В последних числах июня выпала возможность побывать в Баку.
В последних числах июня выпала возможность побывать в Баку.
Не то чтобы туристическая, скорее по делам, но прямо скажу, желанная. На удачу есть прямой рейс Минск-Баку и вспоминая свой, крайне неприятный опыт общения с «Белавиа», предпочел воспользоваться услугами «Азал» — азербайджанской авиакомпании. Скажу прямо — не прогадал.
Счастливо оставаться, Минск. Нас ждал комфортный, достаточно новый А-320, приветливые бортпроводники и бортпроводницы, хорошее питание на борту (да еще и на выбор красное или белое вино), легкий взлет, 3,5 часа полета и командир экипажа «крайне удачно сел», но не «где-нибудь в Париже»:), а в Баку, в аэропорту имени Гейдара Алиева.
Обратил внимание, что посадка в обоих случаях была реально мягкой и легкой. Заслуженные аплодисменты авиаторам «Азал»!
Понимаю, в здании аэропорта снимать в целом не рекомендуется, особенно в свете последних трагических событий, но уж больно захотелось сохранить в памяти его обстановку. Аэропорт относительно не большой, но вполне удобный и современный.
(Вот эта блестящая конструкция — выдача багажа.) На паспортном контроле, перед стойкой (или будкой) пограничника надо вначале встать на место отмеченное знаком в виде круга со ступнями, где-то в метре от нее — вас снимает совсем не скрытая камера, можно не улыбаться. Подобное видел в Лондоне. Потом багаж, красный и зеленый коридоры таможни, впрочем мы прошли спокойно, без каких-либо вопросов. Не было ни миграционных карт, ни вопросов о наличии медицинской страховки, как это происходит в Минске для граждан Азербайджана.
Из аэропорта выбирались на такси, тем знаменитым уже «кэбом», который в народе называют «баклажаном»
это государственное такси, вроде бы как поездка в нем должна проходить строго по таксометру, но… жизнь есть жизнь! Никто и не думал воспользоваться пресловутым таксометром: ни водитель, ни распорядитель на площадке. Пришлось торговаться — ехать за 50 манат, т. е. 33,33 доллара, (курс маната был 1,5 к зеленому) показалось дороговато. Сошлись на 40, так что всё по привычному сценарию общения с таксистами в «злачных местах», не стоит обольщаться.
Спасибо огромное нашим коллегам julykum, den-ekb, vadimbryansk333 чьими материалами я пользовался при подготовке к поездке! Отдельный поклон земляку — puzzle, чей взвешенный и непредвзятый взгляд на Баку произвел на меня сильное впечатление, еще 4 года назад.
Место нашего с женой обитания в Баку — отель Fairmont Flame Towers,
весьма и весьма приличный. Не очень-то подходит для бюджетного туриста и стоимость проживания — 220 манат,
понимаю, однако номер был прибран каждый день безукоризненно, а завтрак с самого утра и на долгое время вызывал очень хороший прилив позитивной энергии. Наличие бассейнов и саун способствовали восстановлению после трудного дня.
Силуэт пламенеющих башен, в одной из которых расположен этот отель, виден со всего города
Что прежде всего бросается в глаза? Город зеленый,
с множеством парков и скверов, уютный, очень чистый, буквально «причесанный» и даже «прилизанный» в центральной части и на набережной, именуемой бульвар, к тому же полный новых современных построек.
Понимаю так, что для Баку ориентир Дубай?
Здания прошлых времен, вплоть до тех, что возвели еще в XIX веке выглядят тоже очень достойно
Совсем недавно, за неделю до нашего приезда, столица Азербайджана принимала этап Формулы 1. Следы этого действа были повсеместно
Не знаю, насколько люди ради заезда болидов были готовы терпеть неудобства в повседневной жизни, когда перекрывались главные транспортные артерии, ограничивался доступ к бульвару, принимались, как рассказывают, очень серьезные меры безопасности. Похоже, терпели, а куда деваться?
В качестве положительного результата приводится то, что эти самые жизненные артерии — улицы и проспекты, теперь отличаются великолепным покрытием.
На самом деле, это сложно не заметить. В городе отличные дороги, по умному сделанные развязки, неплохая организация движения. Правда стиль вождения большинства водителей — это отдельная песня, но об этом немного позже. Мы не брали здесь машину напрокат, как делаем это чуть ли не везде в поездках, пользовались в основном такси и вновь обращаю внимание, всегда с самого начала договаривались о стоимости проезда. Есть плюсы поездки по счетчику, бесспорно, но договорившись о цене проезда, причуды «бомбил» — типа покатать вас по кругу или ехать никуда не торопясь, например, становятся неактуальными. Хотя мы не катались из одного конца Баку в другой, в основном из отеля в центр и обратно, за что таксисты просили пятерку, а я твердо настаивал о трояке, если не проходило шел дальше — машин хватает и ориентироваться на «баклажаны» особой нужды не было.
