В Антарктиду тянуло достаточно давно и на это было несколько причин. Ну, во-первых, в свое время мой отец, будучи метеорологом, несколько раз зимовал в Антарктиде, в том числе и на полярной станции «Беллингсгаузен», куда я и намеревался совершить бросок. Во-вторых, была мечта посетить в своей жизни все континенты нашей огромной планеты, а как не крути Антарктида один из них. Так как кроме Антарктиды оставались еще и другие непокоренные мною материки, то до поры, до времени я не особо интересовался тем как можно туда слетать, но к концу 2010 года сошлось все — осталась непокоренной только Южная Америка и Антарктида и появилось немного свободного времени, чтобы нормально подготовиться и осуществить поездку. Чем я и занялся в ноябре 2010 г. Первое с чем я столкнулся это то, что в российском Интернете практически нет никакой серьезной информации по этому направлению — все что есть это практически однотипные перепечатки с иностранных сайтов и совершенно однотипные туры. Поэтому больше информации о возможностях и особенностях поездки было почерпнуто не из российского Интернета. Сколько бы я не пытался найти хоть какие-нибудь рассказы или отзывы российских туристов так ничего и не нашел. Так что надеюсь что мой рассказ частично ликвидирует этот пробел и будет кому-нибудь интересен.
После долгих поисков вырисовалось две возможности добраться до Антарктиды — первая на самолете, вторая на корабле. При этом если вариантов круизов множество и разброс цен достаточно велик, то вариантов долететь на самолете не так уж и много. Есть какие-то полеты из Кейптауна в район российской станции «Новолазаревская», но проводятся они не регулярно и стоят каких-то сумашедших денег и кроме того существует требования по минимальному количеству людей. Летают самолеты из Чили, но в район станции «Беллингсгаузен». При этом из Чили рейсы являются регулярными, но проходят в основном антарктическими весной-летом — с ноября по апрель. Вроде бы что-то еще летает из Аргентины, какие-то упоминания были и про Австралию, но зачастую это оказываются чартеры, которые авиакомпании готовы организовать для больших групп туристов.
Как я уже писал выше вариантов круизов множество, осуществляются они из разных мест — из Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Чили и Аргентины. Минимальная длительность такого круиза семь дней. Размеры и комфортабельность корабля могут быть абсолютно различными и в состоянии угодить любому как самому взыскательному, так и неприхотливому туристу. При этом во время круиза вы обойдете достаточно большой кусок Антарктиды и познакомитесь со всем разнообразием его фауны. С флорой там совсем плохо — по сути один только мох и то не везде:-) Но зато громадное количество разновидностей пингвинов! Если у вас есть возможность посвятить этому путешествию достаточное количество времени, то однозначно надо ехать в круиз! Уверен — впечатлений и отличных фотографий будет масса!
Мне вариант с круизом не подходил — не было достаточного количества времени, а возможность пойти в недельный круиз на устариваюшие меня даты я упустил — все места были выкуплены. Честно говоря я не сильно переживал на сей счет, так как перспектива в неделю болтаться на корабле в Южном океане не очень меня прельщала, да и времени уж очень в избытке не было. Поэтому я остановился на варианте добраться до Антарктиды через юг Чили.
С этой целью я отослал письма с вопросами четырем российским туркомпаниям, которые, если верить их сайтам, занимались организацией туров в Антарктиду. Ответ я получил только от одной компании — Сард трэвел. Осознанно пишу здесь их название и хочу именно прорекламировать их, так как уже по завершению поездки могу сказать, что компания сработала отлично, на пять с плюсом и это стоит того, чтобы упомянуть здесь. Не самое популярное конечно направление, а к тому же у меня по-пути в Антарктиду была куча проблем — из-за плохой погоды в Европе у меня слетели все стыковки (об этом можете прочитать отдельный рассказ), но ребята меня ни где не оставляли одного с проблемой и чем могли пытались помочь! Ну и кроме того, на всем протяжении моего путешествия меня не поджидало никаких неприятных сюрпризов (ну не считаем перелет), т. е. все что компания обещала она сделала (гостиницы, гиды, трансферы и т. п.) и сделала с оговоренным качеством и без каких-то заминок. А это очень важно в таких серьезных поездках. Поэтому еще раз большое спасибо Сард Трэвелу и особенно Сергею!
Вобщем после обмена письмами с различными уточнениями мы окончательно определились с датами и маршрутом. Вылет 17 декабря из Москвы в Мадрид, там трехчасовая стыковка и перелет в Сантьяго. Ночевка в Сантьяго и 19 декабря перелет на юг в город Пунта Аренас. 22 декабря вылет в Антарктиду, ночевка на чилийской станции и на следующий день отбытие обратно в Пунта Аренас, оттуда в Сантьяго — экскурсия по городу, плюс поездка в Вальпараис.
Так как в районе чилийской Патагонии, так и в Антарктиде достаточно неустойчивая погода, то всем туристам направляющимся в Антарктиду настоятельно рекомендуют приехать да два-три дня до предполагаемой даты вылета, так как могут быть какие-то изменения. При этом при оформлении тура необходимо подписать бумажку о том, что ты понимаешь на какие риски ты идешь, не будешь в случае чего предъявлять претензии и даже если рейс будет отменен из-за погодных условий тебе вернут не всю оплаченную тобою сумму.
Кстати о деньгах! Из Пунта Аренса существуют два вида туров — однодневный и двухдневный. Однодневный стоит 3000 долларов, двухдневный 4000 долларов США. Не дешево, чего уж там говорить, но выбора, как я уже писал, особого нет! Перелеты и организацию пребывания на станции обеспечивает чилийская авиакомпания DAP, http://www.aeroviasdap.cl
Вобщем все формальности были улажены, тур полностью проработан, деньги заплачены и 17 декабря я двинулся в сторону Антарктиды и вечером 19 декабря прибыл в Пунта Аренас. До вылета в Антарктиду оставалось два дня. Сразу скажу — в Пунта Аренасе делать совершенно нечего — городочек совсем маленький без каких-то серьезных памятников или еще чего, что интересно было бы посмотреть. Все достопримечательности Пунта Аренаса можно посмотреть за полдня. Поэтому особо там туристы не задерживаются, а переезжают в город Пуэрто Наталес (примерно в двух-двух с половиной часах езды) и делают это с одной только целью — посетить Национальный пакт Торрес дель Пайне. И оно того стоит, поверьте мне!!! Места красивейшие, множество совершенно не боящихся человека животных! Огромная территория и прекрасно организованный сервис, который удовлетворит все запросы!
9
11
16
22
23
18
22
Только нельзя совершать ошибку, которую совершил я — не надо ездить в Торрес дель пайне на день-два!!! Вы даже по-верхам толком ничего не увидите! Ехать туда надо минимум дней на пять-неделю и вот только тогда этот парк предстанет перед вами во всем своем величие и красоте! Но, к сожалению, наверное, я мало времени уделил организации пребывания именно в Чили — все же основной целью моей поездки была Антарктида, а менять программу уже тоже было поздно. Поэтому мое пребывание в этом великолепном месте кроме как пробежкой не назовешь:-(
Посетив Торре дель Пайне и съездив к колонии магеллановых пингвинов (30 минут езды от Пунта Аренаса)
17
14
Я был совершенно готов к завершающему броску на Антарктиду. Но перед этим, в 18–00, 21 декабря, предстояло еще обязательно посетить брифинг, который проводит авиакомпания. Целью данного брифинга является еще раз рассказать туристам что их ждет и с чем предстоит столкнуться. Вобщем ничего страшного не говорят, в основном это то, что в Антарктиде нельзя мусорить и весь мусор после поездки мы увезем с собой (нельзя даже окурки кидать на землю), Антарктида это все же суровый континент и надо быть осторожным и слушаться гида, животные там практически не бояться человека, но это не значит что их можно трогать или кормить — категорически нельзя! Ну и всякие организационные вопросы решаются — кого когда и откуда забрать, так как авиакомпания организовывает трансфер из вашей гостиницы до аэропорта, ну и обратно тоже.
Так же на брифинге становится понятен состав делегации. Я совершенно забыл сказать ранее о том, что лететь в Антарктиду придется на шестиместном самолете Beechcraft King Air 100, ну плюс еще два пилота. Поэтому наша делегация и состояла из шести человек — я, представляющий Россию, семейная пара из Англии, молодая девушка из США, которой родители по какому-то поводу подарили эту поездку, индус, работающий в Google, ну и конечно же китаец:-) Я даже пошутил в том духе что мы вшестером представляем добрую половину человечества! :-) Ну это не сложно имея в составе китайца и индуса:-)
Кстати, забыл упомянуть — этот маленький King Air используется только для двухдневных поездках в Антарктиду, для однодневных, из-за их большей популярности, используется так же малоизвестный BAE-146, который вмещает до 60 пассажиров.
6
Выезд был намечен ранний — за мной машина заехала в 4–30 утра. В аэропорту мы были в начале шестого утра, быстро прошли все полетные формальности (они абсолютно такие же как и на обычных рейсах) и в шесть утра пошли на взлет…
2
12
У меня нет никаких страхов перед полетами, да и летать приходится очень много, но после того как наш самолетик оторвался от земли и начал набирать высоту… ну вобщем было маленько не по себе:-) Патагония славится тем что там практически всегда дуют очень сильные ветра. И вот когда такая маленькая машинка поднимается в небо и ты видишь как пилоты борются со встречным боковым ветром, то волей-неволей имя господа упомянешь:-) Ну вобщем всеми правдами и неправдами добрались мы до высоты порядка 5000 метров и продолжили свой путь в сторону Антарктиды. Самолет болтать перестало и часика через полтора был даже предложен легкий ланч.
2
Три часа полета и под крылом самолета появилась Антарктида!
10
Вот она Terra incognita!!! Совершив кружок над взлетной полосой приземляемся на грунтовую взлетную полосу, принадлежащую чилийцам. К трапу самолета сразу подъезжаем Mitsubishi L200 с чилийскими номерами, откуда выходит бородатый мужик представившийся нам как Алехо и проинформировал о том, что он работает на чилийской станции и будет нашим помошником во время пребывания в Антарктиде. Надо признаться он слово свое сдержал — ни один вопрос, ни одна просьба не остались неудовлетворенными, ну и кроме того, мужик являясь ученым очень хорошо знает Антарктиду и прекрасно о ней рассказывает.
1
5
Первое удивление — мой мобильный телефон сообщил о поступлении мне смс!!!! Там работает чилийский мобильный оператор! Вот это неожиданно! Сразу же позвонил домой. Уж и незнаю сколько это удовольствие там стоит, но оно все же стоит того! Как выяснилось дальше мобильная связь работает на достаточно большой территории. По крайней мере везде где мы были она работала. Исключение только остров с пингвинами, но он действительно находится далековато.
Минут через десять после нас на полосу приземлился еще один самолет, который, как мы выяснили зафрахтован группой из десяти американцев, которые прибыли в десятидневный тур по «долинам и взгорьям» Антарктиды. Ребята очень основательно подготовились к поездке, даже закупили одинаковые куртки и штаны, в том числе на двух пяти-семилетних детей.
Вот такой большой и шумной компанией мы проследовали в направлении чилийской станции.
Вообще чилийскую станцию сложно назвать научной, в отличие от станций из других стран. В соответствии с Договором об Антарктиде, подписанным многими странами, Антарктида является ничейной территорией, на которой не могут располагаться военные базы никакого государства. А мало того что Чили считает вот эту часть Антарктиды своей и даже называет ее Chileno Antartico, так в основном на этой станции работают военные из чилийских ВВС и ВМФ, а чисто научных работников практически и нет. Так что основные битвы за Антарктиду еще впереди…
А обосновались чилийцы там основательно — помимо собственной взлетной полосы они имеют на станции школу для детей служащих там военных, свой госпиталь, отделение банка, церковь, сувенирный магазин и почтовый офис. По сути своей это уже небольшое поселение, в котором проживает более ста человек. Прямо по соседству с ней располагается российская полярная станция «Беллингсгаузен». Вообще границу между станциями с первого взгляда определить довольно сложно.
Сразу по прибытию на чилийскую станцию нам провели экскурсию по ней, после чего вручили дипломы подтверждающие наше посещение Антарктиды. Правда сразу после их вручения у нас их забрали, чтобы мы их не намочили или не потеряли, так вот отдать их назад нам забыли и на момент написания данных строк я нахожусь в переписке с чилийцами пытаясь согласовать отправку моего диплома курьерской почтой:-)
Сразу после церемонии с дипломами мы отправились в сторону острова, на котором проживает большая колония пингвинов. При этом пингвины Адели совершенно спокойно шастали и по территории станции, совершенно не смущаясь присутствия людей.
5
Перед тем как отправиться на остров нас попросили одеть поверх нашей одежды горнолыжные костюмы и огромные резиновые сапоги, что вызвало у нас некое недоумение — мы и так были одеты не плохо и каких-то проблем от нахождения на улице не испытывали. На что гид нам сказал что одеть их все же стоит и это в наших интересах так как место в которое мы едем является по сути своей птичьим базаром и как на любом птичьем базаре вся его территория покрыта толстым слоем птичьего помета… Поэтому если мы хотим сохранить в целости и чистоте свою одежду и обувь, то в наших же интересах одеть предлагаемую одежду. Пришлось с этим согласиться, и как выяснилось дальше совершенно правильно.
Пятнадцать минут на резиновой лодке под мотором и мы прибываем к колонии пингвинов.
19
Как и предупреждал гид, запах стоит специфический и почва под ногами, до куда не достают волны, представляет в массе своей месиво именно из того самого помета. Но в принципе это не сильно, а точнее совершенно, не обламывает, так как созерцание пингвинов на таком расстоянии, наблюдение за ними и фотографирование приводит в полный восторг! Насколько пингвины все же необычные и забавные существа! При этом совершенно не боятся человека принимая его самого за пингвина.
25
25
22
14
33
24
10
Декабрь месяц отличается тем, что незадолго до этого у пингвинов вылупляются птенцы и родители начинают их выхаживать. У пингвинов считается удобно иметь место в ямке на верху какой-нибудь горушки, а мест для всех не хватает, поэтому частенько между ними происходят стычки, которые в большей степени представляют из себя принятие воинственной позы и окрикивание соперника. Но что-то я не видел чтобы хоть один пингвин этого испугался:-)
5
Как я уже писал, пингвины совершенно не бояться людей и подпускают их на близкое расстояние, его можно даже погладить, но гид просит этого не делать. Уже только ради одного посещения колонии пингвинов и их фотографирования в подобных условиях стоило посетить Антарктиду!
Сразу после пингвинов возвращаемся на станцию и отправляемся к лежбищу морских слонов.
1
Идти до них километра два-три, но при этом приходится сначала штурмовать гору, а потом спускаться по очень крутому склону усыпанному мелкими камнями, приходится быть осторожным. При подъеме почва временами представляет из себя густую, вязкую жижу и в одном из таких мест наша американская сподвижница умудряется залезть в нее так, что не может поднять из нее ни одну из ног и погружается в нее сантиметров на тридцать-сорок. Приходится идти к ней на спасение с риском самому застрять в этой жиже, которую я перед этим предусмотрительно обошел. Мишель, а так звали нашу сподвижницу, пытается предпринимать самостоятельные попытки выбраться из месива, но ни к чему хорошему это не приводит — в один из моментов у нее левая нога выскальзывает из сапога и она чуть было не потеряла равновесие и не плюхнулась в грязь. Вобщем с горем пополам я вытащил ее ноги из жижи и вывел на сухую землю, посоветовав дальше следовать за мной.
Посещение морских слонов так же не оставило равнодушных людей — животные действительно близко подпускают к себе, по сути на столько, на сколько у вас хватит смелости. Вот лично я подходить очень близко к самцу морского слона не решился — больно уж здоров и суров на вид, а на деле проверять уровень его миролюбия не очень хотелось:-)
31
7
25
32
11
15
14
15
Насладившись общением с еще одними обитателями Антарктики мы проследовали в сторону станции, где нам обещали обед. Ну описывать меню не буду, скажу только что обед был вполне на уровне — сытный и вкусный. Во время обеда все обменивались впечатлениями, у всех действительно был большой эмоциональный подъем от увиденного. За трапезой к нам присоединился Алехо и всем участникам нашей экспедиции представилась возможность задать ему все интересующие вопросы и Алехо на все из них очень подробно ответил.
Это здание банка на чилийской станции
3
Здание школы для детей служащих на чилийской станции
Чилийский госпиталь
После обеда мы направились с визитом на китайскую станцию. Расстояние до нее километра два-три, которые мы преодолели на Mitsubishi L-200, за рулем которого был Алехо. Причем часть народа разместилась в салоне машины, а часть в кузове.
Китайская станция конечно же поражает своим масштабом. Двух-трехэтажные
здания, все совершенно новое и частично требующее внутренней отделки. Но так было далеко не всегда и как бы для сравнения китайцы пока оставили здание, в котором они жили раньше.
2
1
1
Через пару дней на китайскую станцию должен был прибыть с визитом Вице-премьер КНР, поэтому большинство персонала были заняты подготовкой к этому знаменательному событию, поэтому мы не стали им очень сильно надоедать и после небольшой экскурсии покинули станцию и отправились к себе.
