В моей домашней библиотеке есть книга об инках из серии «Великие империи прошлого», которую в свое время я штудировала как студент перед экзаменом, собираясь в Перу. Моему восторгу тогда не было предела. Кладки, супер-города, акведуки, дороги, опутавшие паутиной всю страну, достижения в военном деле…И это все они — индейцы, которых с легкой руки испанцев стали называть инками. Как, вы не знаете значение слова «инка»? Да вы что, это знает каждый человек побывавший в Перу. «Инка» на языке кечуа означает «лидер» или «вождь». Признаюсь, я тоже долгие годы жила в неведении, пока судьба не занесла меня в эту страну. И вот теперь спешу поделиться с вами сакральными знаниями. Тогда семь лет назад, приехав в Перу, я всматривалась в лица перуанцев, пытаясь внимательнее рассмотреть потомков этой самой великой империи. Позже, при ознакомлении с различной альтернативной тарабарщиной, не скрою, меня постигло некое разочарование.
Я так душою всей любил людей,
Но лучше бы — лелеял голубей,
Ведь те хоть благодарны за кормёжку,
А эти — расшибись ты хоть в лепёшку…
Становятся — грубей, подлей и злей.
(Казарян В.Э.)
Но время ставит все на свои места. В моей голове постепенно все эти американские горки сгладились, и наступила некая гармония, с которой я и вернулась обратно.
К инкам и их достижениям можно относиться по-разному. Можно их превозносить, а можно над ними насмехаться. Однако мало кто будет оспаривать их военные успехи, их грамотную ассимиляцию с покоренными народами, когда традиции и достижения этих племен не уничтожались, лучшее перенималось, а многое из оставшегося не запрещалось. Чем больше племен включала в себя империя инков, тем сложнее было ею управлять. Управленческая система основывалась на простой десятичной системе социальных групп. Минимальная группа — десять домашних хозяйств…далее районы, города и регионы. Налоговая система работала четко. Каждый работал в силу своих возможностей, даже дети и старики. Тех, кто был нетрудоспособен, обеспечивали кровом, одеждой и едой за счет Сапа Инки. Круто? И это еще не все. Если преступление совершали люди, обладавшие высоким социальным статусом, их наказывали гораздо более сурово, чем простолюдинов. Вот он социализм в чистом виде! И все как обычно испортил пришедший с запада с востока капитализм. Мне, как человеку, родившемуся и выросшему в СССР, сложно поверить в эти сказания. Мы- то знаем всю эту подноготную изнутри. Но со слов хронистов эта машина действительно работала, и работала неплохо. И даже если инки где-то что-то когда-то не создали и не построили, то, по крайней мере, они смогли найденное реанимировать и использовать довольно успешно в своих целях.
В 8 км от Куско располагается " Красная крепость», что на языке индейцев звучит как Пука-Пукара.
По мнению историков, Куско, окруженный богатейшими и плодородными землями, следовало охранять от диких племен, проникавших сюда со стороны амазонской сельвы.
С этого опорно-наблюдательного пункта индейцы подавали сигналы тревоги в случае приближения врагов к столице.
Здесь нет мегалитов. Все сложено достаточно примитивно и непритязательно, что вполне было инкам под силу. Виды, которые отсюда открываются, очень живописные.
Место для наблюдательного пункта выбрано грамотно, т. к. отсюда превосходно просматриваются дороги, ведущие в долину.
К тому же на дорогах, общая длина которых составляет около 24 000 км, инки создали пешеходный аналог почтовой службы. Почтальонов обучали запоминать и в точности передавать устные послания. Их расставляли на дорогах через равные расстояния, где сменяя друг друга, они перемещались круглосуточно. Благодаря такой организации, послания из самых удаленных уголков страны (а это ни много ни мало более 3 000 км) доставлялись в Куско за неделю.
Как говорится в одном известном фильме: «В человеке всё должно быть прекрасно — погоны, кокарда, исподнее, иначе это не человек, а млекопитающее». Судя по всему, это был один из основных принципов, на котором строилась империя инков. Одежда жителей различных районов отличалась по цвету, что было удобно для стражников. Они знали, кто в каком районе проживает, и тем самым отслеживали перемещение населения по стране.
Недалеко от Пука-Пукара располагается Тамбочай . Он же «загородная резиденция» инкских правителей, он же «храм воды», он же «купальня инков». Храм, конечно, это сильно сказано.
Фотография 2009 года. Извиняюсь за качество, зато своя. Основная роль в этом комплексе отводилась подземным источникам. Индейцы до сих пор верят, что местная вода приносит молодость и богатство. Тамбочай представляет собой не очень большое сооружение, но зато здесь можно увидеть полигональную кладку. Смотреть «купальню» в этот раз мы не поехали. В связи с задержкой самолета наша экскурсия по Куско и его окрестностям немного подсократилась, и я предложила нашему гиду Илиане вместо Тамбочая больше времени провести в Саксайуамане, против чего она не возражала. А Саксайуаман, скажу я вам, это Эльдорадо для альтернативщиков.
Аналогов этому сооружению в мире нет. Три яруса зигзагообразных стен более трехсот метров в длину и около шести метро в высоту. Знающие люди говорят, что Куско был построен в форме пумы, а зигзагообразные стены Саксайуамана — зубы в ее пасти. Я не знаю, как долго нужно жевать листья коки, чтобы разглядеть в очертаниях столицы инков этого зверя, но мне пума не привиделась, как я не старалась ее узреть. Кстати, именно со смотровой площадки в Саксайуамане открывается лучший обзорный вид на Куско.
Испанцы не сразу завоевали Саксайуаман. Ими было предпринято несколько попыток с целью выгнать оттуда индейцев, засевших за мощными стенами. Возможно, именно под впечатлением этих событий Саксайуаман и нарекли крепостью. Хотя ничего общего с крепостью у этого сооружения нет вообще.
Впечатляет, конечно, кладка этих самых зигзагообразных стен. И особенно размеры монолитов в сотни тонн весом.
Когда Илиана стала рассказывать о том, как бедные индейцы таскали сюда эти камни из ближайшей каменоломни, мой мозг взбунтовался и напрочь отказался принимать эту информацию. Благо, у меня была отмазка, что я здесь уже была и все это знаю. Оставив сестру один на один с гидом, я убежала фотографировать «крепость» и монолиты.
Почему-то в прошлый раз я не получала такого удовольствия от увиденных здесь картинок. Все-таки знания — это сила. Хотя надо отдать должное, виды здесь великолепные.
Кстати, если верить хронисту Гарсиласо-де ла Вега, который наполовину был инком, то он пишет следующее: инки однажды попытались перетащить один из таких циклопических камней с древней каменоломни к крепости, но закончилась эта попытка трагически. Несколько тысяч индейцев тащили этот камень, однако вес камня оказался непосильным, и он скатился по склону, убив больше тысячи индейцев. Забавно, не правда ли? Рядом с зигзагообразными стенами находится скальной выход с округлыми формами.
Выглядит это как выдавленная из тюбика застывшая зубная паста.
Нет, нет, это не инопланетяне, и даже не древнейшая развитая цивилизация. Представьте себе, природа! Сама, без чьей либо помощи. Через узкие трещины в твердых скалах расплавленная порода выдавливается на поверхность, в результате чего получаются такие образования.
Интересно забраться на этот скальный выход, потому что здесь можно увидеть искусство инкских мастеров по работе с камнем. Умели же, когда хотели поразить будущие поколения.
Однако, не обошлось и без разочарования. Доступ к некоторым объектам, которые еще 7 лет назад были доступны туристам для близкого осмотра, сейчас ограничен. И нет возможности подойти и рассмотреть их в непосредственной близости. Например, так называемый «трон инков». У меня есть фотография, где мы восседаем на нем.
А сейчас «трон» можно сфотографировать только издалека.
К сожалению, эта тенденция наблюдается не только в Саксайуамане, но и в Мачу-Пикчу. Сами гиды жалуются, что вчера еще была возможность подойти и близко рассмотреть объект, а на следующий день, опана, ребята, любуемся на расстоянии. Безусловно, для этого есть причины. Одна из которых, количество людей посещающих Куско и Мачу-Пикчу. Трудно представить, но в сезон, с мая по сентябрь, сюда приезжает до 5 000 туристов ежедневно. Сейчас решается вопрос о том, чтобы ограничить количество людей, посещающих Мачу-Пикчу двумя тысячами в день. Наверное, это правильно. Но все равно, глядя на ограничения, становится грустно. Но вернемся в Саксайуаман. Пройдя мимо «зализанной горки» мы обнаружили вот такой интересный камень.
Огромный перевернутый монолит оторван от скального основания. Первое, что приходит в голову, учитывая сейсмическую активность данного региона, что это результат сильнейшего землетрясения. Хотя, теории на этот счет высказываются разные. Нас же больше заинтересовали «выдолбленная» лестница и боковая стороны монолита, к которой, видимо, что-то крепилось.
Я не знаю, как индейцам удавалось добиваться такого качества в работе с камнем, но увиденное впечатляет. И таких вещей в Саксайуамане можно наблюдать много. Рядом с перевернутым монолитом лежит валун.
Данный вид обработки камня, даже уже и гиды, чему я была удивлена, называют «пластилиновой технологией». Обратите внимание, край надрезанного материала изогнут как пластилин. Такое впечатление, что с камнем работали, когда он был в размягченном состоянии. Существует два легенды «пластилиновой версии». Одна из которых гласит о некой птичке, которая смешивая сок неизвестного растения со своей слюной, будто бы размягчала скалу, пробивала в ней пещерку и устраивала там гнездо. Скорее всего, такие птички существуют и не только в Южной Америке. Но сколько надо было таких птичек и плантаций этого растения, чтобы размягчить подобные камни, которых в Перу немало? В другой легенде некто нашел сосуд со странной жидкостью, пролив которую на камень, можно было добиться его размягчения. А через какое-то время камень опять застывал. Естественно, никто рецепта этого «эликсира» не знает. Существуют различные научные теории, объясняющие все эти феномены с камнями. Наши ученные тоже бывали здесь не раз, и, кстати, имеют очень красивую версию, объясняющую и «пластилиновую технологию», и полигональную кладку. Желающие без проблем все это могут найти в интернете. Но кто бы что бы не говорил, все озвученные и неозвученные версии остаются только теорией. Никто не смог повторить данные технологии на практике. И чем больше погружаешься в эту информационную пучину, тем острее осознаешь, насколько ничтожны наши знания. Такое впечатление, что амнезия постигла не только инков, но и все человечество. Однако, давайте отвлечемся от этой скользкой темы и посмотрим вокруг. Красота!
Будет не совсем правильно, если я не упомяну еще одно небольшое сооружение, которое находится между Саксайуаманом и Пука-Пукара и называется Кенко. До него от Саксайуамана, если у вас позволяет время, можно прогуляться пешком, наслаждаясь окружающими пейзажами.
На осмотр Кенко у нас ушло около пятнадцати минут.
К этому скальному образованию человек тоже приложил свою руку.
Внутри имеются проходы, которые ведут в грот.
Не буду утомлять вас больше всякой ерундой, просто посмотрите.
Считается, что здесь инки проводили сакральные церемонии и мумифицировали покойников. Хотя, почему считается? Скорее всего, так и было. В отличие от своих соседей ацтеков, инки дружили с головой, за что я их и люблю, и человеческими жертвоприношениями не злоупотребляли.
Пожалуй, буду заканчивать свое затянувшееся повествование, дабы сильно вас не утомлять. Все вышеперечисленные достопримечательности вместе с Куско, как правило, осматриваются нами туристами за один день. Можно ли что-то вычеркнуть из этой программы, чтобы оставить больше времени для Куско? Можно, но не стоит. И Тамбочай, и Пука-Пукара, и Кенко заслуживают, чтобы их посетили. О Саксайуамане я вообще молчу. А для Куско выделите лучше отдельный день. Тогда наступит вам счастье, и вы получите массу положительных впечатлений и удовольствия. Только не забудьте положить в карман несколько листиков коки. Говорят, что они неплохо помогает от горной болезни.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия