Продолжение. Предыдущая часть здесь…
Пуно.
В дороге на Пуно мы совместили приятное с полезным. Вроде бы ехали на автобусе междугороднем, но он ещё по совместительству был туристическим, и удалось посмотреть несколько знаковых мест переде тем как мы доберемся к знаменитому высокогорному озеру Титикака. Места посещения конечно были не такими раскрученными как Мачу-Пикчу, но всё равно стоили того чтоб заехать.
Первая остановка была церковь Church of Andahuaylilas. Очень интересная остановка, несмотря на весьма скромные архитектурные формы снаружи, зайдя вовнутрь, ты поражаешься богатству интерьера, которого не коснулись руки «музейщиков» старушки Европы и Америки. Тут ещё всё оригинальное из золота и серебра, а не как в большинстве церквей страны, в которые возвращались лубочные копии изъятых объектов культа, а оригиналы осаждались в национальных музеях и частных коллекциях. Ещё одна особенность храма, что тут есть святые большинства религий местных, и в этом храме верующие могут обращаться к святым, так сказать на выбор.
... утверждают что это инопланетянин.
это остатки ещё до инкской культуры
Вдоволь насладившись интерьерами и прослушав рассказ гида, мы выдвинулись ко второй достопримечательности этого места: к музею петроглифов, который расположен вплотную к церкви. В принципе экспозиция небольшая, но весьма интересна и экспонаты как бы связываются в единую цепочку. Сначала можно посмотреть на всевозможные сорта маиса, затем собраны фотографии и экземпляры Петроглифов, оставленных ещё до инкской цивилизации, ну и завершает это всё останки людей с вытянутыми черепами и мумия маленького инопланетянина, по крайне мере они так это заявляют. В принципе всё то, что мы видели до этого в Перу, и экспонаты этого небольшого музея… уже твёрдой уверенности в том, что мы одни во в селенной не оставляют, хотя конечно может тут недалеко радиационные шахты были, и это естественные уродства. В общем, народу было, что обсудить пока автобус нас вёз к следующей остановке сегодняшнего нашего маршрута.
Тема доинкских цивилизаций продолжила раскрываться в местечке Raqchi, в котором археологи бережно разбросали развалины поселения 600 годов до нашей эры. Архитектура и уклад жизни разительно отличался от инков… но итог был таким же: пришли конкистадоры и пустили на стройматериалы это поселение. Хотя церквушка получилась ладная, ничего не могу сказать. В общем как вы поняли, я снова гида слушал отрывками и был увлечён фотосъемкой, пытался урвать момент, когда развалины тысячелетней давности не будут испорчены видом выползших из автобуса развалин со смартфонами и селфипалками.
сохранившиеся развалины основного храма
Ещё одной из достопримечательностей этого местечка был туалет. Стоимость посещения была стандартная: один «срюльничек», но отличало его от остальных то, что одетая в национальные одежды тётя, в обмен на денежку, выдавала билет на посещение туалета. Вполне такой типографским способом сделанный, цветной билетик. Прям хочешь ни хочешь, а ради такого «сувенира» придётся сходить освежиться. Ну и естественно на развалах турьёвых можно было купить кучу всяких интересных и не очень вещей. Я, например, приобрел за 2 новых соля один старый соль, эх, всё-таки раньше деньги красивей делали.
Далее по программе был запланирован перекус, перед тем как ехать к следующему знаковому месту. Насколько я понял, придорожная столовая работала в тесной кооперации с компанией перевозчиком, потому как шведский стол был подготовлен к нашему приезду, и других посетителей особо было не видно. Но собственно нас это особо и не огорчило, тем более в ассортименте было холодное пиво! После сытного обеда был достаточно длинный перегон до следующей точки, и народ мог немного покемарить, к тому же погода немного портилась, и на небе стали появляться причудливой формы белоснежные облака. Дорога снова потихоньку поднималась в горы.
Перевал Abra la Raya немного напомнил нам, что мы находимся весьма высоко над уровнем моря, поэтому народ на очередной остановке снова начал передвигаться медленней, и на радость аборигенам запасаться тёплой одеждой. Ну, а почему бы и не купить к примеру национальную перуанскую вязанную шапку за каких-то 200 руб, в пересчете на наши деньги! Нам же предстояла ещё целая неделя по Боливии, а там и высоты больше и температура ниже, ну и лучшего сувенира из Перу трудно придумать!
профессиональный перуанец
Продавцы сувениров, помимо основной работы по впариванию всякой вязаной ерунды и не очень, с удовольствием позировали на фоне гор в обнимку с ламами. Притом навык отработан до мелочей, и как профессиональные модели уже знают, как надо стоять и куда улыбаться. И я так думаю, они зарабатывают позированием иногда и больше чем за всякие вязанные вещи, хотя конечно Светлана ходила вокруг их национальных половиков как лиса вокруг сметаны… но едем дальше!
Солнце уже начинало клониться к закату, когда мы прибыли на последнюю по плану остановку нашего путешествия, местечко с названием Пукара. Здесь в те времена, когда в Европе лошадь в овраге доедали, была весьма развитая цивилизация, вывод о чем можно было сделать по уцелевшим развалинам и находкам, собранным в музее деревушки, расположенной рядом. Притом если верить гиду, то раскопки здесь начались не так давно, и все подземные тоннели еще не раскопаны и не исследованы, хотя самые отчаянные по одному из тоннелей проползли метров 100. Размах строительства, конечно, впечатляет, но если учесть, что эта цивилизация развивалась в те же времена, что и жители Наска, то без помощи инопланетян тут тоже не обошлось.
пока то, что смогли откопать
Вдоволь побродив по развалинам, народ побрел в сторону деревни, где уже по традиции музей с истуканами и прочим скарбом, найденном на раскопках, соседствовал с католической церковью, сложенной конкистадорами из камней, стыренных на развалинах, по которым мы гуляли. Но как бы в данном случае я не могу точно быть на чьей-то стороне, потому как, судя по истуканам в музее, цивилизация была весьма кровожадная, и может не зря их тогось… прекратили их существование насильственным способом. Но при этом не могу ни отдать должное тем людям, которые вырубали из камня тех же самых истуканов, даже спустя 2 тысячелетия их творения живы и демонстрируют высокий уровень той цивилизации.
собор огородили, наверное от археологов.
один из истуканов, выставленный в музее
В общем, культуры на сегодня все хлебнули с лихвой, поэтому в автобус народ собирать долго не пришлось, и мы двинулись к финальной точке сегодняшнего маршрута к городу Пуно. Но скучной поездка не показалось, потому как через некоторое время мы въехали в город Хулияка. Уже на подъезде к центру народ дивился на построенные из мятого профнастила туалеты типа «сортир» вдоль дороги и прочие развалы, в нашем понимании, мусора. Оказалось, что это не город рядом с помойкой, а город миллионник, со своим аэропортом, и вообще промышленный центр этих мест. Нет, дорога по которой мы ехали была вполне себе для Перу хайвэем, но то что было по обоим сторонам этой дороги было сделано точно из говна и пыли.
Центральная дорога Хулияки
Когда мы свернули в центр города ощущение тревоги усилилось… неужели нам здесь придётся останавливаться, и если это ключевой город этих место, то что за дыра Пуно, где нам придётся ночевать?! Центр города представлял из себя сплошные ремонтные работы, то ли дорогу строили, то ли её ломали, но вокруг было грязно и пыльно. При этом гид ошарашил нас следующей информацией, что Хулияку можно вполне сравнить с Чикаго!.. народ прильнул к окнам автобуса пытаясь найти что-то общее. Все искали или гангстеров, или небоскребы, а ответ был повсюду, но через него было хреново видно: Чикаго город ветров, и Хулияка тоже, только в Чикаго нет столько пыли как здесь! В качестве доказательств, что таки да, «город ветров», на выезде из города поднялась самая настоящая пылевая буря. Представляю, как чувствуют себя путешественники, прилетающие посмотреть самое большое высокогорное озеро Титикака, приземлившись в этом городе ветров, я бы, наверное, обратно по трапу поднялся и отказался бы выходить.
Вот так, взбодрившись Хулиякой, мы и прибыли в Пуно под самый вечер. Дорога была весьма насыщенная, и народ желал только одного — побыстрей добраться в отель. Три таксиста весьма бодро довезли нас до нашего отеля, расположенного в районе где «вечером можно ходить, но не по одному желательно», и осталось только одно действо на сегодня перед сном: поужинать! Собственно, с этих проблем не было, потому как на улице «где можно ходить» оказалось большое количество «где можно поесть», в одно из таких мест мы и забрели вчетвером. На удивление местное Перуанское вино оказалось весьма приятным, закуска из авокадо тоже не заставила себя ждать, а стейки уже принесли под звуки «Пача мамы», которую исполнял какой-то семейный ансамбль. Помимо огромных порций ещё порадовал умеренный ценник. В следующий раз снова сюда идем, решили.
«Таксебегрудь».
Утро было весьма прохладным, поэтому к предстоящей экскурсии на озеро народ утеплился основательно, не до состояния конечно «фрицы под Москвой», но всё же. Сегодня нам предстояло посетить плавающие острова «Урос», которые являются визитной карточкой этого озера, и один не плавающий «остров ткачей», на котором, как и на плавающих островах проживает весьма своеобразная община перуанцев.
Транспортом до пристани выступал перуанский вариант Даблдеккера, если бы его делали на базе нашего отечественного ПАЗика. Я даже залез на второй этаж (верней протиснулся туда), о чем собственно и пожалел на первой же кочке, потому как крыша больно приземлилась мне на голову, и это при том, что я уже сидел, прижав уши. С катером повезло больше, он был весьма просторным, и даже можно было подняться на крышу, но температура не особо располагала, поэтому до плавающих островов народ в основном отсиживался в салоне.
Непонятно зачем эти люди много лет назад начали жить на плавучих островах, но вполне понятно почему сейчас до сих пор там тусят: туризм! Собственно, всё заточено под привоз турья на эти плавающие кусочки условной суши (я там прилично так проваливался, когда ходил) и отработано до мелочей. Лодку встретили жители этого острова индейцы племени Аймара, разместили на импровизированной скамейке из того же тростника и началось представление, в котором рассказали, как устроен остров, чем они тут занимаются и немного всяких интересных фактов. К примеру оказалось, что раньше в озере водилось больше дюжины видов рыб, правда основной «промысловый» вид был похож на аквариумных сомиков как по виду, так и по размерам, но с приходом ушлых «белых людей», в озеро запустили канадскую форель, и она теперь мало того, что постепенно уменьшает число видов рыб, дак ещё за вылов её Перу платит канадцам какие-то денежки. Затем нам показали местные жилища и скарб. Что могу сказать, у меня на даче сарайка просторней и более меблирована, как они в таких условиях размножаются непонятно. Затем барышни исполнили танец и песню местную, в общем, было интересно, познавательно и немного сыро снизу. Хотя с другой стороны всю жизнь провести «на рыбалке» — этож мечта любого мужика!
По приезду нашу группу отделили от остальных, то ли у нас был «индивидуальный тур», то ли это был проявление оголтелого национализма. В общем, после всех выступлений народной самодеятельности, основную группу загрузили в полном составе на тростниковую лодку и сделали кружочек по акватории, недалеко от островка. Нам же предложили за 10 соль с человека перевести на этой же лодке к следующей остановке (это был соседний остров), чем мы не преминули воспользоваться. И вот наша группа из 9 человек, на тростниковой лодке сначала по очереди играли в Тура Хейердала, сами гребли, потом обфотографировались все где можно и где нет, и в конце концов, на середине пути Кирилов, Игорь и я, сидя на сколоченном возвышении лодки затянули песню про то как шаланды полные кефали в Одессу Костя привозил, попивая из фляжки ликер на основе листьев коки, бережно отжатый у Володи. Володе вообще не везло, он очень хотел привезти домой хоть что-то из Коки, но мы постоянно его расстраивали, что на таможне загребут, вот и с ликером мы его расстроили к своему удовольствию и на радость жителям этих плавающих островов. Ведь когда они ещё увидят такую картину и насладиться таким душевным исполнением хита времен СССР! Основная группа пассажиров лодки с нетерпением нас таки дождалась, и мы поехали дальше, не забыв поставить штамп в загранпаспорт о посещении этих островов.
Следующей остановкой был «остров ткачей» Такилле. И тут не было всё так безмятежно как на плавающих островах, потому как пришлось идти в гору. Нет, мы конечно за час или полтора дошли до места, где планировался обед, но более половины остановок для фотографирования были сооооовсем не для него, а чтоб отдышаться. Хотя я покривлю душой, сказав, что тут фотографировать было нечего. Погода была солнечная, за белеющие шести тысячники зацепились такие же белоснежные кучевые облака, а вода была пронзительно синей, и в ней отражалось всё это великолепие. Остров был тоже устроен интересно, немного напомнило жилища хоббитов. Такие же кривые дорожки, невысокие заборчики, ворота с петлями, сделанными из подошв старых сандалий. Домики тоже не выделялись размахом.
После продолжительной прогулки нас наконец-то усадили за стол, так сказать накормили, за отдельную денежку напоили и какие-то народные танцы показали. А ещё перед обедом рассказали, как тут устроена жизнь, чем занимаются, и как они много лет назад до появления соцсетей придумали показывать статусы свои при помощи головных уборов. Естественно мы сразу же всё опошлили, вспоминая известные анекдоты, но всё равно было познавательно и интересно. Ещё поразило как они, используя какую-то местную траву, делают что-то, наподобие шампуня, который на наших глазах отстирал овечью шерсть до белоснежного состояния. В общем, неплохо народ тут устроился, хотя конечно цены на именно «ткаческие» изделия малость завышены, хотя с другой стороны и качество выше чем в других местах, это связанно с тем что рукодельничают на острове в основном мужчины!
Дорога обратно была уже не столь интересна и народ откровенно кемарил в катере, за исключением многодетного семейства из Израиля. Детишки поставили на уши всех, а папо и мамо спокойно сидели, читали книжки, не обращая внимания на происходящее. Думаю, после этой поездки в полку антисемитов прибыло. :)
Солнце уже садилось, когда мы вернулись в отель, и народ постепенно разбрёлся по окрестностям, решая свои дела в Перу, потому как завтра мы должны были перебраться уже на территорию Боливии. Мы вчетвером стандартно побрели закупать сувениры, таблетки от горной болезни (они нам понадобятся уж точно, потому как Боливия вся расположена за отметкой в 4 километра над уровнем моря), ну и естественно поужинать на сон грядущий. Вечером же народ собрался в холле на одном из этажей гостиницы, и под неплохое Боливийское вино, обменялся мнением об увиденном сегодня.
Естественно не обошлось без накладок. Игорь и Кириллов должны были завтра отделиться от нас для велопоездки по знаменитой «Дороге смерти». Сергей потом должен был вернуться к нам в Ла-Пасе, а Игорь продолжить экстремальный тур по Боливии на велосипедах, рафтах и еще не пойми на чем, НО за день до этого тур отменили, и Толя с нашим «гидом» пытались как-то прикрепить Игоря к нашей группе на оставшиеся дни. У них практически это получилось (кроме одного переезда из Ла-Паса в Уюни), а вот моя проблема так и не решилась. Среди вещей, сданных в прачечную, не нашлось моих труселей остромодного красного цвета. Искали весь персонал прачечной и гостиницы, в середине ночи предложили вместо трусов чьи-то штаны, на что были вежливо посланы с просьбой забыть про эту неприятность, потому как чай трусы не последние, а спать хотелось очень сильно.
На утро, после того как все погрузились в такси, для поездки к автовокзалу, менеджер отеля всё продолжала извиняться за утраченные труселя, и в качестве извинения заплатила за наше такси. Никогда ещё не ездил в такси за трусы. Поездка должна была быть короткой, до городка Копакобана, где наша основная группа должна была ехать на «Остров солнца», а Игорь и Кириллов, на автобусе продолжили бы путь в Ла-Пас. Собственно, всё так и получилось, но граница с Боливией преподнесла свои сюрпризы….
Продолжение следует…
Теги:
Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм