Вообще изначально я в Киев не собирался. Но тут случилась эта восточноевропейская поездка, при разработке маршрута которой я вдруг оказался в Кишиневе, откуда за вменяемые деньги было никуда не улететь. А раз так, то вот рядом там была Одесса, а от нее уже на поезде недалеко и до Киева, откуда летает наш национальный авиаперевозчик — Estonian Air. Ни в Одессе, ни в Киеве я до этого не был, а потому оба этих города хорошо ложились в формат моего путешествия — максимум новых впечатлений за минимум времени:)
В Киеве у меня было запланировано провести два дня. Вот только с погодой явно не повезло. Как раз перед самым отъездом, в конце марта, в новостях по телевизору сообщили, что весь Киев засыпало снегом. Снег за неделю конечно почти весь растаял, но теплее и приятнее в городе от этого не стало. Ну что же, делать нечего, я спустился в метро и поехал в центр города.
Первым делом в Киеве я решил пойти на тот самый Майдан. Ну, на тот момент под словами «тот самый» имелся в виду 2004 год. До начала известных событий тогда еще оставалось примерно месяцев семь.
Вот он, тот самый Майдан Незалежности, уходящая вверх Институтская улица с пешеходным мостиком и гостиница Украина.
МетроБуд — это Метрострой по-украински
Вот такие скульптуры можно увидеть на Майдане:)
А это уже Михайловская площадь и Михайловский Златоверхий монастырь. Михайловский собор был возведен в 1108–1113 годах. Предполагается, что это был первый на Руси храм с золотыми куполами, и что именно с него пошла традиция покрывать купола золотом.
В это сложно поверить, но в 1930-х годах исторический собор был снесен. Удалось спасти лишь элементы оформления — древние мозаики и фрески, которые были перенесены в различные музеи, в том числе в находящийся неподалеку Софийский собор. На месте снесенного храма предполагалось выстоить правительственные здания, но в итоге так ничего построено и не было. Михайловский собор был выстроен заново на том же месте и снова освящен в 1999 году.
Отдельно стоит колокольня собора, построенная в 1720 году. Сносили и восстанавливали ее вместе с основным собором.
Здесь же на Михайловской площади стоит памятник княгине Ольге. Его, кстати, снесли еще раньше монастыря — сразу после революции. Скульптурную группу тоже восстановили в 1990-х.
От Михайловской площади совсем недалеко до знаменитого Софийского собора.
Вот Софийский собор меня и отвлек, в то время как отсюда надо было пройти в сторону Андреевской церкви и знаменитого Андреевского спуска. Потому вставлю сюда лишь панораму с Google Street View -
Софийская площадь и Софийский собор. Собор построен при Ярославе Мудром, в 1037 году. Почти тысячу лет назад! Сейчас, наряду с Киево-Печерской Лаврой, входит в список ЮНЕСКО по Украине.
Всегда почему-то думал, что знаменитый памятник Богдану Хмельницкому стоит на Крещатике, а он неожиданно оказалася на Софийской площади.
София Киевская. Южная въездная башня и пристенные кельи
Комплекс «Золотые ворота». Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это — главные ворота города, одни из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром. Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Из записей путешественников XVI—XVII вв. известно, что уже к этому времени Золотые Ворота были полуразрушенными.
В 1982 году, к празднованию 1500-летия Киева, Золотые Ворота были полностью реконструированы, несмотря на то, что не сохранилось достоверных изображений или планов того, как они выглядели в древности. Золотые ворота были воспроизведены в предполагаемом первоначальном виде. Работа проводилась в спешке, и сама конструкция имела ряд недостатков. Некачественный бетон и деревянные укрепления стали быстро разрушаться, и здание утратило первоначальный вид. В 2007 году была закончена очередная реконструкция, в ходе которой была проведена консервация и реставрация сохранившихся ещё со времен Ярослава Мудрого частей ворот, обновление внешнего вида и замена деревянной облицовки.
Вид через Владимирский спуск на Крещатый парк. Красные башенки — это бывшие водонапорные башни киевского водопровода. Сейчас в них размещается «водно-информационный центр» — музей воды, созданный при поддержке Дании.
Александровский костел. Построен 1817–1842
В этот момент вспомнилась виденная как-то давно фотография с аналогичным предупреждением — «Осторожно, возможно падение элементов фасада» :)
А это гостиница Днiпро, где я жил. Позже она прославилась кадрами, как оттуда выходили и рассаживались по автобусам «правосеки» с непонятными длинными футлярами. Хотя чего тут непонятного — чай не оркестр с музыкальными инструментами.
Вот примерно такой был маршрут в первый день -
Во второй день пребывания в Киеве у меня был выбор — поехать в Киево-Печерскую Лавру или в расположенный неподалеку музей истории Великой Отечественной Войны. Там мне хотелось посмотреть вблизи на знаменитую статую Родины-Матери. Еще там довольно большое собрание советской бронетехники, но вот на нее уже не хватило времени. Вот уже давно замечаю — если на какой-то город выделяется больше, чем один день, то это приводит к тому, что время бездарно теряется сначала на сидение в интернетах вечером, а потом на долгий сон утром:(
Советский тяжелый танк Т-10. Производился с 1954 года. Сколько было произведено точно, не знает даже Википедия. Интересный разброс — от 2500 до 8000 штук:)
Техника времен войны в Афганистане. Она же современная украинская военная техника.
В отдельном здании — музей Афганской войны. У входа посетителей встречает танк Т-62.
А вот и сам монумент Родина-Мать. Построен в 1981 году. Высота вместе с пьедесталом — 102 м. Открывал памятник 9 мая сам Л. И. Брежнев.
Интересные факты из Википедии —
Планировалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом, однако от этой идеи отказались. Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50×50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР. Она изготовлена на Киевском заводе имени Парижской Коммуны с учётом рекомендаций института электросварки имени Е. О. Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25–30 т. Скульптуру собирали специально построенным стометровым краном. Позднее этот кран демонтировали. Для контроля за состоянием всех строительных конструкций установлен строгий режим геодезических инструментальных обследований. Регулярные ежегодные обследования показывают отсутствие каких-либо отклонений относительно динамического равновесия. Согласно выводам специалистов, монумент «Родина-мать» должен простоять свыше 150 лет. По расчетам, статуя может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов.
Для передвижения людей и технического обслуживания скульптуры в середине смонтированы два лифта — вертикальный и наклонный (движется на катках под углом 75 градусов), оборудованы площадки для осмотра. Один из лифтов поднимается с девятью остановками до самой головы Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Можно подняться в «руку» со щитом и в другую — с мечом. Там тоже есть монтажные площадки. Летом 2002 года был разрешен подъём экскурсантов на площадки отметок 36 метров и 92 метра. Однако после того, как в апреле 2003 года посетитель упал с верхней площадки и разбился, доступ туристов был ограничен.
Я походил, посмотрел, народ внутрь не заходит, значит подняться не дадут. Да у меня и времени уже не было, самолет скоро.
Советские танки в веселенькой ЛГБТ-расцветке. Ветераны не одобряют:)
Героические композиции у входа
Горельеф. Кстати, в курсе, чем ГОрельеф отличается от БАрельефа?
Горельеф — когда фигуры выступают из стены более, чем наполовину, а барельеф — когда менее, чем наполовину
Если пройти чуть подальше, с холма открывается вид на Днепр и мост Патона, по которому проходит трасса E95. Кстати, сегодня у нас на эстонском Радио 4 поставили песню Алисы как раз с таким названием. И в этой песне были такие слова — «Там, где Нева становится морем, я вижу Крымский мост» :)
Вдали виднеется Киево-Печерская Лавра, но на нее времени уже не было.
Ну и вездесущий Стас Михайлов:)
Тут я подумал, а не съездить ли в Пакистан? И в итоге съездил, правда случилось это уже спустя три года после этой поездки:)
Неужели это я по 2.5 км в обе стороны прошел? Неблизко от метро получается.
А дальше я поехал на станцию метро «Харьковская», откуда ходят автобусы в аэропорт Борисполь.
Скажу сразу — с аэропортом Борисполь у меня не сложилось. Дело в том, что меня еще дома просили привезти из Киева Киевский торт. Приехав из Одессы, я этот торт видел в одном из магазинов на вокзале, но тогда покупать его было как-то глупо, не ходить же с ним потом по улицам. Спустя некоторое время в городе мне попался магазин ROSHEN, но и тогда покупать торт я не стал. Почему-то понадеялся на аэропорт, тем более что к ЧЕ по футболу в Борисполе, как я знал, был открыт новый современный терминал. И почему я только думал, что в аэропорту будут продаваться торты? Но ведь на ж/д вокзале же продавались! Однако в аэропорту меня ждал облом. Да, терминал новый, просторный, однако магазины перевести в него из старого терминала — забыли. Из всего, что было в международном зале, это два крошечных дьютика на выходе с паспортного контроля, в которых постоянно стояли очереди, ну и такая же симметричная пара буфетов чуть подальше. Ну вот как так можно, а? Крупнейший аэропорт большой страны, главный хаб национального авиапервозчика, и при этом — совершенно позорно пустая транзитная зона. Ну вот как же, а где же ювелирный магазин BVLGARI? А где купить новую сумку от Samsonite? :) А всякие национальные сувениры? А книги в дорогу? Я уж не говорю про Киевский торт :)
Я про эту проблему написал в ru-travel еще тогда, в апреле 2013 года. Мне в комментариях рассказали, в чем там была причина —
«Даже не то, что не достроили. Там до сих пор идет конкурентная борьба между компаниями за право размещать магазины дьюти-фри. Одни компании выигрывают конкурс, другие обжалуют. А решение вопроса затягиваются. Деньги и жадность, вот и все :(»
А еще кто-то написал, что проблемы там системные и так просто их не решить — для магазинов в международной зоне просто не предусмотрено место. О как.
И правда. Уже в конце 2013 года я снова оказался в Борисполе по дороге в Дубай, и по сравнению с началом года ничего там в этом плане не изменилось. И лишь в августе 2015 года, когда мы летели через Киев в Баку, магазины в зоне вылета наконец-то появились. Хотя места там, надо сказать, действительно было предусмотрено немного — зона вылета хоть и длинная, но довольно узкая.
Кстати, про Киевский торт. Вставлю сюда цитату из одного древнего рассказа, ссылка на который высветилась внизу страницы. Фото - Википедия.
В Киеве надо обязательно попробовать Киевский торт, для того, чтобы влюбиться в него и привезти его в качестве вкусного сувенира. Причем купить всем – себе, родственникам, друзьям. Количество – насколько рук хватит. Потому что Киевский торт из Киева – замечательно вкусный. Слои безе, слои крема, миндаль, другие орешки, коньяк, даже кремовые розочки наверху – всё невероятно вкусное. Только есть одна тонкость. Самый вкусный торт в Киеве делают на кондитерской фабрике «Рошен». Только там и нигде больше, все остальные торты только носят гордое название «Киевский», но его не оправдывают. Коробки у этого торта – большие, круглые, на белом фоне ярко-зелёные листья. Но! Не забудьте увидеть имя производителя на этикетке - Roshen. Мы покупали его на Крещатике в одноимённом универсаме, почти около Майдана, на правой стороне по ходу движения к нему. На вокзале – не «Рошен»!
Ага, видимо именно этот магазин на Крещатике мне и попался!
Пока писал рассказ, самому стало интересно, что же это за чудесный Киевский торт, что я не купил. Залез в Википедию -
Кииевский торт — продукция, рецептура и технология которого была разработана в 1956 году на Киевской кондитерской фабрике имени Карла Маркса (ныне Киевская кондитерская фабрика Roshen).
История создания тоже интересна - якобы торт получился по ошибке -
Однажды кондитеры забыли положить в холодильную камеру партию яичного белка, предназначенного для бисквита. На следующее утро начальник бисквитного цеха Константин Никитович Петренко с помощью 17-летней помощницы кондитера Надежды Черногор, чтобы скрыть ошибку коллег, на свой страх и риск переложил застывшие белковые коржи масляным кремом, посыпал ванильной пудрой, украсил поверхность цветочным орнаментом. Так появился предшественник торта, которому было суждено на долгие десятилетия стать визитной карточкой Киева.
И еще прикол - именно сегодня на новостных сайтах появилось сообщение - Украинская Roshen закроет фабрику в Липецке :) Походу украинского президента все же затравили этой фабрикой :)))
Но вернемся в Борисполь. Зато там прикольные туалеты. Заходишь туда, а в каморке, откуда двери в кабинки, противоположная стена - стеклянная! И выходит на бетонку, где уже стоят самолеты :)
А последним штрихом поездки было то, что при посадке в самолет Estonian Air нас на автобусе повезли из нового терминала по бетонке куда-то далеко-далеко, километра два наверно ехали, пока не доехали до… старого терминала! Оказалось, что эстонский CRJ-900 прячется именно там :)
А по прилету в Таллин билет на автобус на автовокзале я покупал вот в таком модном «хипстерском» автомате. Красиво, правда?