О пользе улыбок вообще и в Италии в частности
В магазине оптики в Венеции я улыбалась до ушей, стараясь очаровать продавщицу и получить желанную скидку на так понравившиеся мне солнечные очки. Продавщица оказалась бразильянкой (и кого там только нет в этой Венеции!), мы плавно перешли с ней на португальский, потом на испанский, поговорили за жизнь в Южной Америке, контакт, таким образом, был установлен.
Так за шутками-прибаутками процесс торга удачно завершился, цена на очки упала с 80 до 50 евро. Я была счастлива, а бразильянка напоследок мне сказала — «Делаю тебе такую скидку только потому, что ты улыбаешься. Пять лет уже здесь работаю, видела много русских, и ни один из них никогда не улыбается. И почему Вы такие?» Стало одновременно приятно и слегка неприятно. Ну что тут скажешь, действительно, почему мы не улыбаемся заграницей, а ходим с напряжёнными, хмурыми лицами, ведь не первый раз уже слышу подобные замечания со стороны иностранцев в наш адрес. Вообще в этот вояж по Италии я действительно много и часто улыбалась, и надо сказать это принесло мне немалую выгоду. Так, в Падуе в Капелле Сан-Джорджио, где фотографировать строго-настрого запрещено в ответ на мою вежливую просьбу с улыбкой служитель благосклонно разрешил мне сделать одну фотографию роскошных фресок Капеллы.
А в гостинице улыбки позволяли мне приходить на завтрак на 15 минут раньше положенного времени, и таким образом я всегда и везде успевала, имея ранние выезды. Да, что ни говори, а улыбки способны творить чудеса, в этот раз я убедилась в этом, как никогда раньше. Поэтому призываю всех и вся — «Друзья, путешествуйте с улыбкой и будет Вам счастье, и многие запретные двери откроются перед Вами!»
Моя Италия по кусочкам
В этот раз у меня случилась совсем маленькая поездка по Италии, просто потому, что надо было открыть новый Шенген, да и как я в этом году без своей любимой Италии, ведь практически каждый год туда езжу! Вообще это лето выдалось у меня необыкновенно урожайным на путешествия, не откажу себе в удовольствии похвастаться. В июле было четыре дня в Стокгольме, в августе большой вояж по Баварии и Австрии в компании моих любимых институтских подружек, потом несколько дней в Питере с Лизой, по большому счёту, на этом можно было бы и остановиться, но Италия всегда меня манила, манит и будет манить. И махнув на всё рукой, в начале сентября я полетела дешёвым рейсом «Победы» в Бергамо. На сей раз был охвачен совсем маленький кусочек Италии — Падуя и вокруг неё. Мне кажется такой подход к Италии самый правильный. Это страна не одной поездки, сюда нужно возвращаться не один раз, чтобы подробно и со вкусом посмотреть разные её кусочки. Это был уже пятый мой визит в Италию, а конца края даже ещё и не видно. Ну и слава богу, значит ездить мне ещё по Италии и ездить. В этот раз за пять дней я освоила регион Венето — посмотрела Падую и Виченцу, освежила в третий раз Венецию, вот только в Верону не поехала, так как была там совсем недавно в прошлом году. Разобравшись с Венето я съездила в соседнюю Эмилию-Романью, где побывала в Болонью, Ферраре и Равенне. Все места очень разные, каждое имеет свою изюминку, свои хайлайты. Сделав своей базой Падую я ничуть об этом не пожалела. Из Падуи было легко добираться на поездах до всех интересующих меня мест. Виценца и Венеция совсем рядом, да и Эмилия-Романья под боком.
Маленькая домашняя гостиница Casa Prato della Valle, ставшая мне пристанищем на шесть ночей очень мне полюбилась — ну в самом деле, удобное расположение, хоть и не в самом центре, но 10 минут на трамвае совсем некритично, просторный номер, приличные завтраки и обходительный персонал, и всё это за 35 вро в сутки!
Удивительное дело, в середине сентября повсюду стояла небывалая жара, за тридцать. Вот Вам и север Италии, не угадаешь там с погодой. Помню в прошлом году в августе и в Венето, и в Ломбардии было гораздо прохладнее.
Хайлайты
Падуя в первую очередь поражает своей шедевральной Капеллой Скровеньи и роскошной Базиликой Сан-Антонио. Нет, там, безусловно, есть много и других интересных мест, но эти две достопримечательности из разряда первостепенных маст-си, которые по-настоящему оставляют след в душе и вряд ли когда забудутся. В капеллу нужно заранее покупать билеты по интернету, просто так туда не попасть. Фрески Джотто от пола до потолка по-настоящему завораживают, такие шедевры обязательно нужно видеть собственными глазами.
Совершенство в абсолюте, именно эти слова приходят в голову, когда попадаешь в эту сокровищницу. Приятно, что внутри разрешено фотографировать, запрещена только вспышка. Кстати, в Падуе очень облегчает жизнь Padova Card, куда входит немало интересных достопримечательностей. 48 часов за 17 евро плюс весь общественный транспорт — несомненно, выгодное вложение. Надо только иметь в виду, что в понедельник многие музеи и дворцы закрыты. Заказать Падова кард и посещение Капеллы Скровеньи можно
здесь.
Базилика Сан-Антонио тоже стала для меня самым настоящим и неожиданным потрясением в Падуе. Удивительное смешение всего и вся, главный символ Падуи и важнейший паломнический центр — всё это и есть Базилика Сан-Антонио. Базилика на редкость эклектична, в её облике видны черты готики, барокко и византийского стиля.
Казалось бы, совершенно несовместимые вещи, а получился настоящий шедевр, само совершенство! Здесь удивительным образом присутствует гармония роскошного фасада и великолепия интерьеров. Фотографировать внутри нельзя, но изловчиться всё же возможно, иногда служители отвлекаются и отворачиваются. Интерьеры базилики настолько великолепны, что я не удержалась и несколько раз нарушала запрет.
Жила я по-соседству с изумительной площадью Прато делла Валье,
поэтому естественно исходила её всю вдоль и поперёк. На редкость гармоничное заполнение огромного пространства, тоже из разряда шедеврального. Овальная площадь имеет статус самой большой площади Италии и одной из самых больших в Европе. Там можно часами прогуливаться вдоль канала, любуясь статуями выдающихся падуанцев и отражениями в воде.
Есть в Падуе и Ботанический Сад, Orto Botanico, старейший сад Европы, включённый в список объектов ЮНЕСКО. На меня лично, откровенно говоря, сад особого впечатления не произвёл, но это дело вкуса. Но если время позволяет, сходить, безусловно, можно.
В каждом городе по моему маршруту непременно было что-то самое-самое, из разряда выдающегося, что мне непременно хотелось увидеть. Так, в Виченцу я поехала в первую очередь ради возможности увидеть театр Олимпико, великолепное творение Андреа Палладио. Театр действительно уникальный, не похожий ни на один стандартный театр мира.
Построенный по образцу античных открытых амфитеатров его овальный зал и старейшие древнеримские декорации производят совершенно ошеломляющее впечатление. Неудивительно, что этот театр включен в список объектов ЮНЕСКО, я же с радостью пополнила свою коллекцию мировых театров этим великолепным экземпляром. Вообще, Виченцу с полным правом называют городом Палладио, её улицы украшает немало зданий дворцового типа, творений гениального мастера.
Здесь тоже имеет смысл купить единый билет на посещение театра и других достопримечательностей. Хотя по большом счёту можно этого и не делать, ограничившись посещением только театра. Всё остальное всё равно меркнет по сравнению с ним.
В Венецию я поехала уже в третий раз, но всё равно успела только чуть-чуть прикоснуться к Сиятельной Serenissima. Изначально была у меня задумка сплавать на вапоретто на Мурано и Бурано, но при однодневном визите это полнейшая утопия, поэтому острова пришлось безжалостно вычеркнуть из программы. Ладно, будем надеяться, что оставим их на потом. В итоге за десять часов я успела подняться на Кампаниллу,
откуда открываются совершенно умопомрачительные виды на Венецианскую лагуну
вдоволь налюбовалась золотыми мозаиками Сан-Марко
(фотографировать внутри тоже запрещено, но пару раз изловчиться всё же можно),
посетила великолепный театр Ла-Фениче (давно хотела там побывать, вот и получила ещё один интересный экземпляр в свою театральную коллекцию!),
побродила в районе Риальто,
углубилась внутрь маленьких каналов и пьяцетт (это ведь совсем другая, нетуристическая, почти безлюдная Венеция),
сплавала на вапоретто от вокзала Санта-Лючия по Гран-Каналу (очень экономит время, да и с воды можно увидеть немало знаковых мест Венеции),
накупила сумок и сувениров из муранского стекла (как же нам девочкам без этого!),
переправилась через Гран Канал на трагетто (всё удовольствие два евро, а практически та же гондола!),
прикоснулась к шедеврам Тициана в Базилике дей Фрари
и просто посидела в своё удовольствие на разных мостиках и набережных.
Жаль только, что фрески Тинторетто в Скуола Гранди ди Сан Рокко прошли мимо меня, я туда попросту не успела, в пять часов Скуола уже закрывается. Наверное, успела бы, если бы не шопинг, съевший пару часов, но сумки, ведь тоже дело важное. Нужно понимать, что за один день всё посмотреть в Венеции невозможно, поэтому при однодневной поездке каждый должен заранее расставить приоритеты по своему вкусу и чётко понимать, куда он пойдет в первую очередь, куда во вторую, а что можно и выпустить.
