Прошло уже больше месяца как я вернулся из Антарктиды, но все никак руки не доходили до того, чтобы начать писать. В том числе потому, что для лучшего понимания и чтобы в дальнейшем было меньше вопросов, нужно дать некоторые пояснения. А их получается не мало и в этом случае рассказ становится очень объемным. Следовательно его надо разбить на несколько частей, что я и делаю. Конкретно эта, первая, часть будет информативной, но суховатой и не такой визуально привлекательной, поскольку особыми иллюстрациями ее не сопроводишь. Поэтому, мой дорогой читатель, прошу тебя запастись терпением и отнестись с пониманием к тому, что ниже будет много букв, но мало фотографий. Просто без предыстории и ряда пояснений, моя история будет не полной.
В Антарктиде я уже был. В декабре 2010 года на два дня летал на остров Короля Георга. И этому, кстати, был посвящен мой первый рассказ на Туристере. Те кто меня хорошо знают или более-менее следят за моими путешествиями, знают, что я редко возвращаюсь в места, где уже побывал ранее. Чтобы это случилось должен быть или какой-то офигенный повод, или мне это место должно было прям очень-очень понравиться, или я его «не досмотрел». Но Антарктида выбивается из этого ряда.
Дело в том, что будучи в 2010 году в Антарктиде в Антарктиде то я и не был…
Похоже я уже запутал тебя, мой дорогой читатель:-) Но постараюсь все же объяснить что я имею ввиду. Дело в том, что туристы обычно попадают в Антарктиду или на небольших круизных кораблях, которые отправляются из аргентинской Ушуайи, или летят самолетом на тот самый остров Короля Георга, на котором побывал и я. Практически все круизы ходят в одни и те же места — в район Южных Шетландских или Южных Сандвичевых островов, остров Короля Георга, реже доходят до края Антарктического полуострова. То есть все это действо проистекает в районе 60-й широты. Что в общем то достаточно далеко от Экватора. Но как мне сказал один из полярников: «…считать что ты увидел Антарктиду и понял что это такое посетив только остров Короля Георга это тоже самое, что считать, что ты увидел Россию посетив Калининград…». Все российские полярники, с которыми мне довелось разговаривать, как один утверждали, что станция «Беллинсгаузен», расположенная как раз на этот самом острове Короля Георга, «это совсем не Антарктида». Ну то есть да, географически она относится именно к этому континенту, но по климату, по разнообразию растительного и животного мира она не имеет с Антарктидой ничего общего.
«Запомни, Слава, настоящая Антарктида начинается после Южного полярного круга» — таков был вердикт людей, которые отдали этому континенту десятилетия своей жизни и повидали там всякого. И хоть я понимал, что этот самый Южный полярный круг штука достаточно условная, не согласиться я с ними не мог. И все последние годы ломал голову над тем как же мне его пересечь…
Вариантов не так чтобы и много. И все они начинаются от ~17 тысяч долларов — на самолете, на несколько дней, в район российской станции «Новолазаревская», до ~50 тысяч долларов — на самолете до Южного полюса. Есть еще несколько вариантов, но и на них цены просто атомные. Именно из-за дороговизны большинство людей довольствуются более доступными круизами или полетами в субантарктические широты. Да и на такое путешествие отваживаются далеко не много людей, поэтому те кто там побывали они уже счастливчики.
Но мне хотелось большего! Поскольку мой отец шесть раз зимовал в Антарктиде, все что связано с этим континентом всегда было на особом счету в нашей семье. Поэтому я интересовался Антарктидой всегда, много что о ней знаю и главное — у меня всегда была мечта посетить те места в Антарктиде, где мой отец работал. А говорят, что детские мечты одни из самых сильных.
Скоро сказка сказывается, да не скоро, не быстро и не просто дело делается. Одной мечты мало. Нужно что-то еще. А так как все мы, рожденные в Советском Союзе, помним, что связи в нашей стране иногда значит гораздо больше, чем деньги, то именно к ним я и решил прибегнуть для того, чтобы попасть в Антарктиду. Отца в живых уже нет, но матушка прекрасно знает многих его друзей и знакомых, большинство из которых до сих пор работают в санкт-петербургском Институте Арктики и Антарктики.
Чем же мне могли быть полезны эти люди?
А вот чем. Россия была и до сих пор остается одной из немногих стран, которые ведут активную научную деятельность в Антарктиде. В 1955 году туда отправилась наша первая антарктическая экспедиция и с того времени непрерывно ведутся научные исследования и каждый год происходит смена зимовочного состава. Часть работ выполняется при помощи авиации. Но основную часть груза и персонала в Антарктиду и обратно доставляет флагман нашего полярного флота — Научно-Экспедиционной Судно «Академик Федоров».
Временные интервалы работы судна каждый год примерно одинаковые. Поскольку проще всего проводить все работы в период антарктических лета и осени, с декабря по апрель, то судно выходит из Санкт-Петербурга в начале ноября и возвращается назад через полгода, в конце мая.
Так вот мой план состоял в том, чтобы как-то попасть на это судно и тем самым присоединиться к Российской Антарктической Экспедиции. Я пропущу все подробности того как и с кем я договаривался, но как вы понимаете, все это закончилось успешно — меня согласились взять на судно в качестве пассажира! Уррра! Антарктида наша!!!
Дальше мне предстояло только определиться с тем когда и в какую из частей Антарктиды я отправлюсь. И тут снова нужно дать некоторые пояснения в которых мне поможет схема с графиком работы 62-й Российской Антарктической Экспедиции, в которую я в дальнейшем и отправился.
Варианта поездки у меня было два. Первый, в начале декабря прилететь в Кейптаун, сесть на судно и пойти на нем в район станция «Молодежная», «Прогресс», «Мирный» и «Оазис Бангера». Этот маршрут отмечен на схеме сплошной красной линией. Очень интересное направление и там очень даже было чего посмотреть. Например, в районе станции «Мирный» есть, хоть и не большой в это время года, шанс увидеть Императорских пингвинов. Станция «Молодежная» в советский период была нашей антарктической «столицей» и имела очень большую площадь, а вот станция «Прогресс» является нынешней «столицей» и самой современной по оснащению станцией. И в целом этот район Антарктиды меньше всего посещаем туристами, можно даже сказать, что их там практически никогда не бывает. В общем это отличны и совершенно эксклюзивный вариант поездки, но он имел один существенный минус — длиться он должен был порядка трех месяцев. Увы, но на столь продолжительное время оторваться от работы я себе позволить не мог.
Поэтому более детально стал рассматривать второй вариант. Он на карте отмечен красной пунктирной линией.
Закончив в конце февраля работы в районе станции «Прогресс», судно должно было отправиться в Кейптаун, чтобы высадить часть зимовочного состава, а так же пополнить запасы провизии и топлива. После этого, в начале-середине марта «Академик Федоров» должен был выдвинуться в район станции «Новолазаревская» и «Беллинсгаузен». Этот маршрут был, конечно, менее интересен, хотя бы потому, что на нем было всего две станции и на одной из них, на «Беллинсгаузене», я уже бывал. Но неоспоримым плюсом было то, что длился он всего около полутора месяцев. Дополнительным плюсом было еще то, что после Антарктиды судно шло в Уругвай, что так же было для меня приятным бенефитом, а вот почему я объясню в последней части моего повествования. :-)
Ну что ж, решение мною принято — иду в Антарктиду в марте 2017 года. Руководство Российской Антарктической Экспедиции этот мой выбор согласовало. Осталось только купить билет до Кейптауна и дождаться начала марта:-)
В заключении первой, вводной, части я хотел бы затронуть еще один вопрос, который наверняка возникнет у моих читателей или тех, кто захочет повторить подобное путешествие. Конечно, всех интересует сколько это стоило. Честно говоря, я не знаю насколько это является коммерческой или какой-либо еще тайной, но я не получал согласие со стороны тех, кто согласовывал мое участие на публикацию этих цифр. Скажу только, что это, наверное, на порядок меньше, чем платят пассажиры антарктических круизов. По большому счету, я оплачивал только стоимость питания.
Так же стоит отметить, что наличие подобных пассажиров не является для Российской Антарктичнеской Экспедиции практикой. Судно выполняет в полярных широтах не какие-то развлекательные функции, а занимается самой настоящей научной деятельностью. Количество мест на судне ограничено и мне сильно повезло, что оно там для меня нашлось.
Вот тут вторая часть рассказа. В ней рассказывается о судне, на котором я ходил в Антарктиду, а так же о правилах и порядках царящих на нем.