Отдых с детьми в Европе — это если не Турция, то Испания. В Турции мы были неоднократно, а в Испании только проездом после Андорры. С осени обещали ребенку море, пальмы и песок, так как от Египта он уже во второй раз был в восторге, а на Новый год мы его с собой не брали — Малайзия это и не для каждого взрослого, согласитесь. Майские встретили на даче, поэтому и самим хотелось заграницы! Решено было недельку провести на море, а потом познакомиться с достопримечательностями старушки Европы — не все же ездить по Азии (в прошлом году в это время слетали в Мьянму с тем же расчетом: море+шоппинг+древности, подробнее см. «Тур в Мьянму в самом конце сезона»).
3
ВСТУПЛЕНИЕ
В надежде на воздержанную публику и надежность авиаперевозчика перелет было решено взять не чартером, а регуляркой — национальной авиакомпанией Иберия. По опыту, не будем стесняться фактов, наши соотечественники начинают отдыхать еще перед взлетом, потому ближе к посадке все находятся в пьяно-возбужденном виде, но их радость вы разделить не в состоянии, если на борту не пьете столь же обильно. Более того, чартеры часто задерживают, не говорим о качестве самолетов. Мы даже не испугались стыковочного рейса в Мадриде, так как по плану мы хотели провести недельку на отдыхе в окрестностях Малаги, а обратно вылететь из Мадрида, совершив автопутешествие по югу Испании (опыт автопутешествий у нас есть — см. «Неизвестная Турция: 2000 км за 7 дней» в 2005, а также «Бросок на Азов, 3000 км за 7 дней: Москва — Юрьевка на G35» — уже осенью этого года). Даже обрадовались стыковке в полтора часа — благо, был положительный опыт стыковочных полетов (издержки регулярных рейсов) через Сингапур, Абу-Даби, Доху, Куала-Лумпур. В этот раз всё сложилось с точностью наоборот: в Москве рейс задержали на час, мы опоздали на внутренний рейс в Малагу, следующий — через 10 часов — задержали еще на 2 часа, добавьте сюда полное отсутствие организации со стороны авиакомпании, самый бестолковый аэропорт в мире — в Мадриде (полное отсутствие информационных табло в огромном неэргономичном здании). Безответственность и формализм официальных лиц просто бесил: почти три часа прошло, пока все пострадавшие от задержки рейсов не перерегистрировались и нас не отвезли в отель! Сразу вспомнился единственный опыт задержки рейса и действия авиакомпании — это было в Китае: в сезон тайфунов на острове Хайнань в назначенное время вылета задержанного рейса всех уже везли на двух автобусах в отель, раздали сухой паек, разместили 80 человек за 15 минут в отеле, а утром также организованно привезли в аэропорт к вылету. И это Китай, 5000 км от столицы, рейс мелкой авиакомпании, а не национального перевозчика одной из крупнейших стран Евросоюза!
К слову отель в Мадриде был неплохой — TORRE HOGAR 4* — отель бизнес-класса в пригороде Мадрида, полчаса езды от аэропорта, тихий, с ковровым покрытием в номерах, новым бельем, большой туалетной комнатой с душем, ванной и даже биде (норма в Европе), вот только зубных щеток, как в любом отельчике 3* в Азии, там не оказалось, а чемоданы распаковывать не было сил. Завтрак 12 евро — стандартный шведский стол с яичницей и беконом, но очень вкусными круасанами с шоколадом и кофе с молоком.
ОТСТУПЛЕНИЕ
Мадридский аэропорт — это, видимо, символ абстракционизма, модернизма и, в целом, тупизма. Если первые два объясняются, скажем, в Андалузии повсеместной, беззастенчивой, безвкусной, но вполне безобидной спекуляцией на тему всемирно известного безумного и талантливого соотечественника, то последнее проявляется, как я уже говорил, в полной нелогичности и замороченности постройки здания аэропорта, а также отсутствием как таковых указателей — не только на английском, но даже на испанском. Барахас — это почти «бардак», согласитесь. Не спасает ситуацию наличие стоек информации через каждые сто метров — сотрудникам самим сложно Вам объяснить дорогу, так как ориентиров, указателей, да и логичных названий для зон там нет, а последовательность «прямо до угла, там налево, потом до спуска на уровень 0, потом направо, прямо, снова на право и снова на уровень 1, а там спросите моих коллег» — Вам вряд ли поможет, даже если вы её запомните. Поэтому, если у Вас мало времени на стыковку — рекомендую сразу поднимать панику и требовать провести вас до трапа следующего рейса. Не надейтесь, что здесь предусмотрена помощь транзитным пассажирам как где-нибудь в Азии — девушки с табличкой Вашего рейса (Вьетнам) или хотя бы плазмы (Сингапур) с такой информацией не будет. А если времени у вас на стыковку несколько часов, то тоже не расслабляйтесь — найдите ваш гейт и следите за временем сами, так как никаких «call» там нет и в помине — свой «last call» Вы увидите только на табло, т. е. звуковых объявлений нет в принципе — можете легко упустить свой рейс, мирно повивая кофе или умиляясь на своего ребенка в детской комнате в ожидании объявления посадки. Кстати, одного ребенка в детской комнате оставить нельзя, так что не такая уж она и детская, а игрушки ему будут не более интересны, чем разноцветные флакончики с духами и ряды бутылок, конфет, очков и прочего дьюти фри, поэтому на долго она там не задержался.
Итак, наш подменный утренний рейс отложили на два часа, но лететь было не долго — к обеду мы уже были в Малаге.
МАЛАГА
Малага — столица своей провинции в составе сообщества Андалузии, как я понял, собственно Коста-Дель-Соль. Как и большинство городов юга Испании наибольшего расцвета достигла во времена арабского халифата, от которого мало что осталось (пожалуй, только крепость на холме), однако это послужило основой активного развития в следующие несколько столетий.
4
В городе есть остатки моста и амфитеатра до-арабского (римского) периода, много старинных зданий 18 века. Самое примечательное — это «однорукий» собор — грандиозное сооружение, сочетающее в себе четыре разных стиля, так как строили собор более четырех сотен лет (теперь понимаете, насколько преходяща мода). Главный собор Малаги начали строить в 1528 при императоре Чарлзе Первом — изначально задуманный в готическом стиле, собор был построен в стиле ренессанса, а позже еще и добавлен элементами барокко. Впечатляет фасад в готическом стиле. Одну колокольню так и не достроили — видимо, помешала война с Наполеоном, чьи войска на здешних рубежах испанцы с доблестью остановили и повергли в бегство.