Для меня в этот раз в Венеции приоритетом стали Кампанилла, театр Ла-Фениче и по обстоятельствам Базилика дей Фрари и Скуола Гранди ди Сан-Рокко. В первой заслуживает внимания «Вознесение Марии» Тициана, во второй — фрески Тинторетто. В результате своего третьего визит в Венецию мне стало ясно, что город лишь слегка мне приоткрылся, по-хорошему, чтобы проникнуться его атмосферой и увидеть разные его грани надо провести там дня три, если не больше.
Разделавшись с Венетто я почтила своим вниманием его соседку Эмилию-Романью. Этот регион тоже принёс мне немало открытий, и здесь есть чему удивляться, чем восхищаться. В Болонье я не могла пройти мимо её главного символа — Башни Азинелли.
Подняться на самый верх башни, преодолев 500 ступенек — дело нелегкое, но ради того, чтобы получить целостное представление о городе можно и попотеть.
Башня Гарисенда почти падающая, наклонилась в бок, кажется, вот-вот упадёт на свою соседку Азинелли. Вместе они смотрятся удивительно гармонично, этакая славная парочка!
Кроме этих двух главных башен в Болонье, как выяснилось, есть и другие башенные экземпляры, тут и там разбавляющие ровную панораму города, вырастающие на фоне низких построек. В некоторых даже устроены гостиницы, но цены в них откровенно зашкаливают. Фишка Болоньи — её роскошные аркады и охровая гамма.
Аркады там и правда повсюду, куда ни глянь!
Отличная придумка, надо признать, спасает как от солнца, так и от дождя. Есть в этом славном городе и свои каналы навильи,
и несколько очень интересных храмов. Я отдала своё сердце средневековому Сан-Петронио
и аскетичному Сан-Стефано,
на мой взгляд, это два самых интересных и необычных храма Болоньи. Но это, как говорится, дело вкуса. Церквей в Болонье очень много, есть из чего выбрать. Немного подпортил впечатление от города воскресный марафон, на который я нарвалась.
Всё было перекрыто, повсюду устраивались забеги. Но после двух часов всё волшебным образом устаканилось, и я всё же смогла спокойно побродить по центру Болоньи.
Ренессансную Феррару, весь исторический центр которой объявлен памятником ЮНЕСКО, признаться, я просто пробежала на обратном пути из Болоньи в Падую. Запомнился мощный силуэт Кастелло Эсте,
архитектурное совершенство двух соседних площадей — Пьяцца делле Эрбе и Пьяцца-дель-Муничипио,
необычная колючая огранка Палаццо Диаманте
и невиданное количество велосипедистов. Впечатление такое, что всё население города пересело на велосипеды. Двух часов на осмотр Феррары мне явно не хватило, это было неправильно, но больше впихнуть её было совершенно некуда. Жалею, что не дошла до Палаццо Скифанойя с его знаменитым циклом фресок Времена года, но тут уж ничего не попишешь.
В Равенну я поехала, само собой разумеется, за византийскими мозаиками, которыми она так славится.
Этот город раскрывается не сразу, чтобы его прочувствовать надо непременно смотреть его изнутри, ведь снаружи он не производит особого впечатления, все его богатства спрятаны в недрах базилик, баптистериев и мавзолеев.
Заходишь внутрь и буквально немеешь от великолепия древних раннехристианских мозаик. Комбинированный билет за 9.50 евро позволяет посмотреть пять сокровищ Равенны, все объекты ЮНЕСКО, между прочим.
И непременно нужно съездить за пределы городского центра, чтобы увидеть волшебную Базилику Сан-Аполлинаре ин Классе.
На мой взгляд, там самые эффектные и грандиозные мозаики. И эту наводку я тоже получила благодаря улыбке, разговорившись в поезде с местной жительницей. Она то мне и посоветовала обязательно съездить в деревушку Классе, где под сводами скромной базилики скрываются самые красивые и масштабные мозаики.
Не обманула меня равеннская жительница, действительно светлые мозаики Классе производят самое ошеломляющее впечатление, затмевая шедевры и Баптистерия Неониано, и Сан-Аполлинаре Нуово, и Сан-Витале, и Мавзолея Галлы Плацидии.
Ни на минуту не пожалела, что поехала в эту деревню. И ведь совсем туда не собиралась, а теперь даже страшно подумать, что могла бы пропустить такое чудо. Компактная Равенна легко уложилась в пять часов, за это время я успела посмотреть весь центр и съездить в Классе.
Равенна стала завершающим штрихом в моём маленьком итальянском вояже. Каждый день я делала для себя какие-то открытия, порой большие, порой маленькие, неважно. Гораздо важнее, что по эмоциональному восприятию эта маленькая поездка получилась сверх насыщенной и принесла столько впечатлений, что, наверное, я ещё долго буду их переосмысливать.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм