В России появилась еще одна уникальная достопримечательность, которая уже привлекает внимание многочисленных туристов. Сказочное царство в городе Козельске Калужской области называется Вихляндия. Хозяин необычного подворья с четырехэтажным теремом — предприниматель Владимир Вихлянцев (его фамилия и дала название чудо-стране). А создал этот архитектурный шедевр зодчий-художник Владимир Колесников.
В гостях у сказки. Страна Вихляндия в Козельске / In A Fairy Tale. Country Valentia In Kozelsk
Сказочное подворье Вихляндия в городе Козельске Калужской области / Fabulous Mansion In The Town Of Kozelsk, Kaluga Region
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
Первое архитектурное произведение Вихляндии появилось в 2010 году. Правда, тогда ни о какой стране даже мысли не было — Владимир планировал построить на своем участке лишь необычную беседку с мангалом. Однажды, прогуливаясь по детскому парку «Три богатыря» города Козельска, Вихлянцев увидел, как мастера ваяют из цемента фигуры сказочных персонажей. Так он познакомился со скульптором Владимиром Колесниковым и поделился с ним своей идеей. Любовь к сказкам объединила мужчин. Через несколько дней работа закипела.
Беседка представляет собой строение овальной формы, разделенное на две части. Одна половина — это открытая летняя веранда с мангалом и выходом на берег реки, другая — теплая застекленная кухня типа восточной чайханы с мягкими топчанами и небольшим столиком. Над входом расположился толстый довольный кот, обвешанный столовыми приборами.
Труба барбекю декорирована под ствол старого дуплистого дерева. Сам мангал выполнен в виде уютного камина и украшен охотничьим трофеем хозяина — головой оленя с рогами.
Рядом с беседкой выросла скала с красным драконом на гнезде. Из одного яйца уже вылупился детеныш. Эта скульптура стала главным украшением всего архитектурного ансамбля.
Бизнесмен не ограничивал полет фантазии скульптора-сказочника. Это позволило мастеру проявить весь свой творческий потенциал. Вихлянцев только вносил коррективы, делился с Колесниковым своими пожеланиями и идеями.
Просто я работаю волшебником
Владимир Колесников живет в городе Новая Каховка на Украине. С 14 лет был резчиком по дереву. В советские времена работал в художественно-оформительском кооперативе, обустраивал детские площадки. Вырезал в основном персонажей из сказок и мультфильмов.
Как-то раз, уже после распада Советского Союза, Владимир увидел за работой профессионального скульптора, который делал памятник из цемента. Колесников заинтересовался этой технологией, ведь дерево — материал дорогой, но не долговечный. С бетоном работать проще, а результат — на года. Податливость цемента расширяет диапазон его использования не только при создании скульптур сказочных персонажей, но и при декорировании сооружений различного назначения: домов, беседок, мостиков, ворот, заборов. Постепенно Владимир полностью отказался от резьбы по дереву и отдал предпочтение работе с бетоном. Кооператив к тому времени прекратил свое существование, поэтому приходилось браться за любые предложения: устанавливал заборы и беседки, сооружал камины и барбекю. Мастер продумал все этапы подсмотренной технологии и максимально упростил процесс формирования сооружений из цемента.
Рождение чуда
Любая скульптура начинается с эскиза. Автор придумывает образ будущего творения, хотя по ходу воплощения что-то может меняться или появляются новые детали. Затем он сваривает каркас конструкции из арматуры и обматывает его мелкой сеткой. Чем точнее сделан каркас, тем проще в дальнейшем изготовить скульптуру.
Потом мастер наносит слоями цемент. Иногда он делает фигуру монолитной, но если есть возможность — пустотелой. Это экономия материалов и времени, ведь каждый предыдущий слой должен как следует просохнуть, прежде чем на него будет нанесен следующий.
В последнем слое мастер прорабатывает все детали.
На художника Владимир Колесников не учился, специального образования у него нет, поэтому ему приходится постоянно узнавать что-то новое, самому все осваивать на практике. Что-то находит в Интернете, но дорабатывает и доводит до ума сам.
Особенность работ Колесникова в том, что все они выполнены в цвете. Ведь серый бетон сам по себе не выглядит привлекательно, поэтому автор использует специальные фасадные акриловые краски глубокого проникновения, которые наносятся на загрунтованную поверхность. Сначала он использовал обычные краски, которые есть в любом хозяйственном магазине. Но теперь на предприятии его города на Украине специально для него делают более стойкие краски. Их цветовая гамма намного шире. Так что это не какие-то малярные работы, а, скорее, живопись по бетону. Расписывает скульптуры его дочь Елена, которая с 15 лет трудится с ним.
Образы для своих произведений Колесниковы придумывают сами. Поскольку работа у них сезонная, зимой они занимаются эскизами. Сейчас в коллекции Владимира Колесникова уже более 1000 сказочных скульптур и сооружений.
Создание фигур из цемента — занятие кропотливое и тяжелое. За день мастеру приходится перекидывать до полутора тонн раствора. Поэтому и обходятся заказчику его работы недешево.
Что нам стоит дом построить
Работая над беседкой с мангалом, Колесников в перерывах увлеченно делал наброски какого-то необычного строения. Владимир Вихлянцев поинтересовался, что за эскизы. Колесников рассказал, что вынашивает идею построить сказочный дом, и предложил Владимиру воплотить этот проект на его участке. Долго уговаривать хозяина не пришлось. После беседки с камином Вихлянцев и сам уже не хотел останавливаться на достигнутом. Идея со сказочным домом пришлась ему по душе.
Через пару лет на участке вырос четырехэтажный теремок причудливой формы с различными мелкими деталями в оформлении фасада.
Затем вокруг диковинного домика появился необычный забор, стилизованный под средневековую каменную крепость. На имитированных воротах в гараж висит замок в виде морды огромной добродушной собаки. Рядом ворота поменьше уже с головой проказницы кошки.
Скрыть такое чудо об любопытных глаз не получилось. Необыкновенный дом и беседка с драконом сразу привлекли внимание горожан. К Владимиру Вихлянцеву стали приходить и приезжать семьями, а потом и группами с экскурсиями не только жители Козельска, но и гости из других городов.
Странно, что администрацию города проект Вихлянцева не заинтересовал, хотя один из сотрудников живет по соседству — в доме напротив. А ведь это сказочное королевство уже стало визитной карточкой Козельска, и помощь властей Владимиру не помешала бы: грандиозные планы по благоустройству территории выходят за границы частных владений бизнесмена.
В некотором царстве…
За несколько лет Вихляндия пополнилась новыми сказочными фигурами и строениями. В собственности Владимира Вихлянцева почти 20 соток земли — есть где разгуляться. У каждого домика свое предназначение. Средневековый замок с металлическим забором, из которого выглядывает Кощей, — это гараж.
В высокой избушке, созданной по мотивам сказки «Джек и бобовое зернышко», с тяжелой, стилизованной под дерево дверью находится гостевая комнатка.
В добродушном слонике скрывается небольшое помещение, которое сейчас используется как подсобка для рабочих.
В каменоломнях, где якобы добывают золото, на самом деле находится скважина. Кстати, крашенные под драгоценный металл камни некоторые гости незаметно уносят с собой в качестве сувениров на память, поэтому вагонетки время от времени приходится пополнять новыми запасами «самородков».
Есть на подворье и баня с Лешим, и зимняя оранжерея в виде пещеры.
Даже туалет выглядит необычно — как домик в старом пне с оригинальной клумбой в виде чашки у входа. А мостик к нему через сухой ручей украшен фигурами оживших древесных великанов из сказки «Морозко». Смотришь на тщательно проработанные детали скульптурных композиций — драконью чешую, рассохшуюся кору деревьев, всевозможных животных, птиц, рыб, змей, насекомых — и в голове не укладывается, что все это сделано из такого грубого материала, как цемент.
В царстве Вихляндия нет лишних предметов, каждая деталь органично вписывается в сказочный антураж. В тени деревьев, как бы продолжая их ветви, раскинулись мощные качели.
Открытую площадку украшают светильники в виде пираний с жемчужинами в зубах. Правда, они сделаны из металла уже другими, брянскими, мастерами.
На участке есть несколько маленьких искусственных прудиков. Иногда гости бросают в них монетки, чтобы снова вернуться в эту сказочную страну.
Участок реки, на берегу которой расположен дом, Владимир Вихлянцев решил тоже облагородить. Русло в этом месте немного расширили. Из воды выглядывает голова лохнесского чудовища.
Через месяц-полтора планируют закончить мост влюбленных. Он выполнен в виде двух драконов — Катюши и Ванюши. Сейчас работы здесь в самом разгаре.
Власть безмолвствует
На другом берегу на пустыре расчищается место для обустройства парка отдыха для горожан и гостей. Это уже не частная территория, но Владимир благоустраивает ее на собственные средства. Воплощение мечты в жизнь забирает большую часть доходов бизнесмена: Вихлянцев является владельцем ювелирного магазина, а также реализует авторских кукол и сувениры, сделанные руками местных мастеров.
Однако есть одна проблема, решить которую как раз могла бы помочь городская администрация. От реки исходит зловоние — коллекторы забиты, и все фекалии сливаются в водоем. Отремонтировать каналы, запретить слив в воду отходов и очистить реку как раз в полномочиях местных властей. К сожалению, пока дальше слов дело не сдвинулось. Организуются разные комиссии, создается видимость работы, но ничего не меняется. Даже объявленный в России Год экологии не вдохновил администрацию Козельска заняться очисткой реки, чтобы избавить местных жителей от смрада.
Тайна железной двери
Есть в королевстве Вихляндия и свои правила поведения. Желающие могут свободно гулять по территории, фотографироваться с забавными фигурами и строениями. Причем никто не запрещает трогать скульптуры руками, садиться на них, обнимать, конечно, не причиняя им при этом вреда. Дети с любопытством исследуют все закоулки, заглядывают в домики, забираются по лестницам на балкончики, чтобы сверху насладиться великолепным обзором сказочного королевства. Единственное ограничение — не ходить по газонам и клумбам, где затаились среди цветов забавные лягушата, зайчата, ежата — экспонаты мелкой уличной скульптуры. В жилой дом Вихлянцева тоже можно попасть только с разрешения хозяина.
Кстати, сказочная отделка коснулась не только внешних стен дома. Внутри ведутся художественные работы в том же духе. В огромный зал ведет лестница с лепниной и росписью на сюжеты сказок и арки, как в старинном замке.
Здесь можно увидеть громоздкие кресла, как будто собранные из костей невиданных животных, с мягкими меховыми накидками; светильники, имитированные под факелы.
В центре комнаты расположен оригинальный камин, стилизованный под старое дерево с мухоморами и обнаженной русалкой на ветвях. Он как будто проламывает потолок, прорастая сквозь него.
Теперь предприниматель не хочет и не может уже останавливать творческий процесс. В планах тандема двух Владимиров на следующий год — создание небольшого гостиничного комплекса в виде старого корабля, вросшего в скалы, с банкетным залом и парка отдыха в сказочном стиле на противоположном берегу.
Сейчас территория подворья ограничена, а в скверике гости смогут погулять, посидеть на скамейках, отдохнуть. У остановившихся в гостинице посетителей будет возможность провести в Вихляндии несколько дней и вдоволь налюбоваться местными достопримечательностями, не упустив ни одной детали. Действительно, сложно рассмотреть все задумки авторов за короткое время экскурсии. Мы фотографировали подворье Вихлянцева на три камеры. Дома, разглядывая фотографии, удивились, что каждый из нас заметил что-то такое, чего другие не увидели.
Кто-то сравнивает ее с парком Гауди, кто-то называет ее козельским Диснейлендом… Как бы то ни было, аналога такого сказочного комплекса пока нет ни в России, ни за ее пределами. Хотя отдельные работы скульптора Владимира Колесникова уже появились в Москве, Серпухове, Химках, Крыму, Киеве и других городах.
Очень не хотелось покидать Вихляндию, но дождь усиливался, и батарейки в фотоаппарате совсем сели. А на душе было ощущение, как будто мы совершили путешествие в детство и побывали в сказке. Ради таких впечатлений стоило преодолеть путь в 140 км.