Не мог не обратить внимание, что без одноруких рэкетиров-паркоматов не обходится и Баку.
Вот он, изверг, красуется на видном месте! Извините, у меня просто на них аллергия, не могу ничего с собой поделать…
Этот самый «Фейрмонт» расположен на возвышенности. Здесь расположен парламент страны — Милли Меджлис, мемориальная Аллея Шахидов
с хорошей смотровой площадкой, а чуть ниже Площадь Государственного флага
Издалека кажется, что да, флагшток и сам флаг приличных размеров, ну и что такого? Подойдя ближе можно оценить масштабы конструкции — размеры флага 70 метров на 35, вес превышает 350 кг, а в дождь, говорят, доходит до полутонны. Самый большой в мире! (Теперь понятно, откуда у нас в Минске появилось такое же чудо, хорошо хоть в меньших размерах). Рядом расположен, уверен, многим знакомый зал,
где в финале Евровидения в 2012 году, зажигали «Бурановские бабушки». Не сомневайтесь, проход пешком туда даже вниз, к бульвару, а тем более вверх, хоть и дело хорошее, очень полезное для общего физического развития, но непростое. Лучше воспользоваться фуникулером
Он ходит, к сожалению, не так уж и часто 2–3 раза в час, зато удобно и абсолютно даром…
Вот постепенно переходя к транспорту, замечу, что видел как-то и туристический автобус
но максимум раз или два. Не сомневаюсь, что такие автобусы активно используются, однако как-то они не бросились в глаза. А не обратить внимание на бакинские городские автобусы от «Ивеко»
очень сложно. Увы, так и не попал в его красивое, кондиционированное чрево, не скажу даже сколько стоит в нем поездка. Справедливости ради отмечу, что встречаются и другие типы автобусов, порой сильно бывшие в употреблении, ходят также маршрутки, не удалось испытать, но есть в Баку и метро. Вот там я был! Станции советских времен, которые видел, не поражают роскошью или изысканностью, очень даже привычные, тем не менее там чисто и нормально все организовано. Поезда были и производства Ленинградского завода им. Егорова, и очень современные, уж, откуда они родом не узнал. Заходил я в метро только два раза и каждый раз «зайцем»:) Нет, очень даже по-честному — через турникет. Наши коллеги, описывая здесь бакинское метро писали, что для проезда там надо приобрести карту в автомате, с залоговой стоимостью 2 маната на 10 поездок, т. е. 1 поездка стоит 20 копеек (ага, так называется мелкая монета!). Просто я при входе обратился за помощью к залу окружающим, а в ответ, мне в обоих случаях предложили проследовать к турникету и приложили свою карту. Я ведь не ради экономии, даже предлагал им деньги! Мне же только улыбнулись в ответ — не заморачивайся, дорогой!
Следующее открытие, однозначно — дружелюбие и разговорчивость окружающих. Тут уж, если желаете, то можно сурово нахмурить брови, сделать озабоченный вид и пройти мимо, дело личное. Я же практически каждый раз вступал в разговор, мне было интересно. Отвечал откуда приехал, впервые ли здесь, как понравился город. Такого количества общения в чужой стране (хотя насчет Азербайджана, сказать «чужая» — пока относительно) у меня никогда не было. Это факт! Причем с самыми разными людьми — владельцем (хотя скорее управляющим) пафосного ресторана, торговцами, прохожими на улице приличного и порой совсем неприличного вида, полицейскими, понятно, таксистами, случайными соседями за столиком и т. д. Конечно, часто мне всуе поминали нашего великого вождя, но думаю это просто, чтобы мне было приятно. Общались мы на великом и могучем, хотя нередко люди даже старшего поколения не могли меня понять. Бывает! Впрочем, это отдельная тема, постараюсь к ней обязательно вернуться, поскольку без такого разнообразного общения, понять и почувствовать не только город, но и страну, и народ, в ней живущий, значительно сложнее…
Еда. Вкусно. Питательно, часто знакомо, но еще раз повторю — вкусно. Не хочу занимать ваше время, читатель, показывать блюда, греметь тарелками… поверьте на слово и всё!
Да, еще важный момент. Наличные деньги всегда не лишние, это где угодно, но в магазинах, кафе, ресторанах нет проблем в использовании карточек. Как проверил потом, курс списания порой даже лучше чем в обменниках.
Погода. Было совсем не холодно. Даже очень не холодно — где-то 35–38 градусов и только к концу нашего недельного пребывания наметились тучки. Слава богу, присутствует постоянный ветерок от моря и весьма помогает при пешем передвижении днем в ходе изучения города. Похоже там и высокая влажность, так что при длительных прогулках под ярким южным солнцем… сами понимаете, потеется легко и непринужденно.
Вернусь к красотам Баку…
Первым делом Бульвар — набережная вдоль Каспия. Очень красиво всё сделано. И по богатому. Плитка, цветы
лавочки, даже дизайнерские мусорки, деревья, вплоть до баобабов, серьезно! Вот он
Обещают, что в таком виде бульвар будет сделан на протяжении 24 км и войдет в Книгу рекордов Гиннеса. Что ж, посмотрим.
Музеи. Сразу возле фуникулера выделяется Музей Ковров
красивое, оригинальное здание. Может и зря, но мы там так и не побывали. Как-то не получилось, хотя скорее не очень-то были заинтересованы. Верю, там очень интересно и познавательно. Говоря о музеях, отдельно отмечу Центр им. Г. Алиева
просто-таки футуристический
Он расположен немного подальше, несомненно, расскажу о наших впечатлениях о нем. Как и поездке к горящим камням Янардага
и к храму огнепоклонников
в Атешгях.
Напротив Музея Ковров, вдоль бульвара — «Бакинская Венеция»
До Венеции, пожалуй, этому делу всё-таки далековато, но в условиях южного города и жаркой летней погоды, такое обилие воды, тенистых деревьев определенно радует душу. Нечто подобное планировали создать и в Минске, даже широко рекламировали эти планы, некоторое время назад, но похоже, реальность внесла серьезные коррективы в мечты проектировщиков. А в Баку успели! Даже в этих каналах плавают гондолы, ну, может и не совсем такие, как на исторической родине, к тому же с гондольером, хотя и без весла (или правильно — шеста, багра?).
Серенад в их исполнении и аккордеонов на груди, тоже не заметил. Место всё равно очень приятное. Бросилось в глаза как оформлен столб для антенн связи
— это не дерево, а именно столб. Надо отдать должное, бульвар сделан с любовью, выдумкой и очень красиво.
В Баку немало оригинальных фонтанов. Все, что мы видели не поражали циклопическими размерами
и на мой взгляд придавали центральной части города какой-то шарм, даже уют
Вот здесь, в районе 3 пешеходных улиц, главная из которых называется Низами, в честь классика персидской поэзии,
расположено множество магазинов, всевозможных кафе и ресторанов. Вечером народа там — не протолкнуться, именно так! Немало всевозможных скульптур, памятников
вот даже Никола Тесла!
Ну, и как пропустить мимо Старый Город — Ичери-Шехер с Девичьей Башней
давным давно ставшей визитной карточкой Баку. Понятно, цель номер 1 — «Чьерт побери»:)
не отметиться в этом культовом месте, где снимался тот самый, любимый поколениями, фильм… ну, просто туристическое преступление! Улица Кучек Кала (Малая Крепостная) д.8. Кстати, наши друзья, в поисках заветной аптеки из фильма, обращались к окружающим с вопросом: «Как найти «Ну, погоди»? Их не только поняли, но и даже верно подсказали!
Мы не раз прошлись по улочкам Старого города
заглядывая в магазинчики и кафе, общались с торговцами, отдыхали в тенистых местах
которых, кстати, не так уж там и много. Короче, тут еще рассказывать и рассказывать,
парочкой предложений ничего не передать!
Ах, всё так чудесно-прекрасно-замечательно?
И я распинаясь прям захлёбываюсь от восторга? Не совсем так, друзья. Надо чуть-чуть отвлечься от созерцания витрин и свернуть немного в сторону, причем, даже в очень благополучной центральной части города
Немало известно о питерских дворах-колодцах или одесских, подобное есть и в Баку. Люди живут здесь не только в многоэтажках, но и вот так
и говорят не только «правильные», с точки зрения властьимущих речи… А выехав за город, пусть совсем недалеко,
понимаешь, что не нефтью единой живет этот народ. В общем, всё это совсем другая история…
Первые впечатления, это как утро, день в дальнейшем может выглядеть немного по-другому.
Продолжение здесь...