В предыдущем рассказе мы вышли из огромного, но пустоватого Кафедрального собора и направились к прилепившемуся к нему с северной стороны небольшому баптистерию, посвящённому святому Иоанну Крестителю.
В предыдущем рассказе мы вышли из огромного, но пустоватого Кафедрального собора и направились к прилепившемуся к нему с северной стороны небольшому баптистерию, посвящённому святому Иоанну Крестителю.
Построили здание в романском стиле в конце XII столетия, в 1260 году кое-что перестроили, и с тех пор баптистерий дожил без всяких изменений до наших дней. Квадратное здание с плоским куполом и небольшим дополнительным куполом над кубической апсидой скрывает внутри одни из самых выдающихся и хорошо сохранившихся росписей в Венето.
Любоваться внутренним убранством помогает система больших окон, которая прекрасно освещает всё внутреннее помещение. Посредине баптистерия находится крестильная купель, установленная в том же 1260 году.
В алтаре установлен полиптих с изображением Мадонны с Младенцем и композициями с изображениями историй из жизни Иоанна Крестителя, Крещения Христа, фигурами святых по обе стороны.
Всё внутреннее пространство баптистерия полностью покрыто фресками, написанными в 1375 — 1376 годах Джусто де Менабуои из Тосканы. Этот художник изучил манеру Джотто в мастерской его ближайшего ученика Мазо ди Банко, после чего был приглашён в Падую.
Своим циклом фресок Менабуои представил всю историю Земли от первых дней творения до Страшного суда, через страдания, смерть Христа и прославления праведников.
Можно рассмотреть четырех евангелистов и несколько ветхозаветных пророков. На стенах баптистерия вся история жизни святого Иоанна Крестителя, земная жизнь Богоматери и Христа, в апсиде — сцены из Апокалипсиса, на которых в подробностях изображены события из «Откровений» Иоанна Богослова.
Необычайно яркими красками расписан купол со сценой райского торжества, развернувшегося рядом с полуфигурой благословляющего Божьего спасителя Пантократора, держащего открытое евангелие. Рядом с Христом — ангелы, святые, а также фигура Богоматери.
В каждом итальянском городе перед собором обязана быть Кафедральная площадь. И Падуя не исключение. Разве что Пьяцца дель Дуомо в этом городе не самая главная площадь.
На восточной стороне площади выделяется элегантный палаццо Бонафари, готический дворец был построен ещё в XIII веке для Бонафари Бальдо, старшего советника герцога Каррара. Узкая улочка справа от дворца ведёт в средневековый еврейский квартал, в эпоху Возрождения жители которого были изгнаны из города.
С северной стороны площадь ограничивает Палаццо дель Монте ди Пьета, построенное в XIII веке для известного ростовщика Ринальдо Скровеньи. В XIV веке после пожара здание забросили. В начале XVI века францисканцы купили здание для ломбарда и банка взаимопомощи, подробнее о финансовой деятельности монахов ордена я уже писал в рассказе о Виченце. А реконструкцию палаццо сделал известный архитектор из Вероны Джованни Мария Фальконетто. Интересно, что в ходе реконструкции он сохранил две фрески XIII века над входными дверями.
Слева от дворца-ломбарда Джованни Баттиста делла Скала построил в XVII веке Арку Валларессо — триумфальную арку в честь капитана из Венеции Валларессо Альвизе. Примечательно, что не за военные победы, а за его усилия по оказанию помощи жителям Падуи во время эпидемии чумы 1630 года, когда капитан своими грамотными действиями сумел локализовать и ликвидировать эпидемию.
На этой фотографии на фоне баптистерия можно не заметить скромную колонну с железным крестом наверху. На самом деле, колонна стоит на очень примечательном месте — здесь был построен первый христианский собор сразу после эдикта императора Константина, в IV веке. Конечно, от него ничего не осталось, кроме блоков фундамента под площадью.
От северо-восточного угла Кафедральной площади уже видна Часовая башня, которая обозначает начало соседней Пьяцца дей Синьори.
На Пьяцца дей Синьори на протяжении столетий билось сердце города, именно здесь устраивались городские карнавалы, фестивали, рыцарские турниры. Площадь существовала в современных границах уже в XIV веке, когда для её создания был снесен целый квартал, простиравшийся перед церковью Сан-Клементе.
В том же XIV веке была построена Часовая башня. Произведение архитектора Якопо Донди было закончено в 1344 году, башня сначала служила восточными воротами ко дворцу герцогов Каррара. В 1437 году Джованни и Виченцо Джампьетро изменили вид башни, отремонтировав установленные на ней старейшие в Италии астрономические часы, которые с тех пор постоянно действуют. Входная арка была в 1531 году переделана архитектором Джованни Мария Фальконетто в своеобразную триумфальную арку, которая вела к Суду Капитанио, то есть верховного венецианского представителя, который находился на месте средневекового дворца Каррара. Арка получилась полностью в римском духе, с двумя фигурами Ники-победы, хвалебными надписями и львом Святого Марка. В двух нишах выставлены бюсты святых Антония и Просдоция. По бокам от Часовой башни симметрично стоят Палаццо Капитанио — влево и Палаццо Камерленги XVI века. Палаццо Капитанио было резиденцией венецианского верховного представителя в городе. Перед Часовой башней стоит колонна Марчана середины XVIII века — это монумент, составленный из частей церкви Сан-Марко, в том числе из древнеримского мрамора. Каменный лев работы Санавио сравнительно новый — 1870-го года, он заменил льва, разбитого наполеоновскими солдатами.
Башня пятиэтажная — первые 3 этажа содержат части часового механизма, другие 2 — резиденция главного часовщика, который отвечает за техническое состояние механизмов. Кроме часов и минут, механизм показывает положение зодиакальных созвездий, фаз Луны, времён года. Но часы имеют и две интересные особенности. Первая — они были сделаны в соответствии с геоцентрической системой Птолемея, когда в центре не Солнце, а Земля, вокруг которой всё и крутится. Вторая — отсутствует знак Весов. Это потому что в системе Птолемея Скорпион и Весы были объединены в один знак.
На южной стороне Пьяцца дей Синьори стоит Лоджия делла Гран Гуардия, где находилась резиденция главнокомандующего австрийской армии в то время, когда Венето было в составе Австрийской империи. Но построено здание было гораздо раньше — в 1533 году для заседаний Большого городского совета. Построил его всё тот же Фальконетто между 1530 и 1553 годами.
На восточной стороне площади Пьяцца дей Синьори среди средневековых домов стоит античная церковь Сан-Клементе. Это очень старая церковь — первое упоминание относится к 1190 году. Несколько раз церковь перестраивалась в ходе реорганизации площади, пока все её стены полностью не закрылись пристроенными домами, и сейчас виден только парадный фасад, обращенный на площадь.
Колонны с коринфскими капителями делят фасад на три части, в двух нишах установлены статуи святых Иоанна Крестителя и Элигия XVII века, а горельеф с изображением святого Климента датируется XIV веком. Пьяцца делле Эрбе и Пьяцца делле Фрутта по сути одна огромная торговая площадь, разделённая Палаццо делла Раджоне в XIII веке. А торговали здесь ещё с римских времён.
На месте Пьяцца делле Фрутта с античных времён продавали, в основном, овощи и мясо птицы. После строительства Палаццо делла Раджоне в лавках под ним обосновались продавцы тканей, мехов, одежды и обуви, а всё остальное пространство под открытым небом отдали под овощной и мясной рынки.
В центре Пьяцца делле Фрутта стоит средневековая колонна. Колонна — не памятник и не религиозный монумент. Почти тысячу лет до середины XX века использовалась как «центр рекламы и информации». На ней торговцы вывешивали свои предложения, позднее управление рынком информировало о расположении палаток торговцев.
В юго — восточном углу Пьяцца делле Фрутта видна высокая башня. Её заслуженно называют Древняя башня, здание было возведено в XII веке из кирпича, который получили, разобрав несколько древнеримских зданий. Построена была для одной из богатых семей Падуи, но уже в 1215 году была продана городским властям. В 1295 году на башню подняли большой колокол в качестве трофея после похода на соседний город Эсте.
На Пьяцца делле Эрбе, расположенную по другую сторону Палаццо делла Раджоне, смотрит западный фасад комплекса зданий ратуши Падуи.
По утрам здесь начинают свою работу овощные и фруктовые прилавки, а после обеда открываются многочисленные кафе и бары. Облик площади начал формироваться в X веке, уже тогда всё пространство площади было занято магазинами и харчевнями. После возведения Палаццо делла Раджоне в XIII веке, вплоть до XX века, на площади остались только торговцы железом, вином, зерном и кожей, а около Палаццо дель Подеста — городской ратуши — размещались лавки ювелиров.
На западной стороне площади издавна существовала городская тюрьма вместо которой в 1874 году было построено красивое Палаццо дель Дебите.
Фонтан на Пьяцца делле Эрбе сравнительно новый — был построен в 1930 году на месте античного колодца. Но зато на этом месте даётся старт скачкам палио «Луди Каррара», которые проводятся с 1382 года.
Пора обратить внимание на главное здание, разделяющее Пьяцца делле Эрбе и Пьяцца делле Фрутта — Палаццо делла Раджоне, в переводе обозначающий «дворец Разума».
Здание для проведения заседаний городского суда было построено в 1172 -1218 годах на месте старой городской ратуши, которая переехала в другое место. В 1304 году произошла знаменитая реконструкция палаццо, которой занимался известный архитектор Фра Джованни Эремитани. Второй этаж дворца покрывает растительный орнамент.
Огромный зал, составляющий в длину около 81 метра, в ширину — 27 метров, с высотой стен в 24 метра накрыли огромной крышей, представляющей собой перевернутый корпус корабля, которую покрыли свинцовыми листами. Данный зал является самым большим в Европе, неоснащенным опорами и колоннами.
Стены зала были украшены фресками на астрологические темы, выдумал которые падуанский медик и астролог Пьетро д’Абано, а расписал стены гениальный Джотто. Росписи, разделенные на 12 зон, олицетворяют месяца года. Росписи объединялись в один сюжет, центральное место в котором занимает ночное небо с семью тысячами звезд. Астрологические картинки обрамлены изображениями святых и сценками бытовой жизни горожан.
Однако пожар 1420 года уничтожил многие фрески. Венецианские мастера восстановили интерьер зала, стараясь как можно точнее передать дух фресок Джотто.
Вторично зал восстанавливался после урагана 1756 года, когда снесло крышу-корабль.
Внутри зала стоит копия конного памятника Гаттамелаты из дерева, а также в углу — вон он на фоне огнетушителя — незаметно притаился известный Камень Бесчестия.
Я уже упоминал о тюрьме, на месте которой сейчас стоит Палаццо дель Дебите. Но перед тем, как сесть в тюрьму, каждый осужденный после оглашения приговора усаживался голым на этот камень. В случае, если провинившемуся дарили свободу, после своего раскаяния перед всеми мимо проходящими людьми опозоренный, но свободный человек покидал город навсегда.
Все площади связаны между собой короткими, живописными улочками
Такими же улочками мы спустимся на юг от четырёх площадей, в следующей части рассказа о Падуе.