1
Исторический центр — это несколько кварталов по левому берегу реки, к северу от тополиной аллеи (гигантские деревья!). Очень шумное место, но с множеством уютных тихих проулков и тупиков, где Вас ждут более чем приличные ресторанчики — пиво 1–1,5 евро, ужин на двоих в районе 20–30 евро. Женскую половину заинтересуют многочисленные магазины известных и у нас марок Springfield, Mango — совсем другой ассортимент, кстати, так же есть много магазинов обуви, зайдите на главной площади в Antonio Parriego. В воскресенье мы на этой площади застали большое историческое костюмированное шоу — толкали речи, палили из ружей и пушек, играл оркестр, поднимали флаги (Малаги/Андалузии, Евросоюза, Испании и, по-моему, Швейцарии).
2
Помимо «однорукого» собора в Малаге много церквей, есть раскопки римского периода, внушительная арабская крепость Gibralfaro на холме (по некоторым источникам в ней было около 80-ти башен!), но приятнее просто бродить по улочкам, останавливаться съесть мороженного, выпить пива в открытых кафешках на площадях с фонтанами, вечер провести за блюдами местной кухни (много морепродуктов). Из трёх, где были в Малаге, могу отметить ресторан El Chinitas.
Кому придется останавливаться в Малаге на ночь — можно порекомендовать отель ASTORIA 3* — 20 минут/25 евро от аэропорта, около 50 евро/сутки/ночь, удобный подъезд без необходимости кружить по городу и толкаться в узких переулках, очень скромный фасад, небольшие номера, но относительно просторные ванные комнаты (ванна, биде, десяток полотенец), кондиционер, сейф, минибар (цены не задраны до небес, кстати). Хороший завтрак за 7,5 евро — шведский стол, бесплатный интернет. Но на одну ночь можно остановиться и в любом другом отеле — больше пары дней в Малаге делать нечего.
3
6
3
Взяв такси, мы отправились в свой клубный отель на побережье Коста-Дель-Соль — в местечко недалеко от Фуэнхиролы — 30 минут/60 евро от Малаги. По плану был пляжный отдых!
ПОГОДА НА ЮГЕ ИСПАНИИ
Сразу расскажу Вам о погоде в Коста-Дель-Соль в мае—июнь. Начнем с того, что место самое популярное у всяких англичан и прочих европейцев. Именно благодаря климату! Побережье Андалузии окружено горами, которые создают здесь свой микроклимат: 345 солнечных дней в году + холодные морские течения из Атлантики, которые не дают этой местности превратиться в пустыню Сахару, расположенную всего-то в паре сотен километров отсюда! Сама Андалузия считается самым жарким регионом Европы, при этом зимой на побережье можно чуть ли не купаться, а проехав сотню километров в горы найти горнолыжные курорты Сьерра-Невады. Летом на материке может быть до 50 жары (в Гранаде, например), при этом на побережье будет более чем комфортно.
3
При нас было 30–35 днем, вода около 18, вечером ближе к 20. Вообще, нас все пугали холодным морем — по сравнению с Южно-китайским морем на Борнео, где мы были на этот Новый год, Средиземное море, действительно, прохладное — оно оказалось холоднее, чем я предполагал, но скорее бодрящим, чем холодным. Предположив, что мы избалованы тропическими морями, я спросил своего трехлетнего сына, который два часа подряд плескался в полосе прибоя, холодное море или нет? Он ответил «соленое»! Одним словом, купаться в начале июня уже можно — пусть вас не пугают знакомые, а вот в мае даже Атлантика покажется теплее, по словам гида, который более десяти лет здесь живет. Кстати, русских тоже много, в том числе в Марбеллье — элитном городке в 10 км от Малаги — своевременный пиар создал этому месту исключительную репутацию лучшего города на лучшем побережье Испании. Там все мировые знаменитости уже прикупили себе недвижимость, есть свой клуб владельцев Ferrari, красивая марина с отдраенными яхтами, гольф-курорты, а также довольно простые, но дорогие отели, всячески поддерживающие имидж экологичного, близкого к природе курорта. Поднебесные цены на проживание в этих отелях гарантируют статус «избранности» местной публике и придают Марбеллье имидж «эксклюзивности» на фоне остальных подобных городков андалузского побережья, где чистота воздуха и воды, красивые виды моря и гор ничуть не хуже. Эх, если бы в Питере был такой же климат!
2
Кстати, для тех, кому купание в мае—июне в холодной воде может оказаться не по душе, есть возможность провести время не у отельного бассейна, а в настоящем аквапарке в Торремолиносе: Aqualand Torremolinos — открыт с мая. Самый большой на Коста-Дель-Соль! Можно еще сходить в океанариум Sea-Life Benalmadena, нам очень рекомендовали, но время мы нашли только на посещение Зоопарка в Фуэнхиролле: интересно и красиво, и безопасно! Найти не сложно (как и все в Фуэнхиролле) — ищите BIOPARK.
1
3
1
CLUB LA COSTA
Все побережье Коста-Дель-Соль — это непрерывная череда городков и поселков, где виллы, таунхаусы, коттеджи, большие и маленькие отели стоят плотно друг к другу, а общественные (местами муниципальные) пляжи тянутся на десятки километров. При этому, очень немногие отели стоят у воды. Даже отель на первой линии будет отделен от пляжа если не автотрассой, то пешеходным бульваром как минимум, хотя наверняка есть частные владения с непосредственным выходом к морю.
Наш курортный комплекс назывался Club La Costa Hotels & Resorts — в вольном переводе «клубные пляжные курортные отели», что вполне отражало его суть. Отели этой цепочки не входят в традиционные предложения турфирм, тем самым предполагая некую избирательность контингента — в основном это англичане и немного русских. Подход к клиенту в корне отличается от такового в отелях Турции или Египта — здесь делают акцент на перспективу, не пытаясь урвать у туриста много и сразу, главная идея этого клуба — найти клиентов на годы, а то и десятилетия, гарантируя им приемлемые цены при почти домашнем уровне комфорта. Последнее заключается не только в типе размещения (в основном это апартаменты без необходимости оплачивать включенное в стоимость путевки питание), сколько во всесторонней поддержке клиента, причем на индивидуальной основе с помощью гидов из числа соотечественников, что очень подкупает представителей старшего поколения, не владеющих иностранными языками и имеющих малый опыт заграничных поездок. Club La Costa — это предложение для тех, кому уже надоели курорты Краснодарского края и санатории Крыма, а курорты Турции и Египта вызывают стойкую неприязнь (из-за необходимости делать вид, что вы и какое-то быдло за соседнем столом из разных стран). По крайней мере, здесь не приходится краснеть за тех своих соотечественников, кто всеми силами пытается производить впечатление «новых русских», являясь на ужин в шортах и майке-алкогаличке/домашнем халате с косынкой, а незнание языка в общении с официантами компенсирует громкими выкриками и большим количеством выпивки с последующим требованием пива на завтрак, не говоря уже об их самоотверженных попытках оправдать заплаченные деньги за all inclusive в течение всего отпуска, набирая полные тарелки мяса, булок и фруктов, а потом великодушно оставляя их недоеденными и на половину — с невинным видом — ведь все оплачено! Отвлекся, простите — две недели наблюдал подобную картину в Египте в отеле Хургады SUNNY DAYS (SUNRISE) EL PALACIO RESORT 5*. Кстати, неплохой объективно отель: много номеров — большой ресторан — разнооборазный «шведский» стол, но повторяется каждые 5–7 дней, бывают очереди, но можно поплавать в большой лагуне — это как 200 метровый бассейн, местами глубина 6 метров, поэтому вода не цветет, циркулирует с водой из моря во время приливов-отливов, которые почти не заметны. Погулять тоже есть где — много магазинов на территории отеля и прилегающей, можно взять такси в Саккалу — downtown Хургады, 10 минут. Отмечу бар у бассейна и глубину бассейна до 2,5 метров — есть где поплавать и понырять, если боитесь моря. А бояться стоит — в камнях на левом берегу лагуны живет прикормленная барракуда длиной более полуметра, будьте осторожны при спуске в воду. В соседнем отеле к северу (та-же цепочка, но ниже классом) неглубокий залив с затонувшим кораблем — интересно поплавать с маской, можно взять винд-серфинг. Одним словом, и среди хороших отелей Египта есть лучшие, но лучшие отели, в принципе, надо искать не в Египте, а, например, на Мальдивах, Бали, Барнео или даже в Бирме и Вьетнаме. Там Вы отдохнете не только телом, но и душой;) Но это другой бюджет, поэтому сравнивать нет смысла. Хотите проконсультироваться — пишите в любое время.
2
Итак, в Клубе Ля Коста за каждой семьей закреплен персональный гид, который не пытается развести Вас в первый же день на все экскурсии в три дорога, а потом пропадает до конца отдыха при людом раскладе. Нет, он реально помогает в любой ситуации, чтобы клиенты не чувствовали неудобств без знания языка — будь то аренда машины, информация по ресторанам и меню, культурная программа или экскурсии — это как бы личный дворецкий, если вы можете себе такое представить. Для тех, кто ищет тихого и спокойного отдыха в «домашней» обстановке и на каждый год без мучительных выборов страны, курорта, отеля, нервотрепки с поиском горящих туров и опасений за шумных соседей — Club La Costa это то, что доктор прописал. И это, действительно, очень далеко от туризма — это образ жизни для людей, скорее старшего поколения, уже без амбиций, но с определенным достатком и простыми запросами. Не понятно, почему при поиске клиентов сотрудники Ля Косты придают такое значение высокому годовому доходу семьи (такие поедут, скорее в Shangri’La или Sofitel), клубный отдых в отелях Ля Косты это скорее для людей со средним, но стабильным доходом, военных, госслужащих (не чиновников) — если хоть раз в году выезжают заграницу, значит, на членство в клубе должно хватить — главное, разобраться в системе рассрочки платежей и заранее планировать отпуск (своевременный выкуп авиабилетов и оформление виз).
В комплексе Club La Costa несколько «отелей» — каждый со своей инфраструктурой (бассейном, баром, рестораном), но со свободным доступом в соседние. Мы жили в MARINA PARK — двухуровневые таунхаусы на огороженной территории с большим и маленьким детским бассейном, джакузи, баром-рестораном, охранником и садовником. В апартаментах две спальни на втором этаже (кингсайз и твин) и ванная комната (ванна с душем, один санузел), а на первом большая гостиная с диваном (можно разместить тещу), обеденным столом, телевизором и стереосистемой, кухня со всем необходимым: посуда и приборы, микроволновка, печь, холодильник, посудомоечная и стиральная машинка, чайник и кофеварка. Небольшая терраса с выходом к бассейну и персональными лежаками.
3
Среднестатистическая семья из 5–6 человек, живущая в стандартной квартире, здесь будет чувствовать себя более чем уютно. До моря 5–10 минут пешком (5 минут вниз до моря, 10 — обратно вверх). Можно взять зонтик из номера, полотенца лучше привезти свои или в прокат за евро/день. Можно завтракать в ресторане (15 евро/человека) или готовить самим — примерно 100 евро/продукты на неделю, такси из Фуэнхиролы около 11 евро — могу порекомендовать местный супермаркет — при покупке более чем на 65 евро — сделают доставку в отель бесплатно. Автобус из отеля в город 2 евро/одну сторону или 3 туда/обратно. Пешком вдоль пляжа или по бульвару — минут 15–20. Пляж метров 20–30 в ширину от кромки прибоя до стены вдоль шоссе, чистый, песок с ракушками, кое-где скалы, но на расстоянии друг от друга, вход очень пологий (меняется с приливами-отливами), песок, вода прозрачная (напомнила море в Эрдеке — догадайтесь, где это;). Лежаки есть поблизости за умеренную плату (в городе это уже 8,5 евро!).
АВТОМОБИЛЬ
Аренда машин в Малаге и на Коста-Дель-Соль: в аэропорту был поражен — на стойках rent-a-car по прилету никого не было — думаю, нет спроса, но потом спустился в подвал, где находятся офисы всех прокатных контор и понял, куда все делись! Очереди желающих — причем десятки человек в какой-то GoldCar, чуть поменьше в AUTOS LIDO (сайт autoslido.es, маленькая контора, наверняка хорошие цены), ateza.es (всего 70 евро/2дня в Citroen C2) и aurigacrown.com (офисы по всему побережью), сравнительно мало в Hertz и Avis, где мы бронировали машину (кстати, эту бронь в посольстве приняли за подтверждение проживания за неделю). Брали Avis, так как пользовались ими в Андорре и, кроме того, их машину можно было взять в Малаге, а бросить за сотни километров в Мадриде. На курорте гид Club La Costa предлагал услуги YellowCar — около 45 евро/сутки за Citroen C2, включая полную страховку, доплата за второго водителя 3 евро.
В Испании у нас повелось брать в аренду Seat Altea XL с дизелем и механикой (чтобы не отвыкать от внушительного пространства домашней Hyundai Santa Fe, и дезелем — чтобы не разориться на европейский бензин, с механикой — чтобы как-то компенсировать недостаток динамики у дизеля). Первый раз протестировали эту машину по пути из Андорры в Барселону, теперь проделали более тысячи километров по югу Испании. Кстати, заправились всего один раз! Так и назовем отчет об этой поездке: «От Марбелльи до Мадрида, лето 2010»! Итак — места для двух взрослых и ребенка в кресле в Seat Altea XL — более чем достаточно, заднее сидение и большой багажник для сувениров, чемоданов и покупок. При этом на серпантине держит дорогу хорошо, а на шоссе едет просто отлично! 150–160 на магистралях без напряга, при отсутствии плотного трафика на этих скоростях можно даже маневрировать (скорость лучше не терять, а то потом дизель долго наверстывает). Видеокамеры на дорогах стоят, что-то фиксируют, но штраф пока не прислали (может обрадуют в консульстве при продлении визы?). Навигатор в прокатной фирме не берите — развод. Лучше бумажной карты последнего издания ничего не найдете, гугл-мэпс тоже привирают (не берем в расчет стоимость трафика!), а родной навител с «левыми» картами Европы не более, чем отслеживает путь, не давая возможности задать поиск — на Украине по лицензионным картам он более-менее справляется, хотя есть особенности, о чем расскажу в отчете о поездке на Украину, которую уже успели совершить в сентябре на другом транспортном средстве — Infiniti G35 — это отдельная история автопутешествий выйдет под названием «Бросок на Азов, 3000 км за 7 дней: Москва — Юрьевка на G35».
4
НЕРХА
Нерха — маленький город-курорт в 30 минутах езды от Фуэнхиролы, примечательный своим городским пляжем Burriana (Синий Флаг чистоты уже не первый год, мелкая галька — чистейшая вода), Балконом Европы (бывший средневековый замок 11 века, видели издалека) — можно поразглядывать Африку, арочным мостом на 36 арок метров 60 высотой и развалинами другого древнего замка на обрыве над морем, а также необыкновенно красивой пещерой, куда группы туристов завозят перед вечерним вылетом из Малаги.
1
Пещера одна, но большая, обжита была еще 25 тысяч лет назад, за 3 тысячи до Р.Х. стала необитаема и только несколько лет назад её случайно обнаружили и обустроили для посещения.
1
Место необыкновенное — сначала спускаешься и видишь обычный узкий лаз, ну сталактиты, ну сталагмиты, небольшая экспозиция, но потом понимаешь, что в пещеру ты еще не зашел. Дальше попадаешь в 2 огромных зала, высотой под 50 метров, грамотная подсветка и удобные лестницы помогают восхищаться творениями природы — немногие храмы производят подобное впечатление величия и красоты. Вспомнилась пещера Пиндая в Бирме — но она поскромнее и все свободное пространство заставлено статуями Будд — почти 8000 (см. отчет «Тур в Бирму в самом конце сезона»). Кстати, Пещера города Nerja считается 3-им(!) по популярности местом в Испании.
2
Рядом с пещерой ресторан, из которого открывается красивый вид на город и море. Кажется, что можно разглядеть Африку. Учтите, что с 14 до 18 сиеста! После пещеры отправились на городской пляж — захотелось остаться там на целый день, но по программе надо было успеть в Гранаду. Отобедали в ресторанчике на пляже (удивились наличию русской девушки-официантки). Покупались (надо как-нибудь приехать сюда на подольше!) и в путь.
1
Пару слов о дороге Малага — Нерха — Мотрил — Гранада.
Дорога до Мотрила идет вдоль моря — постоянные мосты и туннели, особенно после Нерхи, на выезде из Малаги довольно оживленное движение, но это и хорошо, чтобы не сразу давать по газам, а попривыкнуть к машине и отличному качеству испанских дорог. В районе Мотрила магистраль в процессе строительства, поэтому приходится уйти на старую дорогу через населенные пункты, постоянные виражи, едешь с опаской. Главное не проехать поворот на Гранаду — там тоже шоссе местами строится — поражают огромные опоры, когда движешься по старой дороге внизу под ними.
Когда надоело тащится за грузовиками, решили свернуть под табличку туристическо-географических названий (белым на коричневом фоне, как в Турции, к слову) Los Alpujeros — выехали к огромной дамбе на реке Guadalfeo — оно того стоило: бетонная дамба высотой 132 метра, глубина воды 92 метра, длина дамбы более 500 метров, можно прогуляться. Самое интересное, это дырка в середине дамбы, откуда под огромным напором вылетает струя воды, размером с речку, которую она и начинает. Дальше можно вернуться на достроенный участок нового шоссе, но мы поехали в объезд этой дамбы, чтобы осмотреть её со всех сторон, и попали на вовсе не старое шоссе, которое по некой причине дублировалось новой магистралью. Как потом выяснилось-то ли из-за плотины, то ли некачественного строительства это шоссе местами «расползалось», а на некоторых участках буквально стояли щиты с надписью красным «Не останавливаться, из машины не выходить, проезжать на максимальной скорости!», и назад не оглядываться. Склоны горы банально сползали в ущелье, осыпались вместе с дорогой. Через 10 минут мы выскочили обратно на скоростную магистраль, предварительно засняв гигантские ветряные мельницы, которые стали довольно постоянным явлением в провинции Гранада и дальше в Кастилии (Мадрид, Толедо). В Гранаду мы въехали с запада — как раз со стороны Alhambra и с остановкой у отеля ALHAMBRA PALACE (почему-то с российской императорской символикой и русской стилистикой в интерьере) въехали уже в старый город по его узким улочкам в поисках паркинга.