По прибытии на станцию нам были продемонстрированы помещения в которых нам предстояло провести ночь. Это были небольшие комнаты с двухспальными кроватями и общим санузлом. Все достаточно скромно, но вполне комфортабельно для того, чтобы провести одну ночь.
Наши полярники как-то не очень любят когда их станцию посещает большое количество туристов, поэтому в нашей программе не было предусмотрено ее посещение и общение с работающими там учеными. Программа подразумевалось только посещение православной часовни.
Меня такой расклад не устраивал и поэтому я заранее связался с нашим Институтом Арктики и Антарктики (ААНИИ), который располагается в Санкт-Петербурге и попросил людей знавших моего отца замолвить за меня словечко и получить разрешение на посещение станции. Впринципе, как я понял дальше, этого можно было заранее и не делать — наши полярники вполне рады видеть соотечественников. Хоть какое-то новое лицо после года зимовки в окружении одних и тех же людей. Но все же если у вас в программе не будет предусмотренно посещение станции «Беллингсгаузен», то следует попросить чилийцев позвонить начальнику нашей станции и получить разрешение на визит. В принципе это формальность, но соблюсти ее все же нужно. Уверен что отказа вы не получите.
Вобщем разместившись (я предусмотрительно занял нижнюю кровать) и бросив свой багаж я отправился на нашу станцию.
Добрался до нее с легкостью — идти-то метров сто:-) я сразу отправился к начальнику станции. Посидели, попили чаю, после чего меня пригласили на ужин. К сожалению, фотографий с нашей станции у меня не так много, т. к. я увлекся общением с полярниками и было как-то не до фотографии. Но общение получилось очень интересным и душевным. Быт наших полярников организован вполне достойно — есть все что, чтобы скрасить непростые будни зимовки. А главное есть дружный и сплоченный коллектив, которым руководит суровый, но справедливый начальник станции.
Конечно же сейчас там работать гораздо комфортнее чем пятнадцать-двадцать лет назад. Есть даже Интернет, присутствует телефонная связь и полярники даже вполне успешно пользуются ип-телефонией. На станции показывают два российских телевизионных канала — ОРТ и РТР-планета.
8
8
10
3
2
1
Вобщем вдоволь насладившись общением с соотечественниками я проследовал назад. Можно было заночевать и на нашей станции, но я не стал злоупотреблять гостеприимством. Вернулся на базу и сразу принялся разбирать фотографии — фотодень прошел вполне достойно, особенно конечно понравилось фотографировать животных.
В здании где мы располагаемся работает wi-fi и работает вполне прилично. Конечно большие объемы информации отправлять не получается, но чтобы почитать новости, проверить почту скорости вполне хватает. Почему-то не получилось воспользоваться скайпом, возможно имеются какие-то сетевые настройки, которые его режут. На российской станции полярники пользуются скайпом — видео конечно не очень качественное, но голос проходит вполне качественно. Закончил разбирать фотографии, проверил почту, бокальчик белого вина и спать. Заснул моментально — день был очень насыщенным, да и вставать перед вылетом пришлось очень рано.
Встал пораньше и пошел в сопровождении Алехо еще погулять в расположении российской станции и посетил расположенную там церковь Святой Троицы. Красивая, лаконичная церковь.
13
2
3
Пообщался со служащим там священником
9
1
На память о посещении самого южного православного кладбища взял образы Святой Троицы и свечки. Что приятно все эти вещи можно там брать бесплатно.
Дальше погулял по округе, после чего со сподвижниками отправились в сувенирный магазин, расположенный на чилийской станции. Сувениры совершенно обычные, ничего такого, что нельзя найти в Пунта Аренасе. Более интересно было посетить почтовый офис. Там можно отправить открытку или письмо домой, а так же поставить себе в паспорт печать удостоверяющую посещение Антарктиды. Проделав все это пошли собираться в обратную дорогу.
7
Перелет обратно в Пунта Аренас был не столь комфортным как за день до этого. Дул очень сильный ветер, при посадке самолет постоянно сталкивался с сильным боковым ветром. В итоге приземлились мы на левое колесо с сильным креном и только проехав так метров десять встали на второе колесо.
В заключении могу сказать что у меня получилось совершить прекрасное путешествие! Антарктида прекрасна и величественна! Скупая, суровая, но по-своему красивая природа! Там встречаются животные, которых вы больше нигде не встретите в дикой природе, зоопарки не в счет! Туда хочется вернуться, но это будет уже совсем другая история!