Продолжение заметки «По Израилю. Часть 3: В Храме Гроба Господня»
Прогулка по стенам Старого города Иерусалима
Старый город Иерусалим окружен крепостной стеной протяженностью около четырех километров. Есть возможность осмотреть весь периметр снаружи, что я и сделал. С учетом того, что в восточной части стен пешая прогулка может проходить лишь на определенном удалении из-за закрытых для доступа туристам участков, то внешний периметр составит около пяти километров.
Есть возможность осмотреть периметр изнутри. При этом восточная и юго-восточная части также недоступны. Такая прогулка охватит примерно три километра периметра, что я тоже сделал.
И, наконец, надо пройти по верхней части стены. Это можно сделать от Яффских ворот ню юг и восток до Мусорных ворот. Я так и сделал. Также можно пройти от Яффских ворот на север и восток до Львиных ворот. Этого я сделать не успел. Эти две прогулки позволят посмотреть вам сверху на город по периметру примерно два с половиной километра. Если первые две прогулки, естественно, бесплатные, то за прогулку по стенам придется заплатить. Средняя высота стен составляет двенадцать метров, средняя ширина — два с половиной метра. Вы увидите 8 ворот и 34 наблюдательные башни.
Понятно, что то, что мы видим сейчас, это — реставрация средневековых стен города, построенных в середине XVI-го века Сулейманом Великолепным.
Про Яффские ворота я уже написал здесь.
Теперь — об остальных семи воротах
Золотые ворота
Золотые ворота считаются, возможно, самыми древними воротами в Старый город Иерусалима. Они единственные, что ведут в город и на Храмовую гору с востока, что принципиально важно для всех религий. К тому же Золотые ворота наряду с Львиными воротами соединяют Храмовую гору с Масляничной горой.
Название Золотые ворота более принято в христианской традиции. Евреи называют их Ша’ар А-Рахамим — Воротами Милосердия. Арабы называют их Баб аль-Дхахаби, что, в общем-то, тоже означает Золотые ворота. Но при этом они различают южную и северную половинки ворот. Одну из них они называют Баб аль-Рахма — Ворота Милосердия, а другую — Баб аль-Таубах — Ворота Покаяния.
В христианской традиции именно через эти ворота вошел в Иерусалим Иисус в Пальмовое (Вербное) воскресенье. Еще у этих ворот произошла встреча родителей Марии Иоакима и Анны (деда и бабки Иисуса) после Благовещения. С тех пор ворота стали символом целомудренности и непорочного зачатия. От этого, возможно, идет и христианская традиция переноса женихом невесты на руках в дом через ворота, олицетворяющие Золотые ворота целомудренности.
Эти ворота строили и перестраивали, открывали и закрывали… Последний раз это сделал Сулейман Великолепный в середине XVI-го века.
В еврейской традиции через эти ворота должен войти в город мессия, поэтому эти ворота имеют особое значение в иудаизме. Евреи молились у этих ворот, поэтому их и назвали Воротами милосердия. Овладевшие городом крестоносцы, якобы, запрещали евреям входит в город с запада, где находится Стена плача. Они входили с востока и по этой причине назвали их Воротами Милосердия. Тривиальное объяснение их закрытости заключается в том, что Сулейман Великолепный сделал это из желания обеспечить большую обороноспособность крепостных стен с востока.
Но есть версия, что это сделано из желания воспрепятствовать прохождению в город еврейскому мессии. Из этих же соображений с внешней стороны этой стены и у ворот имеются многочисленные арабские захоронения, которые препятствуют очищению места перед воротами для входа мессии…
По этой же причине туристам сейчас нет туда доступа.
Ворота Ирода
Ворота Ирода или Цветочные ворота ведут в Мусульманский квартал Старого города Иерусалима с севера. Эти ворота были устроены относительно недавно — в конце XIX-го века по просьбе жителей мусульманского квартала в башне, которую построил Сулейман Великолепный во время строительства крепостной стены города в середине XVI-го века. Ворота Ирода — название в христианской традиции. Она связывает их с находившимся неподалеку дворцом царя Ирода. Считается, что крестоносцы вошли в город в проем, устроенный здесь во время осады. Иудеи называют ворота Ша’ар А-Прахим — цветочные ворота. Арабское название этих ворот — Баб аз-Заара.
Львиные ворота
Львиные ворота — единственные открытые ворота с восточной стены Старого города Иерусалима. В христианской традиции они почитаются в связи с тем, что именно через эти ворота Иисус начал свой последний Крестный путь от тюрьмы до распятия.
Исторически эти нынешние ворота связаны со временем возведения стен Старого города Сулейманом Великолепным в начале-середине XVI-го века. При этом существует легенда, что Сулейману приснился сон, в котором его пытались сожрать два льва. Он спросил умудреца, что бы это значило. Тот узнал у Сулеймана, о чем тот подумал перед тем, как отойти ко сну. Сулейман рассказал, что он думал о том, что надо увеличить налоги с жителей города. Мудрец предположил, что сон приснился из-за того, что бог разгневался на эти планы Сулеймана. В результате налоги не были повышены, а Львиные ворота были построены. Красивая легенда!
Забавно, что те две пары хищников, которые изображены на воротах, и которых все туристы принимают за львов, на самом деле, являются леопардами. И ворота по этой причине надо бы называть Леопардовыми. А по другой версии, Сулейман разместил их здесь в ознаменование победы над мамелюками. Тоже — красивая легенда! Выбирайте, какая вам больше нравится!
Дамасские или Шхемские ворота
Дамасские или Шхемские ворота являются, пожалуй, самыми внушительными и красивыми воротами, ведущими в Старый город Иерусалима. Объяснение названия простое: ворота ведут на север в нынешний Наблус (ранее Шхем) и оттуда на Дамаск. По-арабски ворота называются Баб аль-Наср — Ворота Победы, при этом нет хорошего объяснения, о какой победе идет речь… Ворота, как и стены города, несколько раз разрушались и восстанавливались. Свои нынешние габариты они приобрели в середине XVI-го века при Сулеймане Великолепном. Ворота находятся между двумя изящными башнями. На верхушке — амбразуры.
Немного необычно то, что для того, чтобы пройти через ворота в город, необходимо спуститься по ступенькам вниз. Транспорт через ворота не ходит, они только пешеходные. Ворота являются ближайшими для прохода к Храмовой горе, где находятся основные мусульманские святыни. Поэтому они в большей части используются мусульманской частью населения города. Сразу за воротами можно увидеть мусульманский рынок.
Мусорные ворота
Мусорные ворота — основные ворота, ведущие к Стене плача. С внешней стороны ворот находятся стоянки автомобилей и автобусов, поэтому большая часть посетителей Старого города, пришедших к Стене плача, попадают туда именно через эти ворота. Через эти же ворота в Старый город могут проехать автомобили.
Неблагозвучное еврейское название ворот Ша’ар Ха’ашпот, вероятно, связано с тем, что через эти ворота из города и еврейского Храма удаляли отходы. Арабское название ворот Баб аль-Магарибе или Марокканские ворота обусловлено существованием некогда рядом с этими воротами марокканского квартала.
Сионские ворота
Сионские ворота ведут в еврейский и армянский кварталы. По-еврейски они называются Шаар Цийон. Это связано с тем, что ведут они на находящуюся неподалеку Сионскую гору. По-арабски Баб Харат аль-Яхуд. Ворота были построены Сулейманом Великолепным в середине XVI-го века. Проход через ворота выполнен в виде колена для затруднения действий нападающих снаружи. Но, по какой-то причине, поворот выполнен в обратную сторону, в отличие от Яффских ворот, где угол поворота правильный — под праворуких защитников.
На стенах ворот видны следы боев, которые шли здесь во время войны за независимость Израиля в 1948 году. Долгое время проход через них был закрыт. Их вновь открыли лишь в 1967 году.
Новые ворота
Новые ворота устроены в конце XIX-го века в связи с посещением Иерусалима Императором Вильгельмом II, поэтому имеют такое название. Арабы называют их Воротами Хамида именем султана Хамида II. Ворота ведут в Христианский квартал, соединяя Старый город с находящимися поблизости Русским подворьем и католическим монастырем Нотр Дам де Франс.
Мои видеоролики о Старом городе Иерусалима
Иерусалим Старый город вечером
Иерусалим Старый город Прогулка снаружи городских стен
Мои заметки о путешествии в Израиль и Иорданию в 2009-ом году:
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм