Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалин. Александровское побережье: Остаться в живых — часть 2

Сахалинская область — Россия Август 2006

«…Доброе утро Последний герой,

доброе утро тебе и таким как ты…»

Виктор Цой

Продолжение. Начало см.https://www.tourister.ru/responses/id_18079

Как это было…

Отбор участников, на проект, названный нашей командой ШМЛ «Последний герой», изначально содержал огромное количество элементов неожиданности и зависел от факторов, порой от нас не зависящих. Аббревиатура ШМЛ расшифровывалась как школа молодого лидера, а название проекта, было заимствовано из песни Виктора Цоя. При этом, мы в информационных сообщениях, сразу опровергали версию схожести с одноименном телешоу.

Отбор происходил в несколько этапов. На первом этапе мы подготовили пакет информационного сообщения и задание на первый тур. Пакет включал в себя письмо директору школы, участнику проекта и анкету в виде теста из огромного количества вопросов (около 600, разбитых на 4 задания), что позволяло выбрать тех детей, которые на наш взгляд обладали необходимыми качествами для данного проекта.

В письме директору школы после официальной части, кроме всего прочего, на наш взгляд, были четко прописаны моменты, которые позволят ему поднять уровень воспитательной работы в своей школе:

Мы предлагаем десятиклассникам Вашей школы стать «Последними героями», лидерами, способными самостоятельно принимать решения, уметь работать в команде, улаживать конфликты, выживать в экстремальных ситуациях, создавать проекты, проводить PR-кампании и многое, многое другое…

Такая форма работы, как непрерывный полевой тренинг для учащихся 10-х классов, реализуется в России впервые, и Ваши учащиеся могут войти в историю как первооткрыватели.

Мы просто уверены в том, что юноши и девушки после прохождения ШМЛ станут теми людьми, на которых можно будет положиться в Вашей школьной работе. Они будут помощниками и инициаторами новых начинаний в Вашей школе. На эту работу мы и будем нацеливать их на нашем проекте. Кроме этого мы надеемся на то, что эти ребята помогут организовать такие школы в районе или Вашей школе.

Ан нет, именно директора, нам эту первоначальную часть чуть и не завалили, как мне кажется, в силу своей инертности. Где-то потеряли письма, где-то они затерялись между завучем и директором, где-то их не так донесли до школьников. Пакеты рассылались напрямую по школам, так как мы вовремя сообразили, что подключая еще и министерство, ставящее своей целью культивирование грамотного потребителя, мы рискуем завалить реализацию проекта. Тем не менее, мы после первого тура имели 163 участника, а после проверки анкет было отобрано 67 участников второго тура. В институте социологии СахГУ я выпросил двух студенток, которые очень аккуратно и профессионально обработали все эти анкеты. Работали они с ними около недели, в конце предоставили интерпретацию анкет и напросились в лагерь волонтерами.

Второй тур провели сразу, после первого. Здесь разработали анкеты из четырех блоков, среди которых были задания такого, например, плана:

Из пункта, А, в пункт Б вышел охотник средних лет, но до пункта Б не дошел, так как оказался в экстремальной ситуации, он заблудился в тайге и потерял при переправе реки продукты питания.

Вопрос

Сколько может продолжаться период безопасного голодания, если известно, что масса тела охотника 70 кг, погодные условия благоприятны, водопотребление не ограничено, пищи нет вообще, а в день он проходит до 30 км?

Подсказка

Суммарно энергетические резервы организма составляют на 70 кг массы тела:

15 кг. жировой клетчатки, что соответствует 135 000 ккал;

6 кг. мышечного белка — 24 000 ккал;

0,15 кг гликогена мышц — 600 ккал;

0, 075 кг гликогена печени — 300 ккал;

Суммарно это составляет примерно 160 000 ккал, а 40 — 45% этих резервов можно израсходовать без прямой угрозы для существования организма.

Были и другие, подобные этому. Анкеты обработали и к маю месяцу определились с участниками, их получилось 30 человек. Но тут мы опять допустили ошибку. Нам бы нужно было еще оставить резерв, в несколько человек, на всякий пожарный случай, а мы этого не сделали. В результате в Южно-Сахалинск приехало только 27 человек, с перевесом девушек 14/13. Но это было уже не так существенно.

Участники ШМЛ Последний герой в полном составе
Участники ШМЛ "Последний герой" в полном составе
Карта-схема участников ШМЛ Последний герой
Карта-схема участников ШМЛ "Последний герой"

Сразу после приезда начались тренинги на знакомство, сплочение и командообразование, проводимые нашим психологом. Запустили программу «Безопасный мир», которая оказалась очень интересной, благодаря тому, что преподаватели были не только от спонсора, на этом помешанного, но и от поисково-спасательного отряда, которые выложились на 150%. Ребята с МЧС были практиками и в интересной форме, живописно-дотошно, с берущими за душу примерами, убедили молодые и растущие организмы, в том, что выживание — вещь нужная и архиважная. РОСТО ДОСААФ выделило каждому участнику проекта по 5 пулек пострелять в тире, на чем их вклад в проект закончился.

Тренинг на командообразование
Школа Безопасный мир. Занятия по ТБ
Школа "Безопасный мир". Занятия по ТБ
Школа Безопасный мир. Занятия по ПМП
Школа "Безопасный мир". Занятия по ПМП
Школа Безопасный мир. Занятия по ПМП. Мальчики завидуют муляжу
Школа "Безопасный мир". Занятия по ПМП. Мальчики завидуют муляжу
Школа Безопасный мир. Занятия по ПМП. Какой крепкий поцелуй, аж бинт приклеился
Школа "Безопасный мир". Занятия по ПМП. Какой крепкий поцелуй, аж бинт приклеился

19 июля, вечером, все загрузились в поезд и отправились на север. Ночная поездка была, как вы догадываетесь, шумной и веселой, особенно для других пассажиров. Да и что можно было ожидать от почти тридцати «последних героев» с рюкзаками, ожидающих необычного, романтичного и интересного путешествия. Я к счастью, при этом не участвовал, так как выехал за пару суток раньше, для организации всего процесса в нашем базовом пункте — городе Александровске.

Погрузка в автобус на станции Тымовск

Раскладки по продуктам были сделаны заранее, осталось только закупить необходимые продукты, погрузить их на кунгас и отправить в то место, где планировалось разбить полевой лагерь. Сама по себе задача, была достаточно тяжела в физическом плане, ведь закупить трехнедельное питание на 40 человек и упаковать его — не одна сотня килограмм. В середине второго дня закинув последний ящик в кунгас, я помахал отошедшей лодке и отправился наконец-то немного отдохнуть — на встречу с александровскими инструкторами. Это само по себе было удобно, взять их из Александровска, так как они хорошо знали побережье и особенности этого маршрута. Всего с нами отправилось трое. Равдугин Володя, в то время начальник отдела образования, культуры и пр., в миру альпинист и пешеходник. Бренцан Олег — педагог местного ДДТ и Рузанов Валерий Павлович, военный пенсионер, на должности секретаря комиссии по борьбе с несовершеннолетними. В общем, все при исполнении своих непосредственных обязанностей. За это я сахалинцев с севера и люблю. Вот где вы еще увидите, чтобы заведующий РайОНО, инструктором на маршрут вышел…

На маршрут выходили, чтобы не мешать и не пересекаться, тремя группами. Кто в какой, решали по желанию, у кого не вышло — тянули жребий. Формирование групп происходило весело и шумно, решили дать каждой свое название, и сразу началась конкуренция, потому как наступил серьезный этап — оценка групп и каждого индивидуально.

Прохождение маршрута. День первый

В первый день вышло две группы, одна берегом из порта, вторая под моим руководством через перевал, с выходом на побережье в районе Черной Речки. Встретиться они не могли, так как местом ночевки «портовской группы» было выбрано место за мысом Каменный Балаганом в районе запрудного озера, отстоящего от нашей стоянки на восемь километров. Моя группа, несмотря на явное преимущество в расстоянии (почти 8 км), которое необходимо было преодолеть, тем ни менее по сложности маршрута не уступала первой. Нам было необходимо подняться и спуститься с горного перевала хребта Крутого. Утром, обе наших группы отправились на начальные точки маршрута, кто в порт, кто к подножью перевала. Вахтовка забросила нас к р. Большая Александровка, откуда и началось… Сам перевал, называемый Октябрьский, небольшой, его высота не превышает 500 метров над уровнем моря, но очень крутой, с затяжными подъемами и спусками. Детишки, пройдя с полной выкладкой первые пару сотен метров, присели и как-то сникли. На 18 минуте традиционно послышался первый вопрос о том, а сколько еще идти и я начал в уме считать количество этих вопросов. За 11,5 км маршрута вопрос прозвучал 97 раз, мы 24 раза останавливались передохнуть, дожидаясь отстающих.

Маршрут. Идем на перевал. Внизу долина Большой Александровки
Маршрут. Идем на перевал Крепкие орешки загрустили
Маршрут. Идем на перевал "Крепкие орешки" загрустили

Октябрьский перевал очень живописен. Начальная точка маршрута находится на высоте около 120 метров над уровнем моря, на поляне левого берега р. Бол. Александровка, в месте пересечения грунтовых дорог ведущих на побережье Татарского пролива (Черная речка, Октябрьское) и в урочище Бутаково и село Михайловка. Поляна заросла сахалинским высокотравьем, это и белокопытник широкий (в народе — лопух, к которому никакого отношения не имеет), тысячелистник, кипрей, шиповник иглистый. Чуть в глубине и далее по склону к реке — заросли крапивы узколистной и купыря лесного. Все это под 3–4 метра. Приречные заросли образует ива и ольховник Максимовича.

Маршрут первого дня

Водораздел Крутого хребта и сам перевал Октябрьский находится в ложбине, между высотами 526,1 м. и 557,1 м., по обе стороны, от грунтовой дороги связывающей берег Татарского пролива в районе Черной речки — Октябрьского и долину Большой Александровки. На перевале типичный вторичный каменноберезовый кустарниковый горный лес, с лесообразующими породами — березой каменной Эрмана и подлесоком с рябиной бузинолистной, рябиной смешанной, бересклетом крылатым, сазой курильской (в народе — бамбук), кедровым стлаником (заменяющим у нас кедр, которого здесь нет) и угнетенной порослью ели аянской. На перевал детишки выползли, изображая эту угнетенную поросль, и тут же попадали неподвижно в шелестящие бамбуки. Стало легче, на перевале порывами доходили потоки морского ветерка. Спускались и вновь поднимались уже легче. Через несколько километров вышли на развалины Средней Медвежки — бывшего поселка шахтеров. Глядя на узкую долину речушки под названием Чаша, с трудом представлялось, что здесь можно расположить хоть одно строение, уж больно круто. Однако был вот поселок. Рассказал детишкам про его незавидную историю.

Вообще это место имеет трагическую историю. Здесь около полуночи, ровно 72 года назад, 9 февраля 1945 г. сошла самая разрушительная снежная лавина в СССР. Массы мокрого снега (по оценкам объемом до 170 тыс. м2) засыпали жилые дома, в которых оказались заживо погребенными 236 человек из 470 живущих в поселке. Уцелели ушедшие на танцы в Октябрьское и бывшие на смене в шахте. Ночью упала температура, и спрессованный мокрый снег превратился в подобие бетона. Грохот лавины услышали в соседнем поселке Октябрьском, на берегу моря. Началась организация спасательных работ. К середине ночи прибыли спасатели из поселка, а к утру — горняки Макарьевского рудника. Лопатами ничего сделать было невозможно. Начали взрывать крупные завалы и выпиливать снег пилами. В два засыпанных двухэтажных дома пробивались через крышу, а затем пробивали пол и добирались до первого этажа. Только лихорадочные действия в течение 3 дней позволили извлечь из-под снега 233 человека (3 нашли только по весне). 123 человека были найдены мертвыми, а 5 человек вскоре умерли от полученных повреждений. В апреле 1945, здесь снова сошла лавина, гораздо меньших объемов, была снесена конюшня на окраине поселка. Погибли конюх и 9 лошадей. Не смотря на это, люди жили здесь до 1962 г. пока не закрыли угольную шахту и весь Октябрьский поссовет.

Детишки напряглись, помрачнели и пошли бодро. В целом, добрались мы до конечной точки через 6 часов, со средней скоростью 1,9 км/ч, что для крутого перевала, не так и плохо. На берег выбрались изнеможённые и сразу полезли в море. Остаток дня прошел в постановке палаток (дети это делали в первый раз), приготовлении ужина на костре (тоже в первый раз) и судя по бурным разговорам в обсуждении увиденного, услышанного и прочувствованного.

Вышли к морю. Вид на север. Хмурый вечер
Вышли к морю. Вид на юг. Хмурый вечер

Вечером подвели итоги и провели первую оценку. Об этом немного подробно. Каждый вечер, группе раздавались заготовленные бланки, где каждый в баллах оценивал каждого. В эту оценку входила, как правило, оценка вклада участника в «общее дело». На этом этапе, когда шла активная фаза маршрута, оценивалась поддержка, которую они делали друг другу, помощь при переправе через препятствия, помощь у костра и т. п. (что некоторые тоже делали впервые в жизни). Потом в полевом лагере, прибавился вклад, который участник внес на занятиях и в бытовой жизни. Все это оценивалось, составлялся рейтинг (туристеровская «карма»), и участник набравший большее количество баллов становился «Последним героем» конкретного дня, недели и всего проекта. Из трех групп выделялось три «Последних героя», которые затем в самом конце соревновались между собой, за звание «Последнего героя» — самого-самого.

Система оценок подразумевала оценку инструктора и в лагере преподавателя (модераторы), но уже групповую. Были и минусовые баллы, за грязь в лагере, палатках, грязную посуду и прочее. Эти баллы влияли на общий балл, получаемый в конце «рабочего дня» и переводили в «Круглики» — валюту полевого лагеря. Круглики — по названию мыса Круглый, где находился лагерь. 1 круглик был примерно равен 1 рублю. А вот на эти круглики можно было купить всякие вкусности в лагерной фактории, которая работала с 19.00 до 20.00, около штабной палатки.

Круглики - валюта ШМЛ Последний герой
Круглики - валюта ШМЛ "Последний герой"

Дело в том, что по приходу в лагерь все группы получили свой объем обычных продуктов, а из него уже планировали самостоятельно, что конкретно будут готовить. В ассортимент входили: крупы, консервы, тушенка, масло, сахар, сгущенка, мука, чай, специи и прочее, что берем с собой в поход. В фактории же продавалось на заработанные круглики, то чего всегда не хватает — конфеты, шоколад, пряники, печенье, фрукты, компоты и всякие другие вкусности.

Представляете стимул. Во-первых, группа коллективно не только выбирала, что брать, но и активно зарабатывала своей учебой. Во вторых самостоятельность в меню, умение распределить по дням, то, что есть в наличии. Хочется больше тушенки в кашу — пожалуйста. Полбанки сгущенки в чай, при одной банке на всех — ради бога, только понимайте, что если вы это сделаете, то баллов индивидуальных вам группа не даст, и героем вы не будете. А ведь в группе все с лидерскими качествами…

Мне кажется, что нам всё-таки удалось создать и систему управления, и самоуправления, и стимулирования, не на первый день, а так постепенно, к концу первой недели.

Группа Спецназ у тоннеля через мыс Жонкиер. Фото: Олег Бренцан
Группа "Спецназ" у тоннеля через мыс Жонкиер. Фото: Олег Бренцан
Группа Спецназ за мысом Ходжеро. Фото: Олег Бренцан
Группа "Спецназ" за мысом Ходжеро. Фото: Олег Бренцан
Группа Спецназ у водопада Ираида. Фото: Олег Бренцан
Группа "Спецназ" у водопада Ираида. Фото: Олег Бренцан

К вечеру, уставшие от первых впечатлений, все угомонились и заснули. Моя группа, которую детишки окрестили «Крепкие орешки», на Черной Речке, за хребтом, на озере Октябрьском спала группа «Спецназ», а в Александровске дремали, нервно вздрагивая, готовые выйти утром на маршрут мальчишки и девчонки из группы «SOS». Над темным, тихим морем стояла полная луна, и ее дорожка пролегала прямо к палаткам, через догорающий костер.

Временный лагерь на следующее утро. Появились бракоши
Временный лагерь на следующее утро.
Временный лагерь на следующее утро. Солнечно.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.