький (судя по не истрепанности полиэтилена на сидениях) микроавтобус, точную копию Toyota hiace. Вдоволь поваляв в пыли наш багаж, водитель наконец-то готов был к поездке, концессионеры вполне прилично расположились внутри, но тут неожиданно в салон загрузилась габаритных размеров барышня, в ещё более габаритных размерах национальном костюме и мы тронулись в путь. Нет, это оказалось не типа «по дороге подбросить», это, как потом выяснили, была невеста водителя, которая решила составить компанию своему любимому, когда он по ночи обратно будет возвращаться. Очень трогательная история с одной стороны, с другой стороны это была вполне себе попытка испортить всю ссылку декабристам. История это умалчивает на испанском языке особенно, но мы уже начали путь, и изменить было нечего.
Дорога была весьма живописной, поэтому народ в основном бодрствовал и постоянно просил водителя остановить на очередной смотровой площадке, дабы запечатлеть снеговые шапки шеститысячников в лучах заходящего солнца. Толя также развлекал народ анекдотами из своего телефона, поэтому к следующему аттракциону на сегодня народ прибыл в приподнятом настроении.
Это была паромная переправа через озеро Титикака. Нет, я конечно понимаю, что страна бедная, но таких плавсредств я даже не мог представить, что в своём уме и твердой памяти на ЭТОМ можно форсировать весьма бурные воды озера. И если с людьми хоть сыкотно, но всё же моторная лодка исполняла роль парома, то автобусы загружали на такие мини баржи, на которые были примотаны изолентой лодочные моторы и вся эта конструкция, если не шла на дно, начинала медленное движение к противоположному берегу. Я бы свой новый автомобиль никогда бы на такую переправу не повел бы.
На пассажирских лодках народ тоже особо не веселился, во-первых все держались за деревянные скамейки чтоб на очередной волне не стукнуться о деревянный потолок, во вторых у полуразобранного древнего подвесного мотора, работающего с перебоями выхлопная система особым образом была направлена в салон что ли, потому как воняло жутко, но и форточку особо не открыть, потому как в неё прилично так прилетало воды от волн и смачивало офигевших туристов (местные видать знают особенность и в основном сидели ближе к корме). К всеобщему удовольствию ни наша лодка, ни наш автобус не утонули, и мы продолжили путь. Зря мы думали, что весь экстрим позади. Нет, конечно, некоторое время мы всё еще наслаждались красотами за окном микроавтобуса, и все пытались найти точку, откуда можно было бы ещё раз запечатлеть роскошные снежные шапки гор, но чем дальше ехали, тем больше тревожные ощущения появлялись у концессионеров.
Всем тем кто говорит, что в России хреновые дороги как говориться «Велком ту зе Боливия»! Я так понимаю, что ехали мы по «федеральной трассе», но федеральной она была только на бумаге и в помыслах боливийцев, потому как большую часть дороги приходилось ехать змейкой по раскатанной и жутко пыльной обочине, а то и совсем по полям. Водитель очень берег свой автомобиль, поэтому кондиционер и вентиляцию выключил сразу, а те пассажиры, кто оказался около открывающихся окон, получили несравненный опыт игры на тромбоне. А затем наступила ночь…
Естественно приход ночи нас не сильно испугал и расстроил, потому, как по плану сегодня было нужно просто добраться до гостиницы и лечь спать. Народ насторожился от другого: мы въехали в замечательный город Эль-Альто. В прошлых рассказах про Перу я писал, про фавелы Лимы, про восхитительный город ветров Хулияку, но всё это оказалось детским лепетом по сравнению с этим городом-спутником Ла-Паса.
Фотографировать я не стал, да и не получилось бы ничего, поэтому попробую описать на словах картину. Итак, дорога не изменилась, та же «теоретическая» федеральная трасса с кучей ремонтов, раскопанных траншей и пыли, притом плотно забитая транспортом в обоих направлениях. Ко всему этому пририсуем с обеих сторон пыльные и полупостроенные хибары, с минимумом светящихся окон, но с большим числом расходящихся в разные стороны проулков. На некоторых проулках, на столбах висят манекены «висельников». И вдоль дороги как будто специально свозятся кучи бытового мусора, в которых копаются стаи бездомных собак, а ветер разносит по округи всё то, что собаки не смогли съесть. Не помню кто, но в салоне автобуса кто-то красноречиво пошутил на очередную свору собак, что «туриста доедают», картина прям вполне соответствовала сказанному.
Ну и про организацию движения вкратце: её нет! Как и в Перу быстрее всех тут проезжает самый смелый… я бы сказал отважный! Но ещё более смелыми тут являются пешеходы, которые со скарбом и детишками пытаются форсировать эту реку автомобилей. В довершении картины дня, наш водитель толи устал толкаться в этой пробке, толи знал дорогу короче, в результате он свернул направо, и мы поехали уже быстрей, но покрытие под колесами даже с сильной натяжкой нельзя было определить как дорога. Единственной радостной новостью было то, что «это ещё не Ла-Пас!».
Маневр нашего водителя и вправду принес малость успокоения в салон автобуса, потому как через некоторое время мы поехали существенно быстрее и по асфальтовой дороге, с разметкой и светофорами. А совсем скоро, мы подъехали к сияющему ущелью, в котором и расположился город Ла-Пас! Вид в ночи, конечно, был потрясающий, но малость напрягала дорога, которая шла под приличным таким уклоном, и по числу машин, я так понял, это была единственным въездом в город. Долго ли, коротко ли, но мы достигли «дна» и началось ориентирование на местности. Боевая подруга водителя кому-то названивала постоянно и вовсю «штурманила» своим избранником. На очередном повороте к нам в автобус сел ещё один боливиец и мы уже более уверенно поехали к гостинице. Мне это напомнило сразу же путешествие по марокканскому городу Фес, где тоже дополнительно ангажировали местного гида, который мог разобраться во всех хитросплетениях улочек города.
На этот раз гостиница нас абсолютно не разочаровала, потому, как раньше это был дом какого-то иностранного посла, притом где-то столетней постройки, потому как «Сейчас так не строят!». Потолки в номерах были, если не соврать, метров по 5, убранство и мебель антикварная, но больше всего поразила чугунная ванна на литых «лапах» в центре моечной комнаты, стоящая на кафеле шахматного узора, а в углу в кадке рос огромный фикус. Полное погружение лет на 100 назад!
Но естественно номер мы увидели чуть позже, а первое, кого мы увидели, это был Кириллов и Игорь, судя по их настроению, они праздновали второе рождение, после вело экскурсии по «Дороге смерти». К нашей радости они уже исследовали всё вокруг, и мы смогли отлично поужинать пиццей и местным вином.
Их «второе рождение» было не единственным праздником сегодня! У Натальи удачно выпал на сегодня её день рождения, а на втором этаже гостиницы в холле был большой круглый стол, на котором отлично разместились коробки с пиццей и бутылки с красным вином! Празднование было продолжительным и шумным, даже какой-то постоялец пришел нам сделать замечание с первого этажа, но когда узнал, что мы отмечаем день рождения, заулыбался, поздравил именинницу и больше не появлялся. Мы, как-бы, тоже отплатили ему вежливостью, и разговоры пошли на полтона ниже.
Ла-Пас
Отель продолжал напоминать о том, что его строили для людей, а посему завтрак был накрыт во внутреннем дворике, верней в застекленной веранде, потому как на улице температура была не выше +5 градусов. Сегодня торопиться особо некуда было, поэтому завтрак затянулся надолго. По плану сегодня мы осматривали город, а в 8 вечера должны были уехать на автобусе в город Уюни, для трёхдневной поездки на внедорожниках по одноименной пустыне и высокогорью.
Осмотр города начали с поездки в «Лунную долину». Это местечко, расположенное совсем недалеко от города, поэтому в виде транспорта использовали три машины такси. Повторюсь, наверное опять, но я так до сих пор и не могу привыкнуть к стилю вождения местных таксистов. Каждая поездка для них сродни битвы за подиум в «Гран-При Монако», только в отличии от той гонки, таксисты умудряются сделать неимоверное количество обгонов. А когда болидов три, азарт вообще зашкаливает. Наш водитель, обладал какой-то древней «короллой», с троящим двигателем, явно проигрывающей двум остальным, но воля к победе у него перекрывала этот недостаток с лихвой. Позже пассажиры остальных двух машин спросили «сколько вы ему заплатили, за то чтоб приехать первыми?!" потому как бесплатно такие финтиля вряд ли кто бы делал.
Итак, полчаса страха и ужаса в Ла-Пасе мы пережили и вот мы перед входом в „Лунную долину“. Все-таки надо иногда читать путеводители ДО поездки, потому как мы приехали в этот рай для фотографа в полдень, что сильно осложнило возможности запечатлеть эту нереальную красоту. Здесь всё в принципе сделано для туристов, проложены тропы и выделено большое число смотровых площадок. Хоть мы и находились на высоте за 4000 м, но для ознакомления выбрали длинную тропу, рассчитанную на 45 минут, о чем собственно не пожалели.
кусочек родины на дорогах Ла-Паса
Я конечно на Луне не был… пока, поэтому достоверность названия „лунная долина“ не могу оценить, но если сравнивать с земными пейзажами, то ближе всего похоже на ледник, только из камней и песка. Такие же разломы и щели, уходящие в глубину, такие же пики… только очень жарко! Таксисты нас ждали час не более, поэтому приходилось торопиться, но если кто будет там, планируйте часа 2 минимум и желательно ближе к закату. Но, а у нас время подходило к концу и вот мы уже снова несемся на наших бешенных таксистах обратно в город.
Вторым местом, которое стоит посетить в Ла-Пасе является „Ведмин рынок“ или „Mercado de las Brujas“. По сути это несколько кварталов сплошных лавок и магазинов для туристов, НО есть и особенность. Так как я уже говорил, что место разрослось на несколько кварталов, таксисты нас высадили непонятно где, и пришлось узнавать „где же ведьмы“ у служителей закона, коих в городе огромное количество. Кстати, что в Перу, что и в Боливии, огромное число полицейских, в связи с тем, что страны весьма неспокойные в плане криминалитета, но на улицах в основном барышни-полицейские. Притом, форма у полиции ближе к „тактической“, чем к парадно-выходной и барышни от этого сииильно выигрывают!
Я отвлекся. Итак, симпатичные »полицменши» выдали нам направление для движения, и народ потихонечку разбрелся по магазинам и лавкам, началась для меня не самая приятная часть туризма: шопинг. Одно радует, что продавцы не выпрыгивают из своих лавок и не надоедают с просьбами купить какую-то мутату именно у них. Хотя конечно встречаются вполне интересные вещицы, но не на мой размер как обычно.
Времени было предостаточно, поэтому я вдоволь наскучался на этом рынке. Хотя немного побродив, мы наконец-то нашли те палатки, из-за которых рынок назван ведьминым. Как и в большинстве стран Латинской Америки, здесь процветают всякие шаманы и колдуны, которые за небольшую денежку могут произвести ритуал, после которого ещё одним миллиардером на земле станет больше. В общем, чего там только не продают, начиная от мумий лам и альпак, и заканчивая «пакетными» предложениями, по которым видно где тебе станет хорошо: в виде макетов машин, денег домов и прочих благ. Естественно в этой палатке сидит сама «ведьма» или как её там величают и как говорится, можешь купить всё и провести ритуал сам, но может и она в этом помочь. Весьма колоритные лавки в общем, единственное на жаре от них идет такая жуткая вонь, так что смотреть лучше издалека.
Не то чтобы прям вид вяленой ламы вызывал аппетит, но по времени пора бы было уже отобедать, поэтому мы вчетвером и озаботились поиском приемлемой харчевни. Хоть тут была и экономическая столица страны, но «рестораны» выглядели также обшарпано, как и везде. Пройдя пару кварталов, все-таки решили остановиться в итальянской пиццерии, потому что там как минимум было прохладно, был туалет и был вайфай. С едой не стали заморачиваться, что будет, то будет, мы уже привыкли как бы.
А вот более ответственно к выбору еды надо бы было отнестись. Потому как на вопрос «а какого размера пицца», официантка показала поднос обычной, 35 см пиццы… ну в Москве вполне хватает на 1 человека. Заказали по пицце и пиву, Светик ещё салат из авокадо…. ну перегрелись видать на солнце точно! Потому как салат уже вызвал опасение: на тарелке в листьях салата лежало порубленное саблей авокадо одна штука… ну по виду с килограмм веса. Следом принесли пиццу… Нет, она была 35 см в диаметре, не обманули, но при этом она была сантиметра 2 или 3 в толщину, и это было не тесто, а начинка! По-моему первый раз в жизни я еле смог скушать пиццу, при том, что она была очень вкусной, как и большинство блюд, которые готовили что в Перу, что в Боливии.
Еще чем запомнился этот ресторан, это маленькой дочкой хозяйки, которая совершенно искренне заинтересовалась необычными гостями, и скрывая стеснение все же познакомилась с нами и даже предложила Игорю свою куклу поиграть. Вообще дети в Перу и Боливии это абсолютная противоположность взрослым. Они всегда улыбчивы, глаза сияют искренностью и интересом. Интересно, в какое время и почему происходит трансформация в достаточно замкнутых и не идущих на контакт людей, как мне показалось.
Солнце уже шло к закату, поэтому пора было возвращаться на базу, потому как вечером нас ждал автобус в Уюни, на трехдневную поездку по пустыне и высокогорью Боливии на внедорожниках. Такси мы не стали брать, потому, как дорога была «всё в низ» и мы еще немного побродили по закоулкам Ла-Паса, пока добрались до гостиницы. По плану Игорь выезжал на пару часов раньше другим автобусом, но и даже до него было прилично времени. Поэтому мы разместились на веранде гостиницы и стали убивать время, кто пытался поспать, а кто пытался им помешать это сделать играя в «Свинтуса».
Итак, оставив основной скарб в гостинице, уже под покровом ночи мы отправились на местный автовокзал, где нас ждал автобус и длительный ночной переезд в город Уюни. Вокзал был ещё более запутанным и непонятным чем все предыдущие, но вот мы уже сидим в туристическом автобусе в ожидании отправления. К сожалению это не такой двухэтажный «круизёр» как были в Перу, но я тоже вполне разместился в нем. Стюард пронес закуски, предложил «кокати» и мы двинулись в ночь…
Продолжение следует…
Теги:
Самостоятельные путешествия