ГРАНАДА
Гранада — последний оплот арабской империи на Иберийском полуострове производит впечатление почти столичного города. По сравнению с провинциальным курортным городишком Малагой — здесь чувствуется некая космополитичность, если я правильно понимаю значение этого слова. По крайней мере, не ходят по городу в пляжный костюмах, а вечером (мы приехали в субботу) все были одеты именно по-вечернему: длинные платья у женщин, мужчины в брюках и рубашках, дети причесаны — высший свет, одним словом. Поспешили заселиться в отель, привести и себя порядок и присоседится к бомонду.
2
Сразу не получилось: пара трешек рядом с парковкой, где нашли место, оказались забиты под завязку, уже были готовы заселяться в некий хостел 1* — 60 евро/ночь/без завтрака, но заглянули в соседний отель на первой линии домов. MELIA GRANADA 4* — 107 евро/ночь/без завтрака, но это же другой уровень! Номер оформили за 5 минут, лифт, ковровое покрытие в коридорах и номерах, большая двуспальная кровать, зеркало во всю стену и на двери шкафа — несколько увеличивают небольшое пространство номера (ну и романтика, конечно), детской кровати не оказалось — ребенка положили на полу (чему он был очень рад — когда еще родители разрешат спать на полу!), ванна с душем (нормальный душ на шланге), обязательное биде. Отель из цепочки отелей MELIA под менеджментом группы SOL MELIA — недостатка в клиентах не испытывал (при нас заселялась группа в человек 30 японцев, которые, видимо ценят отели этой сети в Азии), для более выгодного тарифа рекомендуется раннее бронирование через агентства, тогда бэкпэкерские варианты вообще не выдерживают конкуренции. К слову, портье запаркует машину сам и подаст, когда будет надо — цена такая же, как на самом паркинге, расположенном в подвале соседнего дома — т. е. можно сразу ехать и заселяться, а не искать сначала, куда приткнуть машину.
Для справедливости скажу, что в вышеуказанном отеле мы прожили всего одну ночь, так как, погуляв вечером по городу, в районе Carrera Del Genil мы нашли еще один отель, который окончательно убедил нас в необходимости провести в Гранаде более одного дня — вторую ночь мы провели в отеле TRYP ALBAYZIN 4* — отель также под менеджментом SOL MELIA, но нам он показался более выразительным, отражающим дух последней столицы Халифата, с одной стороны колоритным внешним видом (внутренний дворик в стиле караван-сарая с рестораном) и арабскими мотивами в интерьере, а с другой стороны более низкой ценой (60EU/номер/сутки) и как-то менее официозным персоналом. Переехав сюда мы заселились в стандартный номер с видом во двор, мраморный пол, в ванной было окно (преимущество), также ванна с душем на шланге, для ребенка нам предоставили baby cod бесплатно — раскладная кроватка (такая же как у него дома и которую мы, кстати, брали с собой в путешествие по Бирме год назад). Завтрак в отеле мы не брали, зато решись на комплексный воскресный обед — он был за 39 евро (против 15 евро в будние дни), которым мы просто объелись (одним на двоих!) — сюда входила бутылка вина и бутылка воды, мясная закуска (такие тарелки выставляли на всех на завтрак «шведский стол» в отелях Перу), первое и второе блюдо, десерт, кофе-чай. Это был самый лучший обед за все пребывание в Испании — причем не самый дорогой и в приличном месте. Кстати, и паркинг был свой и немного дешевле — 16 евро/сутки. Если нужен не безликий отель международного стандарта, какой вы встретите в любом уголке мира, а уютный и с комфортом, то TRYP ALBAYZIN 4* будет лучшей альтернативой отелям-бутикам в историческом центре города с крошечными номерами и высоким ценником.
5
Саму Alhambr’у мы запланировали на понедельник, а воскресенье решили посвятить пост-арабскому наследию Гранады. Сделали это по той причине, что, как я уже говорил, приехали мы в субботу и по наплыву туристов, как местных, так и иностранных, было ясно, что столпотворения в Alhambre будет не избежать. Чуть не поддались мы и тому ажиотажу, который раздувают вокруг этого места все гиды и сотрудники отелей, о том, что в кассы за билетами надо приезжать к семи часам за два часа до открытия и всем их может не хватить, поэтому рекомендуется покупать групповые экскурсии за 49 евро/чел. Оказалось это преувеличением, по крайней мере, в понедельник в 8:30 мы спокойно купили билеты без очереди и без толпы походили по этой крепости и её дворцам: халифатский — Назир, известный своими изразцами и двориками, и брутальный дворец Короля Карла V, квадратный с круглым двором, очень похожим на Колизей, построенный, видимо, на месте главной мечети.
1
На выходе в 11 часов у касс очередей особых не было, поэтому, считайте, выгода раннего посещения Alhambr’ы в отсутствии толп туристических групп, которые подъезжают к 10. Альгамбра, действительно поражает и не только изнутри. К слову, место это было заброшенным до того самого момента, пока Вашингтон Ирвинг, американец, попавший сюда по службе, не издал сборник рассказов, вдохновленный наследием мавританской эпохи. Самоселов и бомжей вымели из развалин и занялись их реставрацией, чем, кстати, руководил русский архитектор К. К. Рахау, получивший за это в 1862 году на Парижской выставке золотую медаль!
3
Накануне мы наслаждались видом Альгамбры снаружи со стороны Miradore San Nicolas — очень рекомендую это сделать на закате (придти надо пораньше!). Что касается того самого пост-арабского достояния, могу предложить такой маршрут: утром Iglesia Santo Domingo, потом узкими улочками до Iglesia San Matias, далее на площадь Plaza Del Carmen, где можно зайти в Tourist Information за картами и проч., оттуда до Corral del Carbon (по ходу древнейшая постройка арабского периода — ранее мечеть, сегодня ничем не примечательная внешне, но выделенная на картах).
2
Подготовленные Вы подходите к главному Кафедральному Собору города, осматриваете соседние древности и, выполнив программу-минимум, можете проследовать на свою сиесту на площадь Rib-Bambla, где много приличных кофешек и ресторанов. Если времени и сил у Вас много, то отсюда недалеко будет до Монастыря Св. Иеронима, но мы не дошли, повернув у ботанического сада Jardin Botanico рядом с Colegiata Santos Justo y Pastor на улицу Trinidad, по которой вернулись отдохнуть в отель. А во второй половине дня мы прошлись по Reyes Catolicos вверх мимо очень фотогеничной Iglesia Santa Ana (св. Анны) до Iglesia San Pedro y San Pablo (петропавловская)
1
и далее до Paseo de los Tristes, откуда углубились в узкие улочки-переулочки старого арабского квартала Albaicin. Очень поразило, что по улице San Juan De los Reyes (шириной в 2–2.5 метра) лихо гоняют таксисты.
1
Поплутав поднялись на смотровую площадку у Iglesia San Nicolas, где насладились видами города и великой Альгамбры в обществе Алана и Юлии из Владивостока, которые путешествовали также как и мы, но в другом направлении. Обменялись впечатлениями и взаимными советами, после чего ребята отправились на Flamenko Night, а мы, поужинав по пути в ресторанчике на небольшой площади, уже в темноте пошли вниз. Кое-где было страшно — не сколько от узких полутемных улочек и неожиданного лая собак, сколько от компашек хиппи и «отдыхающей» молодежи.
2
Этот район, вообще, показался каким-то «бандитским»: единственная примеченная нами в Гранаде дискотека, спешащие туда девочки-«малолетки» и драгдиллер с одним бультерьером на поводке без намордника и еще одним бритым в куртке-бумере и бейсболке, кучкующиеся маргиналы у магазинчиков с алкоголем. А было-то уже за полночь и это при том, что в других местах в Испании жизнь замирает уже после 22:00 (в Мадриде некоторые линии метро закрываются уже в 21:40, таксисты пролоббировали, наверное). Тем не менее, удовольствие от города мы получили огромное, а утром еще посмотрели Альгамбру (12 евро) и двинулись дальше в путь — в Кордову.
1
Путь выбрали не по скоростному шоссе, а через небольшие деревушки, обещавшие красивые сельские пейзажи с видами на старинные замки, коих здесь в каждой деревне, т. е. каждые 10 минут, если Вы мчитесь без остановок, а вот виды не везде одинаковые! Дорога N-432. Первая достопримечательность нас разочаровала: Pinos Puente — некий мост с неким историческим прошлым, расстроились и уже хотели вернуться на магистраль, но упрямство взяло свое! Должно быть что-то интересное в стороне от основных туристических маршрутов! С 432-й мы свернули вправо на проселочную дорогу среди полей, которая оказалась довольно разбитой, хотя это была практически магистраль по сравнению с дорогами на Украине, где мы были в этом сентября — просто ужас! В итоге мы не пожалели: в окрестностях деревушки Tiena мы стали подниматься в гору, откуда открылся просто непередаваемый вид на горы Сьера-Невады, на фоне которых мы рассматривали Альгамбру, отсюда же стало видно насколько они грандиозны! Они на горизонте, а перед нами раскинулись бесконечные поля — там даже смотровую площадку обнаружили потом. А чуть далее, с другого склона горы тоже обзорная площадка и открывающийся вид на деревушку Moclin и возвышающийся над ней средневековый замок! По кристально чистому горному воздуху до нас долетали звуки из этой деревушки, отчего картина поражала все органы чувств! А потом мы мчались вниз по серпантину между оливковыми полями — это было здорово! Даже на Seat!
3
КОРДОБА
Кордоба — красивый город на берегу реки, массивные крепостные стены старого города, белоснежные арабские и еврейские кварталы, много магазинчиков, цены высокие (из сувениров — рекомендую расписные тарелки или настенные часы). Заселились в первый попавшийся отель NH CALIFA CORDOBA 3*, хотя сердце к нему не лежало: вход с угла здания, какой-то хайтек во всем (читай минимализм и отсутствие вкуса), цена почти 100 евро/сутки без завтрака. На ресепшене девушка Anna была гостеприимна и дружелюбна настолько, насколько это предписывала ей инструкция и тот факт, что уставшие русские туристы с ребенком вряд ли поедут искать другой отель, хотя она нам и предложила парочку недалеко, включая отель 4* этой же цепочки, но тратить время на мелочи не хотелось и мы заселились здесь. Номер 103 темный, мебель новая, но очень простая, baby-cod привезли — мы сразу передвинули все под себя, так как по плану у нас тут было 2 ночи. Мини-бар, холодильник, приличный санузел. Может и стоило заранее подготовиться и хотя бы сделать подборку отелей Кордобы с учетом бюджета и отзывов!
1
Кордоба — в историческом плане город интересный, более того, все очень компактно расположено в старом городе у реки, куда традиционно попадают с моста — был уже вечер и мы буквально успели сделать пару хороших кадров в этот день, так как поспешили из отеля вдоль крепостных стен старого города к реке, перешли её по новому мосту и вышли к старому мосту в город с противоположного берега реки. Этот мост недавно отреставрирован, но все равно очень красив, хотя скорее красива река, шириной здесь около километра. Судя по берегам, вода временами поднимается на 2–3 метра, поэтому опоры моста массивные и высокие, а многочисленные протоки реки в сухой сезон создают необыкновенный пейзаж с плакучими ивами, загадочными развалинами старой мельницы и таможни, которые облюбовали себе сотни чаек, в затонах сверху видны крупные рыбины.
2
По мосту через Римские Ворота попадаем в Старый город, тут же стоит великолепная/ый Собор-Мечеть La Mezquita-Catedral — отведите на него пару часов: арабы строили на совесть, причем на месте более древней христианской церкви!
В течение столетий Мечеть преобразовывали, достраивали, улучшали, хотя с закатом халифата улучшения носили скорее «косметический» — например, красно-белые кирпичи на самом деле так раскрашены. Поражает архитекторский расчет — 308 (!) колонн поддерживают это здание гигантских размеров.
4
Трансформация Мечети в Собор, пожалуй, только улучшило его внутренний вид, сделало его более разнообразным, живым, при этом дух мечети здесь ни сколько не уничтожен, поэтому название «Собор-Мечеть» более чем правомерно. Кстати во дворе есть небольшой фонтан с питьевой водой! Остальные храмы и мечети, равно как и синагоги, особого упоминания не заслуживают — гуляя по городу, вы найдете и синагогу, и многочисленные храмы, не менее интересные, чем многочисленные сувенирные лавки. Трасформацию церковь-мечеть-церковь с вариациями на темы мы также встречали в Турции — см. отчет «Неизвестная Турция: 2000 км за 7 дней» — мечети более позднего периода просто лишают слов своим размахом и красотой!
5
Из Кордобы мы двинулись по главному шоссе в сторону Мадрида, планируя по пути свернуть в Толедо.
Но на поворот, который мы успешно пролетели на скорости под 160 км/час — ни одного указателя не было! Жена-штурман подтвердила. Мы почти доехали до Мадрида и там оказалась еще одна возможность свернуть на Толедо — прямик в 30 км и за 15 минут мы домчали до пригорода одной из старых столиц Испании. Это был один из самых длинных перегонов по Испании — за 5 часов мы буквально из жаркого лета попали в дождливую весну: настолько низко летящие облака мы не видели нигде! И это во второй половине дня, закатное солнце, зеленые и желтые луга! И как назло, села батарейка в одном и закончилась СД-карта в другом фотоаппарате, а самый главный Nikon D-80 заглючил от такой красоты и не мог выставить диафрагму! В который раз пожалели, что НАДО БЫЛО ЧИТАТЬ ИНСТРУКЦИЮ заранее! Напомню, что это было скоростное шоссе. Крутились мы на развязке, приостанавливались в неположенных местах для хорошего ракурса, чем вызвали интерес местной полиции — в третий раз мимо них ехать не решились — времени на знакомство и общение не было.
1
Возвращаясь к теме смены погоды: между теплой солнечной Кордобой и холодным дождливым Толедо была остановка в неком городке Manzanares, где в Tourist Information девушка с таким энтузиазмом рассказывала нам о своем городе, вспоминая все те немногие английские слова, которые учила в школе, из чего мы сделали вывод, что англоговорящих туристов здесь не было лет 5 минимум. Это подтвердилось отсутствием кафешек, недружелюбно-заинтересованными взглядами местных и названием главной площади — Площадь Конституции!
1
Мы поспешили в машину, чтобы вырваться оттуда, как из страшного сна! Сейчас смотрю проспекты этого городка — не все так плохо, может дело было в погоде? К счастью, мы были не очень голодны и решили пообедать в каком-нибудь трактире на обочине. Это было очень опрометчивое решение, так как не каждое подобное кафе внушало хоть долю доверия то из-за припаркованных фур, то из-за полного отсутствия каких-либо признаков жизни. У одного кафе увидели припаркованный автомобиль и решили попытать счастья. В пустом зале у бара сидела пожилая никуда не спешащая пара, а косоглазый бармен недобро ответил, что раньше 17:00 обед не накроют. Сиеста, как Вы догадались. Кстати, у никуда не спешащей пожилой пары номер машины был очень символичный — с цифрами «000». Пообедали мы какими-то полуфабрикатами в следующем кафе у автозаправки, выглядело все аппетитно, но таковым не оказалось, да и 20 евро за такую ерунду было много. По правде говоря, это был последний сомнительный обед за время нашего отпуска в Испании, если не считать «бизнес-ланч» в неком вонючем кафе в Мадриде — расположенном на главной улицы в двух шагах от королевского дворца — мораль: избегайте не только придорожных кафе, но и пунктов питания на проторенных туристических маршрутах! Не терпите до последнего, выбирайте рестораны с той же щепетильностью, что и отели, не стесняйтесь изучить меню, вдохнуть запахи, оценить атмосферу, посетителей, официантов — и уходите смело, если возникли сомнения.
ТОЛЕДО
В Толедо мы прибыли в проливной дождь, но не поленились обойти 4 отеля — хотя и поселились в тот, что посетили первымJ — ABAD TOLEDO 3*- отель первый по правой руке от городских ворот. В групповых экскурсионных турах обычно селят в отелях «нового города» — поверьте, это не то! Сам отель хорошо отреставрирован, но передает дух времени — интерьеры скромные, но номера достаточно просторные, колоритные, наш был 22 — большая кровать, натуральный кирпич на стенах, на полу паркетная доска темного дерева, небольшой балкон с цветами, отличная сантехника, приятный персонал — парень по имени Ariel из Бразилии или Аргентины был гостеприимен, услужлив, но не фамильярен. Рядом небольшая парковка, все в шаговой доступности. Номер 64 евро/ночь/вкл.завтрак шведский стол, wi-fi, hotelabadtoledo.com. Из соседних могу отметить отель первый при въезде по левую руку, внешне такой же из камня в средневековом стиле, но мест не было, потом один отель ближе к 4*, около 120 евро, рядом еще одна 4-ка — тоже рассматривали, но смутила сотрудница ресепшена, она же горничная и администратор — девушка лет 19–20, которой явно не хотелось никого селить в пустой отель, чтобы продолжать ничего-не-делать. Понравился еще какой-то отель 4* у главной площади, но не понравилась цена под 150 евро.
1
Толедо нас впечатлил — мы были только в старом городе: вечером заблудились в узких слабоосвещенных переулках (карта не помогла), уже запаниковали, но встретили местных жителей, которые, выяснив, куда нам надо, объяснили все на пальцах (карта им тоже не помогла). На следующий день дождь шел с утра до вечера, по улицам текли ручьи, мы прятались то в сувенирных лавках (купили нож и тарелку), то в главном соборе Holy Church Catedral de Toledo, где нельзя фотографировать — типа из соображений безопасности. Наивно полагать, что серьезно настроенных грабителей это может остановить, зато туристам грубо ломают кайф от процесса созерцания и photo-shooting’a. Короче, очередная «хитрость» коммерсантов.
3
Из собора вышли с подгаженным впечатлением, попробовали завести разговор с сотрудницей сувенирного магазина при соборе, много ли они получают в казну города от продажи фотоиллюстраций интерьера своего храма и почему другие духовные заведения Испании не перенимают их опыт. Ведь еще и за вход берут не мало — целых 14 евро/человека! В ответ — кривая улыбка непонимания. Но Собор красивый, интересная экспозиция картин — завидую тем, кто попал сюда со знающим гидом! Мои родители как раз были здесь в мае в групповом туре — делились массой впечатлений и интересными фактами!
Чтобы поднять настроение, зашли в некую лавочку на углу, где по самым низким ценам в городе купили резак охотничий, хорошая вещь, но бесполезная! Зашли в Музей Тамплиеров — огромное четырехэтажное здание практически пропадает за зря — небольшая экспозиция, демонстрация научно-популярного фильма о тяжелой судьбе рыцарей ордена, то ли бабки отмывают, то ли это промежуточный этап захвата недвижимости. Билеты недорогие, хорошее место посидеть в тепле, подсохнуть. Далее выехали из Старого города и проехали до Ворот Святого Мартина — юго-западная сторона — красивейший вид на речку и старый город, пообедали тут же в некой забегаловке (недорого и сердито), по мосту прошли внутрь старого города, добрались до Монастыря San Juan de Los Reyes — вот, что надо посетить обязательно!
1
Очень красиво, загадочно, фотогенично, очень понравился местный храм — напомнил храмы в Польше (см. отчет «Свадьба в Польше или Варшавские каникулы»). Вход всего 2–30 евро. Потом зашли в некую синагогу — очередной коммерческий проект — Sinagoga Santa Maria La Blanca — здание 12 века, бывшее до 1405 года синагогой, но позже занятое христианами, сегодня это полу-церковь, полу-синагога, полу-галерея, спекуляция на тему: и Иисус был евреем, все религии едины, заходите и в наш скромный храм. Какой смысл пытаться объединить разные концессии, если суть религии как раз в обратном: отделить своих от чужих, защитить своих от чужих, как это ни прискорбно. Если только не расширить паству (читай: целевую аудиторию потребителей)? Вход уже 4–60 (жителям Евросоюза бесплатно, что справедливо, на мой взгляд — это их достояние и культурное наследство). Погода прояснилась, сделав прощальные снимки, мы взяли курс на Мадрид.
6
МАДРИД
Мадрид оказался сравнительно большим городом, мы даже недооценили его масштаб — пришлось покрутиться по одной из окружных дорог, да еще навигатор отказался выдавать поиск по названию улицы. После «обзорной экскурсии» мы в проливной ливень-таки вышли на след нашего отеля. PUERTA MADRID — лучший вариант для туриста с машиной, готового потратиться на международное качество отеля бизнес-класса, цепочка HOTELES SILKEN. Отель расположен рядом с одной из магистралей (Juan Rizi, 5), ведущих из центра города в аэропорт, недалеко от кольцевой, до центра города на машине 15–20 минут, вечером без пробок можно за 10 минут домчать. Удобно до аэропорта — почти по прямой, можно не бояться пробок, характерных для центра города, мы за 20 минут доехали. Номера большие, наш был 306, ковер на полу, много зеркал, огромная ванная комната, хотя все в безликом деловом стиле (останавливаются тоже, в основном, командировочные, либо крутые коммерсанты с транзитных рейсов), ресторан нереально дорогой — в первый вечер наужинали на полторы сотни евро, съев всего-то по одному горячему + пару коктейлей, зато сервис! На ресепшене с натянутой улыбкой, без радушного гостеприимства, даже с неким высокомерием — подумать только, какая-то молодежь из Восточной Европы приезжает, заселяется по рэк-рейту (бронировали заранее по и-нету, но приехали на сутки раньше, пришлось доплатить по максимуму — 100 евро/сутки, вкл.налоги), машину на платную стоянку ставить не желают (места полно перед отелем), уходят-приходят, когда захотят, а ты им прислуживай! Но нам на это с высокой колокольни, мы на отдыхе. Завтраки, кстати, шведский стол — не хуже, чем в отелях Сингапура, с ребенком — очень удобно! Лифты, ковер в коридоре, белье новейшее в номерах, звукоизоляция хорошая — самолетов не слышно.
Итак, Мадрид.
2
Королевский Дворец был закрыт на какой-то саммит глав Европы (также нам подпортил отдых Asia Forum — см. отчет «Тур в Китай с малышом: Хайнань + Пекин»), зато прошлись по местному геологическому музею, зашли в живописный главный Собор.
1
Прогулялись по центральной улице, по Главной Площади (которая как бы с краю от глав.улицы, за фасадом домов) где кроме колоритных домов по периметру и толп туристов, обнаружили стаи тараканов у чумного столба — бомжи, наверное, развели, либо там выход из канализации, откуда они вылезают за остатками чизбургеров (и бомжи, и тараканы). Гулять по центру Мадрида в хорошую погоду одно удовольствие!
А вечером после десяти уже другое: потерявшиеся/потерянные девушки любых национальностей стоят на каждом углу во мраке теней — пришлось как-то в ночи выезжать с парковки по узким улочкам. Не удивились проявлению, видимо, модных антиглобалистических настроений — пьяная молодежь безжалостно пинала припаркованные автомобили. Думаю, всё это плохо скрытая зависть к зажиточным обывателям, которые не тратят деньги на выпивку и наркотики, а время — на пустые разговоры о свободе и альтернативных способах самовыражения. Приличные люди сидят, к слову, в многочисленных магазинах хамана, где пьют вино с друзьями и знакомыми, обсуждая всякие бытовые радости жизни. А гостю столицы обязательно надо попасть на шоу фламенко! Более эмоциональным (но наверняка не таким красивым и лицеприятным) может быть только коррида! Мы видели 3 разных шоу фламенко. Первое — на приветственном ужине в неком туристическом ресторанчике под Марбельей, деревенское фламенко, любительское, с него можно начинать. Второй раз в отельном ресторане — приезжала труппа профессиональных исполнителей в составе мужчины и двух девушек (вокал и тансовщица). Самое захватывающее шоу фламенко было в Мадриде — бар-ресторан Las Carboneras — шоу TABLAO FLAMENCO между Plaza Conde de Barajas и Plaza de San Miguel — двигаясь по Calle Mayor в сторону Дворца, через сотню метров от Plaza Mayor налево, сайт tablaolascarboneras.com.
3
Особенно после бутылки подарочного игристого вина, распитого из фужеров в главном городском парке рядом с детской площадкой! Разве не романтично?! Кстати, ужин во время самого шоу у нас вышел на полторы сотни евро/человека, но он того стоил!
3
Не знаю, чего еще добавить про Мадрид — отличный город, надо вернуться в сезон распродаж или хорошей погоды (дожди достали!). А может лучше снова в Малагу, оттуда в Нерху на пару дней — на незабываемый пляж Бурриана, а потом опять прокатиться вдоль всего побережья Андалусии до Марбельи и даже Тарифы, а то и в соседнюю Португалию, как многие рекомендуют и подают пример!