В первой части моего повествования мой преданный читатель уже имел возможность ознакомиться с рассказом о том, как я попал в Антарктиду и какова была моя мотивация. В этой части я расскажу о том куда я собственно попал и какие меня там ждали законы и порядки.
И начать, конечно же, стоит с судна. А судно само по себе очень примечательное – Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров», флагман российского полярного флота.
Построено оно было в 1987 году, этой осенью исполниться ровно тридцать лет, как «Академик Федоров» пошел в свою первую экспедицию в Антарктиду. Кому-то может показаться, что тридцать лет срок достаточно большой и судно морально и физически устарело. Но я поспешу их успокоить – да, конечно, «Академик Федоров» уже давно не «мальчик» и свой юношеский возраст он тоже уже пережил, но сейчас он представляет из себя вполне зрелого, взрослого мужика, который хоть на рожон и не лезет, но и способен на многое. Возможно, причиной этого является то, что построено судно было на финской верфи «Раума-Репола». Сей факт сам по себе достаточно примечательный – Советский Союз, обладавший мощнейшим научно-техническим потенциалом, имеющий огромные производственные мощности, счел нужным отдать заказ на постройку этого судна представителям «загнивающего Запада». Не плохо бы об этом помнить нынешним «импортозаместителям», жаждущим строить все самим – даже Советскому Союзу, в который вы так мечтаете нас вернуть, не удавалось этого, чего уж говорить про нынешний, прогнивший, режим.
Ну что-то меня куда-то не туда понесло :-) Вернемся к судну. И правильным будет упомянуть человека, в честь которого он был назван – Евгений Константинович Федоров – легендарный советский геофизик, Герой Советского Союза, Академик АН, один из четырех участников экспедиции «Северный полюс-1», в 1937-38 гг.
Евгений Константинович (на фото второй справа), наряду с такими личностями как О.Ю. Шмидт, М.М. Сомов, А.Ф. Трешников, является одним из признанных корифеев советской полярной школы.
Я прибыл на судно 13 марта, вскоре после того как оно закончило первый этап экспедиции и вернулся в Кейптаун. Вот тут вы можете более подробно об этом почитать. На первое время меня разместили в каюте, расположенной на третьей палубной надстройке.
В подобных каютах, обычно, располагаются руководители каких-либо подразделений Российской Антарктической Экспедиции, помощники капитана, ну и какие-нибудь особо уважаемые люди. «Простым смертным» туда вход заказан.
Зато это позволило получше ознакомиться с бытовыми условиями тех, кто проживает в подобных каютах.
И практически сразу меня ждал приятный сюрприз в виде початой бутылки молдавского коньяка, которую кто-то из бывших жильцов оставил в отделении, предназначенном для хранения спасательного жилета.
Первая мысль, которая пришла в голову: «Эти 100-150 грамм могут оказаться как нельзя кстати, во время реальной необходимости экстренно покинуть корабль – бахнул соточку и уже не так страшно» :-)
Поскольку в экспедицию я отправился не затем, чтобы просиживать все время в каюте, а чтобы получше понять ее «изнанку», засиживаться в подобным «виповских» условиях, в мои планы не входило и вскоре с этой шикарной каютой я распрощался и перебрался на вторую палубу, туда, где располагается большинство участников экспедиции.
Здесь каюта была значительно скромнее по метражу и в принципе она предназначена для проживания четырех человек. Поскольку на этом этапе экспедиции судно было на половину пустое, жил я в этой каюте один.
Застелив постельное белье, я был несколько удивлен тому, что простыня, мягко говоря, оказалась несколько меньше матраса. И это оказалось не мое личное "везение" - у всех соседей простыни были точно такие же. Официальное объяснение сей несуразицы я получил несколько позже.
К сожалению, иллюминатор в каюте был наглухо задраен. И то что это правильно стало понятно в первый же шестибальный шторм. Дело в том, что иллюминатор расположен буквально в паре метров от поверхности воды и если зазеваться и вовремя его не задраить вся каюта рискует быть заполнена водой.
Ну а мы пойдемте дальше изучать жизненно важные части судна.
Вот так на судне выглядит "черный ящик". Расположен он на самой высокой палубе
На корабле действует достаточно эффективно работающая система опреснения воды. В коридоре расположен всегда горячий "титан" из которого можно брать воду для приготовления чая или кофе. Для работы канализации используется более «нежная» система.
Несколько раз за время экспедиции по громкой связи объявлялся временный запрет на пользование туалетами. Обычно это запрет действовал час-два. Но вот однажды, в первой части экспедиции, запрет действовал гораздо дольше и был объявлен по всему судну. После ликвидации поломки системы очистки выяснилось, что случилась она из-за того, что кто-то выкинул в унитаз…. футболку!!! Кто это и каким местом думал этот человек осталось загадкой.
А тем временем наступило 16 марта и в районе 23-00 мы отшвартовались от причальной стенки порта Кейптаун и двинулись на юг. Из акватории порта в открытое море нам помогал выходить местный лоцман, хотя, я уверен, что наш капитан не хуже с этим справился бы, т.к. уже не первый раз бывал тут.
Зато удалось понаблюдать как лихо лоцман спускается на свой катер по шторм-трапу. Причем оба судна в этот момент движутся.
За одно, кстати, можете подписаться на мой аккаунт в Инстаграмме :-) Я там @slavav
Отдельно нужно затронуть тему спорта. И стоит признать, что с этим делом на судне все обстоит не очень хорошо, если не сказать, что из рук вон плохо. Вот так выглядит спортзал. Теннисный стол, шведская стенка, турник. И всё!
А ведь с момента погрузки на судно и схода на берег вся команда, а также некоторые полярники и сезонные научные сотрудники проводят на судне по полугода. И если для команды это работа и им всегда есть чем заняться, то полярники подавляющую часть этого времени не заняты никакой работой. Во время разгрузки/погрузки на станциях еще есть какая-то физическая нагрузка (об этом позже), но все остальное время человек вынужден ее придумывать себе сам. В трюме еще имеется небольшая самодельная качалка, но совершенно не удобная. Почему не закупить 10-15 тренажеров для меня осталось загадкой. Не такие это сумасшедшие деньги.
Но, конечно, надо признать и тот факт, что причины, по которым человек не занимается спортом, всегда можно найти :-) как собственно и возможность им заняться. Поэтому те, кто действительно были озабоченны этим вопросом занимались очень простым делом – помногу ходили по палубе судна. А поскольку этих самых палуб на судне аж семь штук и по всему судну присутствует большое количество трапов между ними, дать себе приличную нагрузку не составляло большого труда. Про себя могу сказать, что я был из первой части – среди тех, кто не занимался спортом потому, что им не были созданы соответствующие условия :-) Результат – плюс три килограмма за полтора месяца… Хотя, возможно, это так же связано с тем, что за пару месяцев до экспедиции я бросил курить.
Давайте перейдем от грустной к более приятной, по крайней мере для меня, теме, а именно тому, как организовано на судне питание. Мест коллективного приему пищи на судне три – две отдельные столовые для команды и полярников и отдельное, небольшое, помещение, где принимают пищу капитан со своими помощниками, начальник экспедиции и прочие высокопоставленные лица, которые могут присутствовать на судне. Нас же, прежде всего, интересует столовая, где принимают пищу полярники и пассажиры типа меня.
За один присест в ней может разместиться что-то около ста человек. А тех кто к этой столовой «приписан» обычно больше, а иногда и раза в два больше. В этом случае вводится две смены и каждый приходит в столовую к своему времени. Кто за каким столом сидит с самого начала распределяет начальник экспедиции.
Мне выпал стол на четверых человек, прямо под иконой :-)
Рядом с иконой располагается картина, сделанная во время первого рейса «Академика Федорова» в Антарктиду, в 1987/88 годах.
А кушали мы по расписанию, часто и помногу :-) Вот вам примеры меню на несколько недель.
Как видите, питание на судне четырехразовое. В 7-30 завтрак, в 11-30 обед, в 15-30 полдник и ужин в 19-30. Каждые четыре часа. Еды много, желающим получить добавку никогда отказа не было. Более того, если какие-нибудь котлеты, сосиски, жареное мясо и прочее оставалось после того, как все поели, то их оставляли на видном месте в столовой и желающий всегда имели возможность поесть между приемами пищи, ну или взять чего-нибудь на закуску :-)
Вот на этой серии фотографий вы можете посмотреть как нас на судне кормили. Нормальная столовская еда. И лучше коку не понижать качество готовки, т.к. толпа голодных мужиков быстро объяснит ему "как надо Родину любить" :-)
Ну и кстати о закуске :-) Как вы понимаете, корабль находится в открытом море. И находится там достаточно длительное время. Как вы уже поняли из написанного выше, голодать на судне не приходится, скорее даже наоборот – лучше научиться себя ограничивать. Но совсем ограничить себя в потреблении еды не получится, а русского человека совершенно нереально полностью ограничить в употреблении алкоголя :-) И эту тему стоит раскрыть отдельно.
Все обстоит достаточно просто, если вы сезонный работник – в самом продолжительном варианте вашей работы вы зайдете на судно в начале ноября, а сойдете в мае. Но большую часть времени вам предстоит провести или в океане, или у берегов Антарктиды. Поэтому, если вы привыкли вечерком смочить горло бургундским и закусить его фуагрой с пармезаном, побеспокоится об их наличие вам придется самому.
Старший помощник капитана проводит инструктаж по правилам поведения на судне, а так же по технике безопасности
При погрузке на судно вы совершенно спокойно можете захватить с собой несколько коробочек алкоголя, никто вас за это не осудит и не будет этому препятствовать. Большинство бывалых полярников отдают предпочтение спирту – во-первых, он чище, во-вторых, занимает в два раза меньше места. Кроме того, во время экспедиции судно раза три-четыре будет заходить в различные порты для пополнения запасов топлива и провизии, и вы точно также можете воспользоваться этим случаем и пополнить свои запасы. Причем тут есть несколько вариантов. Самый простой, вы можете все купить в обычных магазинах. Но есть и другой, более выгодный и удобный вариант. За какое-то время до захода в новый порт, вы можете оставить у начальника экспедиции заявку на приобретение каких-либо продуктов. Это может быть не только алкоголь, а также, например, какая-нибудь еда или сигареты. Заказ всех участников экспедиции будет суммирован и передан судовому агенту – организации, которая отвечает за обслуживание судна в порту. И именно этот агент доставит вам весь заказ на борт судна. И проще, и дешевле, и удобнее.
Чуть сложнее с этим обстоит дело у полярников, которые остаются на год зимовать в Антарктиде. Они, любым из описанных выше способов, этот самый алкоголь, конечно, могут приобрести и тем самым сформировать свои запасы на год вперед. Но вы понимаете, что это будет очень большое количество горячительных напитков и присутствие их на расстоянии вытянутой руки может крайне печально отразиться на жизнедеятельности и работоспособности полярника. Пусть этот процесс на самотек значит для начальника станции гарантированно получить большое количество проблем в процессе зимовки. Так вот чтобы этого не допустить, весь купленный алкоголь на станции централизовано сдается на склад, доступ к которому есть только у начальника и его помощника. И в процессе зимовки начальник по просьбе полярника выдает ему его же алкоголь, соблюдая при этом принцип разумности.
Конечно, по прибытию на станцию ты можешь какое-то количество алкоголя спрятать, но на год тебе его точно не хватит. Есть умельцы, которые во время зимовки гонят самогон, поэтому сахар так же находится под особым контролем начальника станции :-) Хуже дела обстояли в 90-е годы прошлого века, когда и прежний контроль был несколько утрачен, и отбор был не таким жестким, как в советское время - народ пил на станциях всякую химию, в следствие чего много народу потравилось. Не редкими были и смертные случаи, чего ранее даже представить было невозможно.
Оставить свой заказ агенту я не успел, поэтому мне пришлось сформировать свой запас при помощи нескольких походов в магазин.
Сейчас могу со знанием дела сказать, что алкоголя надо было взять побольше :-)
На судне я находился в качестве «пассажира». В судовом «табеле о рангах» это самая вольготная категория. Команда на судне работает в соответствии с графиком, полярники привлекаются к работам по мере необходимости и начальник рейса имеет право привлечь к этим работам кого угодно. Пассажир же предоставлен сам себе и волен заниматься чем ему заблагорассудится, не нарушая судового распорядка и техники безопасности. С одной стороны, это, конечно, приятно, но меня не устраивало категорически, т.к. филонить, когда другие работают я не привык. Поэтому сходил к начальнику рейса и попросил привлекать меня ко всем работам, к которым привлекаются полярники. Начальник удивился, ответил согласием и первым делом вписал меня на дежурство на камбуз. Эта работа является обязательной для всех участников экспедиции. Причем такое же правило действует и на станциях.
Дежурство состояло из двух частей. Сначала, за день до дежурства, предстояло прийти на камбуз и почистить овощи из которых на следующий день будет готовиться еда.
В моем случае это было не малое количество картофеля, лука и вареной свеклы и еще кучи каких-то овощей. Делом это оказалось не столь тяжелым и часа за три мы со всем объёмом работы справились. Значительно упростило работу то, что картошку предварительно почистили в специальном аппарате – он снял с нее кожуру и нам осталось лишь удалить «глазки» и разрезать ее, чтобы убедиться, что она не гнилая внутри.
На следующий день пришлось переквалифицироваться в официанта-грузчика-уборщика.Что бы у окна раздачи пищи не скапливалось много народа и для демонстрации «высокой культуры обслуживания» все посетители столовой рассаживаются по своим местам.
Кастрюли с супом мы предварительно расставили на каждый стол и его каждый сам себе наливает, а вторые блюдо как раз разносят дежурные, и они же убирают грязную посуду.
Так же в обязанности дежурного входит помывка полов, правда, почему-то только после завтрака, хотя логичнее предположить, что больше всего грязи в столовую приносится днем.
Ну и если уж зашла речь о быте, то нельзя не коснуться вопроса, связанного со всякими постирушками. Мало кому по силам набрать с собой чистой одежды на весь рейс, да и не везти же потом обратно груду грязного белья, скопившегося за полгода. В этом никакой необходимости.
На палубе установлена стиральная машина, в которой вы всегда можете постирать все свое белье. Чуть хуже дело обстоит с его сушкой. Если белья скопилось много и одновременно постирало сразу несколько обитателей одной каюты, то его и физически особо негде вешать, да и климат в каюте, пока белье сохнет, будет не очень. Поэтому частенько белье вывешивается в коридоре. Нижнее белье, конечно, никто не развешивает, но рубашки, футболки и брюки практически всегда висят на поручнях.
Постельное белье на судне казенное и выдается централизовано. Правда, для меня осталось большой загадкой почему простыня на треть короче, чем должна быть… Меняется постельное белье раз в две недели. Ты должен сам его снять и отнести в прачечную.
Я задал прачке вопрос касательно размера простыни, на что получил ответ, что раньше они были нормальные, но от частой стирки сели. Этот ответ меня так же не устроил. Хотя, возможно, я просто не столь большой специалист в этом вопросе.
Связь с домом. Очень важный момент. В советское время было совсем сложно – если телеграммы отправлять можно было постоянно и в неограниченном количестве, то поговорить по телефону было и дорого, и возможностей для этого мало. Сейчас, конечно, значительно все проще. На корабле установлен спутниковый таксофон.
Покупаешь у радистов за 10 долларов карту и можешь 10 минут поговорить с любой точкой мира.
А вот с интернетом совсем плохо – его нет. Точнее будет сказать, что в принципе он имеется, но, во-первых, очень медленный и ресурс его прям сов ем мизерный, т.к. предназначен он, прежде всего, для передачи служебной информации. Но, в качестве небольшого бонуса, существует возможность через радистов отправлять и получать электронные письма небольшого объема – полстраницы/страница.
Свободное время на судне надо как-то убивать. Невозможно все время спать и есть, сам корабль вы облазите достаточно быстро и морской пейзаж не всегда будет радовать чем-то интересным, чтение тоже приедается. К сожалению, в южном полушарии, а тем более над антарктическими широтами, очень мало наших спутников связи, поэтому практически нигде нет вещания наших телевизионных каналов и радиостанций.
Периодически радисты выкладывали вот такие распечатки с новостных лет, которые иногда имели возможность скачать из Интернета.
Но в целом, все время пребывания в океане ты прибываешь в информационном вакууме и что происходит в твоей родной стране, да и в мире в целом можешь узнать только во время звонков домой. Ну и не надо напоминать, что и эти рассказы будут скудны. Конечно, если в стране случится переворот, то это будет сообщено на судно в официальном порядке, но не столь грандиозные события останутся для вас неведомыми до момента прихода в первый порт.
Чтобы хоть как-то скрасить пребывание на судне, для моряков и полярников организован самый настоящий пиратский видеопрокат. Дома я давненько с подобным не сталкивался и поэтому был страшно поражен, когда увидел все стены в районе радиорубке завешенными списком фильмов, которые можно взять в прокат.
И надо признаться, что собранный каталог, включающий в себя под тысячу фильмов, очень разнообразен и что-то интересное для себя там найдет поклонник любых жанров.
Помимо этого, в некоторых каютах установлены телевизоры и для них на судне организована внутренняя видеотрансляция. Постоянно в записи демонстрируются передач National Geographic и подобных ему каналов, а также юмористические передачи типа Comedy Club. Вечером же идут трансляции различных российских и иностранных фильмов, расписание этих трансляций каждый вечер объявляется по внутрисудовой громкой связи.
Стоит ли говорить, что подобное пиратство, в таких масштабах, да еще и такое открытое, мягко говоря, серьезно нарушает законодательство об авторском праве действующее во всех странах, куда заходит судно. И я очень не позавидую хозяевам судна, если про это когда-нибудь прознают иностранные правообладатели.
Как со связью и с развлечениями обстоит на станциях я напишу в другой части. Сейчас же давайте пройдем на корму и ознакомимся с нашей авиацией.
Состояла наша «эскадрилья» из двух вертолетов КА-32. Зачем они нужны и как они используются будет рассказано в следующих частях. Здесь же добавлю только то, что вертолеты принадлежат компании Avialift, из Владивостока. Раньше авиация, используемая в Антарктиде, также принадлежала Институту Арктики и Антарктики, но сейчас, в рыночные времена, выгоднее отдавать эту работу на аутсорсинг. Всего у компании Avialift одиннадцать вертолетов и все Ка-32 и работают они по всему миру, начиная с Арктики и Антарктики и заканчивая горными районами Ирана, нефтяными месторождениями Индонезии и тушением лесных пожаров в Турции и Китае.
Ну а тем временем, пока я обживался, изучал судно и царящие на нем порядки в небе появились птицы, обитающие в полярных широтах, а вокруг судна все чаще стали попадаться айсберги.
Сердце забилось сильнее – Антарктида рядом!
Ну что ж, мой преданный читатель, из первой части моего повествования ты узнал о том куда и зачем я отправился, в этом рассказе я постарался подробнее рассказать о том как и на чем. Дальше нас ждет самое интересное – Антарктида.
Теги:
Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия