Первый раз в Вене я побывал вместе с автобусным туром Прага-Вена-Будапешт в 2002 году. Тогда мы посетили практически все известные туристические места — дворцы Хофбург, Шенбрунн и Бельведер, собор Штефансдом (ох, сколько там было ступенек:)), памятники Штраусу и императрице Сиси, видели Венскую Оперу, Парламент и городскую ратушу, дома Хундертвассера и штаб-квартиру ОПЕК, а под конец дня нас даже свозили на кладбище, где похоронены знаменитые композиторы.
И вот когда спустя 13 лет я снова оказался в Вене, то на этот раз решил уделить больше внимания тем местам, куда туристы обычно попасть не успевают. Во-первых, хотелось увидеть Дунай с высоты Дунайской башни — Donauturm. А то вот Вена хоть и считается, что стоит на Дунае, но многие ли туристы, приезжая сюда, видели его? А кроме того, я хотел увидеть объекты времен войны, про которые за несколько лет до этого прочитал в «Популярной механике». Что за объекты? А еще две башни. Но об этом чуть позже.
Жили мы в Вене не в самом центре, а на одной из последних станций метро — в районе Зиммеринг. Вид из окна был вот такой — тут и разноцветные домики под старину, и дымящие трубы, и стеклянный автосалон.
А вот так выглядели окрестности. Все по-немецки аккуратно.
Площадь у станции метро Simmering.
U-Bahn — так называется метро в немецкоязычных странах. Здесь мы купили дневные проездные на все виды транспорта и отправились осматривать город. Те, кто еще не видели собор Штефансдом и дворец Шёнбрунн, отправились туда. Ну, а я поехал в сторону Дунайской башни.
Из метро я вышел на Дунайском острове — на станции Donauinsel.
Это высотное здание весьма необычной формы — DC Tower 1, самый высокий в Австрии небоскреб. Его высота 220 метров, а вместе с антенной — 250 метров. Небоскреб был открыт в феврале 2014 года.
На самом деле буквы DC означают вовсе не District of Columbia, как можно было бы подумать, а Donau City — Дунайский Сити. Тем не менее, на открытие небоскреба все же пригласили американского астронавта Эдвина Олдрина, второго человека, ступившего на Луну. Фото с Википедии.
Вена, как и многие европейские столицы, очень дружелюбна к велосипедистам. Ну, с их-то климатом там и правда можно кататься круглый год. У нас вот в марте попробуй покатайся.
И вот мы в районе Donau City, среди современных высоток и всякой модерновой архитектуры.
Вдали уже видна башня Donauturm
К деловому Donau City примыкает городок ООН. Мало кто знает, что у этой организации есть штаб-квартира не только в Нью-Йорке, но и в Вене. Вот это полукруглое здание — как раз она и есть. Также здесь располагается основная штаб-квартира МАГАТЭ, организации ООН по атомной энергии.
Но и Donau City, и городок ООН небольшие, 5–10 минут, и мы уже в парке, который называется, да, правильно, Donaupark — Дунайский парк. Башня Donauturm стоит как раз в центре. Она была открыта в 1964 году, ее высота 252 метра. Помимо смотровой площадки и ресторанов, на башне размещено и всякое радиооборудование, но вот чем она не является — так это телебашней. Что удивительно. А ведь так хочется привычно назвать ее телебашней.
Тут по дороге попался небольшой памятник Сальвадору Альенде. Все же в Европе помнят, кто был законным президентом Чили.
А это самая узкая в мире узкоколейная железная дорога:)
У подножия телебашни находятся кассы и сувенирный магазин. Покупаем билет и поднимаемся на лифте наверх.
Прежде всего со смотровой площадки открывается вид на деловой центр Donau City и городок ООН. С погодой, правда, не очень повезло, дождь то переставал, то снова начинался.
Это вид в обратную от центра Вены сторону. Река, что в кадре, на карте обозначена как Старый Дунай и представляет собой протоку, отделенную от основного русла некими гидросооружениями.
А вот это вид на собственно Дунай и центр города. При этом, обратите внимание, Дунай разделен Дунайским островом на две части, при этом вода в них — из разных источников. Та, что мутная, это основное русло Дуная. Та же часть, где вода голубая, отделена от основного русла плотинами, но при этом соединена со Старым Дунаем и, по видимому, питается от каких-то других рек, с более прозрачной водой.
А еще в этом месте от Дуная отходит канал Дунай-Одер. Правда всего в нескольких километрах канал заканчивается прямо посреди полей. Дело в том, что это масштабное сооружение пытаются построить уже лет 100, но пока безуспешно.
Но самый красивый вид с башни Donauturm открывается на западную сторону. Именно отсюда лучше всего видно, что собой представляет Дунай в окрестностях Вены. Дунай здесь больше похож на какой-то «гребной канал» :) А вон те горы, что видны вдали, это тот самый знаменитый Венский Лес. Я про него позже сделаю отдельную заметку и расскажу, какие там есть смотровые площадки, и как туда добраться.
А вот здесь можно посмотреть панораму, снятую кем-то со смотровой площадки Дунайской башни и размещенную на Google Maps.
У подножия телебашни Дунай пересекает вот такая автомобильная развязка. И вот по этой развязке я сейчас пойду обратно в центр Вены. Тут я, конечно, немного не рассчитал расстояние — пеший поход в итоге получится несколько длиннее, чем я думал — почти 5 км.
Вот это я уже на шоссе, а башня осталась позади. Вообще хорошо, что дело происходило в Вене. Окажись я в каком-нибудь Дубае, вряд ли бы я смог пройти пешком по этой развязке:)
Вдоль Дуная идет платный автобан. Даже в черте города проезд по этому участку возможен только с виньеткой. Как раз здесь мы прошлым вечером проехали в сторону Венского Леса.
С моста через Дунай Венский Лес тоже видно — это вооон те горы на горизонте.
Кстати, опять о башнях. Вот этот небоскреб по центру называется Миллениум-Тауэр или Башня Тысячелетия. Построен он был, как можно догадаться, в 1999 году, в преддверии наступления Миллениума. Высота здания без антенны 171 метр, что делает его вторым по высоте небоскребом в Австрии. Первым, как я уже писал, спустя 15 лет стал DC Tower 1 (250 м). Кроме того, в Австрии его по высоте опережают башня Donauturm (252 м) и труба электростанции Dürnrohr (210 м)
Поскольку, как я уже отметил, Вена очень дружелюбна к велосипедистам, мост через Дунай заканчивается вот таким замысловатым пандусом. На него же заворачивает и пешеходная дорожка, так что пришлось тоже закрутиться:)
Вот так я шел от Дунайской башни по мостам через Дунай к центру города. Вон там на карте даже этот спиральный велопешеходный мост обозначен —
Снова вид на Millenium Tower
Но вот наконец позади остались и мосты через Дунай, и вокзал Nordwestbahnhof, а впереди показался парк Аугартен и то, ради чего, собственно, я и пошел в этот район. Как вам конструкция? Это L-Turm, башня управления противовоздушного комплекса фашистской Германии.
Кстати, в плане исторического ликбеза. Вена, как, впрочем, и вся Австрия, во время войны входила в состав Третьего Рейха. Так называемый «аншлюс» произошел в 1938 году, когда Германия просто взяла и поглотила свою более маленькую соседку. Принято считать, что это была почти что оккупация, но, скажем честно, большинство австрийцев вхождение в состав более мощного немецкого государства только приветствовали. Почему? А вы посмотрите на карту Европы 1914 года и сравните с картой 1938 года. Что была Австрия до Первой Мировой, и чем она стала после.
Однако потом началась война. И очень скоро Германия осознала, что война это не только, когда ты кого-то бомбишь, но и когда тебя тоже бомбят. При этом если Германия могла послать в атаку на Лондон всего несколько десятков двухмоторных самолетов, то англичане, а позже и американцы, стали посылать в ответ на Германию уже сотни и тысячи своих гораздо более тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Силы в воздухе оказывались явно неравны, так что немцам пришлось укреплять противовоздушную оборону своих городов.
При этом что было главной сложностью при устройстве ПВО в большом городе? А ее устройству мешала в первую очередь плотная застройка! Поставить зенитную артиллерию можно было лишь на открытой местности, в парках или на стадионах, но даже в этом случае окружающие дома все равно и обзору мешали, и сектор обстрела ограничивали. Помните кадры старой советской кинохроники, где красноармейцы дежурят на крышах домов, вооруженные либо счетверенными пулеметами, либо небольшими зенитными пушечками? Вот и в Германии была та же проблема — серьезную зенитную артиллерию на крышу дома не затащишь, да и какая крыша выдержит такую нагрузку.
Что же придумал «сумрачный германский гений» для решения этой проблемы?
А придумал он возвести в главных промышленных центрах Рейха вот такие чудовищного вида башни. Назвали их Gefestturm («боевая башня»), или сокращенно G-Turm.
На крышу таких башен предполагалось ставить несколько сдвоенных 128-мм зенитных орудий, бивших на высоту свыше 10 км. На вон тех выступах, что этажом ниже, ставились более легкие 20-мм пушки.
Целеуказание шло от расположенной неподалеку Leitturm («башня управления»), или сокращенно L-Turm. Башня управления оснащалась по последнему слову техники — там устанавливался радар, а для вычисления траектории использовались чуть ли не компьютеры.
Всего в башне было 7 этажей. Нижние этажи использовались для самых разных нужд. Там укрывался гарнизон из нескольких сотен солдат, там была дизель-электростанция, хранились боеприпасы, здесь же работал госпиталь. Также внутри могли укрываться от бомбежек несколько тысяч беженцев, а кроме того, во внутренних помещения хранились перенесенные из музеев произведения искусства.
Такие башни успели построить всего в трех городах Рейха — в Берлине, Гамбурге и Вене. Но если берлинские башни были оснащены по максимуму (4 спаренные 128-мм пушки, 8 счетверенных 20-мм пушек и еще 12 таких же, но одноствольных), то вот в Вене башни вооружили всего лишь одной 128-мм зенитной пушкой. Судя по всему, немцы полагали, что союзники Вену бомбить не будут. Так оно в итоге и оказалось.
Вообще интересно, что в Вене эти башни оставили. Вот в Берлине похожие сооружения вскоре после войны снесли. Эти же башни стоят пустые, доступа в них нет по причине того, что конструкции в любой момент могут обрушиться. А вообще, конечно, было бы интересно, если бы там внутри сделали музей.
Если же развернуться в противоположную сторону, парк Аугартен будет выглядеть совсем по-другому
Вот это здание с этой стороны от парка на Викимапии значится как фабрика фарфора.
Здесь же значится и музей фарфора. Впрочем, внутри я не был, ничего сказать не могу.
Это центральный вход в парк Аугартен
А это аллея у входа. И опять о башнях. Как вы думаете, что это за башня с медным шаром стоит там вдали? Это завод по утилизации мусора и по совместительству - ТЭЦ. Построили его в 1989 году по проекту того самого знаменитого архитектора Хундертвассера, чьи дома так любят показывать в Вене туристам. Как я прочитал, завод, как и все творения Хундертвассера, обошелся очень недешево, но получилось еще одно произведение искусства. А позолоченные шары, что надеты на трубы — это фильтры, позволяющие улавливать вредные отходы, которые образуются при сжигании мусора. Вот только насколько хорошо сжигать мусор посреди города?
Кстати вот, фото тоже про утилизацию мусора :)
А дальше погода испортилась совсем, так что пришлось скрываться от дождя в одном из трамваев. Просто сел в первый попавшийся и поехал, куда глаза глядят:) Кстати, вон опять в кадре башня завода по утилизации мусора.
А вот это — Дунайский канал. На самом деле, как я читал, просто один из рукавов Дуная, который проходит ближе всего к центру.
Берега канала все изрисованы граффити
Тут мне на глаза попался вот такой похожий на крепость дворец. Что же здесь интересно такое? Как всегда, Викимапия дала правильный ответ - это Розауские казармы (Rossauer Kaserne). Они были построены здесь в 1848 году для размещения войск, которые должны были бороться с восставшим пролетариатом. Именно тогда по всей Европе прокатились рабочие восстания. А сейчас в бывших казармах размещается Министерство Национальной Обороны и Спорта. Вот вы удивитесь, но по старой немецкой традиции спорт в Австриии неразрывно связан с военными делами и курирует его именно военное министерство. Не перенять ли кое-кому ценный опыт? :)
А неплохо военные тогда разместились прямо в центре города, сверху это хорошо видно -
Ходит в Вене и вот такой электротранспорт — гибридный троллейбус
Ну, и напоследок пара более известных достопримечательностей Вены. Во-первых, памятник советским солдатам, что неподалеку от парка Бельведер. Памятник был поставлен сразу после войны советскими же оккупационными властями. Тогда и сама Австрия, и Вена были, по аналогии с Германией и Берлином, поделены на четыре части между победившими союзниками — США, Англией, Францией и СССР. Здесь, видимо, был как раз советский сектор.
Любопытно, что с Австрией стало после войны. Если Германию бывшие союзники поспешили поделить на западный и восточный сектор, то вот с Австрией поступили более мудро. В 1955 году Австрия обязалась сохранять нейтральный статус и не вступать ни в какие военные блоки. США и СССР в обмен на это обещание согласились вывести свои войска из Австрии, что позволило стране вновь объединиться. 60 лет этот статус свято соблюдается. Вот что мешало и с Германией поступить так же? Но, к сожалению, многое в послевоенной Европе строилось на личных договоренностях Сталина и Рузвельта. Не стало Рузвельта — американцы о своих обещаниях предпочли забыть.
А еще я не смог пройти мимо Карлскирхе — наверно самой красивой церкви Вены. А все потому, что не удалось побывать здесь в тот прошлый приезд, в 2002 году.
Неподалеку от Карлскирхе нашлась станция метро, спустившись в которую я направился к отелю. День, несомненно, прошел не зря:)
Поезд идет по «зеленой» линии метро до станции Хайлигенштадт. Туда надо ехать, если вы хотите доехать на автобусе до Венского Леса. Но поскольку мы туда ездили на машине, то я пересяду на линию U3 и поеду в свой Simmering, откуда и начиналась эта прогулка.
Вобщем, подведем итоги. В подтверждение заголовка рассказа сегодня были встречены следующие башни - D-Turm, L-Turm, G-Turm, а также две англоязычные - M-Tower и DC-Tower. Плюс еще мусоросжигательная башня :)
А про Венский Лес будет в отдельном рассказе. Как впрочем и про все остальные места, где мы побывали за эту поездку — а там будет и Варшава, и Братислава, и замки Словакии, и венгерский Эстергом, и подъем на заснеженные Татры.
Вы же пока можете почитать про мою поездку по Европе в 2005 году -
По долинам и по взгорьям Евросоюза — мой идеальный маршрут
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия