Шестой день в Риме! Кажется, мы уже освоились в этом огромном городе, вернее в его историческом центре. Знакомиться с жизнью современных районов не было ни желания, ни времени, страницы истории шелестели зазывно, а фолиант представлялся настоящей громадой. Громада была не простой, а волшебной — чем больше ты читал, тем больше страниц вырастало, так что книга становилась бесконечной.
Здесь было очень важно не впасть в беспокойство, обуздать бесполезное стремление прочитать как можно больше, но радоваться уже тому, что тебе позволено подержать эту книгу в руках, пошелестеть ее страницами, погладить переплет.
Конечно, хотелось как-то охватить целое, чтобы и Рим не слишком важничал, поэтому мы с утра отправились к собору Святого Петра, чтобы с его купола обозреть этот великий город. Кажется, за четыре евро купили билет на лифт и вознеслись на какой-то высокий уровень, предполагая, что мы уже почти у цели.
2
Наивные! Мы вознеслись только на крышу.
4
После этого началось долгое и непростое восхождение по винтовому узкому коридору без окон, на купол и смотровую площадку.
Движение по лестнице одностороннее (спускались мы уже по другой лестнице), поэтому, когда ты знаешь, что за тобою двигается большая череда людей, а «обратной дороги нет», возникает чувство ответственности за свое здоровье и свои ноги, которые на Руси еще ласково называли «сопоходушками».
Вид с купола открывается необыкновенный. Пожалуй, так высоко я еще нигде и никогда не забиралась.
С этой высоты, впечатлила площадь Святого Петра, которая действительно спроектирована Бернини в виде символического ключа, ведь апостол Петр, как известно хранитель ключей от Рая.
9
В тот день мессу служил сам Папа Римский, и мне удалось сфотографировать это событие из внутреннего зарешеченного окна, когда понималась на купол.
3
В свое предыдущее посещение я не стала стоять в очереди, чтобы прикоснуться к ноге знаменитой статуи св. Петра, а в этот раз, увидев, что очереди нет, смело пошла вперед.
2
Охрана пропустила, думая, что я иду на мессу, но когда поняла мое намерение, было уже поздно — ритуал был совершен беспрепятственно.
Мне очень хотелось побывать в римском православном храме. Я знала, что раньше в этой столице католицизма был только один православный храм, при нашем консульстве, освященный в честь святителя Николая Чудотворца. Однако очень хотелось найти совсем новый храм, недавно освященный в честь великомученица Екатерины. Нужно понимать, что постройка и освящение православного храма в Риме — это событие более чем значительное и даже удивительное.
В Интернете я нашла адрес: Via del LagoTerrione, 77/79, 00165 Roma, Italia, но где это? Искать нужно было самостоятельно, о таком храме могли знать только члены маленькой православной общины, которая жила в этом огромном Риме, но где представители этой общины!
Озадаченная предстоящими поисками, которые намечались на один из дней, а теперь, обозревая Рим с высоты, я вдруг увидела этот храм с высоты собора Святого Петра. Казалось, что церковь находится не очень далеко, колокола звонили, словно звали к себе, и мы поспешили вниз, чтобы успеть на православную литургию.
2
Служба шла полным ходом, скромный хор пел очень хорошо, и было ощущение какой-то милой «домашности».
5
Мы подошли к закладному камню, благословленному еще патриархом Алексием, и порадовались осуществлению задуманного.
1
В это время снова, уже рядом, над головой, зазвонили колокола церкви Святой Екатерины.
1
Через некоторое время издали, словно бы им отвечая откликнулся могучий бас колокола собора Святого Петра.
Было в этом что-то очень доброе, хотя и случайное.
3
День снова был жаркий. По дороге в гостиницу мы ели мороженое, пили сок из красных апельсинов, который нам все очень советовали попробовать, но как-то не удавалось его отыскать. Оказалось, что это действительно очень вкусно!
После холодного душа и отдыха в гостинице, снова покатались на туристическом автобусе и вышли у Капитолия, чтобы посетить расположенную на вершине капитолийского холма (46 метров над уровнем моря), церковь Санта Мария-Де Арачелли.
Я стремилась в эту Капитолийскую базилику еще и потому, что здесь находились мощи св. Елены, однако эта церковь была интересна и как одна из самых древних.
В церкви шло венчание. Фотографы измучили молодых, заставляя пройти от алтаря снова и снова, под органную музыку все того же «Марша Мендельсона», но уверена, что эти фото и видеокадры будут им дороги всю жизнь.
3
Ведь они венчались в храме, с которым связана история самого Рима. Храма, где сегодня находятся такие святыни, как чудотворная икона Божией Матери, написанная Святым Апостолом и Евангелистом Лукой, переданная в Рим патриархом Константинополя, а также статуя Младенца Иисуса Христа, вырезанная, как гласит предание, из оливкового дерева Гефсиманского сада.
Эту базилику часто еще называют «Жертвенник небесный». Она построена на месте бывшего храма Юпитера Капитолийского. Первые упоминания об этом храме Святой Марии, относятся к шестому веку нашей эры.
В седьмом веке церковь стала монастырём греческих монахов, потом перешла в собственность бенедиктинцев, которые и возвратили ему статус церкви. В XIII веке начинается глобальная перестройка собора под руководством архитектора Арнольфо ди Камбьо. Проект был закончен в 1291 году и завершен строительством знаменитой лестницы в 124 ступени. Я с удовольствием посидела на лестнице, спроектированной Лоренцо ди Симоне Андреоцци, потому что в этот день «сопоходушки» трудились достаточно много да еще и преодолевая какие-то великие лестницы…
7
Следующий день был также посвящен знакомству с римскими христианскими святынями.
Посещение Собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или как его называют Базилики Сан-Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano), было запланировано, как непременное, ведь именно здесь находятся честные главы апостолов и Петра и Павла.
2
Эта базилика (официальное название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) — кафедральный собор Рима, где находится кафедра римского епископа и папского трона. В католической иерархии такая церковь стоит выше остальных храмов мира, даже римского собора святого Петра, так как носит титул «Basilica maior».
Есть предположение, что первоначально базилика была построена царицей Еленой. После того, как Константин Великий, сын Елены подарил Латеранский дворец римскому епископу, храм был уже в 324 году был освящен.
В течение первого тысячелетия все римские папы проживали в Латеранском дворце. Здесь состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви, именуемых Латеранскими.
2
Храм славился великолепным убранством, так что его даже называли «золотой базиликой», но в V веке был опустошен вандалами.
3
Сегодня православные христиане, совершающие паломничество в Рим, посещают этот храм ради главных святынь. В нише (в католической традиции называется табернакль), устроенной в XVI веке над папским алтарем, в двух серебряных реликвариях, хранятся головы апостолов Петра и Павла.
Среди других реликвий базилики выделяются фрагмент Ризы Богородицы, часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии.
Главной реликвией базилики долгое время была лестница (Scala Santa) которую св. Елена привезла из Иерусалима. По ней Христос поднимался во дворец Пилата на судилище.
Впоследствии базилика подвергалась множеству испытаний, горела, пришла в упадок и, наконец была перестроена, получив современный барочный вид. А святая лестница была перенесена в соседнюю базилику, где находится и поныне.
Вначале церковь была посвящена священномученику Лаврентию — архидиакону римской христианской общины, жившему в III веке. Позднее эта базилика получила название Святая Святых (Cappella Sancta Sanctorum и Chiesa di S. Salvatore della Scala Santa). Она расположена напротив собора Сан Джованни ин Латерано.
По традиции 28 ступенек этой лестницы люди проходят на коленях, причем на каждой ступени читается молитва «Отче наш». Миллионы людей, которые за века прошли по этой лестнице, стерли каменные плиты, поэтому, чтобы реликвию сохранить, лестница была одета в деревянную облатку с прорезями, в которые видны те самые плиты, однако и дерево уже стало отшлифованным почти до блеска.
По сторонам лестницы расположены скульптуры: Христос и Пилат.
Вторая скульптура — поцелуй Иуды.
1
Отношение к этой традиции может быть разным. Одна моя знакомая, которая ездила по Италии паломницей, с сопровождающим православным священником, рассказывала, что их группу батюшка не благословил пройти эту лестницу на коленях, объяснив, что так молятся католики. Я же никаких запретов не получала, поэтому следовала велению сердца. Должна сказать, что когда в храм входят такие разные люди, «от мала до велика», разного цвета кожи, в таких разных одеждах, и как мне кажется, даже иногда разных вероисповеданий, но почитающих Христа, когда они встают на колени и все вместе, тихо читая одну и ту же молитву на разных языках двигаются вверх, это очень волнует сердце и просветляет его.
2
Когда мы вышли из храма солнечное утро было в самом расцвете. Мы сели на рейсовый автобус и по древней Апиевой дороге не поехали, но потряслись в сторону катакомб.
Катакомбы Рима — это целый подземный город, так до конца и не исследованный, ведь его протяженность до 170 километров!
Кажется в Риме насчитывают до 60-ти катакомб, но мне хотелось попасть в катакомбы святого Каллиста, ведь именно там были захоронения первомучеников-христиан. В них обрели мощи святой Цецилии — покровительницы церковного пения. Я не знала ничего о правилах посещения, кроме того, что одиноких туристов в катакомбы не пускают, в том числе и в целях их личной безопасности — заблудиться очень легко, причем на всю оставшуюся жизнь.
К счастью наша дорога привела нас именно к входу в эти катакомбы. Мы приобрели входные билеты, после чего были не допущены индусом-контролером именно по причине нашей одинокости.
Вполне доброжелательный человек, в который раз спрашивал меня, каким языком я владею, спокойно пропуская немецкую, французскую, итальянскую группы, и каждый раз останавливая меня. Было обидно. Но, наконец, я все же с трудом поняла, что мне нужно ждать англоговорящую группу, так как русскоговорящая не предполагалась.
Пока мы весело пререкались, он под моим руководством начал изучать русский язык и когда путь в катакомбы с группой мне все же открылся, мы были уже почти друзьями.
— Елена! Двенациать? — Кричал он мне на прощанье.
— Двенадцать! Пока-пока!
— Пока-пока! Радостно махал он мне рукой, — возможно радуясь своему избавлению от разговорчивой, но не достаточно владеющей языками особы.
Мы вошли в катакомбы в 11 часов утра и вышли через сорок минут.
Наш экскурсовод пожилой интеллигентный вполне европеизированный индус был очень хорошим гидом и рассказывал, видимо много интересного. Кое-что я понимала, так что даже задала какой-то умный вопрос, на который он подробно ответил, а молчаливая англоязычная группа посмотрела на меня с уважением.
Впоследствии итальянцы в гостинице мне сказали, что в Риме живет целая ветвь привилегированного рода Ганди, переселившаяся в Италию давно, так что, скорее всего гид — это итальянец, индусского происхождения.
В катакомбах фотографировать было запрещено.
Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианское время, как кладбище, после того, как зажиточные граждане Рима вместо языческой традиции сжигания тел, стали хоронить их в земле.
Во времена первых христиан и гонений на них, катакомбы превратились в укрытия, здесь молились, причем службы были круглосуточные, здесь же хоронили собратьев по вере, замученных, но твердо исповедовавших Христа.
На стенах много раннехристианской символики: голубь — символ Святого Духа, агнец — символ Христа, Птица феникс — символ воскресения, якорь, как опора в мире, символ надежды, Павлин — символ бессмертия, лилия — символ Девы Марии и символ чистоты, виноградная лоза и хлеб — символы евхаристии. Об этих символах гид рассказывал уже и после того, как мы вышли из подземелья.
Кроме того в катакомбах сохранились фрески изображающие сцены из Священного Писания, лики Христа и Богородицы, Адама и Евы, пророков.
Мы внимательно слушали об истории катакомб, традициях захоронений, первых христианах.
Конечно, меня поразила скульптура святой Цецилии.
(фото из интерента)
Говорят, что скульптор Мадерно, участвовавший в открытии мощей, запечатлел увиденное им тело замученной Цецилии таким, каким оно предстало при открытии в 1599 году.
1
(фото из интернета)
Мы вышли из катакомб и пошли по дороге. Где-то вдали звонили колокола (в Риме и его окрестностях колокола звучат постоянно). Просторы полей напоминали Россию.
1
Табличка «Qua vado» указывающая путь в один километр была понятна мне и вызывала душевный трепет. Честно говоря, я и не мечтала когда-нибудь пройти этой тропой, не знала, что эта дорога сегодня еще существует и даже обозначена.
Это был тот путь, по которому апостол Петр уходил из Рима, поддавшись на уговоры его учеников, которые знали, что если Петр и дальше останется в Риме, его схватят и казнят.
Как они его убеждали? Возможно, говорили: учитель! Зачем губить свою жизнь. Ты нужен нам живым, ты нужен людям как проповедник, который несет слово Божие. Покинув Рим, ты принесешь больше пользы нашему делу! Спасайся.
Эта памятная дорога и то, что на ней произошло, хорошо известны по апокрифическим «Деяниям» Петра.
2
Петр шел, вместе с учениками, вдруг он побледнел, остановился, потом пал на колени…
Ученики ничего не понимали, а Петр решительно повернул назад в Рим…
Просто, в отличие от своих учеников, он вдруг увидел Христа, идущего ему навстречу.
— Зачем ты идешь в этот город! — Вскричал Петр.
— Я иду в Рим, чтобы меня там распяли снова, — был ответ.
Петр вернулся в Рим, был казнен, но по просьбе апостола, который считал, что недостоин той же смерти, что Христос, его распяли вниз головой.
Место встречи Христа с Петром обозначено небольшим храмом, в котором кроме надписи на камне, с отпечатком следа: Ex Voto — напутствие Христа путешественникам, установлен бюст писателя Генрика Сенкевича, описавшего эти события в своем известном романе «Камо Грядеши».
По мотивам этого романа снято два известных мне фильма: американский и польский.
Следующий день был посвящен поиску храма Basilica di San Paolo fuori le Mura (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура).
Это один из четырёх патриарших базилик Рима (наряду с собором св. Петра, собором св. Иоанна Латеранского и базиликой Санта-Мария—Маджоре.
Первая базилика была построена здесь еще императором Константином, так как считалось, что на этом месте было захоронение св. Павла.
1
Саркофаг с мощами св. апостола Павла хранился в крипте базилики, однако его не вскрывали, веря в предание, что именно в нем находится тело апостола. После пожара в 1823 году саркофаг оказался погребённым под расплавленным металлом и камнями. Только в 2005 году начались раскопки, и в 2006 году археологи объявили, что нашли саркофаг под храмом.
Впервые, святые кости позволили идентифицировать ученым и сегодня мы можем быть почти уверены, что этот величественный храм — место, где действительно покоится святой апостол Павел.
Это вериги святого Павла.
Накануне мы не смогли попасть еще в один храм — «Святого Креста в Иерусалиме» (Santa Croce in Gerusalemme), где хранятся части Креста, на котором был распят Христос. Эта святыня была обретена в XV веке.
После посещения Сан Паоло, мы все же побывали в этом храме, как впрочем, и в некоторых других, о которых нет возможности написать в одном рассказе.
Если вам показалось, что последние два-три дня у нас были слишком аскетичные — это не так. В христианстве есть понятие благодати, которую светские люди могут назвать «положительной энергетикой» или как-нибудь еще… Пожалуй последние дни были настоящим и очень светлым восхождением к истинному Риму, который постоянно зовет к себе христиан всего мира. Этот Рим может быть самый главный, но только его нужно принять свободным сердцем. Может быть, чуть расстегнуть пуговицу на глухо застегнутом воротнике, а может быть отпустить в себе доверчивого ребенка, который умеет радоваться звукам далеких колоколов, вплетающихся в теплый вечерний ветер и горько печалиться об утраченном.
Конечно, мы снова ели gelato, пили cappuccino и кое-что еще…
5
Присаживались там, где уставали ноги и пытались вести разговоры с услужливыми, хотя и в меру важными владельцами кафе и ресторанчиков, где порою великолепно обедали.
Мы знакомились на улицах, да так, что потом не хотелось расставаться… До сих пор, с симпатией вспоминаю ту незнакомую пожилую итальянку, которая указывала нам дорогу, а потом, вспомнив, что мы можем воспользоваться еще и трамваем, который показался из-за угла, бросилась к нам через дорогу, в опасной близости от этого самого трамвая, лишь бы помочь нам найти правильное направление пути…
Невозможно все пересказать, и все вспомнить.
4
Но в некотором роде символичным оказалось наше последнее посещение. Вечером последнего дня в Риме, мы как-то случайно набрели на маленький музейчик, о котором я в свое время рассказала в небольшом фотоальбоме.
Музей назывался «Гений Леонардо» и он прекрасно воссоединил и светское, и духовное в нашей такой разноплановой и яркой поездке.
Несмотря на свою невеликость, музей был хорошо оснащен. Миланская «Тайная вечеря» Леонардо здесь была представлена копией, но великолепный фильм показывал, как застывшие фигуры двенадцати учеников Христа, должны были бы двигаться в следующий момент, согласно законам анатомии и физики.
Что должно было бы произойти через секунду, если бы сейчас изображенные на картине вдруг ожили в нашем пространстве, в нашем времени.
3
Но разве они не оживают в нас каждое мгновение: самоуверенность и страх, предательство и любовь, все, что люди прошлого несли в себе и тысячу лет назад, и так же несут сейчас. Вечный город готов нашептать нам вечные истины, нужно только постараться их услышать.