Синтра и Дворец-Невидимка.
Бон диа Лишбоа… Прекрасный берег и Белем.
Наступил понедельник 7 ноября, начало новой недели и моего нового направления в исследовании Португалии, Оставив основной багаж в чемодане на попечении хозяев гостевого дома Лиссабона Rossio Alojamento Local, прихватив с собой маленький рюкзачек и минимум необходимого, я отправилась на Север страны в круговой маршрут, как обычно спланировав его так, чтобы не повторяться и через три дня вновь вернуться в Лиссабон.
Первый день был очень-очень насыщенный, по пути следования хотелось заглянуть в каждый городок, а по сему у меня было много автобусных переездов, и от того, как предварительно и тщательно я изучила расписание и маршруты следования, зависел конечный результат. Вот таков был план:
- Лиссабон метро Campo Grande— Обидуш Óbidos(Caldas da Rainha)-в 7–00 (в пути 1–10), в 8–00 на месте.
- Óbidos —Caldas da Rainha -в 9–30, 10–30, 12–00 (в пути 15 минут)
- Caldas da Rainha-Лейрия Leiria-10-10, 11–40, (в пути 1час) в 11–10 на месте.
- Лейрия -Баталья Batalha- 11–15, 11–30, 12–15 (в пути 30 минут)
- Баталья- Лейрия 14-38-14-55, 16-20-16-42
- Лейрия -Порту —16-00-18-40, 17-15-20-30 (1перес.), 18-30-20-55.
При поиске расписания пользовалась вот этими сайтами: Rodotejo (www.rodotejo.pt) , Rede Expressos (www.rede-expressos.pt), билеты покупала либо на автовокзалах, либо у водителей.
Что получилось, а что нет, будем смотреть уже по ходу пьесы, темным я выделила время, в рамки которого должна была вписаться, рядом-запасной вариант. Сбой был однажды, но в этот раз хоть не по моей вине. В конечный пункт — Порту я прибыла по графику.
В Португалии очень хорошо развит транспорт: автобусами и электричками можно уехать в любой конец страны. Это в основном комфортабельные и современные виды транспорта, особенно если говорить об автобусах. Относящиеся к разным компаниям они оформлены в едином стиле. В каждом из них установлен кассовый аппарат и водитель без проблем продает билеты (вспомнилась Бавария с аналогичными услугами). Исключением являются автобусы, следующие на дальние расстояния, в них обязательно нужен билет, купленный в кассе автовокзала.
Автодороги отличные, повороты строго по круговым развязкам, автовокзалы, как правило, находятся среди домов, вход спрятан в подворотнях: огромные автобусы, петляя по узким городским улочкам едва протискиваются через узкие проемы, а, заехав внутрь удивляют огромные территории вокзалов.
Первым городом в моем списке на сегодня стоял сказочный белоснежный Обидуш,
первый автобус в его направлении отходит в семь утра с вокзала у метро Campo Grande, который находился очень далеко от исторического центра, где я жила. Вариант с городским автобусом я даже не рассматривала, их сеть очень хорошо развита, но все равно рисковать не хотелось, а привычный для меня транспорт-метро в Лиссабоне слишком долго спит и работать начинает только с 6–30! Это ну очень поздно, поэтому единственный оставшийся у меня вариант: такси. Такси в Лиссабоне востребовано и накануне рядом с ж/д вокзалом я видела очень много свободных машин, ожидавших своих пассажиров. Утром, в начале седьмого, я отправилась на площадь Россио,
находящуюся буквально за углом-в трех минутах ходьбы от отеля. На привычном месте такси не оказалось, но, пройдя через всю площадь у здания театра я села в первое свободное
и пожилой португалец всего за 6–35 евро и минут за 20 домчал меня по пустынным улицам до автовокзала Campo Grande . Увидев толпу у здания, я испугалась, приняв ее за очередь в кассы, но это оказался вход в метро. Площадь перед метро огромная и вся просто утыкана остановками, автобусами, попробуй-ка разберись тут.
Без паники, все эти автобусы городские, а на междугородние надо пройти вправо под эстакадой на другую сторону дороги и первая остановка как раз в сторону Caldas da Rainha.
Ночь медленно и нехотя уступала дорогу утру, а я, пока ждала свой рейс, еще раз изучила расписание: автобусы ходят часто в течении всего дня начиная с 7–00 утра и до 0–30 ночи с интервалом в полчаса, 40 минут и более. Сказав водителю, что мне надо до Обидуша (Óbidos), я получила билетик за 7–60 евро и вместе всего лишь с несколькими пассажирами на огромном комфортабельном автобусе отправилась в свое самое насыщенное однодневное путешествие.
За час с небольшим с погодой творилось что-то невообразимое: облачное небо вдруг потемнело и пошел дождь, внезапно прекратившись и показав шикарную, яркую, огромную разноцветную радугу-дугу, двойную, четким полукругом украсившую и без того красивые пейзажи со стоящими вдалеке стройными рядами ветряных мельниц,
которые вживую я видела впервые в жизни! Когда я вышла в Обидуше светило яркое теплое солнце, синее небо без единого облачка призывало скорее войти в древний утренний пустой городок, построенный на склоне горы, спрятанный за высокими каменными крепостными средневековыми и прекрасно сохранившимися стенами и находящийся под бдительным оком замка- вишенкой на белоснежном торте!
К нему-то я и хотела направиться сразу же, но мое внимание привлек акведук, не очень высокий, но очень длинный, одним хвостом уходящий в даль, а другим упирающийся в городок. Акведук, протяжённостью три километра, был построен по приказу Катарины Австрийской в XVI веке и обеспечивал водой городские фонтаны.
Какое неповторимое ощущение бродить по незнакомому сказочному городку в полном одиночестве, разглядывая извивающиеся улочки,
крошечные белоснежные домики, покрытые черепичной крышей и окруженные цветущими бугенвиллиями,
улавливать только тебе видимые детали
Аналогичные пакеты с булочными изделиями я не один раз встречала вот так висячими на калитках. Думаю это помощь пожилым людям.
и ощущать атмосферу аутентичности.
Город был основан кельтами, а позже оккупирован римлянами, вестготами и маврами. Только в XII веке первому королю Португалии Альфонсо Энрикешу удалось изгнать мавров и получить его обратно в португальское владение, тогда же была построена и крепость и стена, защищавшие Обидуш от врагов на протяжении многих веков.
Спустя почти столетие, в 1282 году, король Дениш преподнес Обидуш своей жене, королеве Изабель в качестве подарка на свадьбу. Изабель очень любила городок и часто посещала это красивое место. С тех пор вплоть до 19 века, Обидуш передавался по наследству королевам Португалии и был их личной собственностью, за что и получил свое второе название — город королев.
Название города восходит к латинскому слову oppidum, что означает «цитадель», «крепость».
Чем ближе я подходила к величественному и старинному замку, тем чаще стали встречаться местные торговцы, готовившие город к встрече с туристами. Вход на территорию замка свободен и по крутым ступенькам слева от входа я сразу же забралась на стену, оказавшуюся без ограждения!
Замирая от страха, стараясь зазевавшись не рухнуть вниз, любуясь панорамными видами, я прошла по всему периметру замка. Можно было пройти по крепостной стене далее, обойти весь город, но мне очень хотелось еще побродить по его улочкам. На территории замка видны всевозможные и разноплановые строения, подготовленные для различных мероприятий, кое-где трудились рабочие, что-то сооружали, перетаскивали с места на место и везде наводили порядок.
Со стен замка открывались чудесные панорамные виды.
Замок Обидуш является одним из ярчайших образцов средневековой португальской крепости. В здании замка создана самая первая поузада Португалии, т. е. отель в историческом сооружении! Хотелось бы мне хоть раз переночевать в таком месте, услышать завывание ветра в каминной трубе, лязганье рыцарских доспехов, блуждающих ночью по темным коридорам, смех дам, кружащих им головы, вой собак, в нетерпении ожидающих охоты!
Вот есть такие места, покинуть которые нет сил, тянешь время, удерживаешь себя, цепляешься взглядом за все буквально! Обидуш для меня именно такое место!
К следующему автобусу из Лиссабона, в 9–40 я уже была на остановке
и воодушевленная отличным началом дня продолжила путь далее в Каис-де-Раинью. Да, отведенного времени на чудесный Обидуш было мало, да, я с удовольствием побродила бы здесь еще пару часов, прошлась бы по стене, но на сегодня у меня была далекая конечная цель -Порто и приходилось довольствоваться тем, что имела. Но и это было хорошо!
Первый совет: будьте в Обидуше ровно столько, сколько захотите, чтобы потом не было мучительно больно от недосмотренности!
Билет, купленный у водителя за 1–85 евро, минут 15 пути и я вышла на автовокзале в Каис-де-Раинье чтобы пересесть на другой автобус, который в 10–10 и за 7 евро повез меня в ЛейрИю Leiria. Название города надо произносить именно так, с ударением на последний слог.
В Каис-де-Раинье на вокзале все очень четко организовано: покупаешь билет в кассе и идешь к номеру терминала, указанному в билете, усаживаешься в автобус согласно места.
Но в моем случае вреднющая кассирша почему-то продала мне билет в Лейрию на проходящий автобус, следующий через пять минут после основного, водитель которого, не пустивший меня и видя мою растерянность, остановил полупустой автобус посреди двора и, оставив своих пассажиров, вышел показать мне, где стоит нужный автобус. А стоял он в стороне от основных терминалов, на выезде и уже опаздывал.
Проходящие автобусы останавливаются под навесом слева по центру фото.
Да и ехал он к тому же не по основному автобану, а по всем близлежащим к нему поселкам и городкам, из-за этого я потеряла минут 30, но увидела провинцию, милые белые домики и усадьбы
и даже Атлантический океан вдали, а когда мы заехали в Назаре-бухту с яхтами
Подъемник виден по центу фото.
Затем автобус проезжал большой сосновый корабельный и мачтовый лес, находящийся между Лейрией и Атлантическим океаном, высаженный по приказу короля Диниша I для защиты от песчаных дюн и поставок древесины для судостроения.
Автовокзал в Лейрии больше, чем в Каис-де-Раинье, но какой-то бестолковый и в билете, купленном в кассе, не была написана конкретная, нужная туристу информация. Видя, что до отъезда в Баталью Batalha осталось 5 минут, а автобуса я так и не нашла- обратилась за помощью к обслуживающим вокзал служащим-мужчинам, сидевшим в отдельном помещении. Один из них взял мой билет и прошелся по территории, заглядывая на лобовые стекла, в поисках названия следования. Не обнаружив нужного, зашел в спец. помещение, сказал что-то находящимся там парням, после чего один из них взял микрофон, да, да, самый обычный микрофон и пошел с ним по территории вокзала в поисках нужного автобуса, что-то в него говоря.
Длинная крыша-это крыша автовокзала в Лейрии.
Автобус на Баталью нашелся, но стоял он где-то в стороне и на нем не было названия. Милый, симпатичный, молоденький и очень доброжелательный водитель пытался прилепить на лобовое стекло вставленный в файлик листик с названием-Баталья. Билет на автобус за 2–35 евро я купила в кассе на вокзале, хотя могла бы как обычно-у водителя, но я же на цивильном автовокзале, поэтому и воспользовалась услугами сервиса. Я взгромоздилась на первое сиденье и вместе со мной сели два пассажира, еще парочка подсели на остановках, на которых огромный автобус останавливался, как городской. Маленькие деревушки, по узким улочкам
которых автобус лавировал как огромный бегемот среди крошечных зверушек, деревья с яркими зелеными листьями и полуспелыми лимонами,
холмы, на склонах которых прилепились белоснежные домики, постоянно привлекали внимание, но я ждала другого вида, и минут через 30 он появился справа по ходу автобуса! Долгожданный фасад шикарной доминиканской обители Санта-Мария да Витория (Santa Maria da Vitória na Batalha),
пиками устремленный в голубое небо. Но прежде чем высадить нетерпеливую меня, водитель по всем правилам португальского дорожного движения покружил своего бегемота по близлежащим улочкам, разворачиваясь строго на круговых поворотах, словно совершая круг почета.
Помятуя о том, как пришлось искать автобус на автовокзале, я не спросила, а лишь поинтересовалась у водителя, когда же следующий назад, в ЛейрИю. Задумавшись на мгновение и поразмышляв, он назвал время: 14–00 и вдобавок спросил-Ок? Ну конечно же «ок» радостно закивала я и помчалась к очередной своей мечте, маячившей вдали за крышами домов. Только подлетев к монастырю, я глянула на часы и увидев, что уже 13–10, я была несказанно удивлена (уужеее столько? Но почему именно сегодня так быстро летит время?), огорчена, но делать было нечего: я ощутила себя в жестких рамках туристической группы, строго ограниченной по времени. А оставаться на дольше и потом ждать неизвестно когда пожелающего прибыть автобуса я не могла, ведь у меня еще в планах подняться на гору в Лейрии и посетить второй за сегодняшний день замок. Любители меня поймут, не может быть много замков, даже в один день. А этот просто красавец, настоящий, средневековый, призывно маяча сверху так и зазывал.
Но я отвлеклась, тем временем уже выискивая выгодные ракурсы, хотя смысл их искать?
Откуда ни посмотришь, сооружение слишком шикарно, слишком красиво
и в какое-то мгновение мне почудилось, что я уже видела нечто подобное, очень похожую архитектуру. Ну конечно же, дело было в Сеговии, потрясший меня кафедральный собор ну очень похож на этот! А время неумолимо и громко отстукивало секунды, минуты, заставляя меня отвлекаться и постоянно смотреть на мобильник!
14 августа 1385 года король Жуан I дал обет, что если его войскам удастся разгромить кастильцев в важной битве при Алжубарроте, то он построит потрясающей красоты монастырь, посвященный Деве Марии. Помните, я писала об этом, рассказывая о монастыре ду Карму.
Он победил и в результате этой победы Португалия обрела независимость от Испании и получила прекрасный монастырь Баталья (Mosteiro da Batalha)— яркий пример португальской пламенеющей готики. Это красивейший образец стиля мануэлино, одно из самых передовых архитектурных решений своего времени.
Зайдя внутрь я замерла, любуясь витражами и их бликами, как разноцветными солнечными зайчиками, отражающимися на светлых колоннах.
Вход в сам собор бесплатный, но чтобы посетить два места (клуатр и часовню) вход в которые находится в противоположных углах собора, надо заплатить 2–3 евро.
Второй совет: будьте в Баталье ровно столько, сколько захотите, чтобы потом не было мучительно больно от недосмотренности!
Вернувшись на остановку к положенному времени я не обнаружила автобуса, но несколько пассажиров и в том числе те двое, что составили мне компанию в поездке сюда, терпеливо его ожидали. Ровно в 14–00 подошел проходящий автобус, следовавший в Лейрию, высадил пассажиров, взял девушек с билетами, а мне, предложившей наличные, разведя руками и извиняясь, отказал. Следовательно, в Лейрии на вокзале надо брать сразу билет туда и назад, потому как в Баталье вокзала нет, просто остановка. А почему я не сделала этого, на ум не приходит ни одного варианта- просто не подумала.
Вернувшись в Лейрию, по крутому склону горы я спешно отправилась в замок-крепость.
История города восходит к римской империи на смену, которой пришли мавры. Лишь в XII веке король Дон Афонсу Энрикеш освободил город от мавров и приказал построить крепость
с которой открываются замечательные виды на город и холмы.
Вид со стен замка на современную Лейрию.
Кроме крепости-замка Лейрия имеет свои прелести. Построенная на холмах
и древние памятники делают ее достойной посещения.
Третий совет, последний: Исходя из двух предыдущих советов, резюмирую- спланируйте свое путешествие так, чтобы была возможность остаться хотя бы на одну ночь в Лейрии. Этот город может стать отправным пунктом в близлежащие исторические места, которые вам захочется непременно увидеть. И главное- в этом случае вы не будете торопиться.
Из Лейрии я уехала в четыре часа, ох уж эти короткие осенние дни, выйдя в Порту на автовокзале Rede Expressos, находящемся на улице R. de Alexandre Herculano, недалеко от моего гостевого дома, Residencial Triunfo
я сразу же ощутила северный ветер и задрожала от холода! Прекрасно, все теплые вещи на мне, а действительно теплые остались в Лиссабоне в чемодане!
Тем не менее прятаться в помещении мне не хотелось и я еще около часа побродила по вечерним улочкам потрясающего Порто, не веря, что я здесь!